{"id":13503,"url":"\/distributions\/13503\/click?bit=1&hash=a6a620b0b3e1c075f1e83feddacf93e193aeb4143fb6c4c0845bea8392031afd","title":"\u0414\u043e\u0440\u043e\u0433\u0438\u0435 \u0433\u043e\u043b\u043e\u0441\u043e\u0432\u044b\u0435 \u0440\u043e\u0431\u043e\u0442\u044b vs. \u043d\u0435\u0434\u043e\u0440\u043e\u0433\u0438\u0435 \u0433\u043e\u043b\u043e\u0441\u043e\u0432\u044b\u0435 \u0440\u043e\u0431\u043e\u0442\u044b","buttonText":"\u041a\u0442\u043e \u043f\u043e\u0431\u0435\u0434\u0438\u0442?","imageUuid":"f51d1df3-c90f-5d41-a4ff-0d0fa66a34ac","isPaidAndBannersEnabled":false}
Торговля
Aleksei Riazantsev

Китайское экономическое не чудо: почему китайский товар на полке нашего магазина стоит минимум в 2 раза дороже

Продолжаю серию материалов о «китайском экономическом не чуде». Сегодня материал о том, как товар с китайской фабрики обрастает налогами и расходами в результате чего его стоимость на полке существенно отличается от себестоимости.

Это простая и понятная арифметика, в которой нет никакой тайны.

1. Расходы на транспортировку.

Чтобы доставить товар из Китая, нужны время и деньги. Товар отправляется в морских контейнерах, жд вагонах, фурах или летит на грузовых самолётах (что сильно ограничено в условиях пандемии).

Сейчас, когда цены на транспортировку выросли в 5-10 раз (читайте об этом в предыдущих материалах канала), транспортировка всё сильнее сказывается на себестоимости продукции. До 2021-го года транспортировка добавляла 5-12% к стоимости товара, но сейчас скорее составит 8-15%.

2. Налоги НДС и РСП

НДС в России 20% (в Европе от 19 до 26%). Налог уплачивается от закупочной цены и расходов на доставку сразу же после таможенной очистки товара. Для большей части электронных товаров к НДС добавляется 1% налог РСП (народное название — налог имени Никиты Михалкова, взимается за импорт оборудования и носителей информации, позволяющего воспроизводить, записывать или хранить аудио- и видеоматериалы).

Все налоги закладываются в стоимость товара для конечного покупателя.

3. Расходы на сертификацию

Товар, который официально завозится на территорию России обязан иметь официальные сертификаты. Сейчас с этим стало строже, и продукцию, в большинстве своём, реально тестируют на соответствие региональным регламентам. Сертификат на электронику без зарядного устройства обойдётся ~ $2000.

Получение сертификата на зарядное устройство я специально выделил отдельной строкой, так туда входит не только само тестирование, но и выезд специалиста по качеству на китайскую фабрику для ознакомления с условиями и стандартами производства. Всё это оплачивает заказчик товара. К счастью, лаборатории уже завели сотрудников в Китае для таких целей, что очень выручает при закрытых границах.

Помимо стандартных сертификатов, в России есть ещё и расходы на «Нотификацию» — исключительно российскую процедуру, во время которой вы доказываете ФСБ, что устройства передачи данных не передают эти данные по неразрешенным протоколам и перечисляете все рабочие протоколы.

Было время, когда под нотификацию попадали даже Bluetooth-колонки, и приходилось доказывать, что колонки не сливают личные данные в Вашингтон или Пекин. К счастью, сейчас перечень устройств, подлежащих Нотификации, сокращен, но он есть. И получение разрешения ФСБ требует времени и денег.

4. Плановая наценка импортёра, дистрибьютера, бренда и торговых сетей.

В России и Европе аппетиты на плановую рентабельность (маржу), составляет от 20 до 50% в зависимости от категории товара, а на некоторые товарные группы она возрастает в 2-3 раза. Это наценка на товар, за доставку которого уже заплатили, и удержали НДС. Более того, и импортёр, и локальный бренд, который перепродаёт китайскую продукцию под своей торговой маркой, тоже хотят заработать.

_

Формула получается громоздкой на вид, но простой для понимания:

Стоимость товара на полке в России = Закупочная стоимость товара в Китае + Расходы на доставку (для этого примера возьмём 10% от себестоимости) + НДС (20%) + Таможенная пошлина (размер зависит от категории товара) + Расходы на сертификацию + Наценка местного дистрибьютера или бренда (считается к себестоимости товара в РФ или Европе после уплаты налогов и расходов на доставку) + Наценка торговой сети + Коммерческие бонусы (при наличии).

Если российский оптовик покупает товар в Китае за $10, то получается:

$10 + $1 (10% от $10) + $2.2 (НДС считается на себестоимость + стоимость доставки) + $2.64 (наценка местного бренда 20%) + 3.96 (наценка торговой сети 25%) = $19.8.

Налицо двукратное увеличение стоимости при самом простом расчёте без учёта коммерческих бонусов, таможенных сборов, сертификации, затрат на рекламу и продвижение.

