(function(m,e,t,r,i,k,a){m[i]=m[i]||function(){(m[i].a=m[i].a||[]).push(arguments)}; m[i].l=1*new Date(); for (var j = 0; j < document.scripts.length; j++) {if (document.scripts[j].src === r) { return; }} k=e.createElement(t),a=e.getElementsByTagName(t)[0],k.async=1,k.src=r,a.parentNode.insertBefore(k,a)}) (window, document, "script", "https://mc.yandex.ru/metrika/tag.js", "ym"); ym(97254721, "init", { defer: true, clickmap:true, trackLinks:true, accurateTrackBounce:true }); ym(97254721, 'hit', window.location.href);

Зачем IT компаниям нужен юрист: три кейса из моей практики в 2023 году

Работа юриста похожа на работу врача — чаще всего к нам обращаются лишь тогда, когда болезнь невозможно игнорировать: до суда осталось три дня, клиент столкнулся с претензией по договору, подписанному не глядя. Я расскажу вам о кейсах, в которых своевременное обращение ко мне помогло клиентам защитить бизнес.

Прежде чем начать, предлагаю вам подписаться на мой ТГ-канал, в нем я пишу о кейсах и развитии юридического бизнеса:

Дисклеймер: я не могу называть имена клиентов в привязке к проектам, поэтому кейсы будут описаны без чувствительных деталей.

Даже если вам кажется, что все плохо, грамотный юрист найдет выход (разумеется, в рамках закона).

История № 1: как агрегатору услуг не пострадать из-за фрилансера

20 августа случилась трагедия — группа из семи туристов и диггера погибла в коллекторе рядом с Москворецкой набережной. Туристы нашли экскурсию через онлайн-сервис "Спутник", и уже 22 августа его руководитель, Александр Ким, был задержан и обвинен в оказании услуг, не отвечающих требованиям безопасности, повлекших по неосторожности смерть двух и более лиц.

Среди предпринимателей такое решение вызвало беспокойство и справедливое возмущение, ведь, например, директора Яндекса никогда прятали в СИЗО из-за аварий, в которые попадают его таксисты, а Татьяна Бакальчук не привлекается судами в споры между селлерами и покупателями.

Эта история подтолкнула одного из моих клиентов попросить меня подготовить меморандум по вопросам ответственности агрегатора услуг за вред, причиненный контракторами сервиса.

Мы обсудили проблему, и клиент попросил ответить на такие вопросы:

  • Как снизить риски ответственности агрегатора за вред, причиненный контракторами по российскому праву?
  • Как регулируется ответственность агрегаторов в праве ЕС и Англии?
  • Отвечает ли агрегатор за контракторов как за своих работников?

Не зря я выше упоминал о делах с участием водителей Яндекса, ведь они едва ли не главные причинители вреда в похожих кейсах: то в аварию попадут, то клиента обидят.

В одном из таких дел (тык) пострадавший пассажир потребовал взыскать с Яндекса утраченный за время лечения заработок, компенсировать моральный вред и заплатить за услуги юриста.

Яндекс отбивался ожидаемо: (1) сервис сводит пассажира и таксистов, а не перевозит клиентов, (2) платформа заключает договоры с таксопарками, которые и должны нести ответственность за вред, причиненный пассажирам.

Суд с возражениями не согласился и удовлетворил большую часть требований истца. В решении суд указал, что Яндекс отвечает за вред, причиненный пассажирам такси, так как у потребителя складывается впечатление, будто он взаимодействует именно с Яндексом, а не с перевозчиком.

Подход европейских судов в этом вопросе не отличается — в решении Суда Справедливости ЕС № С-434/15 от 20.12.2017 был сделан вывод о том, что Uber оказывает не только посреднические услуги по поиску такси, но и занимается перевозками.

