{"id":14276,"url":"\/distributions\/14276\/click?bit=1&hash=721b78297d313f451e61a17537482715c74771bae8c8ce438ed30c5ac3bb4196","title":"\u0418\u043d\u0432\u0435\u0441\u0442\u0438\u0440\u043e\u0432\u0430\u0442\u044c \u0432 \u043b\u044e\u0431\u043e\u0439 \u0442\u043e\u0432\u0430\u0440 \u0438\u043b\u0438 \u0443\u0441\u043b\u0443\u0433\u0443 \u0431\u0435\u0437 \u0431\u0438\u0440\u0436\u0438","buttonText":"","imageUuid":""}

Как компьютерные игры излечили мой перфекционизм

Меня зовут Роман, я предприниматель и веду канал про психологию. С детства я страдаю от перфекционизма в самой дурацкой форме — хочется делать все настолько хорошо, что проще ничего не доводить до конца. У меня огромная стопка незаконченных детских рисунков — я постоянно начинал с чистого листа. В этом посте я расскажу, как одна компьютерная игра случайно повернула шестеренки у меня в голове.

В какие игры я играл раньше

Анализируя, в какие игры я любил играть, я понимаю, что они только подпитывали мой перфекционизм и максимализм. Это были в основном стратегии, типа Civilization или Stronghold. Я любил, сюрприз, строить ИДЕАЛЬНЫЕ ЗАМКИ.

- Люди любят вас за ваш перфекционизм, милорд

Поэтому меня раздражал Warcraft 3 — там невозможно спокойно строить, постоянно надо сражаться. Перфекционист во мне негодовал: как так, внешние обстоятельства не дают все сделать идеально!

Конечно, я играл и в «стрелялки», например в Хитмана, где можно методично ползать по уровню и убивать всех.

Эту миссию я проходил миллион раз — самый кайф был убить всех так, чтобы другие ни о чем не догадывались

Так как я ленивый перфекционист, в основном я забрасывал игры на середине, не осилив идеальное прохождение. А если я и проходил какую-нибудь РПГ, то приходил к финальному боссу с миллионом зелий, которые я боялся тратить всю игру и откладывал на экстренный случай.

Еще мне доставляло удовольствие переигрывать один и тот же фрагмент или миссию. Это тоже проявление перфекционизма: лайк, если понимаете, о чем я.

Хочется изучить местность и все контролировать, а все новое, спонтанное и незнакомое раздражает, так непредсказуемо и таит в себе опасность

Начало из первого Far Cry я проходил, наверное, миллион раз — мне доставляло удовольствие часами ползать по кустам и зачищать лагерь от врагов. Игру целиком я, разумеется, так и не прошел.

Спасибо этим кустам за счастливое детство

Какая игра все изменила

Совершенно случайно, без каких либо ожиданий, я начал играть в DOOM 2016. Меня затянул игровой процесс, но по началу я старался играть в своем стиле — отстреливать врагов по одиночке и все контролировать. Приходить на каждую битву в отглаженной броне.

Но эта игра рассчитана на абсолютно другой геймплей — нужно быть в потоке и танцевать свой кровавый танец в гуще врагов, надеясь, что из следующего импа выпадет достаточно здоровья, чтобы ты не помер здесь и сейчас. И, о ужас! — из большинства битв ты выходишь не идеальным хитманом и сайлент асассином, а тяжело дышашим морпехом на последнем хп.

Типичная битва — это сотня врагов, которые прут со всех щелей, а у тебя остались патроны только к дедовской двустволке

Не знаю, почему, но я не дропнул эту игру. Именно в DOOM я начал играть в несвойственной мне манере — влетал в любую заварушку, учился не бояться тратить все патроны и не стесняться получать тонны урона. Короче, я был в моменте и в потоке. И, вы не поверите — так я прошел всю игру! А потом еще раз, на харде.

Может звучать странно, но это сработало как терапия, как позитивное подкрепление. Можно не быть готовым на 100%, но побеждать, можно не думать на сто шагов вперед и импровизировать.

Я как будто принял то, что можно добиваться результата не только ползая по кустам и контролируя каждого противника, но и влетая в эпицентр битвы, тратя все ресурсы и надеясь на лучшее.

Конечно, я не стал вдруг каким-то антиперфекционистом, но я начал позволять себе то, чего раньше не мог. Например эту статью я пишу сходу от начала до конца, хотя раньше я бы откладывал ее до «идеального момента» и писал бы месяц. Сейчас я легко пишу статью в неделю и не переживаю, что темы закончатся.

Именно после DOOM меня «отпустило» — я прошел еще несколько игр в подобном стиле. Из последнего советую Metroid Fusion — там много исследования и загадок, но также полно тех самых битв на последнем хп.

Этого босса я победил каким-то чудом и больше к нему не возвращался, хотя мой перфекционист хотел разобраться

Резюме

Если вы страдаете от перфекционизма и максимализма, попробуйте пройти игру, где невозможно все контролировать. Где надо быть спонтанным, импровизировать, тратить ресурсы здесь и сейчас — это может помочь сменить паттерн поведения. Список подобных игр, я уверен, напишут в комментарии.

Если было интересно, не забудьте поставить лайк, пишите в комментарии про свои отношения с перфекционизмом и играми. Подписывайтесь на мой канал про психологию — нас уже 13 000!

До связи!

0
31 комментарий
Написать комментарий...
Afonin

вообще не понимаю негатива по отношению к играм, многие даже языки учат играя. Игры развивают и моторику и логическое мышление

Ответить
Развернуть ветку
KND

обычно про вред компьютерных игр говорят те, кто оч любит геополитику, пивасик в наливайке и темы "тачки-телки-бабки"

Ответить
Развернуть ветку
Роман Горбачёв
Автор

Ну типа тупые стрелялки

Ответить
Развернуть ветку
Maxim Fox

А вы точно психолог?

