Как писать тексты, если не видишь с рождения? Рассказываю, как я стала копирайтером

Привет! Меня зовут Елена Сичкар, я с рождения не вижу, но уже год работаю копирайтером — нахожу заказчиков, пишу тексты, вношу правки, учусь новому на курсах. Делюсь своей историей. Думаю, кому-то она точно будет полезной.

Как писать тексты, если не видишь с рождения? Рассказываю, как я стала копирайтером

Из массажистов в переводчики, из переводчиков в копирайтеры

Я родилась и долго жила в поселке под Самарой. Училась на домашнем обучении, затем в вечерней школе при предприятии для слепых — в интернат родители отдавать не захотели.

В 2006 году окончила школу и поступила в Кинель-Черкасский медицинский колледж на массажиста. Там познакомилась с будущим мужем. После окончания колледжа он забрал меня к себе в Москву.

С 2009 живу в Москве с незрячим мужем и одноглазой кошкой. Несколько лет воспитывала падчерицу. Общих детей у нас нет. Нам никто не помогает, справляемся своими силами. Интернет сильно облегчает жизнь: заказать еду, записаться к врачу, прочитать текст на этикетке, заплатить налоги и многое другое при наличии смартфона можно без посторонней помощи. Даже собрать показания счетчиков помогает специальный сервис видеозвонков.

На массажиста я не устроилась. В то время я не передвигалась без посторонней помощи, а около дома работы не нашлось.

В 2012 году узнала, что на переводчиков обучают дистанционно. Стать переводчиком я хотела с детства, начала готовиться. В конце 2012 года прошла в подготовительную группу в институт УНИК и стала учиться на письменного переводчика с английского и немецкого языков. Английского у меня в школе не было. Я пришла на переводческий с уровнем А2 и за пять лет догнала коллег, хоть и пришлось пахать в тройном объеме.

В 2017 году окончила бакалавриат. За это время УНИК превратился в Синергию — вуз несколько раз лишали аккредитации, лицензии и присоединяли к другим. А я тем временем освоила ориентировку и стала передвигаться самостоятельно. Вместо работы продолжила учиться.

В 2018 году поступила в магистратуру МГЛУ. А после ее окончания научный руководитель предложил пойти в аспирантуру. Через некоторое время поняла, что заниматься наукой не хочу, отчислилась и пошла покорять фриланс.

Почему я выбрала именно копирайтинг

Я ушла из аспирантуры в марте 2022 года — потребность в письменных переводчиках без узкой специализации, не работающих с системами автоматизированного перевода, как раз резко сократилась. Пришлось искать что-то еще.

Месяц занималась расшифровкой аудиозаписей, но поняла, что надолго меня не хватит.

Решила попробовать себя в редактуре. На тот момент я плохо понимала, чем занимается редактор. Думала, просто правит тексты. Купила за полторы тысячи курс по редактированию, в котором на самом деле рассказывали про копирайтинг. Курс был кошмарный по качеству, но направление заинтересовало. Да и выбора у меня было немного. Везде, будь то SMM, программирование, таргетированная реклама, так или иначе нужно видеть. Тем более что рассматривала я себя исключительно как фрилансера-одиночку.

В самом начале поисков я подписалась на рассылку про старт на фрилансе от Мили Котляровой. Когда заканчивала курс а-ля редактуры, пришел анонс ее «Копирайтинга с высоким бюджетом». Программа мне понравилась. На этом месте я поняла, что копирайтинг бывает разным, а с первым курсом просто не повезло.

Я освоила разные форматы контента, основы маркетинга и работы с текстом, научилась работать с гугл-документами, брать интервью у экспертов. При этом поняла, что смогу далеко не всё, — сделать лендинг или сверстать рассылку, написать сценарий к видеоролику мне не под силу.

Всего несколько разовых заказов за полгода

После курса я долго искала работу, но результатов не было. Возможно, надо было начать с биржи, но я ограничилась каналами в Телеграме и hh.ru.

Первым моим клиентом была компания, которая разрабатывает приложение дополненной реальности в мебельном бизнесе. Без зрения дополненную реальность представить непросто. Но сказать заказчику, что не вижу, я тогда не решилась. Отказываться не стала, очень хотела работать. Подумала, если не получится, отдам заказ кому-то из коллег. Написала несколько постов на русском и английском языках, денег заплатили, но продолжения не последовало. Сама я предложить сотрудничество не решилась.

Следующим заказчиком был пластический хирург. Там от меня отказались из-за опечатки. Текст был уже третий, в первых двух все было нормально. Тут я подумала, что заказчик придирается. Поправить опечатку — дело пяти секунд. Но если он так относится к мелочам, то дожидаться проблем серьезнее я лучше не буду.

