История успеха Buddy.AI — как продать технологии Яндексу и заработать миллионы $ на виртуальном репетиторе
Рассказали о том, как фаундеры из России создали многомиллионный EdTech-стартап, пройдя путь от Красноярска до Сан-Франциско.
Привет! На связи команда корпоративного мессенджера Compass.
Сегодня поговорим о создателях Buddy.ai — виртуального репетитора английского языка для детей.
С чего начался Buddy.ai
Путь к многомиллионному стартапу начался в Сибирском федеральном университете. Там учились Иван Крюков и Дмитрий Плотников — и два года работали над совместным проектом.
Когда проект провалился, Дмитрий уехал в Москву работать в студии Лебедева и также директором по продукту Мегаплана. Иван остался в Сибири развивать стратегический маркетинг в регионе.
Перевоз стартапа в Америку пришелся на 2014 год. Чтобы экономить средства, Юрий и Иван часто переезжали в дома подешевле — в итоге в первые полгода жизни в США они сменили 37 мест жительства. Один из домов даже был снесен, пока будущие фаундеры отъезжали по делам в Лас-Вегас, но это уже совсем другая история.
Деньги в стартап решили собирать через краудфандинговую платформу Indiegogo — так удалось привлечь 185 тысяч долларов на предзаказах умных колонок. В это же время к проекту присоединился Дмитрий Плотников — ему предложили должность директора по продукту.
Сначала Cubic AI хотел выпускать колонки. Но в 2015-16 годах поменял стратегию — тогда на рынок вышли смарт-устройства от гигантов индустрии: Amazon Echo и Google Home.
Шансы выйти победителем из такой конкуренции были низкими. Поэтому в 2016 году стартап переориентировался на разработку ассистента для управления умным домом... и привлек внимание «Яндекса». Российский холдинг заинтересовался прототипом микрофонной матрицы.
«Яндекс» купил права на технологии, а вместе с ними и часть команды стартапа. Но Крюков и Плотников покинули проект. Уже на тот момент у них было желание найти другое применение голосовым ИИ технологиям — сделать что-то, что принесёт пользу людям.
Похожие проблемы испытывал и сын Дмитрия Плотникова — он изучал английский в московской школе и тоже нуждался в разговорной практике. Друзья заметили, что единственным решением проблемы обучения были онлайн-уроки. Но их качество вызывало вопросы.
Так друзья поставили цель — разработать виртуального репетитора на базе ИИ и системы обработки речи. Они чувствовали, что обучение можно сделать более эффективным и демократичным.
От концепции к миллионным инвестициям
По словам Ивана Крюкова, главная проблема при создании подобного приложения — найти «правильную» концепцию обучения. Оно должно быть вовлекающим и не таким сложным, чтобы ребенок сохранял интерес на протяжении всей сессии.
Чтобы дети пользовались приложением, нужно было сделать уроки не только эффективными, но и интересными. Решение пришло спонтанно: создать виртуального персонажа, который будет взаимодействовать с детьми с позиции «доброго друга и наставника», а не «учителя». Для детей это все равно что видеоигра — всегда интересно, что произойдет в следующий момент.
Но наиболее сложная проблема, с которой столкнулся стартап — инвестиции. До 2019 года сфера EdTech не была привлекательной для инвесторов. Они просто не хотели давать деньги на проекты, связанные с детьми. Сложность в том, что такие продукты приходилось продавать дважды — сначала самим пользователям (детям), а затем платящей аудитории (родителям). Это требовало специфического подхода к маркетингу.
В 2020 году сервис поглотил платформу Edwin, которую развивал бывший глава LinguaLeo Дмитрий Ставиский. В апреле 2020-го произошла сделка с Leta Capital на сумму 1 млн долларов. В мае 2021-го — новый раунд инвестиций в 1 млн долларов от текущих инвесторов и других заинтересованных участников.
К концу 2023 года стартап привлек суммарно 6 млн долларов инвестиций и приносит создателям 0,5 млн долларов в месяц. И это несмотря на сложную геополитическую ситуацию, из-за которой доходы компании падали практически вдвое.
Что новаторского в Buddy.ai?
Юрий и Иван разработали собственную систему распознавания речи — стек Buddy.ai написан с нуля. Но самое интересное кроется в научной базе продукта.
Процесс обучения построен на общении с цифровым персонажем — Бадди, мультимодальным ИИ-учителем. Это такая нейросеть, которая объединяет много модальностей разных данных, что позволяет формировать более сложное и разностороннее поведение.
На создание Buddy.ai Юрия и Ивана вдохновил доклад, который они услышали в Университете Южной Калифорнии. В докладе сообщалось, что мультимодальные ИИ — самый эффективный способ для обучения детей.
В Buddy.ai собирают много данных. Все это нужно, чтобы Бадди распознавал даже самую непонятную детскую речь со сложными акцентами.
Наконец, персонаж Buddy.ai меняет свое поведение в зависимости от контекста разговора — переодевается, смеется и меняет цвет. Это добавляет интерактивности и погружения в общение.
Как работает Buddy.ai?
Виртуальный робот Бадди общается с ребенком, помогая развивать разговорный навык. А также предлагает различные интерактивные задания, которые позволяют:
- Пополнить словарный запас. Виртуальный репетитор обучает детей 1 500 английским словам, которые используются каждый день. Например, в категориях «Дом», «Школа», «Город» или «Животные».
