{"id":14293,"url":"\/distributions\/14293\/click?bit=1&hash=05c87a3ce0b7c4063dd46190317b7d4a16bc23b8ced3bfac605d44f253650a0f","hash":"05c87a3ce0b7c4063dd46190317b7d4a16bc23b8ced3bfac605d44f253650a0f","title":"\u0421\u043e\u0437\u0434\u0430\u0442\u044c \u043d\u043e\u0432\u044b\u0439 \u0441\u0435\u0440\u0432\u0438\u0441 \u043d\u0435 \u043f\u043e\u0442\u0440\u0430\u0442\u0438\u0432 \u043d\u0438 \u043a\u043e\u043f\u0435\u0439\u043a\u0438","buttonText":"","imageUuid":""}

«Я работала в подчинении у друга, а теперь мы не общаемся» — к чему еще приводит бизнес с друзьями и родственниками

Всё еще думаете, что вести бизнес с друзьями или семьей — отличная идея? У меня для вас плохая новость: всё не так однозначно 😅. Пообщалась с предпринимателями, которые пробовали, узнала их истории и выяснила, как вести дела с близкими и не разругаться.

Привет!

Я Ксюша — контент-маркетолог в сервисе финучета Adesk и автор статей для блога «Котлета». Недавно довелось пообщаться с несколькими предпринимателями, которые имели опыт построения семейного или дружеского бизнеса. Фактуры набралось на целую статью! Краткую версию решила опубликовать сюда, а если захочется почитать полный вариант, он лежит тут.

Сначала краткая справка:

По информации Елены Дыбовой, вице-президента Торгово-промышленной палаты, в РФ 74% малых и средних компаний — это семейный бизнес. Частные школы, пекарни, фермерские хозяйства, частные аэропорты, гостиницы, компании в сфере услуг — семейные фирмы есть в разных нишах.

При этом в интернетах можно найти сотни историй о том, как кто-то развелся с женой из-за конфликта в бизнесе или потерял друга, который ушел в закат с деньгами компании. Мистика какая-то)

Что такого особенного в семейно-дружеском бизнесе

Если вам еще не доводилось вести дела с друзьями, братьями, мамами и папами, то вы можете спросить: а что, собственного, такого? Работайте, да и всё. В теории всё и правда звучит довольно просто, но иногда такая работа выливается в серьезные конфликты. Вспомните хотя бы Адольфа и Рудольфа Дасслеров — сделали совместный бизнес, прославились на весь мир, поругались, психанули, создали Puma и Adidas.

Незнакомого человека можно уволить по несоответствию и больше никогда с ним не увидеться, а близкому человеку ты будешь смотреть в глаза при каждой встрече. Поэтому важно брать на работу не только по степени родства, но и по соответствию компетенций родственника/друга занимаемой им должности.

Дмитрий и Олеся Тыщенко, совладельцы агентства «Горчица» и клуба «Кураж»

К чему я это всё? Да просто совместная работа действительно может стать проблемой. Причем речь не только про партнерство в бизнесе, но и про взаимоотношения «руководитель-подчиненный».

Однажды я полтора года работала в подчинении у друга (спойлер: мы больше не общаемся 😅).

В моменте этот опыт в большей степени был негативным, так как во время обсуждения рабочих вопросов мой руководитель регулярно переходил на личности. При этом он корректно общался с людьми, пришедшими со стороны и потому нельзя утверждать, что он плохой руководитель или нехороший человек.

Ирина Окулова, директор по развитию в The Red One

Предприниматели, с которыми я общалась, помогли сформулировать три ключевых минуса таких деловых отношений:

  • Сложности с деловой этикой. В любом бизнесе бывают кризисы, и если в этот момент кто-то поддается эмоциям, возрастает риск испортить отношения не только в пределах рабочего кабинета, но и в обычной жизни.
  • Неприятные открытия. Иногда в процессе работы обнажаются качества и стороны близких, о которых мы предпочли бы не знать. И хорошо, если вы можете с этим смириться — иногда открытия оказываются настолько неприятными, что отражаются и на личных взаимоотношениях.
  • Бизнес захватывает всё. Велик риск сделать рабочие задачи частью всех сфер жизни. Сначала вы обсуждаете их на планерке, потом во время обеда, а потом и во время семейного ужина.

Когда ведешь дела с друзьями или родственниками, личное и рабочее смешивается. Даже встреча, на которой не планировалось обсуждение бизнес-задач, скатывается в разговор о делах.

Татьяна Лазарева, налоговый консультант, директор компании «Караван Консультант»

Слушаешь все эти истории и думаешь: а кто тогда эти 74%? Безумцы? Оказалось, что нет :) Просто плюсы, которые дает бизнес с друзьями или родными, компенсирует минусы. А если подойти к выстраиванию деловых взаимоотношений с умом, можно вообще минимизировать риски.

Какие такие плюсы?

  • Устойчивость. И российская, и мировая статистика показывает, что семейный бизнес более устойчив к кризисам и их последствиям. Это связано и с уровнем доверия потребителей, и с внутренней устойчивостью предприятия.
  • Понимание возможностей друг друга. Вступая в деловые отношения с близким другом или родственником, вы заранее знаете его сильные и слабые стороны. Это помогает быстрее и эффективнее распределять задачи, не тратя время на прощупывание.
  • Моральная поддержка и сплочение. Близкие люди с большей охотой и самоотверженностью оказывают друг другу поддержку, делают это искренне, а не для галочки.
  • Легкость в общении. Для построения эффективной коммуникации с малознакомым человеком нужно изучать границы и особенности друг друга. С близкими людьми такой проблемы нет — у вас уже есть взаимопонимание, поэтому можно не тратить время на формальности и сразу заняться делом.