В ноябре 2022 года я написала статью для сайта «Диджитал Брокколи» — нативную рекламу курса по интегративной нутрициологии. Эта статья привела мне клиента, нутрициолога, с которым работаю уже четыре месяца. Здесь я не стала скрывать свою слепоту, потому что это могло бы добавить непрошеных трудностей и мне, и заказчику.

За эти полгода я многое осмыслила и поняла, что скрывать инвалидность — плохая идея.

С одной стороны, я объективно не могу, к примеру, подобрать картинки к статье или посту. С другой стороны, мне вдруг захотелось показать окружающим, что всё остальное я могу не хуже зрячих коллег. Писать тексты и разбираться в маркетинге мне слепота точно не мешает. Клиент принял мою слепоту спокойно, проблем ни разу не возникло.

Как я пишу тексты

Так же, как все ))

Печатаю слепым методом, но специальная программа — экранный диктор или скринридер — проговаривает все мои действия: набираемые буквы, текст под курсором, интерфейс некоторых приложений. Пользоваться ей можно преимущественно с помощью горячих клавиш. Необходимо запоминать десятки их сочетаний, так как мышью сделать почти ничего нельзя.

Основное неудобство в том, что приходится прослушивать много всего лишнего. Нельзя, к примеру, заметить выделенный красным текст и сразу перейти к нему. Только последовательно перемещаться по одной строке или странице. В браузерах с помощью горячих клавиш можно переходить по заголовкам, ссылкам и другим элементам, но в документах так не получается.

Если нужно найти конкретный фрагмент, пользуюсь поиском по словам. Работаю при этом почти с той же скоростью, что и зрячие коллеги. Замедляется скорость, только когда нужно искать информацию в интернете. Как раз потому, что приходится слушать много лишнего.

Все проблемы в работе — с визуалом

Часто сталкиваюсь с тем, что на проекте нужно не только писать тексты, но и подбирать к ним иллюстрации. Поскольку я не вижу с рождения, то в принципе не понимаю, какие нужны картинки, чтоб были не для красоты, а помогали лучше понять текст. Пытаюсь осваивать визуальное повествование, но получается так себе.

Плохо удается верстать текст, а заметить чужую верстку практически нереально, разве что кто-то специально обратит на нее внимание. Я могу делать заголовки, списки, вручную разделять абзацы, но работать со шрифтами получается плохо. Поэтому у меня в одной статье часто по пять разных шрифтов и размеров. Особенно если случайно задеваю трекпад.

Еще много проблем связано с недоступностью сервисов: рассылочных, конструкторов сайтов, сервисов проверки текста, даже соцсетей. Поэтому я пропускаю проекты, где надо, скажем, не просто писать посты для канала в Телеграме, а вести его полностью.

Бывает, что проблемы возникают из-за ошибок коммуникации. Одна такая история случилась во время поисков работы. За пять месяцев я изрядно отчаялась и в октябре решила обратиться в Everland — организацию, которая помогает инвалидам «интегрироваться в рынок труда». Но вместо поддержки вышел почти конфликт.

Не буду рассказывать всю историю, ограничусь главным уроком, который вынесла для себя.

Дали мне переработать текст для сайта. Я некоторое время пытаюсь понять, чего от меня хотят, — разбиваю текст на абзацы, меняю их местами, но всё не то. На второй день безуспешной работы изрядно раздраженный наставник присылает мне исправленный текст. Я надолго зависаю. Переписывались мы в Телеграме, и текст прислали туда же. Здесь важно, что в официальном приложении Телеграм для iPhone, которым я пользуюсь, скринридер форматирование текста никак не озвучивает. Текст произносится как бы на одном дыхании. Его нельзя перелистать, только прослушать от начала до конца — узнать содержание, но не форму. На Mac я доступного приложения тоже не нашла. А которое есть, на мой компьютер устанавливаться не желает.

В общем, чтобы понять, чего же от меня хотели, понадобилось сделать следующее:

  • Найти сообщение с текстом.
  • Скопировать его в буфер обмена (для этого у скринридера есть специальный жест).
  • Вставить текст в Заметки, тоже с помощью жеста.
  • Открыть Заметки на компьютере, благо на Mac они синхронизируются. Только здесь с форматированием удалось более-менее разобраться.

Трудность была в том, что у нас с наставником сильно различались представления о структуре текста.

Я разбивала всё на отдельные подпункты: «О нас», «Цены», а наставник хотел некоторые пункты объединить. Поскольку визуального сопровождения у меня не было, проговорить все словами мы оба почему-то не догадались, и отправить текст в Заметки я тоже сразу не додумалась, много времени потратили зря. Обстановка накалилась, и на этом наше сотрудничество закончилось. Вместо поддержки вышло довольно серьезное испытание.

