Китайское экономическое не чудо: почему китайский товар на полке нашего магазина стоит минимум в 2 раза дороже

Продолжаю серию материалов о «китайском экономическом не чуде». Сегодня материал о том, как товар с китайской фабрики обрастает налогами и расходами в результате чего его стоимость на полке существенно отличается от себестоимости.

Это простая и понятная арифметика, в которой нет никакой тайны.

Китайское экономическое не чудо: почему китайский товар на полке нашего магазина стоит минимум в 2 раза дороже

1. Расходы на транспортировку.

Чтобы доставить товар из Китая, нужны время и деньги. Товар отправляется в морских контейнерах, жд вагонах, фурах или летит на грузовых самолётах (что сильно ограничено в условиях пандемии).

Сейчас, когда цены на транспортировку выросли в 5-10 раз (читайте об этом в предыдущих материалах канала), транспортировка всё сильнее сказывается на себестоимости продукции. До 2021-го года транспортировка добавляла 5-12% к стоимости товара, но сейчас скорее составит 8-15%.

2. Налоги НДС и РСП

НДС в России 20% (в Европе от 19 до 26%). Налог уплачивается от закупочной цены и расходов на доставку сразу же после таможенной очистки товара. Для большей части электронных товаров к НДС добавляется 1% налог РСП (народное название — налог имени Никиты Михалкова, взимается за импорт оборудования и носителей информации, позволяющего воспроизводить, записывать или хранить аудио- и видеоматериалы).

Все налоги закладываются в стоимость товара для конечного покупателя.

Китайское экономическое не чудо: почему китайский товар на полке нашего магазина стоит минимум в 2 раза дороже

3. Расходы на сертификацию

Товар, который официально завозится на территорию России обязан иметь официальные сертификаты. Сейчас с этим стало строже, и продукцию, в большинстве своём, реально тестируют на соответствие региональным регламентам. Сертификат на электронику без зарядного устройства обойдётся ~ $2000.

Получение сертификата на зарядное устройство я специально выделил отдельной строкой, так туда входит не только само тестирование, но и выезд специалиста по качеству на китайскую фабрику для ознакомления с условиями и стандартами производства. Всё это оплачивает заказчик товара. К счастью, лаборатории уже завели сотрудников в Китае для таких целей, что очень выручает при закрытых границах.

Помимо стандартных сертификатов, в России есть ещё и расходы на «Нотификацию» — исключительно российскую процедуру, во время которой вы доказываете ФСБ, что устройства передачи данных не передают эти данные по неразрешенным протоколам и перечисляете все рабочие протоколы.

Было время, когда под нотификацию попадали даже Bluetooth-колонки, и приходилось доказывать, что колонки не сливают личные данные в Вашингтон или Пекин. К счастью, сейчас перечень устройств, подлежащих Нотификации, сокращен, но он есть. И получение разрешения ФСБ требует времени и денег.

4. Плановая наценка импортёра, дистрибьютера, бренда и торговых сетей.

В России и Европе аппетиты на плановую рентабельность (маржу), составляет от 20 до 50% в зависимости от категории товара, а на некоторые товарные группы она возрастает в 2-3 раза. Это наценка на товар, за доставку которого уже заплатили, и удержали НДС. Более того, и импортёр, и локальный бренд, который перепродаёт китайскую продукцию под своей торговой маркой, тоже хотят заработать.

_

Формула получается громоздкой на вид, но простой для понимания:

Стоимость товара на полке в России = Закупочная стоимость товара в Китае + Расходы на доставку (для этого примера возьмём 10% от себестоимости) + НДС (20%) + Таможенная пошлина (размер зависит от категории товара) + Расходы на сертификацию + Наценка местного дистрибьютера или бренда (считается к себестоимости товара в РФ или Европе после уплаты налогов и расходов на доставку) + Наценка торговой сети + Коммерческие бонусы (при наличии).

Если российский оптовик покупает товар в Китае за $10, то получается:

$10 + $1 (10% от $10) + $2.2 (НДС считается на себестоимость + стоимость доставки) + $2.64 (наценка местного бренда 20%) + 3.96 (наценка торговой сети 25%) = $19.8.

