{"id":14285,"url":"\/distributions\/14285\/click?bit=1&hash=346f3dd5dee2d88930b559bfe049bf63f032c3f6597a81b363a99361cc92d37d","title":"\u0421\u0442\u0438\u043f\u0435\u043d\u0434\u0438\u044f, \u043a\u043e\u0442\u043e\u0440\u0443\u044e \u043c\u043e\u0436\u043d\u043e \u043f\u043e\u0442\u0440\u0430\u0442\u0438\u0442\u044c \u043d\u0430 \u043e\u0431\u0443\u0447\u0435\u043d\u0438\u0435 \u0438\u043b\u0438 \u043f\u0443\u0442\u0435\u0448\u0435\u0441\u0442\u0432\u0438\u044f","buttonText":"","imageUuid":""}

“Как же ты пишешь? Ты ж не видишь монитор.” И другие неудобные вопросы незрячему копирайтеру

Когда ты не такой, как все, с тобой бывает страшно, неловко, непонятно, как взаимодействовать. Но самое провальное в этом случае для обоих сторон — молчать и делать вид, что проблемы не существует.

Привет! Меня зовут Елена Сичкар, и почти год назад здесь вышла моя статья о пути в копирайтинге в отсутствии зрения, которая наделала немало шума. С тех пор много всего изменилось — я неплохо прокачалась в кейсах, статьях для VC, а ещё у меня скопились вопросы, которые клиентам часто неловко мне задавать, а я не всегда додумываюсь сразу о чём-то таком предупредить, так что иногда обоим сторонам бывает неудобно. Решила собрать самые частые вопросы в статью, вдруг это актуально не только мне.

«Как ты пишешь? Надиктовываешь голосом»?

Печатаю я, как и все вы. Отличие только в том, что я не смотрю в монитор, а слушаю голос скринридера — программы, которая озвучивает все действия на экране. Благодаря ей я могу сёрфить в интернете, сидеть в соцсетях, писать статьи, читать книги и делать другие вещи. Но много всего не могу. Например, пользоваться официальным приложением «Телеграм» на компьютере не могу совсем, а на смартфоне могу только отчасти. Скринридеры есть для смартфонов и компьютеров, у каждого свои нюансы, но принцип везде один — встроенный синтезатор речи проговаривает голосом то, что зрячий человек может видеть глазами.

Управление возможно только при помощи горячих клавиш. Я знаю десятки сочетаний для каждой системы, если не сотни.

У смартфонов горячих клавиш нет, зато есть жесты, которые тоже приходится помнить.

«Тебе же удобнее голосом?»

К голосовым сообщениям отношусь неоднозначно. В целом против них ничего не имею, но только если их тут же можно перевести в текст. В Телеграме их нельзя остановить, перемотать, изменить скорость. А слушать словесный поток довольно сложно, особенно, если собеседник часто отвлекается. Но когда клиенту удобнее общаться голосовыми, я подстраиваюсь, сразу отправляю их боту-расшифровщику.

Мне самой писать привычнее текстом. Получается иногда даже быстрее, чем голосом. На iPhone можно набирать текст шрифтом Брайля, это сильно упрощает жизнь.

«Как ты умудряешься так грамотно писать?»

У многих слепых людей пунктик по поводу грамотности. За типичные ошибки незрячих, вроде названий с маленькой буквы, отсутствие кавычек или пробелов после запятой могут знатно затроллить.

Повышать грамотность отчасти помогает скринридер. Если слово написано неправильно, он будет соответствующе его произносить. Я сразу обращаю на это внимание и проверяю, в чём дело. Если не нахожу ошибку, открываю словарь и запоминаю написание. Также и с пунктуацией. Когда есть какой-то знак, скринридер делает едва заметную паузу, это тоже отчасти помогает проставлять запятые.

«Там ё местами потерялась, сможешь проставить?»

Я отношусь к любителям буквы ё, но перечитывать тексты в её поисках для меня та ещё пытка. Скринридер читает тексты с большой скоростью. Не могу сказать точно, сколько слов в минуту, но гораздо быстрее речи живого человека. Вычитывать тексты обычно приходится в конце дня, когда я уже изрядно устаю и медленнее реагирую. Как у зрячих авторов «замыливается» глаз, так у меня «замыливается» ухо. Иногда по несколько минут зависаю над каждой строчкой. Раньше помогал дисплей Брайля — специальный гаджет, на котором буквы отображаются в виде выпуклых точек. Но сейчас он стал как-то особенно часто глючить, иногда не запускается совсем. Новый в наших теперешних условиях купить нереально, да и стоит он как крыло от самолёта, поэтому вся надежда только на собственные уши.