Чтобы получить реалистичное значение для российской или европейской розницы, лучше умножать закупочную стоимость товара в Китае в два-два с половиной раза, и брать пессимистичный курс валюты на планируемый день начала продаж.

Что получает за двукратное увеличение стоимости потребитель? Как минимум, гарантийное обслуживание, что актуально для технически сложных товаров. Уверенность в соответствии товаров местным нормам и стандартам качества.

И ещё потребитель может спокойно спать, так как буквально из своего кармана оплатил таможенные платежи и налоги. Потребитель и поставщик китайского товара чисты перед государством.

Как потребитель, который считает деньги, я прекрасно понимаю покупателей, которые не хотят платить ни локальному бренду, ни торговым сетям, где этот бренд реализует товар. Да и налоги платить тоже не хочется. Но как человек, который занимается китайской электроникой, так же понимаю, что я и мои коллеги не готовы работать бесплатно.

Мы прилагаем большие усилия, чтобы товар с китайских фабрик попал на прилавки и проводим большую работу по его доработке и контролю качество. Мы помогаем китайцам сделать продукцию лучше и не испортить то, что уже сделано хорошо.

Только в теории китайцы могли бы цивилизованно работать с массовым потребителем в его рынке. На практике они цивилизованно не могут работать даже с местными представителями. Читайте об этом подробнее в моих статьях и моей книге.

В следующей статье я расскажу, зачем за производством в Китай идут корпорации, и какую выгоду от этого получают.

***

Десять лет занимаюсь производством и закупками электронных товаров в Китае. Делюсь опытом. Пишу о своих проектах, специфике поставщиков и современной жизни Поднебесной.

Автор книги «Китайцы: руководство по применению» (доступна на LitRes, Ozon и Ridero), веду одноименный телеграм-канал.

Всегда рад новым подписчикам.

0
28 комментариев
Написать комментарий...
Angela Davis

Такое чувство, что школотрон открыл учебник экономики и излил всю ярость на Китай. То, что ты перечисляешь - накладные расходы - они есть у всех импортеров, а не только Китая. И в ряду с этими импортерами китайский товар на порядки дешевле, именно поэтому его считают демпинговым, тк в развитых экономиках китайский товар все равно дешевле своего собственного производства, и страны принимают протекционистские антидемпинговые пошлины в отношении Китая, и Китай протестуют, тк является членом ВТО, к тому же, не являясь де юре рыночной экономикой, хотя по факту она ни разу не плановая, а смешанная, как и все нынешние "рыночные" экономики. Возможно, для тебя китайские товары дорогие, но это сугубо дело твоего достатка. И Китай, и Россия  — развивающиеся экономики, поэтому импорт в обе стороны диктуется курсовыми колебаниями, но в случае развитых стран, повторюсь, Китай все равно дешевле, чем импорт из Европы, даже если цены подняты. 

Ответить
Развернуть ветку
Alexey Kuznetsov

уже спорно где дешевле в Китае или в рф. слышал швеи в Китае в два раза дороже уже чем в рф стоят.

Ответить
Развернуть ветку
Angela Davis

Это всё зависит от количества операций (сколько строчек, сколько деталей кроя, сколько деталей требует предварительной обработки). Чем больше всего этого, тем дороже, причём в любой стране. На промышленном оборудовании дешевле. 

Ответить
Развернуть ветку
Alexey Kuznetsov

безусловно, я скорее говорил при прочих равных условиях у нас швея будет дешевле стоить на одном и том же оборудовании

Ответить
Развернуть ветку
Angela Davis

В Китае рабсила дешевле - ниже оплата труда, малый охват пенсионного страхования и практически отсутствие бесплатной медицины. Всё это сильно снижает ту часть себестоимости, что связана с трудовыми ресурсами. На внутреннем рынке у них достаточно дешёвые цены. Для нас накрутка импорта  идёт за счёт антидемпинговых пошлин и налогов, чтобы защитить местных производителей  

Ответить
Развернуть ветку
My Account

Из того что я знаю: пример: рабочий в цеху гидравлическим прессом с ручным управлением штампует жестяные подносы. Цех так себе. Цешок я бы сказал, допотопный такой, с оборудованием еще 70-х годов, наверное. Так вот, он там получает от 900 долларов в месяц. У нас за такую же работу получают, ну баксов 600 примерно, это еще если работает в крупном городе. А если такой же цех будет где-нибудь в отдаленном райцентре, то ЗП будет вообще долларов 400.

Так что вопрос про дешевую рабочую силу в Китае уже не так актуален. Дешевая рабочая сила теперь в РФ.

Ответить
Развернуть ветку
Angela Davis

А пенсия, медстраховка? Затраты на рабсилу включают и эти факторы. 

Ответить
Развернуть ветку
My Account

Не знаю какая там налоговая нагрузка на ФОТ, но даже если у нас она официально и больше, то по факту же все равно огромный объем ЗП в РФ идет в конвертах, так что этот факто скорее всего нивелируется.

