{"id":14292,"url":"\/distributions\/14292\/click?bit=1&hash=23aed192f809013ec1c0769a11eb00fbed4dd7038bbe5f8e3db447db2e792dcd","title":"\u0421 \u043d\u0430\u0447\u0430\u043b\u0430 \u0433\u043e\u0434\u0430 \u043a\u0430\u0440\u0442\u043e\u0439 \u00ab\u0425\u0430\u043b\u0432\u0430\u00bb \u043e\u043f\u043b\u0430\u0442\u0438\u043b\u0438 40 \u043c\u043b\u043d \u043f\u043e\u043a\u0443\u043f\u043e\u043a","buttonText":"","imageUuid":""}

Научиться бизнесу за чужой счет. Часть 1: все началось с ДНА рынка рекламных услуг

Я попал в компанию, живущую за счет демпинга, где менеджеры по продажам зарабатывали больше, чем исполнители услуг и сама компания. Стало очевидно, что это тупик и я решил все поменять.

Меня зовут Иван Коломиец, я маркетолог и предприниматель. В 19 лет я устроился на первую работу менеджером, поднял уровень продаж в рекламном агентстве, через полтора года возглавил компанию и… угробил её за 2 года. Это выжимка опыта в решении типичных проблем в бизнесе, которым мало кто готов делиться.

Это не про “успешный успех”, хеппи-энда не получилось. Но долгое время казалось, что у нас бесконечные перспективы. Начнем с короткой предыстории, которая поможет лучше понять все дальнейшие события.

С чего все началось

Осенью 2017 г. принял решение бросить университет и заняться чем-то полезным. Уровень образования в ВУЗах — это тема для отдельной статьи. Толку от потраченных лет точно бы не было.

Короче, решил найти работу на удаленке (тогда это еще не было мейнстримом), чтобы не зависеть от локации. Наткнулся на вакансию менеджера по продажам контекстной рекламы и сайтов. У меня как раз был минимальный практический опыт, достаточный, чтобы общаться с клиентами, поэтому меня взяли. Тогда я понятия не имел, как все это было устроено и что скрывается за яркими сайтами маленьких рекламных агентств. Но об этом чуть позже. Главное — я не хотел “просто зарабатывать”, мне нужен был управленческий опыт.

У меня был “надежный” план — научиться предпринимательству в найме

Еще с детства я был уверен, что буду заниматься бизнесом. В этом не последнюю роль сыграло окружение и родители. Учась в колледже, мы с одногруппниками часто рассуждали о том, что бы такое замутить запустить… Однажды с другом пробовали продавать товары с алиэкспресса в соцсетях. С нереальными вложениями в 300$, мы купили партию ширпотреба типа аксессуаров, термокружек, чехлов, флешек. Дальше слили деньги на рекламу, которую сами же и настроили и… в итоге распродали все знакомым и друзьям по себестоимости. Все же, для 17 лет опыт хороший.

В это же время я много смотрел на ютубе ролики про бизнес, пытался сложить в голове правильную картинку о том, как все это работает, как создать действительно большую и устойчивую компанию. У меня был страх застрять на годы в категории ремесленника или мелкого лавочника.

Будучи рационалистом и реалистом — было понятно, что, по-хорошему, перед запуском своего бизнеса нужно получить определенный набор навыков, опыт, насмотренность и, конечно, финансовые ресурсы. Не было желания начинать “бежать марафон” без подготовки, просто на мотивации, беспочвенной самоуверенности и мечтах об успехе.

Поэтому, начиная работать в найме, я в первую очередь хотел научиться делать бизнес у владельцев компании, как бы странно это ни звучало. С тех пор прошло много лет, но подход точно был верным.

Куда б***ь я попал?

Возвращаемся к работе в агентстве.

Продавали мы дешевые услуги по настройке и ведению контекстной рекламы, а также разработку сайтов на популярных конструкторах. Тогда был взрывной рост спроса. От части этот тренд был создан БМщиками (бизнес молодость), которые агрессивно пропагандировали, что надо сделать лендинг🌈, запустить на него трафик🌈 и все попрет, путь к успешному успеху и все такое.

Где искали клиентов — в основном на фриланс-биржах, менеджеры под видом специалистов с множества аккаунтов находили потенциальных клиентов и вели переговоры, а после продажи услуги — передавали клиента свободному специалисту. И это работало, так как на то время компетентных в этой сфере людей было кратно меньше, а спрос на услуги рос. Я стал одним из таких менеджеров по продажам.