А вот в Англии дела обстоят несколько иначе: в деле [2023] UKSC 43 местный Верховный Суд решил, что отношения между сервисом по доставке еды Deliveroo и курьерами не являются трудовыми. Это косвенно свидетельствует о том, что Deliveroo не отвечает за вред, причиненный курьерами. В России такое решение означало бы, что Яндекс не несет ответственность за то, что курьер сбил вас на тротуаре на своем безумном мопеде.

Основываясь на этих кейсах, мы с клиентом (1) поправили документы компании так, чтобы четко отграничить услуги платформы от услуг контрактора, (2) добавили в приложение заметный блок о том, какие услуги оказываются контрактором, (3) установили дополнительные требования к контракторам, чтобы суды не могли обвинить клиента в неосмотрительности при выборе контрагента.

История № 2: не подписывай договор зажмурившись, иначе станешь банкротом

Некоторым клиентам я помогаю в текущей работе — проверяю договоры, правлю внутренние политики, пишу гайды для пользователей. Однажды моему клиенту прислали договор, который можно описать так: "Вы должны нам все, а мы вам — ничего".

Договор был подчинен английскому праву и предусматривал исключительную компетенцию английских судов. Он был составлен на английском языке, русская версия отсутствовала.

Я не могу раскрывать проект договора, поэтому перескажу своими словами наиболее одиозные его положения:

  • Клиент отвечал за любой вред, причиненный независимыми контракторами, которые регистрируются на платформе.
  • Размер ответственности клиента никак не ограничивался, а вот контрагент должен был возместить лишь прямой ущерб (упущенная выгода и косвенные убытки были исключены) .
  • Клиент отвечал не только за свои действия или действия независимых подрядчиков, но и за решения государственных органов по всему миру.

Я порекомендовал клиенту ни в коем случае не соглашаться на такие условия, предложил правки, суть которых отчасти сводилась к тому, что клиент может отвечать лишь за собственные действия, а ответственность за нарушение договора должна быть распределена между клиентом и его контрагентом в равной степени.

История № 3: нет хуже врага чем рассерженный работник

Однажды мой клиент решил уволить сотрудника, работавшего дистанционно, из-за того, что тот не выходил на связь в течение двух дней (ст. 312.8 ТК РФ). Казалось бы, что может пойти не так, приключение на 20 минут…

Примерно через два месяца после того, как клиент уволил работника, ему пришло «письмо счастья» из суда. Истец требовал восстановить себя на работе, выплатить оклад за период с увольнения до подачи иска, а также компенсировать моральный вред.

Делать нечего — надо судиться. Не то, что бы я из-за этого расстроился, ведь мой путь в юридическом консалтинге начинался с практики разрешения споров, но судиться по таким делам трудно: зачастую судья предвзят и всячески помогает работнику.

Вместе с клиентом мы собрали доказательства, которые могут понадобиться в суде: трудовой договор, дополнительные соглашения к нему, переписку, доказательства законности увольнения.

Затем я подготовил отзыв на иск, пояснения по доводам возражений истца на отзыв, проект судебного решения — помощники судей такое любят, ведь никто не хочет отписывать решение с нуля.

К сожалению, это не помогло — суд первой инстанции встал на сторону работника и удовлетворил большую часть его требований. Но мы не пали духом, подготовили и подали апелляционную жалобу, а также дали понять, что от своей позиции не отступим и будем судиться столько, сколько понадобится.

В качестве альтернативы бывшему работнику предложили решить конфликт миром: клиент согласился выплатить компенсацию при условии, что работник откажется от требования о восстановлении на работе.

Сначала истец сопротивлялся, но когда стало ясно, что клиент не шутит, нам удалось прийти к соглашению.

Но как мотивировать работника уволиться по соглашению сторон, сходить в судебное заседание и выступить с ходатайством об утверждении мирового соглашения?

Мы разработали и утвердили следующий порядок урегулирования:

  • Клиент и работник заключают внесудебное соглашение об урегулировании, где содержится общая схема решения конфликта (сумма компенсации делится на две неравные части: 33% и 67%).
  • Первая часть компенсации выплачивается после подписания соглашения о расторжении договора (такая обязанность устанавливается в нем).
  • Вторая часть компенсации зашита в мировое соглашение и выплачивается после его утверждения судом.