Ответить
Развернуть ветку
Гоги Твардовски

Предприниматель же.
Это как сантехник-гинеколог

Ответить
Развернуть ветку
KND

Как бы не демонизировали люди-NPC компьютерные игры, они остаются одним из приятных хобби в моей жизни.

Почти 20 лет, начиная с SNES, я исследую сотни игровых миров, сопереживаю персонажам и чту их философию, и просто кайфую от разнообразия жанров. Игры - те же фильмы и книги, приятная разгрузка мозга.

P.S: рекомендую эту годную книжечку)

Ответить
Развернуть ветку
Доктор Шкутко

Блин, я то думаю его мне Дум нафик не нравится, я ее и не прошел в итоге, а перфекционизмом до сих пор страдаю. Одна польза - жене нравится как я уборку делаю :)

Ответить
Развернуть ветку
Роман Горбачёв
Автор

Вот-вот
Не знаю почему, но меня именно Дум затянул

Ответить
Развернуть ветку
Доктор Шкутко

Излечился от перфекционизма, а я не смог :(

Ответить
Развернуть ветку
Вадим Д.

А мне, помимо Героев, ещё Цивуха очень заходила. Правда, уже давно ни во что не играл.

Ответить
Развернуть ветку
Роман Горбачёв
Автор

Герои как-то мимо меня прошли, хотя уверен, игра топ

Ответить
Развернуть ветку
Вадим Д.

О да, вплоть до 3.5 (-:

Ответить
Развернуть ветку
Тимофей Белоглазов

3.5 😁 настоящие эксперты знают, что была эта версия, да

Ответить
Развернуть ветку
Вадим Д.

🤝🏻 Коллега!
Формально был ещё аддон 3.75, но это уже баловство.

Ответить
Развернуть ветку
KND

рекомендую 5 и 6 циву, но с дополнениями)

Ответить
Развернуть ветку
Вадим Д.

Благодарю, пятую ещё зацепил (-:

Ответить
Развернуть ветку
KND

В пятой очень гибкая система развития городов, да и чудеса позволяют тебе буквально перестроить его стратегию развития. А вот в шестой уже районы появились, там через моногорода и торговлю приходится делать грязь

Ответить
Развернуть ветку
Julian Pavlov

На SNES обязательно пройдите весь Super Metroid, а на Nintendo Switch - Metroid Dread. Кайф гарантирован)

Ответить
Развернуть ветку
Роман Горбачёв
Автор

Засел за Супер Метроид)

Ответить
Развернуть ветку
Людмила Чернова

Спасибо! Очень точно рассказано о важном ♥️

Ответить
Развернуть ветку
Роман Горбачёв
Автор

Истории, о которых невозможно молчать

Ответить
Развернуть ветку
Валера

недавно для себя открыл нинтендо и какой месяц не могу оторваться от Hades.

Ответить
Развернуть ветку
Александр Кубинцев

Да, знакомая история. Тоже в какой-то момент стал понимать, что трачу слишком много времени на скурпулезное исследование механики и обстановки, вместо того, чтобы ограничиться ситуативным реагированием. То есть условно хожу по периметру карты, замыкая его, а потом сканируя полученную площадь. Нередко такая стратегия оказывалась проигрышной, пришлось завязывать :)

Ответить
Развернуть ветку
Саламия

Ваш способ не подойдёт моей маме! А она так ждала статью😃

Ответить
Развернуть ветку
Daniil Shcherbakov

А пока я продолжаю покупать игры и ставить их на полку, надеясь что когда-нибудь найду время их пройти!

Ответить
Развернуть ветку
Екатерина Петрова

Говорят, где-то есть психологи без проблем с головой. Врут, походу.

Ответить
Развернуть ветку
Евгений Мошкин

Это потому что человек в игры играет у него проблемы с головой?

А они точно не в зеркале, если у вас все с проблемами с головой?

Ответить
Развернуть ветку
Екатерина Петрова

Здорово, что Вы притянули за уши игры к моему комментарию. Но если Вам кажется адекватным специалист в области психологии, который в детстве не смог закончить стопку детских рисунков, то обсуждать мне тут нечего. Хотел добиться совершенства в рисунке "моя мама" в 4 года? Ок, допустим. Почему не в художке тогда? Это не перфекционизм, не лень, а явно какое-то отклонение нездоровое. И куда пойдет любой человек с таким расстройством? Правильно, лечить других. К сожалению, такой коновал может покалечить пациента, действительно нуждающегося в помощи профи-психолога. У него ж на кабинете не написано, что он дурачок. Пусть тогда и дальше играет в игрушки, куклы, машинки, вышивает крестиком - меньше вреда будет.

Ответить
Развернуть ветку
Рушан Ахметжанов

для перфекционистов существует ад, называется RimWorld

Ответить
Развернуть ветку
Филипп Гаврилов

от перфекционизма помогают умышленные "инъекции" хаоса с свою деятельность

например, это коммент я написал с маленькой буквы и с неправильными кавычками

Ответить
Развернуть ветку
Alex Nosov

На мой перфекционизм игры не влияют. После работы расслабляюсь за Калибром в режиме Фронт. Это режим PvPvE - две команды по 4 человека начинают с противоположных концов карты, а между ними боты. Там надо либо набрать быстрее определенное количество очков, либо уничтожить вторую команду, но все равно набрать нужный минимум очков. Перфекционизму там вообще не место, еще и зависимость от сокомандников, т.к. все 4 бойца имеют разные роли. Расслабиться и переключиться с различных рабочих и бытовых проблем на моментные задачи помогает, но не более того.

Ответить
Развернуть ветку
28 комментариев
Раскрывать всегда