К нам нередко приходили клиенты-дилетанты с нереалистично завышенными ожиданиями. Их отличительной особенностью было то, что они верили, что если правильно все настроить на сайте и в рекламном кабинете — маржа улетит в небеса и они быстро разбогатеют.

Среди таких предпринимателей почти никто не ставил в приоритет нормальную стратегию, формирование бренда, позиционирование, контент и т. д. У многих это и бизнесом назвать было сложно, скорее “темки” для быстрого заработка на очередном хайпе типа спиннеров или медицинских масок. Конечно, реклама окупалась лишь у 20-30% заказчиков, и ярких кейсов было мало. Большинство сделанных сайтов уже через 2-3 месяца не работали за ненадобностью.

Эта история с топором произошла не за долго до того, как я устроился в компанию. Смешная деталь в том, что суммы которую он требовал вернуть, едва ли хватило бы на 2 похода в пиццерию. И да, при любом негативе мы возвращали деньги или предлагали все переделать бесплатно. Хорошо, что такие запросы поступали редко, в 3-5% сделок, и в основном без топора:)

Также была категория клиентов, которые по несколько раз меняли подрядчиков, думая, что проблема именно в них. Мы делали аудит рекламы и сайта, находили там какие-то мелкие проблемы по чек-листу и предлагали сделать лучше. Для многих этого было достаточно, для начала сотрудничества. Такие клиенты снова и снова искали «того самого” исполнителя, который »знает как надо”, полностью перекладывая ответственность за результаты бизнеса на рекламщиков с очень узкой зоной ответственности и минимальной вовлеченностью в бизнес заказчика.

В общем, насмотрелся я на некомпетентных предпринимателей и еще раз убедился, что все делаю правильно, ведь я мог быть на их месте.

Были и более опытные клиенты с большими бюджетами и пониманием рисков, но на старте большинство таких мы просто теряли из-за проблем с уровнем сервиса. Или не могли довести их до сделки за неимением достаточной репутации и портфолио нужного уровня.

Качество услуг и их экономика

Мы продавали дешево, демпинговали. Но прикол в том, что расходы на собственный отдел продаж и маркетинг растут лишь немного с ростом цен на услуги, если все делать правильно. Соответственно, себестоимость самой услуги не линейно зависит от цены для клиента.

Приведу примеры:

  • Клиент где-то покупает услугу за 20 000 рублей. Из них 4к менеджеру, 2к расходы рекламу, 8к себестоимость… ну и оставшиеся 6к — операционная выручка до вычета налогов и постоянных расходов.
  • Клиент покупает эту же услугу у нас за 10 000 рублей. Он не компетентен, чтобы понять разницу и выбирает по стоимости. Тут математика такая: 4к менеджеру, 1к реклама, 2-3к себестоимость и остальные 3-4к — операционная прибыль.

То есть, покупая услугу в 2 раза дешевле, клиент получает сервис в 3-4 раза хуже. В рекламных услугах — это меньше коммуникации, меньше погружения в проект, меньше внимания к деталям и, конечно, более шаблонные услуги без особого креатива и меньше экспертизы у команды.

Но для бизнеса это все равно выгодно, на первый взгляд. Потому что демпингуя — можно привлечь в разы больше клиентов и заработать даже больше.

Проблема была в нас

Выгода демпинга — это иллюзия. Мы думали, что строим “макдональдс”, пытаясь заработать на объеме, а на деле ограничивали себя в развитии:

  • было мало интересных проектов и портфолио оставалось слабым
  • сарафанное радио не работало, потому что большинство клиентов не были прям в восторге от полученной услуги, а у команды не было мотивации превзойти ожидания клиента.
  • повторных продаж было крайне мало, LTV был близок к среднему чеку первой продажи.

Я попал в компанию, которая ОСТРО зависела от привлечения новых клиентов, потому что выстраивать долгосрочные отношения еще не научилась. Нам было жизненно-важно выйти в плюс с первой продажи клиенту. Но тут мы уходим в сторону проблем с самой бизнес-моделью. Расскажу об этом в отдельном материале.

Суть в том, что нам надо было что-то делать с продажами в условиях растущей конкуренции. Надо было увеличивать средний чек, а значит — уровень клиентов. Мы были настолько на низком уровне с точки зрения позиционирования и маркетинга, что привлекали в основном неопытных предпринимателей, которые чаще всего, буквально на последние деньги надеялись запустить рекламу и “спасти” бизнес.