Получилось, что на каждом этапе урегулирования у бывшего сотрудника сохранялась финансовая мотивация двигаться дальше, а работодатель платил лишь по завершении очередного этапа (увольнение и утверждение мирового соглашения судом).

Конечно, работник мог отказаться от мирового соглашения, но в этом случае у него возникает два риска: (1) проиграть в апелляции или кассации и не получить ничего, и (2) потратить много времени на то, чтобы выигрывать в судах всех инстанций. Это как в зефирном эксперименте, где можно либо забрать одну зефирку сразу или две через 15 минут, только с дополнительным вариантом, где вы ждете, но потом зефирок не получаете.

Это дело особенно ценно для меня из-за того, что в нем я не только отстаивал интересы клиента в суде — классической игре с нулевой суммой, но и вел переговоры с истцом, в которых удалось найти выход, приемлемый для обеих сторон.

Когда-нибудь так будет выглядеть рабочее место IT-юриста...
0
74 комментария
Написать комментарий...
Nikolay Korotaev

О как интересно получается " то в аварию попадут, то клиента обидят", а кто-то знает, скольких таксистов ограбили, убили, кинули с оплатой проезда? Скольким нагрубили, нахамили, повредили машины, заблевали или загадили салон, а потом отказались оплачивать ремонт или чистку? Скольких сам Яша перекидал?

Ответить
Развернуть ветку
Никита Ивкин
Автор

Да, знаю, что таксистам тяжело приходится, но это обоюдная история, все стороны несут издержки для того, чтобы получить ценное благо, которое дает платформа:таксисты получают объемы заказов, на которые они не могли рассчитывать, работая самостоятельно, а пассажиры - удобное приложение для заказа поездок.

Плюс если говорить именно о таксистах, то едва ли для них индивидуальная работа будет более выгодной: какие-то риски растут (например, риск быть убитым, ограбленным), какие-то снижаются (остаться без заказов), и раз они в Яндекс идут, то решение работать с монополистом сопряжено с меньшими издержками. Другое дело, конечно, в том, что часть издержек создает или увеличивает сама платформа за счет рыночной власти, но тут решение - контроль со стороны антимонопольных органов, создание профсоюзов, либо какие-то санкции со стороны общества (например, забастовки клиентов, которые сообща отказываются использовать сервис до улучшения положения таксистов). Для последнего нужен невиданный альтруизм и консолидация общества вокруг проблем таксистов, чего пока не наблюдается.

Ответить
Развернуть ветку
2 комментария
Февраль в голове

работник конечно красавчик)и не работал и отсудил все что хотел)

Ответить
Развернуть ветку
Никита Ивкин
Автор

Да, это правда, но тут с судьей не повезло, практика по таким делам есть разная: где-то работник побеждает, где-то работодатель, но чаще первый.

Ответить
Развернуть ветку
16 комментариев
Дмитрий Бондаренко

самое удивительное , что он судился с компанией , да еще и хотел туда вернуться работать

Ответить
Развернуть ветку
5 комментариев
Иван Хаманн

Не работник красавчик, а работодатель типа Саши Агапитова из XSolla (или как они там сейчас)
Был бы поумнее - через hr и юриста оформил бы служ расследование и сам бы первый воткнул иск такому работнику,
как минимум, увольнение в связи с несоответствием

Ответить
Развернуть ветку
7 комментариев
under construction

С чего ты это взял?
Знаком с сутью его работы, что бы делать такие выводы?
Или знаком с порядками сложившимся в его конторе?
Может это контора его кидает пользуясь противоречием ТК РФ и практиками сложившимися в коллективе?

