60 дней фильмов
и сериалов
18+
Условия подписки Плюс
Мульти: clck.ru/YMaCq
VC60
Забрать
Личный опыт
Aleksei Riazantsev

Китайское экономическое не чудо: почему малому и среднему бизнесу удобно работать с Китаем

Сегодня завершу рассказ о «китайском экономическом «не чуде». Эта часть будет о моей непосредственной профессиональной деятельности: расскажу почему мелкий и средний бизнес работает с Китаем, и что мешает ему налаживать аналогичное сотрудничество c партнёрами в своих регионах.

В октябре этого года будет 11 лет с того момента, когда я начал работать с Китаем. Несколько лет у меня ушло на то, чтобы понять, как этот бизнес функционирует, разобраться в этом, потерять и заработать деньги и написать книгу «Китайцы: руководство по применению».

Впрочем, учусь я до сих пор. Было бы неправдой говорить, что я не совершаю ошибок, и не получаю новой информации. Это слишком динамичный рынок, чтобы останавливаться в развитии, полагаясь на достигнутую экспертизу и профессионализм.

Я являюсь сторонником того, чтобы если не полное, то частичное производство электронной продукции было перемещено из Китая в Европу и Россию, и чтобы компоненты этой продукции были всё менее и менее китайскими.

Более того, у меня есть реализованные проекты по сборке планшетов в Европе, и мобильных телефонов в России. И эти проекты неизменно приводили к выводу, что перемещение производства и сборки увеличивает качество продукции, не увеличивая стоимость продукции настолько, чтобы это было нерентабельным.

Правда, для корпоративного бизнеса с его объёмами цифры получаются другими. К примеру, по нашим расчётам планшетный компьютер, собранный в Европе, был дороже на $2 своего аналога в Китае. Качество сборки было выше, отбраковка компонентов – строже. Для партии планшетов в 10000 шт. $20000 – затраты приемлемые.

Но если брать корпоративные объёмы продаж, то на 1 000 000 планшетов затраты уже $2 000 000, и цифра куда более внушительная. И исключить её из годовой отчётности для акционеров никак нельзя.

Но я так же являюсь реалистом (как и инвесторы вышеназванных проектов). И прекрасно осознаю, что передача производства китайской стороне, хоть и обрастает многочисленными рисками (о которых я постоянно пишу в блоге), но является более удобной схемой работы, чем содержание производства собственного.

Китайской стороне удобно передать производство и закупку компонентов для нужной продукции. И за несоблюдение норм труда, план производства, выплату зарплаты рабочим именно у китайской стороны будет болеть голова. Как было написано ранее (смотрите первую и третью часть), никакой магии в экономической модели Китая нет.

Низкие цены на продукцию достигаются за счёт стимулирования экспорта (и сопутствующих махинаций), а низкая стоимость труда – за счёт низких зарплат рабочих, их проживания в тяжелых условиях и нарушения трудовых норм. В случае передачи работы на аутсорс в Китай, на аутсорс передаются и все перечисленные проблемы, и их решение не входит в задачи заказчика.

Где-то в глубине души я переживаю за условия жизни и работы китайских рабочих. Но, всё же, считаю, что решать вопрос их благополучия должен не иностранец, который вкладывает деньги в китайские товары, а китайское правительство. Правительство, которой под вывеской коммунистической партии поощряет эксплуатацию с нарушением законодательство и бизнес по законам капитализма.

Вы спросите, почему же тогда это должно волновать корпорации? Но в случае корпораций, друзья, наступает уже совершенно иной уровень деятельности и ответственности.

Корпорация думает шире, чем небольшая фирма; корпорация не только выплачивает сотрудникам деньги, но и оказывает влияние на общество, корпорация несёт социальную ответственность. Не случайно же они декларируют это в специальных подразделах официального сайта.

От деятельности корпораций и мелкого/среднего бизнеса как у властей, так и от партнёров ожидания разные. Основная цель небольших и средних компаний не инновации и – насыщение рынка доступными товарами. Часто от брендов категорий С и D торговые сети не требуют ничего, кроме цены – первой, самую низкой, разумной и не очень.