«Как ты верстаешь? Твой текст легко читать»

Мои первые посты в Телеграм-канале пестрили смайликами как новогодняя ёлка гирляндами, а весь текст был сплошной простынёй. Меня это не смущало, но читателям было непросто. Когда я решилась попросить у подписчиков обратную связь, в первую очередь мне порекомендовали добавлять пустые строки между абзацами и сократить количество смайликов. Сказано — сделано. Так мои тексты в канале стало легко читать. Как я это контролирую? На смартфоне никак, потому что текст сообщения в Телеграме проговаривается без остановки, сплошным потоком. Зато на ноутбуке передвигаться по документу можно стрелками, и когда попадается пустая строчка, скринридер произносит «Новая строка».

«А чё у тебя в одном доке разные шрифты?»

При копировании фрагментов текста на Mac копируется не только сам текст, но и форматирование. Можно скопировать без форматирования, но это сочетание я вечно забываю. Поэтому у меня в одном файле бывает по несколько шрифтов. Обычно стараюсь сбросить форматирование перед отправкой, но могу заработаться и забыть. Мне вообще сложно удерживать в голове какой бы то ни было визуал, если ничто специально об этом не напоминает.

Проставлять определённый шрифт мне трудно, потому что для этого нет горячих клавиш, или я пока их не знаю, а через меню у меня часто получается что-то не то: то нужный шрифт не могу найти, то он сбрасывается, пока я “иду” до кнопки “ок”, то ещё какая-то неведомая пакость.

«А всё жирным шрифтом, это так специально?»

Жирный шрифт тоже иногда пролетает вместе с форматированием. Самое досадное, что часто я об этом даже не знаю. Сейчас начинаю работать с помощницей, которая будет помогать мне как раз с визуалом. Надеюсь, на все подобные уловки попадаться наконец перестану.

«Ты можешь делать отступ не вручную?»

С отступом та же история. Если очень постараться, могу сделать. Но через меню иногда почему-то не срабатывает. А если клиенту не принципиально, я на это честно забиваю и проставляю вручную.

«Я там красным пометил, ты же можешь найти?»

С цветовыми метками работать практически нереально. Скринридер не обучен произносить цвета по умолчанию. Чтобы найти цветовое выделение, нужно чётко знать, где искать. Но проще сразу выяснить, где что поправить, чтобы долго и мучительно не перебирать все до одной строчки. Сама выделять цветом я в целом могу, но здесь есть риск вместо красного покрасить зелёным, потому что горячих клавиш для выбора цвета тоже нет, только через меню.

В целом работать с цветом я избегаю как только могу. Плюс это долго — надо найти нужный цвет в меню, прослушать много всего лишнего, выбрать цвет, проверить, выбрать ещё раз, если цвет не тот — уффф…

«Тут лучше таблицу, давай сделаем?»

Таблицы в целом доступны, но работать с ними очень долго и неудобно. Постоянно нужно контролировать границы ячейки. Ещё не везде можно сходу перемещаться от одной ячейки к другой, чаще всего приходится прочитывать всё содержимое каждой ячейки от начала до конца. Терпение обычно заканчивается уже где-то на второй строчке. Иногда скринридер не читает, какой под курсором столбец, и какая строка, поэтому могу вставить текст не в ту ячейку. После всегда прохожу, перепроверяю.

Если таблица большая, часто бывает непонятно, как располагаются столбцы и строки, особенно, если заполнена не каждая ячейка.

«А что в третьей таблице не поправила? Там ещё один мой коммент»

Комментарии в таблицах — отдельное зло. Никогда заранее не знаешь, где именно они спрятались. Если список комментариев не пришёл на почту, искать приходится долго и мучительно. Если есть возможность, сразу уточняю у редактора, куда “идти”.

«Ты можешь читать комментарии в Гугл-доке?»

Комментарии вполне доступны. Обычно я начинаю двигаться от начала документа к концу, попутно перечитывая весь текст. А когда «натыкаюсь» на комментарий, скринридер перестаёт читать текст, произносит «начало комментария», потом ту часть, которую клиент выделил, а потом «конец комментария». Дальше нужно дойти стрелками вправо-влево до выделенного фрагмента и нажать очередное сочетание клавиш, тогда прочитается текст комментария. Для работы с ними я пользуюсь одновременно смартфоном и компьютером. На смартфоне просматриваю, сколько всего комментариев, прочитываю их полностью, там же отвечаю, если требуется. Отвечать можно и на компьютере, но со смартфона мне проще. Дальше перехожу на компьютер и начинаю вносить правки.