Что планирую делать дальше

Еще когда проходила «Копирайтинг с высоким бюджетом», узнала про Стажировку, которую проводит команда Креативной редакции «Рыба». Подумала, что хочу к ним. Долго сомневалась, потому что один курс только закончила, денег Стажировка стоит немалых, но главное — иллюстрации. В своих соцсетях ребята много про это говорили.

Решилась только в декабре. В итоге меня не только взяли на Стажировку, но и скорректировали систему оценивания. А когда дошли до лендингов, для меня подобрали отдельные задания, за что ребятам большое человеческое спасибо!

Работать было непросто, потому что у гугл-документов есть свои ограничения. Например, чтобы принять совет, нужно открыть документ со смартфона — на компьютере принять или отклонить его не получается. Вероятно, для этого тоже есть свое сочетание клавиш, но я пока не нашла. Плюс не все горячие клавиши там срабатывают.

Комментариев было всегда много, так что мозг кипел, но в целом было здорово. Теперь я умею писать статьи для блогов уровня Авито, Ситилинка, Яндекса, знаю особенности текстов для ПромоСтраниц. Еще была статья на vc — вот закрепляю результат.

На Лену подписался осенью 2022-го — ее канал мне скинули в чатике наших Стажеров. Посмотрел — стало очень интересно, как вообще это возможно. Немного пообщался с Леной, а потом она пришла к нам на обучение, о котором она уже написала.

Так как кейс очень необычный и крутой, внимательно следил за результатами, спрашивал у проверяющих, насколько сложно идет работа над текстами. Так что пишу коммент, получается, от лица заказчика.

Основная проблема — верстка. И правда, в доке может быть разный по размеру текст, разные шрифты. Но это правится буквально в одну минуту. Сам текст у Лены получался не хуже остальных ребят — с логикой, структурой, изучением фактуры, интервью проблем не было особо никаких.

Все правки в режиме правок она тоже видит, отрабатывает как обычный автор.

По скорости работы я не заметил ничего критичного. Например, Лена вполне способна внести правки за один день. Если не будет ставить срочные дедлайны для себя — всё будет ок.

Кажется, чтобы догнать по возможностям 90% копирайтеров на рынке, ей надо взять в помощники толкового корректора, который бы отвечал за визуальное оформление текстов и, может, помог бы с несложными картинками. Ну и вкалывать, работать и не опускать руки.

Алексей Рожков, руководитель редакции «Рыба»

Сразу после Стажировки в «Рыбе» поймала несколько предложений в крутые проекты. Но необходимость подбирать иллюстрации ставила на всех моих желаниях жирный крест. После очередного отказа я изрядно разозлилась и решила, что больше так продолжаться не может. Собралась с духом и пошла искать помощника, который подбирал бы иллюстрации вместо меня.

Желающих нашлось сразу несколько. Кое-кто был даже готов помогать бесплатно, но, на мой взгляд, это плохая идея. У человека должна быть мотивация. Зарабатывать плюсики в карму дело хорошее, но вряд ли надолго. А мне важно, чтобы человек не слился после первой статьи и выполнял свою работу качественно и в срок. Я на этот счет требовательна. Договорились, что работать будем за процент от статьи. Вот только проекты, в которых хотелось бы работать, попадаться перестали.

Сейчас мне хочется прокачаться до уровня дорогого автора. Хочется, чтобы мое имя ассоциировалось с качеством. Денег и славы, конечно, тоже, но репутации сильного автора хочется в разы больше.

Не знаю, остановлюсь на этом или двинусь куда-то еще, — так далеко пока не загадываю. Личный бренд на всякий случай развиваю с первых дней. Не всегда понимая, как правильно, но развиваю. Судя по количеству подписчиков, которые приходят без рекламы, у меня это так или иначе получается. В декабре вступила в Торнадо — клуб по личному бренду Ольги Офицеровой. С тех пор заявлять о себе получается легче и увереннее. Пока есть ощущение, что двигаюсь в правильном направлении. Что будет дальше, жизнь покажет.

Спасибо, что дочитали до конца! Если интересны подробности, как я покоряю копирайтинг, добро пожаловать в мой Телеграм. На все вопросы готова ответить в комментариях.

847847
330 комментариев
5000 ₽

Елена, спасибо за вашу историю и за то, что вдохновляете других. Желаю, чтобы у вас все получилось!

82
Ответить
2000 ₽

Отлично написано!

28
Ответить
2000 ₽

Восхищён! и нет слов

10
Ответить
500 ₽

Ты молодец!
У тебя все получится!

53
Ответить