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Виктор Котлов

щас вся практика в пользу работника сттроится, выиграть можно даже при минимальных доказателсьвтах

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Юрист Королёв Дмитрий

Чтобы не было претензий к Яндексу, Озону, Вальберису и тд., нужно им на главной странице написать - если вы погибнете, вас ограбят, изнасилуют, получите кирпич вместо ноута, то мы за это неотвечаем, мы просто берем с вас бабло.

Ответить
Развернуть ветку
Никита Ивкин
Автор

А так потребителей нормально защищают суды, но сервисы не спешат править оферты, 1000 клиентов пострадает, и только один из них обратится в суд, логика в этом.

Ответить
Развернуть ветку
Никита Ивкин
Автор

Яндекс после того случая поправил оферту и вроде сделал блок о том, кто именно везет. Странно, что они не сделали этого раньше, потому что позиция, на которую сослался суд, из Постановления Пленума ВС.

Ответить
Развернуть ветку
Константин Нагибович

Спасибо за статью. Есть над чем подумать. С наступишим!

Ответить
Развернуть ветку
Никита Ивкин
Автор

Благодарю, и вас с наступившим!

Ответить
Развернуть ветку
Максим Казань

Вопрос со стороны: какое отношение имеет практика стран англо-саксонского права (пример с Deliveroo) к взаимоотношениям курьера, его заказчика/работодателя и агрегатора в России? Кроме расширенния кругозора по примеру изучения традиций галапогосских пингвинов?

Ответить
Развернуть ветку
Никита Ивкин
Автор

Во-первых, да, за пингвинами интересно наблюдать, а во-вторых моим клиентом в этом деле была компания, у которой почти весь бизнес находится не в РФ. Там ещё было много вопросов про компетенцию судов и применимое право - сегодня выложу более обстоятельную статью про это дело и меморандум для клиента (анонимизированный).

Ответить
Развернуть ветку
LazzyLawyer

Да, в трудовых спорах работник настолько слабая сторона, что иногда удивляешься, зачем вообще ходить на работу. Шутка, конечно, но в ней есть доля правды. А договоры с дистанционщиками вообще должны быть ювелирно отточены.

Ответить
Развернуть ветку
Станислав Артемьев

Юрист нужен любой компании на мой взгляд , всегда есть риск непредвиденных обстоятельств ,если компания крупный игрок

Ответить
Развернуть ветку
Никита Ивкин
Автор

С юристами есть проблема - либо надо держать юриста из консалтинга или со знанием специфики бизнеса в штате или на абонентке (предпочтительный вариант для тех, у кого не каждый день возникают задачи, потому что не надо платить за каждый запрос, это может быть более квалифицированный юрист чем штатник за те же деньги), либо постоянно обращаться к консультантам, но это может быть дорого и неэффективно, писал об этом у себя в канале: https://t.me/nikita_ivkin/223

Когда работа с известными консультантами пойдет во вред, а не на пользу?

Представим, что у вас есть бизнес, который преодолел стадию "от нуля" и пришел к первой выручке. В это время бизнес сталкивается со сложными вопросами и внутренний юрист, если он есть, не всегда может помо...

Когда работа с известными консультантами пойдет во вред, а не на пользу?

Представим, что у вас есть бизнес, который преодолел стадию "от нуля" и пришел к первой выручке. В это время бизнес сталкивается со сложными вопросами и внутренний юрист, если он есть, не всегда может помочь.

У предпринимателя возникает острое и справедливое желание нанять внешних консультантов с громким именем на рынке. Если ваш бизнес прорастает в России, как стебель, накрытый бетонной плитой, то в поисках консультанта вы откроете рейтинг Право 300 и выберете кого-нибудь из первой или второй группы, они ведь самые умные и смелые.

Дальше события могут развиваться так: консультант работает быстро и качественно, все довольны, или консультант берет 800к за меморандум и, дай бог, через две недели присылает бумагу, которую можно использовать по-разному, но никак не для защиты бизнеса.