На самом деле, не было большой сложности начать выходить на более крупных и стабильных клиентов. Просто, как выяснилось, с такими клиентами умели общаться только учредители компании. И, во многом, у них я и почерпнут нужный опыт.

С тех пор я сделал несколько сотен продаж как внутри агентства, так и работая на себя, обучил с десяток менеджеров по продажам, проконсультировал 500+ клиентов. В итоге выработал собственные принципы продаж, благодаря которым нам удалось изменить ситуацию.

Об этом я расскажу в следующей части. В серии статей я продолжу историю о работе в этом агентстве, но, в первую очередь, раскрою полученный опыт в продажах, маркетинге, клиентском сервисе, финансах, управлении и многом другом.

Я провожу ретроспективный анализ собственного профессионального опыта и делюсь выжимкой. Чтобы не пропустить будущие статьи — подпишитесь на мой телеграм-канал или другие соцсети, которые легко найдете по нику ivankolomix или просто kolomix :)

0
27 комментариев
Написать комментарий...
Сергей Овчинников

Все рвутся изучать технологии, чтобы не отстать от трендов, а надо изучать людей, эти не меняются. Маркетинг я ,,проходил" ещё в СССР на должности спекулянта.) Потом читал разные книжки, начиная с Котлера, и они мне ничего нового не открыли. Понимать людей важнее, чем знать технологии. Больше о людях и их мотивации.

Ответить
Развернуть ветку
Olga Chefurko

Согласна!

Была на одной встрече с продуктами (продукт-менеджерами), где спикер сказал одну фразу и она сильно врезалась в голову: если вы хотите понять суть профессии и быть успешным при взаимодействии с клиентами, почитайте одну единственную книгу - Библию. Не для того, чтобы присоединиться к религии, а чтобы понять как устроен человек. За тысячелетнюю историю в человеке изменилось немного, поэтому начните с Библии.

Это и прямой совет, и метафора, но мне она кажется очень точной. Если вы работаете для людей* - вам нужно знать этот "объект" достаточно хорошо, это ядро. Дальше прикладывать свои навыки и делать продукт в итоговом виде. Но итоговый результат тоже складывается в синергии с заказчиком. Проблема неквалифицированности заказчиков - достаточно широко распространенная во всех сферах. И это не проблема - это норма. Суть долгосрочных отношений, на мой взгляд, именно в том, чтобы помогать заказчику расти в процессе, вместе с вами и под вашим чутким присмотром. Именно за это и можно брать большие деньги :) вернее, любые деньги. другие схемы - это про хапнуть. Опять же, на мой взгляд.

*все работают для людей, даже если это не осознают или открещиваются. потому что что? потому что итоговым пользователем любой услуги/товара/продукта являются живые люди. Просто надо еще уметь себе в этом признаться :)))

Ответить
Развернуть ветку
Иван Коломиец
Автор

100%. По моему опыту гораздо важнее насмотренность, жизненный опыт и понимание поведения людей. Все остальное в маркетинге и многих других сферах дает меньшую часть результата. Особенно в продажах.

Ответить
Развернуть ветку
Максим Соколов

Важнее насмотренность - это то, что скармливают инфоцыгане каждый день простым паренькам, которые хотя жить "как все" и "выскочить из найма".

Какой процент может прочитать Библию и осознать про какие моменты человеческих отношений там идёт речь? И тем более применять их на практике?
Какой процент может освоить антикризисное управление предприятием, как его преподают на MBA?
Продолжать список вопросов можно до бесконечности.

Нет базы, нет навыков меняться и учиться, нет знаний и навыков как держать себя в руках, когда вокруг весь мир стремительно меняется - вот и появляется "насмотренность" которую можно продавать, как курсы БМ, при этом не неся никаких рисков.

Ответить
Развернуть ветку
Иван Коломиец
Автор

Кажется вы не так понимаете насмотренность в этом контексте) Речь об опыте и понимании, как люди живут и как ведут себя в разных ситуациях. Это не имеет отношение к инфоциганщине...

Ответить
Развернуть ветку
Максим Соколов

Иван, Ваше глубокое трактование термина "насмотренность" вызывает только уважение.

