{"id":11170,"title":"\u041a\u0430\u043a \u0437\u0430\u043c\u043e\u0442\u0438\u0432\u0438\u0440\u043e\u0432\u0430\u0442\u044c \u0438\u0433\u0440\u043e\u043a\u043e\u0432 \u0442\u0440\u0430\u0442\u0438\u0442\u044c \u0434\u0435\u043d\u044c\u0433\u0438","url":"\/redirect?component=advertising&id=11170&url=https:\/\/vc.ru\/promo\/341559-korotko-uvelichit-prodazhi-cherez-sobstvennoe-prilozhenie&placeBit=1&hash=7a5df0ef2aad1850664a44a9e406536cb9a26738c002b57db0ec8a963322865f","isPaidAndBannersEnabled":false}
Право
Рунетлекс

Товарный знак в ключевых словах: мнение антимонопольных органов и суда

Автор предостерег предпринимателей от настройки рекламы по товарным знакам конкурентов, потому что теперь это может им грозить большими штрафами.

Статья вызвала большой отклик: более 40 тысяч просмотров, 236 комментариев, 6 дней обсуждения.

Мы решили разобраться в вопросе с помощью Федеральной антимонопольной службы (ФАС) и суда по интеллектуальным правам (СИП).

Как было?

Гражданский кодекс запрещает использовать чужие товарные знаки без разрешения правообладателя и слова (словосочетания), сходные до степени смешения с чужими товарными знаками, в том числе в тексте рекламного объявления в интернете (так называемой «контекстной» рекламе).

До апреля текущего года запрет не касался использования чужих товарных знаков в ключевых словах при настройке рекламы.

Суды исходили из того, что ключевое слово — это технический критерий показа рекламного объявления в поисковой системе, и оно никак не способствует введению пользователей в заблуждение.

Что случилось?

23 апреля 2019 года Пленум Верховного Суда РФ принял Постановление №10 «О применении части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации» (Постановление №10).

В пункте 172 Постановления №10 говорится:

Использование рекламодателем при размещении контекстной рекламы в сети «Интернет» в качестве критерия для показа рекламного объявления ключевых слов (словосочетаний), тождественных или сходных до степени смешения с принадлежащим другому лицу средством индивидуализации, с учетом цели такого использования может быть признано актом недобросовестной конкуренции (статья 14.6 Федерального закона «О защите конкуренции», статья 10.bis Парижской конвенции).

В статье, о которой мы написали вначале, автор рассказал об этом Постановлении и предположил, что теперь нельзя будет безнаказанно использовать чужие товарные знаки в ключевых словах.

Читатели разделились на две неравные группы: 90% спорили с утверждением автора «рекламу в интернете по названиям конкурентов стали признавать недобросовестной конкуренцией», а 10% интересовались, как избежать наказания за убийство (зачернуто) за рекламу по ключевым словам.

Несогласные приводили в качестве аргумента оговорку «может быть признано», которая содержится в пункте 172.

Действительно, законодатель не утверждает, что всякое использование ключевых слов — есть нарушение, а допускает, что это может быть нарушением: «…с учетом цели такого использования».

Это значит, что использование в контекстной рекламе ключевых слов, похожих на товарные знаки конкурентов, могут признать недобросовестной конкуренцией и наказать нарушителя штрафом, а могут и не признать — в зависимости от ситуации.

Дискуссия касалась еще и того, что автор, по мнению комментаторов, не привел ни одного примера разбирательства, предметом которого было бы исключительно использование чужих товарных знаков в ключевых словах.

Мнение ФАС

Антимонопольные органы следят за соблюдением закона «О защите конкуренции» (Закон). Они же разъясняют вопросы применения антимонопольного законодательства.

Мы спросили у ФАСа:

Является ли актом недобросовестной конкуренции использование рекламодателем при размещении контекстной рекламы в сети Интернет в качестве критерия для показа рекламного объявления ключевых слов (словосочетаний), тождественных или сходных до степени смешения с принадлежащим другому лицу средством индивидуализации?

Если коротко, ФАС ответил, что все зависит от конкретной ситуации, и теперь он будет ориентироваться не только на Закон и Парижскую конвенцию, но и на пункт 172 Постановления №10.

Подробнее: ФАС разъяснил, что по Закону актом недобросовестной конкуренции могут быть признаны любые действия предпринимателей, отвечающие признакам недобросовестной конкуренции.