Сейчас уже далеко не все дешевле везти из Китая. Очень много местных (российских) производителей успешно заместили китайские товары. Думаю, в том числе и за счет дешевой раб силы в РФ.

Ответить
Развернуть ветку
Angela Davis

Полностью согласна по поводу нашей проблемы. 

Ответить
Развернуть ветку
Aleksei Riazantsev
Автор

Но при этом нужно платить отчисления и нести ответственность за условия труда местной швеи. В то время, как в Китае эти расходы и риски ложатся на исполнителя. Об этом будет статья на следующей неделе. 

Плюс, с китайцами можно договориться, и они отработают "в ноль", чтобы прокрутить деньги. Сложно представить эту операцию в другом регионе.
 
И, как могу судить, швейное производство из Китае перемещается в другие регионы Средней Азии, где нет проблем с сырём, условия жизни хуже, а оплата труда ниже, чем в Китае. 

Ответить
Развернуть ветку
Алексей Владимирович

Ты лучше расскажи, почему товар с Алика, через АлиЭкспресс.ру (майл.ру) начинает стоить в два раза дороже, чем если брать минуя российское представительство, которое только собирает бабло по факту.

Ответить
Развернуть ветку
Aleksei Riazantsev
Автор

Так те же самые факторы: НДС, таможенные платежи, наценка местного представительства. 

Ответить
Развернуть ветку
Алексей Владимирович

Не совсем. Российское представительство выполняет только функции дропшиппинга. А из всех остальных наценок только НДС. Все остальное как работало из Китая, так и работает. Какой можно сделать вывод?

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт заморожен

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Алексей Владимирович

АлиЭкспресс Россия это прокладка между российскими покупателями и китайскими продавцами, которая выполняет функцию сбора платежей по заказам и дропшипа из Поднебесной. Ну и накручивая к цене конечного продавана наш НДС и свои непонятные комиссии, не предоставляя никаких больше возможностей.
Про российский  базар этой площадки (наши продавцы и представители китайской стороны, имеющих склады у нас) я умолчу, тут он работает аналогично всяким озонам

Ответить
Развернуть ветку
Aleksei Riazantsev
Автор

Вы уверены, что все товары доставляются из Китая? Обычно для востребованных позиций есть трансграничные склады в Прибалтике, доставка оттуда и быстрее, и дешевле, и без НДС от прибалтов. 

Ну и российское представительство, всё же, было открыто для поднятия имиджа. Чтобы Али воспринималась как сомнительная и дешёвая барахолка, а как крупный недорогой магазин. Отсюда куча рекламы, частичные обязательства по гарантии. 

И ещё один факт: когда канал продаж становится слишком крупным, другие игроки начинают просить контролировать рекомендованные в регионе цены. 

Ответить
Развернуть ветку
Aleksei Riazantsev
Автор

Вы же сами пишете про функции российского представительства. Ему же тоже нужно на что-то жить, платить зарплаты и обеспечивать эту быструю доставку. Плюс "сбор бабла" и отправка его в головной офис - это валютные операции, где так же есть издержки. 

Ответить
Развернуть ветку
Алексей Владимирович

Это прокладка, увеличивающая стоимость товара практически вдвое.

Ответить
Развернуть ветку
вакуленко алексей

а как покупать минуя российское представительство? 

Ответить
Развернуть ветку
Алексей Владимирович

Убрать из доставки Россию и корректировать адрес доставки уже после оплаты через алипэй (китайский аналог наших киви, юмоней).  Один из вариантов

Ответить
Развернуть ветку
Alexey Kuznetsov

а что в этом такого удивительного? так же во всем мире работает международная торговля? Во вьетнаме например налоги вообще гигантские на импортную продукцию и автомобили например могут стоить в два раза дороже чем в рф. Не понял что хотел автор сказать этой статьей. 

Ответить
Развернуть ветку
Алексей Владимирович

Рассказать про азбучные истины.

Ответить
Развернуть ветку
Универсальный инструмент

А кому они нужны то? Здесь много людей, кто этого не понимает?

Ответить
Развернуть ветку
Алексей Владимирович

Ну... и ещё прорекламировать свой труд, который продается на трёх площадках. 

Ответить
Развернуть ветку
Универсальный инструмент

Воооот, это уже другой разговор)

Ответить
Развернуть ветку
Aleksei Riazantsev
Автор

На самом деле, площадок больше, но результат есть только от этих трёх. И на эту тему есть отдельная статья с цифрами :)

Ответить
Развернуть ветку
Aleksei Riazantsev
Автор

Второй абзац состоит из предложения "Это простая и понятная арифметика, в которой нет никакой тайны" :)

Статья из цикла. Она в нём самая очевидная и не самая полезная для тех, кто в теме, но без неё цикл разваливается. 

Ответить
Развернуть ветку
Универсальный инструмент

Это риторический вопрос?

Ответить
Развернуть ветку
Читать все 28 комментариев
null