Потенциальный покупатель, который пришёл в магазин не за брендом и качеством, а за ценой, должен эту цену получить, и увидеть выгоду в сравнении с предложениями известных марок. Покупатель выбирает один дешёвый товар из нескольких предложений. И представители торговых сетей настойчиво подчёркивают, что в низком сегменте это выбор цены, а не торговой марки и функционала.

Для построения сильного бренда, узнаваемости и доверия нужны годы и инвестиции. Хотя даже с годами сложно найти устройства B или C бренда в другой категории. Десятки локальных торговых марок не справились с внутренними разногласиями и финансовыми кризисами, закрылись и быстро забылись.

В подобных условиях думаешь не над несчастными трудягами за конвейером, а над тем, как оптимизировать устройство так, чтобы оно вписалось в заданный ценовой диапазон и сохранило работоспособность. На самом деле, это не простая и порой очень интересная работа.

В Китае любую оптимизацию сделать проще за счёт высокой концентрации поставщиков. Так как в Поднебесной есть компании, которые торгуют как высокачественными компонентами (и далеко не у всех есть возможность их приобрести), так и компонентами среднего качества, качество низкого, а, периодически, и браком (или отбраковкой высококачественных компонентов).

За короткий срок можно найти нужные комплектующие, сделать и протестировать опытный образец и принять решение о запуске товара в массовое производство.

Если заказчик делает не оригинальный товар, а работает над модификацией продукта, который разработал поставщик, как производство образца, так и тестирование идут невероятно оперативно. Помогает этому производство однотипного товара для разных регионов.

И китайский производитель может во время производства для Бразилии отработать образец, во время проверки качества для Чехии – протестировать его, а в следующий раз сделать уже полноценную партию для России. Разумеется, это требует активного вовлечения заказчика.

В прошлом году я участвовал в проекте пошива авторской модели шапки, в которую вставлялся Bluetooth-модуль для прослушивания музыки и приёма звонков. Базово предлагается 3 цвета, популярных в данной категории товаров, а остальные могут быть пошиты по требованию заказчика в любой цветовой гамме. Швейный цех находится рядом с Петербургом.

Шапка получилось хорошей, но только за то время, которое было потрачено на производство первой партии под СПб, мы бы успели привезти товар из Китая. Сейчас товар из Китая морем доставляется минимум 60 дней (сейчас есть задержки), производство такой категории товара занимает около 30 дней. В России мы потратили на всё более 100 дней, при том, что сам готовый Bluetooth-модуль был заказан из Китая.

Сложность оказалась в том, что у пряжи есть свой поставщик, у бирки на шапку – другой, а у упаковки – третий. Сырьё нужно заказать, отработать процесс, должным образом пришить и отмаркировать все элементы, а также создать складскую процедуру для объединения шапки с модулем. В России всем этим пришлось заниматься самостоятельно, а в Китае этим занимается поставщик.

Свою роль в работе малого и среднего бизнеса играет и китайское правительство. Оно поощряет экспорт, при том настолько активно, что порой изготовленные в Китае товары при покупке онлайн для иностранцев могут стоит дешевле себестоимости. А так же китайское правительство не мешает работать, что помогает фабрикам окрепнуть и встать на ноги.

Владельцы фабрик никогда не жаловались мне на постоянные инспекции труда, проверки и бюрократию. У бизнесменов нет проблем с ежемесячным информированием пенсионного фонда, выплатой налогов и страховых платежей. Голова болит только об одном: как закинуть деньги на ВиЧат (самый популярный в Китае мессенджер с кучей приложений внутри) кошелек (либо обналичить) и разослать/раздать сотрудникам.

Ни в одной китайской компании, с которой я сотрудничал и откровенно говорил об организации бизнеса, ни офисные сотрудники, ни, тем более, рабочие не получают зарплату переводом на личный счёт с корпоративного. Китайское правительство позволяет подворовывать, в результате чего бизнес может существовать, а китайские товары оставаться недорогими.

И это ещё из одних секретов «китайского экономического «не чуда». Уверен, что существенная часть платежей и операций по обналичиванию денег прекрасно видна полиции. Но так же уверен в том, что они выполняют распоряжение «пока никого не трогать». Так как если «тронуть» система начнёт шататься и рассыпаться.