Чаще всего, "насмотренность" используют тогда, когда надо срисовать карточку на Озоне у конкурентов и продать её клиенту. Или дизайнер что-то подглядел, как китайский промышленник, и побежал также делать.

Вспоминаю бум бургеров, когда все вдруг двинулись открывать бургерные и вводить их в своё меню. До этого были суши-ролы. Там тоже про насмотренность.

Ответить
Развернуть ветку
Максим Соколов

Да, Котлер это классика. Вспоминаю книгу Пола Самуэльсона "Экономика" про кривую спроса и предложения. Мысль - чем дешевле цена, тем выше спрос как-то не очень работает глядя на финансовые результаты Эппл и люксовые бренды.

Есть два базовых инстинкта - самосохранение и продолжение рода. Комбинация их паттернов и формирует коммерческую поведенческую мотивацию.

Ответить
Развернуть ветку
Сергей Овчинников

,,При прочих равных", это часто забывают добавить. А ,,прочих" может быть множество. Да и не про прибыль это, а про объём. Есть базовые потребности, реализующие эти инстинкты, где не протолкнуться от конкурентов, а маркетинг призван доносить мотивацию до сознания и не обязательно реальную. Вы же не станете утверждать, что Эппл и люксы требуются для выживания... или станете?) Если вы придумали мотив, то вы продали.

Ответить
Развернуть ветку
Olga Chefurko

Вчера как раз шерстила интернет на тему интересных кейсов с провалами предпринимателей и на что обратила внимание на несколько вещей:

1. на поверхности в русскоязычном сегменте очень мало статей про культовых/известных предпринимателей с описанием их пути. Покопавшись вчера, я нашла, ну может быть, 5 неплохих (но при этом не очень детальных) статей, где истории "неуспехов" были разложены по карьерам успешных людей. Т.е. в привязке: вот человек, вот его достижения почему он общепризнанный молодец, а вот факапы в его жизни через которые он проходил или, это очень важно, проходит и по сей день.

2. Есть статьи о пути компаний, но вот на мой вкус, это не дает представления о том почему именно эти ошибки произошли. Как будто в таких статьях нет героя - конкретного человека в разных точках жизни компании, который принял то или иное решение, почему он его принял, к чему это привело, причинно-следственные связи решения-результат. Для этого надо интервьюировать людей в этих компаниях, иначе анализ выглядит неполным, но статьи типа "сторрителинг известных брендов" этого не предусматривает немного.

3. большая часть материалов описывает личные кейсы, которые авторы оценивают изолированно от общей истории, иногда с перекладыванием ответственности на других и это вызывает какое-то внутреннее ощущение безнадеги, а часто просто духоты. If you know what I mean :)

4. Истории провалов часто вообще не раскрываются и даются впроброс, по типу: ну вот успешный человек, ему было очень трудно и 30 отказов, но посмотрите чего он добился и дальше миллион печатных знаков об успешном успехе суперуспешного суперуспеха.

В общем, прям после вчерашнего небольшого разочарования получила удовольствие почитать твою статью! Круто, буду ждать продолжения 😉

Ответить
Развернуть ветку
Александр Кайт

Ольга, Вы провели замечательный мини-анализ.
Сейчас ощущается острый недостаток полезной информации.
Потому что каждая история успеха всегда должна сопровождаться факапами.
Успех невозможен без предыдущих провалов.
На провалах мы учимся не делать этих ошибок в настоящем и будущем.

Ответить
Развернуть ветку
Olga Chefurko

Александр, спасибо!
Да, для себя и своих активностей как раз тему исследую, и вот статья Вани как раз идеально легла под мой личный поиск :)

Ответить
Развернуть ветку
Александр Кайт

Никогда не знаешь - откуда прилетит)

Ответить
Развернуть ветку
Иван Коломиец
Автор

Спасибо, рад, что зашло) На самом деле больше года вынашивал идею написать серию статей, там буквально в каждом аспекте бизнеса что-то было не так. Не везде это сопровождалось блокбастером, как в этой части с топором, но все же многое будет полезно начинающим, а предпринимателей с опытом навеет на воспоминания и, может, вдохновит написать что-то подобное.

Все мы были неопытными, учились на своих ошибках. Соглашусь, что большая часть таких историй не получает огласку. Многие стесняются этого или просто не считают этот опыт значимым.