«Ты можешь предложить иллюстрации? Не искать, просто предложить»

С иллюстрациями проблема. У меня нет насмотренности. Более того, я не умею видеть глазами, воспринимаю мир по-другому. Мои визуальные образы — часто цветовые пятна без чётких границ. Я могу представить шершавую поверхность грецкого ореха, тёплый чайник, холодный металл — буквально почувствовать это всё кожей. А вот предложить обложку к статье про площадки для бизнеса не могу. Просто не понимаю, что это может быть.

«А скрин пришлёшь?»

Со скринами всё грустно. То ли я просто не умею их делать, то ли для этого надо видеть. Когда я пытаюсь сделать скрин на смартфоне, лучше всего мне удаётся снять верхнюю панель, где значок сети, время и вот это всё. А нужный кусочек текста иногда даже не влезает. Знакомые незрячие ничего дельного не подсказали — скорее всего, силами скринридера это недоступно.

На компьютере я делала скрин всего однажды, но сначала пришлось развернуть окно на весь экран. А какой получился результат я даже не знаю — скрин в итоге не понадобился.

«Показываю на скрине, понятно?»

Читать чужие скрины в Телеграме мне помогает Vision bot. Он вполне справляется с задачей, если нужно просто прочитать текст, чуть похуже, когда нужно распознать изображение. Но определять форматирование он не умеет. Приходится задавать много глупых вопросов клиенту.

«Ты же можешь найти задачу в Kaiten?»

Таск-менеджеры в большинстве случаев моя боль. Сейчас есть вероятность, что откажусь от проекта только потому, что там вся работа проходит в Kaiten. А мне доступно лишь описание задачи и комментарии. Передвинуть задачу я не могу, потому что не озвучиваются кнопки. А ещё всегда боюсь что-нибудь там случайно удалить.

«А тебе доступен Zoom?»

Zoom и прочие приложения для связи мне в основном доступны. Но от каждого нового приложения я сначала впадаю в лёгкую панику. Я не могу просто загрузить приложение, зарегистрироваться и присоединиться к встрече. Сперва надо понять, могу ли я вообще им пользоваться. Для этого часто прошу помогать мужа: он ставит приложение себе на смартфон, мы созваниваемся, я жму все кнопки по очереди и проверяю, что работает, а что нет. В целом я стараюсь подстраиваться под клиентов. Но если какое-то приложение недоступно в принципе, не стесняюсь об этом сообщить. Это не моя прихоть и не отмазка от созвона. Пока все относятся с пониманием. Но если кто-то из-за этого решит расстаться, я готова это принять.

«Тут надо подпись поставить, сможешь?»

Самое ужасное, когда пишут что-то вроде «Здесь надо просто распечатать, подписать и сфотографировать». Я могу только распечатать, на этом мои возможности заканчиваются. Поставить подпись пальцем по дисплею я тоже не могу. Сейчас выручает ЭДО, но не все клиенты с ним работают, и не все приложения мне доступны, а «Госключ» вообще выдаёт ошибку. Подписывать документы мне помогает падчерица.

«А чек пришлёшь?»

По предыдущим пунктам может показаться, что я только и делаю, что ворчу на недоступные приложения. В качестве исключения расскажу про «Мой налог», который вполне доступен — выдавать счета, чеки и оплачивать налоги можно без проблем. Вот только дальше это всё нужно отправлять, как правило, в Телеграм, и тут уже не так безоблачно. Спасает Гугл диск, куда я сначала загружаю файлы, а клиентам потом отправляю на них ссылки.

“А как копирайтер ты что можешь?”

Визуал — это, конечно, замечательно, но копирайтер прежде всего должен уметь:

  • Разбираться в маркетинге
  • Определять целевую аудиторию
  • Понимать, для кого он пишет и зачем
  • Решать текстами задачи бизнеса и проблемы читателей
  • И много других вещей, где наличие или отсутствие зрения большой роли не играет. И как показывает практика, делать это всё я вполне умею — довольных клиентов становится всё больше.

Я люблю то, чем занимаюсь, и не останавливаюсь только потому, что чего-то там не могу. Решение найти можно практически всегда, было б желание.

Если у вас есть вопросы в рамках закона и приличия, смело задавайте их в комментариях.

А если хотите больше историй из незрячей жизни и копирайтинга, добро пожаловать в мой Телеграм.

0
141 комментарий
Написать комментарий...
Эмма Михейкина

Меня как человека с плохим зрением восхищает, как много всего уже может техника. И ужасает, как много сил уходит на простые вещи, если не можешь использовать зрение.

Ответить
Развернуть ветку
Елена Сичкар
Автор

Есть такое. Про время вообще боль

Ответить
Развернуть ветку
138 комментариев
Раскрывать всегда