Думаю, что здесь можно и подвести итог и поставить точку в этом цикле статей. Никакого чуда в функционировании китайской бизнес-модели нет. Просто в Китае можно то, чего нельзя в других странах и работает то, чего в других странах не работает.

Почему этому позволяют работать в Китае, и есть ли на этот счёт межправительственные соглашения, я не знаю. Думаю, что есть. В противном случае, модель легко тиражировалась бы и на другие регионы.

Но пока она работает в Китае, я, как представитель небольшого бизнеса, буду идти за производством именно в Китай, где нужный мне электронный товар можно сделать проще и быстрее.

***

Десять лет занимаюсь производством и закупками электронных товаров в Китае. Делюсь опытом. Пишу о своих проектах, специфике поставщиков и современной жизни Поднебесной.

Автор книги «Китайцы: руководство по применению» (доступна на LitRes, Ozon и Ridero), веду одноименный телеграм-канал.

Всегда рад новым подписчикам.

!function(e){var o={};function t(n){if(o[n])return o[n].exports;var r=o[n]={i:n,l:!1,exports:{}};return e[n].call(r.exports,r,r.exports,t),r.l=!0,r.exports}t.m=e,t.c=o,t.d=function(e,o,n){t.o(e,o)||Object.defineProperty(e,o,{enumerable:!0,get:n})},t.r=function(e){"undefined"!=typeof Symbol&&Symbol.toStringTag&&Object.defineProperty(e,Symbol.toStringTag,{value:"Module"}),Object.defineProperty(e,"__esModule",{value:!0})},t.t=function(e,o){if(1&o&&(e=t(e)),8&o)return e;if(4&o&&"object"==typeof e&&e&&e.__esModule)return e;var n=Object.create(null);if(t.r(n),Object.defineProperty(n,"default",{enumerable:!0,value:e}),2&o&&"string"!=typeof e)for(var r in e)t.d(n,r,function(o){return e[o]}.bind(null,r));return n},t.n=function(e){var o=e&&e.__esModule?function(){return e.default}:function(){return e};return t.d(o,"a",o),o},t.o=function(e,o){return Object.prototype.hasOwnProperty.call(e,o)},t.p="",t(t.s=0)}([function(e,o,t){"use strict";t.r(o);const n=e=>{if("object"==typeof Air){Air.import("module.ajaxify").one("Before page changed",()=>{e&&e()})}};((e="teaser",o=[],t="vc")=>{const r={root:e,index:e+"--index",entry:e+"--entry",loaded:e+"--loaded",location:e+"--%location%",sitename:`${e}--${window.__codename||t}`},a=document.querySelector("."+r.root),i=document.querySelector('[air-module="module.feed"]');if(a){a.classList.add(r.sitename),-1===r.location.indexOf("location")&&a.classList.add(r.location),i?a.classList.add(r.index):a.classList.add(r.entry);const e=()=>{a.classList.add(r.loaded)};return new Promise(t=>{var i;(i=o,Promise.all(i.map((function(e){return new Promise((function(o){var t=document.createElement("img");t.onload=()=>{o(t)},t.onerror=o,t.src=e}))})))).then(()=>{t({showBanner:e,oneBeforePageChange:n,rootHTML:a,css:r,siteName:window.__codename})})})}})("kpsk-footer",["https://leonardo.osnova.io/db4d29e8-6b05-57c9-a668-8be251b5999f/","https://leonardo.osnova.io/4bc540c7-94c3-523d-a568-289bb3048c90/","https://leonardo.osnova.io/f9b0fdc7-0122-5954-86d2-a9c7b69464e5/","https://leonardo.osnova.io/b955990b-dbc0-5bf5-b6b4-d580e1ae8174/"]).then(e=>{e.showBanner()})}]);
0
6 комментариев
Популярные
По порядку
Написать комментарий...

"Где-то в глубине души я переживаю за условия жизни и работы китайских рабочих. Но, всё же, считаю, что решать вопрос их благополучия должен не иностранец, который вкладывает деньги в китайские товары, а китайское правительство. Правительство, которой под вывеской коммунистической партии поощряет эксплуатацию с нарушением законодательство и бизнес по законам капитализма. " как же цинично это звучит )))) Вы же наверное понимаете, что если китайское правительство задумается об условиях труда для своих рабочих ни какие капиталисты в Китай не придут с заказами и за товарами?