Ответить
Развернуть ветку
Olga Chefurko

Стесняются; считают, что это показывает их с дурной стороны; неудача стигматизирована (принести домой можно только пятерку из школы); ошибки приносят эмоциональный дискомфорт, который не хочется проходить вновь - да, спектр причин очень широкий. Но важно холодной головой проанализировать, сделать работу над ошибками и двигаться вперед с новым опытом и пониманием. И круто, что есть ребята кто вот так, правильно что ли (как минимум в моем мире), смотрят на неудачи.

Вся жизнь - эксперимент, а без неудачных попыток люди бы не могли отсечь ненужное и добраться до нужного. В общем, любой опыт полезен - главное правильно оценить что же произошло. А то и успех можно переоценить и вляпаться в кучу уже на следующем шаге

Ответить
Развернуть ветку
Александр Кайт

Иван, я уверен, что Вы хлебнули негатива при взаимодействии с фрилансерами на биржах и площадках.
Я тоже не так давно через это прошел.
Дешево, быстро, и никому не нужно в итоге.
Выбрасывание денег на ветер.

Лучше: дорого, качественно и эффективно)

Ответить
Развернуть ветку
Иван Коломиец
Автор

Только так последние годы и работаю, только высокие чеки, долгосрочное сотрудничество и философия "клиенты на всю жизнь")

Ответить
Развернуть ветку
Nikolay Ionov

Визуал поста отличный)

Ответить
Развернуть ветку
Иван Коломиец
Автор

Dall-e + немного графического дизайна и вуаля:)

Ответить
Развернуть ветку
Константин Могилевкин

А тебе не кажется, что по происшествии лет ретроспектива превращается в выдумку под задачу?) неужели ты помнишь все как было и вся история не является крутым маркетинговым ходом?

Ответить
Развернуть ветку
Иван Коломиец
Автор

Я могу не помнить каких-то мелких деталей, конечно, но я около года набрасывал тезисы всей истории из воспоминаний, чтобы превратить это в бесшовный сторителлинг, в который вплетен полученный опыт и знания. К тому же статью прочитают учредители компании и коллеги, с кем работал, так что тут нет ни слова выдумки:)

Я много раз повторял многие моменты, консультируя клиентов, но со временем понял, что если не зафиксировать все это в тексте - информация теряется, замещается новыми знаниями и опытом. Сам процесс написания подобных статей помогает структурировать разрозненную инфу из головы.

На счет маркетингового хода - тут нет прицела на продажи чего-либо. Скорее это тренировка навыков создания интересного и вовлекающего контента)

Ответить
Развернуть ветку
Константин Могилевкин

Отличный ответ, жду тебя в команду))

Ответить
Развернуть ветку
Иван Коломиец
Автор

Вопросы в комментариях будут учтены при подготовке следующей части. Любая критика приветствуется!

Ответить
Развернуть ветку
Буквоед

«по несколько раз меняли подрядчиков»
Увы, да. При этом, зачастую любой ИП, у которого отбилась хотя бы шаурмячная, начинает считать, что поймал бога за бороду и становится абсолютно невосприимчив к критике. Ведь все вокруг дураки, а у него «бизнес крутится».

Ответить
Развернуть ветку
Доктор Шкутко

Собственно любому агентству надо писать минимальный бюджет. Чтобы мелкий бизнес понимал, что если поставят меньше, получат дырку от бублика. Такому бизу вообще все надо делать самому, иначе будут потом со своими темками бегать от одних агентств к другим, пока МФО-шный кредит не проедят

Ответить
Развернуть ветку
Just Michael

Есть такая поговорка, что за свой счёт только дураки учатся.

Ответить
Развернуть ветку
Archi Brook

"С тех пор я сделал несколько сотен продаж как внутри агентства, так и работая на себя, обучил с десяток менеджеров по продажам, проконсультировал 500+ клиентов."

Почему-то меня смущает эта часть статьи) Ну т.е. что такое 500 консультаций для менеджера на лидах/холодке ?) Месяц-2 работы....

Но статься интересная, будем наблюдать)

Ответить
Развернуть ветку
Иван Коломиец
Автор

Консультации не = просто любые звонки.
Это когда приходит запрос или находим клиента, выясняем детали, запрашиваем информацию о ситуации в компании и маркетинге, анализируем, а потом созваниваемся и обсуждаем варианты дальнейших действий, обсуждаем точки роста.

Ответить
Развернуть ветку
24 комментария
Раскрывать всегда