А еще мои собеседники рассказали, что вести бизнес с друзьями проще, чем с членами семьи.

В разное время были попытки выстроить бизнес с родственниками, и это было намного сложнее, чем вести бизнес с друзьями. Ни одно из тех начинаний не выдержало проверки временем и обстоятельствами.

Равиль Хабиахметов, сооснователь и ведущий разработчик Android в The Red One

Любопытно — почему так? Если есть идеи, пишите в комментариях.

Как работать с близкими и не разругаться

Если после всего прочитанного рука потянулась набрать номер друга и предложить ему открыть чебуречную, вот вам несколько советов, которые помогут и бизнес выстроить, и друга не потерять

1. Договаривайтесь обо всем на берегу

«Давай сначала попробуем, а там разберемся» — нормальная же тактика? «Вот сначала денег заработаем, а как их разделить — потом решим». И когда наступает это «потом», случается конфликт.

У нас был такой кейс в самом начале: изначально не оговорили финансовое вознаграждение сестры, а когда дошло до дела, возникло недопонимание. Нам удалось расстаться цивилизованно, без обид, мы дружим и общаемся, но так получается далеко не у всех.

Дмитрий и Олеся Тыщенко, совладельцы агентства «Горчица» и клуба «Кураж»

Чтобы минимизировать риски, заранее договоритесь об обязанностях каждого участника: кто за что отвечает и какие процессы на себя берет? В каком соотношении делятся деньги? За кем последнее слово? Кто будет условным лидером? Всё, что может вызвать столкновение интересов лучше обсудить заранее.

2. Проведите границу между личным и бизнесовым

Эта граница работает в две стороны:

  • С одной — вы не скатываетесь в разговоры о делах при каждой встрече.
  • С другой — в рабочие коммуникации не вмешивается личное.

Мы придумали игру, чтобы выходить из роли партнёров дома. Рассказываем друг другу, как прошел день, говоря о себе в третьем лице: «Ты знаешь, наш генеральный сегодня…»

Дмитрий и Олеся Тыщенко, совладельцы агентства «Горчица» и клуба «Кураж»

3. Не стесняйтесь обсуждать неудобные вопросы

Поднять тему финансов, предложить пересмотреть договоренности, обратить внимание партнера на свой вклад в успех компании — все это нормальные вещи для партнеров по бизнесу.

4. Не думайте, что вы «не такие»

Грустно, но факт: разводы, причиной которых стали конфликты в бизнесе — не редкость. А уж про друзей, которые навсегда перестали общаться после попытки выстроить совместный бизнес и говорить нечего.

Конечно, заранее программировать себя на развод или конфликт не стоит, но и уверяться в обратном — тоже. Смотрите на ситуацию трезво и оценивайте риски. И если на старте вам кажется, что могут возникнуть сложности, лучше сразу сказать «нет», сохранив человеческие взаимоотношения и не потеряв друга или родственника.

Для тех, кто хочет happy end

Не хочу заканчивать статью на грустной ноте, поэтому ловите историю, где есть и друзья, и родственники, и полное взаимопонимание.

Несколько лет я был просто сотрудником в компании, которую основали мои друзья. Постепенно направление деятельности менялось и наступил момент, когда мы решили передоговориться и изменить формат взаимодействия. Так мы основали новую команду, в которой каждый из нас стал равноправным партнёром.

Со временем у нас менялись интересы и жизненные обстоятельства. В итоге несколько человек постепенно вышли из управления: кто-то сменил сферу, кто-то ушёл в найм на хорошую должность. Так нас осталось двое.

Изначально у нас были доверительные отношения и всё было выстроено честно, поэтому вопросы решались обсуждениями. С каждым из тех, кто ушёл мы сохранили дружеские отношения и продолжаем личное общение.

Однажды нам пришлось сменить бухгалтера, так в команду пришла моя супруга. Она органично влилась в нашу историю, и компания продолжает развиваться и двигаться вперёд.

Равиль Хабиахметов

Сооснователь и ведущий разработчик Android в The Red One

Телеграм-канала у меня нет, поэтому туда не зову, но если очень хочется куда-то подписаться (мало ли), вот ссылка на телеграм-канал сервиса Adesk — там время от времени публикуются анонсы моих статей для «Котлеты» и разные полезности для предпринимателей.

А у вас был опыт ведения бизнеса с друзьями или родственниками? Будет интересно почитать 🙃

0
54 комментария
Написать комментарий...
Иннокентий Фефилов

Нет никаких правил и истин.
Самая важная ошибка, что люди на своем очень скромном опыте строят теории. Купите себе футболку в яндексе: "Я нерепрезентативен".

Каждый конкретный опыт это гипотеза.

Есть сотни бизнесов, которые делают родственники, друзья и даже супруги.

Ответить
Развернуть ветку
Okama

Сообщение удалено

Ответить
Развернуть ветку
51 комментарий
Раскрывать всегда