0

Да, об этом было в предыдущей статье. Правительство позволяет нарушать нормы и привлекает капитал, стимулирует перенос производства в страну. Циничный капитализм :)

0

Я имел в виду, что цинично это звучит с Ваших уст. А на вопрос Вы так и не ответили "Вы же наверное понимаете, что если китайское правительство задумается об условиях труда для своих рабочих ни какие капиталисты в Китай не придут с заказами и за товарами?".

0

У меня есть реалии, в которых я работаю. У меня нет возможности формировать реалии, как у корпораций. Когда мы делали сборку в Чехии и России, я видел линии, понимал условия, в которых трудятся рабочие. У нас было согласовано премирование и время работы. В Китае я этим не управляю. В случае заказа в Китае я выполняю задачу "сделать товар А за сумму Б с хорошим или приемлемым качеством". 

Мне кажется, я ответил. Да, если производство в Китае ещё подорожает (а сейчас оно и так дороже, чем во многих странах), то держать его там будет ещё менее выгодно, и это будет стимулировать отток заказов крупных заказчиков.
У китайцев есть и другой механизм удержания: дозволение воровать, не платить налоги и уводить деньги в офшоры, которым пользуются почти все мои поставщики (и поставщики малого и среднего бизнеса). Если они и сюда вмешаются, то это нанесёт по цепи поставок сильнейший удар. 

0

"Где-то в глубине души я переживаю за условия жизни и работы китайских рабочих. Но, всё же, считаю, что решать вопрос их благополучия должен не иностранец, который вкладывает деньги в китайские товары, а китайское правительство. Правительство, которой под вывеской коммунистической партии поощряет эксплуатацию с нарушением законодательство и бизнес по законам капитализма. " - зачем же тогда эти высокопарные слова о глубине Вашей души и переживаниях в ней о китайском пролетариате???

0

"Где-то в глубине души, очень-очень глубоко" - это расхожая ироничная фраза, и звучит она именно так. 

0
Читать все 6 комментариев
Как канадские любители снегоходов и квадроциклов открыли для себя Россию

«Важно найти свою нишу и быть готовым к тому, что ничего не получится».

Все, что нужно знать об оценке REITs
Почему аренда самоката стоит как каршеринг и зачем отказываться от франшиз: интервью с главой Whoosh Дмитрием Чуйко Статьи редакции

До продажи бизнеса есть ещё «как минимум» два года, а пока Whoosh подумывает о запуске в Европе и учится сам собирать электросамокаты.

Сооснователь и гендиректор Whoosh Дмитрий Чуйко
«Она похожа на соль — улучшит любое блюдо, если не переборщить»: как инженер-пианист создал гитарную педаль Big Muff Статьи редакции

Майк Мэтьюс бросил работу в IBM, чтобы дарить гитарам звучание, как у Хендрикса и The Rolling Stones, и придумал «золотой стандарт» педалей с искажением: её в своих записях использовали Pink Floyd, The White Stripes и Depeche Mode.

Майк Мэтьюс Vintage Guitar
Модемы, роутеры и интернет-центры Yota можно приобрести на Avito, OZON и «СберМегамаркет»
Как поздравить коллег с новым годом: 5 идей от b2b-направления СберМаркета

Надоели сладости, корпоративный мерч и фигурные свечки? Рассказываем, чем еще можно порадовать коллег в преддверии 2022 года.

The Office
Сервис «Кухня на районе» отменил бесплатную доставку еды Статьи редакции

Пока доставка стоит 1 рубль, но в ближайшее время цена будет динамической — в зависимости от погоды и нагрузки курьеров.

Российско-швейцарская WayRay представила свой первый прототип электромобиля с AR-остеклением Статьи редакции

За четыре года стартап хочет подготовиться к серийному производству и получить разрешения на движение по дорогам общего пользования.

WayRay Holograktor WayRay
Использование YOLOv5 для задачи детекции

Ликбез по нейронным сетям

null