Проблема здесь чаще всего в том, что хотя ваш бизнес и достоин внимания, но большим фирмам гораздо интереснее работать с крупными заказчиками (условным Газпромом). Такие заказчики не считают деньги на консультантов, справки юристов чаще всего нужны для того, чтобы менеджер мог снизить личные риски за уже принятые решения, а показывать их проекты в рейтингах намного сподручнее.

В результате внимание вашим запросам уделяется по остаточному принципу, справки готовит помощник юриста, а партнеры вовлекаются два раза: продать услугу и отправить результат работы по почте.

P.S. это досужие размышления, история не имеет никакого отношения к моему прошлому, настоящему или будущему опыту.

Ответить
Развернуть ветку
3 комментария
Глеб Быряков

для меня удивительно , что в последней истории с фрилансером , суд встал на его сторону , несмотря на все доказательства и документы представленные истцом

Ответить
Развернуть ветку
Никита Ивкин
Автор

Да, на входе я тоже оценивал шансы в пользу работодателя - примерно 70 на 30 с учетом любви судов общей юрисдикции к работнику, как к более слабой стороне. Хоть это и стереотип - если работодатель не крупный государственный или частный бизнес, то у него часто штат юристов из одного человека состоит.

Но на выходе эмоциональное отношение судьи к делу перевесило факты и доказательства - такое случается, и по этой категории дел решения часто отменяются в апелляции и кассации.

Ответить
Развернуть ветку
Игорь
Зачем IT компаниям нужен юрист: три кейса из моей практики в 2023 году

Ответить на вопрос Зачем нужен юрист есть простой ответ - болезнь лучше предотвратить чем лечить.

Ответить
Развернуть ветку
Никита Ивкин
Автор

Да, вторая история тому пример. Если бы договор никто не проверял, то это могло вылиться в иск о возмещении убытков при малейшей неудаче (контрактору не дали визу, недовольный работник раскрыл информацию о контрагенте назло клиенту).

Ответить
Развернуть ветку
Evgeniy Polyakov

Работодателю везет гораздо реже, чем работнику...

Ответить
Развернуть ветку
Никита Ивкин
Автор

Да, но если ты за работодателя, то надо делать что должно и будь что будет. Напряжение с незаконченным судом работает против работника в переговорах, а в общей юрисдикции можно судиться довольно долго.

Ответить
Развернуть ветку
Анатолий Кот
мена клиентов в привязке к проектам, поэтому кейсы будут описаны без чувствительных деталей.

Ага, "невыдуманные" истории, о которых невозможно молчать. Очень удобненько: можно лубую чушь придумать , все равно никто не проверит. Вообще непроверяемые успешные кейсы - это прямо такой говно-маркетинг, что любые комменты будут излишне

Ответить
Развернуть ветку
Никита Ивкин
Автор

Кейсы реальны и описаны довольно подробно, если у вас есть вопросы по существу, то задавайте. Если я где-то ошибся, буду рад об этом узнать.

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Анатолий Кот
Но мы не пали духом, подготовили и подали апелляционную жалобу, а также дали понять, что от своей позиции не отступим и будем судиться столько, сколько понадобится.

Ага, читать это стоит так: пока я смогу доить своего клиента, столько и будем судиться ))

Ответить
Развернуть ветку
Никита Ивкин
Автор

Я не принимаю бизнес-решения за клиента. Если клиент думает над тем, как поступить дальше, я могу только рассказать о преимуществах и недостатках каждого варианта.

Ответить
Развернуть ветку
3 комментария
Анатолий Кот
Но как мотивировать работника уволиться по соглашению сторон, сходить в судебное заседание и выступить с ходатайством об утверждении мирового соглашения?

Это максимально тупая схема. Проще изначально в соглашении не прописывать восстановление на работе, раз такая пьянка и он на это был согласен (то есть не планировал работать). Какие-то лишние сущности плодите. Восстановить, потом уволить. Это тупняк

Ответить
Развернуть ветку
Никита Ивкин
Автор

Эм, восстановить на работе решил суд, а не клиент…

Ответить
Развернуть ветку
5 комментариев
71 комментарий
Раскрывать всегда