ФАС перечислил эти признаки: любые действия, направленные на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности, которые:

  • противоречат законодательству Российской Федерации, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости;
  • причинили или могут причинить убытки другим хозяйствующим субъектам-конкурентам;
  • нанесли или могут нанести вред их деловой репутации.

Наличие или отсутствие совокупности этих признаков ФАС будет устанавливать, исходя из обстоятельств и с учетом имеющихся доказательств.

Мнение СИП

Изучая вопрос, мы не могли не заглянуть в свежую судебную практику. Вдруг найдется что-то интересное.

До Постановления №10 суды отказывали истцам по таким спорам. Из иска в иск кочевал аргумент: ключевые слова — это технический параметр показа рекламы в поисковой системе, они не индивидуализируют какие-либо товары, услуги или самого рекламодателя и не являются самостоятельным способом использования товарного знака.

Аналогичным образом суды разрешили иск общества «А+А Эксист-Инфо» к конкуренту.

Общество «А+А Эксист-Инфо» обнаружило, что при вводе в поисковую строку на сайте «www.yandex.ru» текста «exist.ru» поисковая система выдает ссылку на сайт с доменным именем конкурента «Изнекст-Авто» -- «www.isnext.ru», на котором конкурент предлагает к продаже товары и услуги, такие же, как у «А+А Эксист-Инфо» (истец).

Истец посчитал, что конкурент нарушает исключительное право на его товарный знак, используя его в качестве ключевого слова, и обратился с иском о взыскании компенсации в размере 5 млн рублей (дело №А40-167611/2018).

Суды первой и второй инстанции отказал в удовлетворении заявленного требования.

Когда спор дошел до суда по интеллектуальным правам (СИП), Постановление №10 уже было принято.

СИП тоже отказал истцу в пересмотре дела, но процитировал пункт 172 Постановления №10 и поддержал истца в главном:

  • Суды предыдущих инстанций не обосновали свои выводы о том, что использование обозначения, сходного до степени смешения с товарным знаком, в качестве ключевого слова для поиска рекламы в сети Интернет не является нарушением исключительного права на товарный знак.
  • Суды не привели какой-либо закон или иной нормативно-правовой акт, которыми было бы установлено понятие «ключевого слова» и (или) предусмотрена возможность использования в качестве ключевых слов при адресации к сайту в сети Интернет в целях рекламы собственной предпринимательской деятельности обозначений, сходных до степени смешения с товарным знаком другого лица без согласия правообладателя.

На наш взгляд, истец находился в шаге от того, чтобы выиграть дело по использованию конкурентом ключевых слов, схожих с его товарным знаком, но «не дожал».

Как отметил СИП, истец не предоставил суду документы, которые подтверждали бы, что ответчик заказывал третьему лицу размещение зафиксированных истцом рекламных объявлений с использованием ключевого слова «exist.ru», значит, не доказал, что именно ответчик использовал спорное обозначение в качестве ключевого слова в целях рекламы товаров.

И все-таки: накажут за ключевые слова по товарным знакам конкурентов или нет?

Могут наказать.

И ФАС, и суды теперь будут учитывать пункт 172 Постановления, принимая решения по ключевым словам.

Рекламу по товарным знакам конкурентов могут признать актом недобросовестной конкуренции и (или) нарушением исключительного права на товарный знак.

Если это произойдет, нарушителя оштрафуют. Размер штрафа может быть от 100 до 500 тысяч рублей по ст. 14.33 КоАП РФ, если правообладатель (конкурент) обратится в ФАС, и (или) от 10 тысяч до 5 млн рублей по ст. 1515 ГК РФ, если правообладатель (конкурент) пойдет в суд.

Автор: Марина Кятова, юрист Runetlex.

Возможно, вам будут интересны наши другие статьи на vc.ru:

Больше полезной информации о договорах можно найти на YouTube-канале и в Telegram.

0
40 комментариев
Популярные
По порядку
Написать комментарий...
Андрей Фомичев

Я все написал, перечитывайте )

Ответить
1
Развернуть ветку
Huntt Ext

Конкурент заказывает у третьего лица рекламу, используя в качестве ключевого слова свой собственный бренд. Эта реклама ведет на мой сайт и меня штрафуют?  Отличное решение.

Ответить
1
Развернуть ветку
Michael Smith

Адвокатский запрос в Яндекс, на предмет кто оплачивал рекламную компанию.
К ним и будет иск.