Налицо двукратное увеличение стоимости при самом простом расчёте без учёта коммерческих бонусов, таможенных сборов, сертификации, затрат на рекламу и продвижение.

Чтобы получить реалистичное значение для российской или европейской розницы, лучше умножать закупочную стоимость товара в Китае в два-два с половиной раза, и брать пессимистичный курс валюты на планируемый день начала продаж.

Китайское экономическое не чудо: почему китайский товар на полке нашего магазина стоит минимум в 2 раза дороже

Что получает за двукратное увеличение стоимости потребитель? Как минимум, гарантийное обслуживание, что актуально для технически сложных товаров. Уверенность в соответствии товаров местным нормам и стандартам качества.

И ещё потребитель может спокойно спать, так как буквально из своего кармана оплатил таможенные платежи и налоги. Потребитель и поставщик китайского товара чисты перед государством.

Как потребитель, который считает деньги, я прекрасно понимаю покупателей, которые не хотят платить ни локальному бренду, ни торговым сетям, где этот бренд реализует товар. Да и налоги платить тоже не хочется. Но как человек, который занимается китайской электроникой, так же понимаю, что я и мои коллеги не готовы работать бесплатно.

Мы прилагаем большие усилия, чтобы товар с китайских фабрик попал на прилавки и проводим большую работу по его доработке и контролю качество. Мы помогаем китайцам сделать продукцию лучше и не испортить то, что уже сделано хорошо.

Только в теории китайцы могли бы цивилизованно работать с массовым потребителем в его рынке. На практике они цивилизованно не могут работать даже с местными представителями. Читайте об этом подробнее в моих статьях и моей книге.

В следующей статье я расскажу, зачем за производством в Китай идут корпорации, и какую выгоду от этого получают.

***

Десять лет занимаюсь производством и закупками электронных товаров в Китае. Делюсь опытом. Пишу о своих проектах, специфике поставщиков и современной жизни Поднебесной.

Автор книги «Китайцы: руководство по применению» (доступна на LitRes, Ozon и Ridero), веду одноименный телеграм-канал.

Всегда рад новым подписчикам.

77
28 комментариев

Такое чувство, что школотрон открыл учебник экономики и излил всю ярость на Китай. То, что ты перечисляешь - накладные расходы - они есть у всех импортеров, а не только Китая. И в ряду с этими импортерами китайский товар на порядки дешевле, именно поэтому его считают демпинговым, тк в развитых экономиках китайский товар все равно дешевле своего собственного производства, и страны принимают протекционистские антидемпинговые пошлины в отношении Китая, и Китай протестуют, тк является членом ВТО, к тому же, не являясь де юре рыночной экономикой, хотя по факту она ни разу не плановая, а смешанная, как и все нынешние "рыночные" экономики. Возможно, для тебя китайские товары дорогие, но это сугубо дело твоего достатка. И Китай, и Россия  — развивающиеся экономики, поэтому импорт в обе стороны диктуется курсовыми колебаниями, но в случае развитых стран, повторюсь, Китай все равно дешевле, чем импорт из Европы, даже если цены подняты. 

1
Ответить

уже спорно где дешевле в Китае или в рф. слышал швеи в Китае в два раза дороже уже чем в рф стоят.

Ответить

Ты лучше расскажи, почему товар с Алика, через АлиЭкспресс.ру (майл.ру) начинает стоить в два раза дороже, чем если брать минуя российское представительство, которое только собирает бабло по факту.

Ответить

Так те же самые факторы: НДС, таможенные платежи, наценка местного представительства. 

1
Ответить

а как покупать минуя российское представительство? 

Ответить

а что в этом такого удивительного? так же во всем мире работает международная торговля? Во вьетнаме например налоги вообще гигантские на импортную продукцию и автомобили например могут стоить в два раза дороже чем в рф. Не понял что хотел автор сказать этой статьей. 

Ответить

Рассказать про азбучные истины.

Ответить