- Поставить правильное произношение. Тьютор четко проговаривает все слова. Задача ребенка — повторить их несколько раз за сессию и закрепить произношение. Голосовая модель хорошо распознает речь и выявляет ошибки. Если ребенок допустил неточность, виртуальный помощник попросит повторить слово еще раз — все в дружелюбной манере, чтобы не вызвать раздражения и не демотивировать маленького пользователя.
- Развить восприятие речи на слух. Дети учатся воспринимать английский на слух и строить простые диалоги с бадди. Кроме того, они проходят обучающие игры и смотрят мультики с помощью виртуального помощника.
Сейчас программа Buddy.ai рассчитана на то, чтобы подтянуть уровень английского детей c Pre-A1 до A2. Дальнейшее обучение должно строиться на базе других, более комплексных и специальных программ.
В будущем создатели планируют расширить возможности Buddy.ai и добавить программы вплоть до B2.
Buddy.ai предлагает три тарифных плана:
- на один месяц за 12,49 долларов;
- на шесть месяцев за 29,99 долларов;
- на год за 49,99 долларов.
Они различаются только по стоимости — в пересчете месяц годовая подписка стоит дешевле остальных. В остальном никаких отличий: все три тарифа дают одинаковый доступ к функциям платформы.
По данным официальных страниц Buddy.ai в магазинах приложений, платформу суммарно скачало более 35 млн пользователей Android и iOS.
Чему мы можем научиться у разработчиков Buddy.ai?
1. Будьте экономными — ищите способы как можно быстрее выйти в прибыль
По словам Ивана Крюкова, стартапам нужно рассчитывать только на себя. Инвестиций поначалу может и не быть — но это не повод останавливаться и отказываться от идеи.
Важно искать способы и двигаться к цели с тем, что есть в распоряжении, выходить на монетизацию как можно скорее. Так вы покажете, что ваш стартап чего-то стоит, и с большей вероятностью привлечете инвесторов. Особенно, если инвестиции в вашу сферу — это не модно.
2. Всегда тестируйте свой продукт
При создании сервисов опирайтесь на данные A/B-тестов. Каждая метрика, каждая гипотеза должна подтверждаться исследованием — так вы избежите ошибок и быстрее создадите эффективный сервис.
Например, в Buddy.ai Иван и Дмитрий тестируют визуальные стили, настройки платного доступа, длительность упражнений и изменения в механике обучения. Кроме того, разработчики регулярно смотрят, как пользователи взаимодействуют с приложением — сколько длятся их сессии, как часто они проходят уроки и какие именно темы вызывают наибольший интерес.
Все это нужно, чтобы строить новые гипотезы и совершенствовать виртуального репетитора.
3. Решайте проблемы, актуальные для вас, и монетизируйте их
При создании Buddy.ai Иван и Дмитрий решали проблему языковой адаптации своих детей. В итоге они разработали совершенно новый инструмент для развития навыков английского — конкурента реальных репетиторов.
Когда создаете стартап, посмотрите, с какими проблемами вы сталкиваетесь ежедневно. Идеально, если вы сможете сами применять и тестировать свой продукт.
И, опять же, не бойтесь монетизировать результаты своей работы. Не обязательно делать бесплатные версии с усеченным функционалом, чтобы «продать» полноценное решение — так вы можете разозлить пользователей. Лучше предложите им честный обмен: деньги на готовый продукт со всеми доступными фичами.
Помните — вы продаете решение проблемы, а не «полную версию сервиса».
При создании стартапа или развитии уже готового продукта не обойтись без быстрой командной коммуникации. В этом вам поможет мессенджер для работы Compass. Создайте отдельное рабочее пространство, где легко фокусироваться на задачах и выстраивать процессы.
Другие статьи в наших блогах:
- Подборка книг для предпринимателей
- ИИ в бизнесе: как предпринимателю использовать нейросети
- Кайдзен: японский подход к управлению компанией
- Как найти идею для бизнеса?
- Интересный бизнес: 15 необычных идей
- Дело по любви: примеры семейного бизнеса в России и за рубежом
- История Pony.ai – как заставить авто двигаться без водителя и заработать 8,5 млрд долларов
- Юридический ИИ-ассистент за 650 миллионов долларов: история Casetext
Проблема изучения английского у детей очень актуальна. Это либо нереально дорого с репетиторами, либо кто бы что ни говорил - максимально неэффективно, если использовать все эти скучные приложения, сайты и программы по изучению. Надо будет изучить этот сервис подробнее, может быть хоть он поможет дочери моей английский подтянуть
либо (третий вариант) - не очень дорого и достаточно эффективно) Меня в школьные времена записали к репетитору, не ии, а всамделишной тётеньке, с которой мы часами драконили учебник Голицынского. Это сборник бесконечных упражнений для отработки грамматики) Да, это 100% не развлекательно и не увлекательно, но я тогда был усидчивый. Базу она мне поставила)
И это, пожалуй, самый эффективный способ после погружения в языковую среду
Но не всем доступен – всамделишные тетеньки берут больше денег, чем ИИ 🙃