Ответить
1
Развернуть ветку
Dmitriy Bykov

Сильно сомневаюсь, что яндекс предоставит данные по адвокатскому запросу.

Ответить
1
Развернуть ветку
Michael Smith

Почему нет? Регистраторы предоставляют данные владельца домена, по адвокатскому запросу, чтобы выяснить кому отправлять иск.
Ситуация аналогичная.

Ответить
2
Развернуть ветку
Евгений Седых

Проверено, не предоставляют со ссылкой на отнесение сведений к коммерческой тайне. Остается только запрос суда.

Ответить
0
Развернуть ветку
Michael Smith

Так адвокатский запрос должен быть не просто так, а связан с иском в суд.
 В запросе должен быть указан номер дела в суде.

Ответить
0
Развернуть ветку
Евгений Седых

спасибо, я знаю, что должно быть в адвокатском запросе )) и немножко этим занимаюсь https://whois.webjustice.ru/

Ответить
0
Развернуть ветку
Michael Smith

Тогда в чем проблема?
У рег ру на сайте есть форма для адвокатских запросов, руцентр тоже пишет, что выдает данные по адвокатскому запросу.
В: Как я могу узнать, кто является Администратором домена?
О: Общедоступную информацию о доменном имени можно получить, воспользовавшись сервисом whois на сайте www.nic.ru. Полная информация об Администраторе домена может быть предоставлена только по запросу суда, правоохранительных органов или по адвокатскому запросу.

Ответить
0
Развернуть ветку
Евгений Седых

Работоспособность адвокатских запросов для получения сведений об администраторах доменов если в whois - privat person вопросов не вызывает

Если все же вернуться к проблеме, то она никак не связана с регистраторами, она связана с сервисами контекстной рекламы например Яндекс.Директ (о коих и повествует автор статьи), на которого по понятным причинам не распространяется действие положения о регистрации доменных имен, зато, распространяется закон о коммерческой тайне.

Если есть идеи как это преодолеть, было бы интересно выслушать )

Ответить
0
Развернуть ветку
Ирина Романова

Невероятно сложно читать такие статьи, ребята... Продираться сквозь бурелом канцелярита... Ну, хоть на редактуру отдавайте, тема же интересная.

Ответить
1
Развернуть ветку
Рунетлекс

Спасибо за отзыв! Постараемся делать проще для чтения следующие статьи. В данном случае в статье скорее не канцелярит, а юридическая терминология, упрощение которой могла бы исказить смысл. Но мы будем над этим работать)

Ответить
1
Развернуть ветку
Artemiy Shlesberg

«обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости»

Это вообще объективные термины?

Ответить
1
Развернуть ветку
Андрей Фомичев

Сколь угодно можно крутиться по запросам бренда, не используя бренд в ключевых словах. Например я буду крутить рекламу по фразе «купить кроссовки» и буду показываться по фразам «купить кроссовки адидас». Так устроена контекстная реклама. Но лапоть который написал эту статью об этом не знает) И юрист тоже лапоть. Вот если в обьявлении бренд чужой писать, то куда ни шло, можно попробовать притянуть.

Ответить
0
Развернуть ветку
Michael Smith

Например я буду крутить рекламу по фразе «купить кроссовки»
обнаружило, что при вводе в поисковую строку на сайте «www.yandex.ru» текста «exist.ru» поисковая система выдает ссылку на сайт с доменным именем конкурента «Изнекст-Авто» — «www.isnext.ru

Ответить
1
Развернуть ветку
Андрей Фомичев

И что? Яндекс сейчас и не такие синонимы автоматом подсовывает. 

Ответить
1
Развернуть ветку
Michael Smith

Какие синонимы?
По запросу из только торговой марки "exist.ru" показывают рекламный блок конкурента.
А не по "купить автозапчасти exist"

Ответить
1
Развернуть ветку
Андрей Фомичев

Такие. Загуглите чтоли. Если яндекс решит, что рекламодатель с ключом  isnext может получить переход и тематика похожая, то может крутануть рекламу по слову exist.

Ответить
0
Развернуть ветку
Michael Smith

Что-то я не помню такого в Директе. Он может расширить запрос, но не полностью поменять. Тем более на чужую торговую марку.

В любом случае, если такое и было, то после пленума это стало не законным и Яндекс должен был уже выпилить.

Ответить
1
Развернуть ветку
Андрей Фомичев

Нет, с отключенным расширением подсовывает и никак не отключить. И чем дальше тем больше.

Ответить
0
Развернуть ветку
Michael Smith

Ну если автор РК ключевое слово не использовал, то ответчиком станет Яндекс, делов то. На то и суд, чтобы выяснить.

Ответить
1
Развернуть ветку
Андрей Фомичев

Да бред это про ключи, вопрос в явном использовании в том числе и в обьявлениях. Какой-то умник ажиотаж насчет ключей раскрутил ) На ровном месте )

Ответить
0
Развернуть ветку
Michael Smith

Не похоже, чтобы Яндекс сам добавлял торговые марки конкурентов, как ключевики.
Есть ссылка на обсуждение такого кейса?
В качестве дополнительных релевантных фраз могут быть добавлены:
ключевые фразы с использованием других частей речи (кабинет стоматолога — стоматологический кабинет);
ключевые фразы с минус-словами (iphone 5s -копия -устанавливать -рингтон);
разные варианты записи брендов и моделей (hyundai — хёндай);
транслитерированные и переведенные ключевые фразы (Ritz Carlton — риц карлтон);
близкие по смыслу фразы (пластиковые рамки — фоторамки).

Ответить
1
Развернуть ветку
Андрей Фомичев

Да никто не обсуждает,  кому это вперлось, смотрю по брендам как откручивали так и откручивают + таргет. И вы не забывайте что торговые знаки это зачастую практически употребляемые слова в тематике. Kids как детские например запросто можно открутить, вижу где ТЗ прям ключевая фраза один в один, хотя это просто наименование предмета с характеристикой детское.

Ответить
0
Развернуть ветку
Michael Smith

смотрю по брендам как откручивали так и откручивают + таргет
Вы опять про "купить кроссовки адидас"?

Я про добавление автоматического запроса из одной торговой марки "адидас", есть такие примеры?

Ответить
1
Развернуть ветку
Андрей Фомичев

Нет, глянул мельком бренды с приставкой город есть, мне этого хватает. Плюс по нашему тз крутят рекламу дистрибьютеры. У меня нет однословных запросов, что вы так зациклились на однословиках?

Ответить
0
Развернуть ветку
Michael Smith

В смысле зациклился?
Статья о рекламе по ключевику-торговой марке конкурента, без всяких доп слов.
Вы же говорите о совсем другом.

Да и так понятно, что Директ не будет сам добавлять запрос из одного слова чужого бренда.
Это же сколько денег клиента можно спустить на такие однословнные ключевики, которые клиент не добавлял ) давно бы ор поднялся на весь интернет.

Ответить
1
Развернуть ветку
Андрей Фомичев

В смысле зациклились на домене. Домен может и не совпадать с тм или тз. Разве тз и тм все однословники? Пример в статье это пример, а трактовка там иная совсем.
Про синонимы и стоит ор, минусят, но лимиты не безграничны на минуса. Про бренды обсуждений больших не видел.

Ответить
0
Развернуть ветку
Michael Smith

В смысле зациклились на домене
Причем тут домен, речь была о торговой марке "exist.ru".
Разве тз и тм все однословники?
Да без разницы, по любой известной ТМ будет очень много показов. Такое никогда автоматически не добавится.
Про синонимы и стоит ор
Угу, но ни одной ссылки на кейс, у кого бы сам автоматом добавился запрос из названия бренда конкурента)

Ответить
1
Развернуть ветку
Андрей Фомичев

Я вообще не понимаю зачем в статью про ключ экзиста пример вкорячили, не в тему содержания статьи. А вы с этим доменом как с писанной торбой .... я вижу как английские слова в синонимы лезут, мне их пробивать все на наличие тз и тм? Не вперлись мне эти кейсы. Я просто вижу, что легко можно открутиться по чужому бренду, пусть даже он будет в фразе. Какая собственно разница?

Ответить
0
Развернуть ветку
Michael Smith

Я вообще не понимаю зачем в статью про ключ экзиста пример вкорячили, не в тему содержания статьи
В статье обсуждается судебный иск по использованию ТМ конкурентом, почему это не в тему?
И зачем вы упорно про ТМ говорите, что это домен?
Да названия совпадают, но обсуждается ТМ, кроме вас никто это доменом не называет.

Ответить
1
Развернуть ветку
Алексей Лилло

"exist.ru" это два слова

Ответить
0
Развернуть ветку
Евгений Седых

правильные доводы, коллега. Не хватает только одного, - указания на место размещение рекламного блока. Лично мне видится, что именно это имеет значение для защиты правообладателя в соответствии со ст. 1252 ГК РФ. Если интересно, тут подробно расписано со ссылками и прочими красотами https://www.webjustice.ru/blog/kto-otvetit-za-klucevye-slova

Ну если идти по 14.6 ФЗ о защите конкуренции, то зеленый свет на защиту против такой рекламы очевидно уже дан ВС и ФАСом.

а статья хорошая, напрасно некоторые комментаторы ворчат. спасибо автору

Ответить
0
Развернуть ветку
Татьяна Викторова

Надо подождать полгодика, будут ли судебные дела с признанием вины, а потом уже сильно бояться.....

Ответить
0
Развернуть ветку
Yuriy Mikaelyan

а что делать с "широким соответствием" google ads, когда сама корпорация будет подсовывать пользователю на запрос типа "пони экспресс" ваше объявлению по ключу "курьерская служба"? 

Ответить
0
Развернуть ветку
Евгений Седых

Судя по описанию https://support.google.com/google-ads/answer/2497828?hl=ru это такой же инструмент автоподбора как и "Автотаргетинг" у Яндекс.Директа. Сапорт последнего заявляет, что ключевики соответствующие витальным запросам не добавляются, если у вас их нет в списке ключевых фраз, они не используются в рекламном блоке и на целевой странице.

Сомнительно, что google в своих сервисах станет предерживаться иной политики и сознательно допускать нарушение интеллектуальных прав и прав на средства индивидуализации.

В противном случае, сервисы контекстной рекламы, являясь информационными посредниками пойдут паровозом в качестве соответчика.

P.S. кроме этого указанные сервисы имеют дополнительную лазейку для защиты в виде минус-слов, чтобы ответственность все-равно оставалась на Рекламодателе.

Ответить
0
Развернуть ветку
Yuriy Mikaelyan

в теории должно быть так, но на практике - добавляются и часто. Продвигаете "заказать суши" - покажет и по нияме и сушивоку при том, что таких ключей нет. Аналогично и в других нишах. Что касается минусов - да, решение рабочее, но ведь и ситуация другая - намерение вылезти по чужим витальным запросам - не прослеживается. Человек просто пилит свою рекламу по своим ключам, забывает добавить минус конкурента - залет на 500к?

Ответить
0
Развернуть ветку
Евгений Седых

использование или неиспользование минус-слов /так и хочется написать "Стоп-слов" )) свидетельствует лишь о форме вины, что не исключает ответственность в принципе.

Ответить
0
Развернуть ветку
Андрей Волхонский

Фантастика.

Все содержание статьи прямо противоречит последнему выводу "могут наказать".

Ответить
0
Развернуть ветку
Евгений Седых

Противоречия нет, автор просто хотел сказать, что была практика такая, сейчас дела обстоят так-то, а по его мнению будет эдак

Ответить
0
Развернуть ветку
Читать все 40 комментариев
Просмотр сетки ордеров
Биржевой стакан в мобильном приложении БКС Мир инвестиций
От техподдержки через переводчик до главного канала продаж

Как изменился «AliExpress Россия»: рассказывают «старички» маркетплейса.

Доходы Yota от роуминга выросли в 1,6 раз

Ковидные ограничения стали испытанием для мобильных операторов, которые недополучили доход от роуминга в 2020 году. В Yota в 2020 году выручка от роуминга сократилась в два раза по сравнению с 2019 годом.

Скоро выйдут: сериалы про WeWork, Theranos, Uber и Spotify Статьи редакции

Три из них можно будет посмотреть уже весной 2022 года.

Как и почему я переехал в Иннополис: плюсы и минусы

В прошлом году я стал операционным директором офиса компании Promwad в Иннополисе и оказался единственным сотрудником, который исходно жил в этом городе. Остальные приезжали из других городов России. Поэтому мне часто приходилось делиться с новичками своим опытом трех лет жизни и работы в Иннополисе. В итоге я решил собрать свои заметки про плюсы…

Хакеры взломали DeFi-платформу Qubit Finance и украли криптовалюту на $80 млн Статьи редакции

Команда проекта предложила вернуть деньги за награду — но им пока не ответили.

null