«Думал, буду с кальяном встречать гостей»: какие уроки вынес предприниматель, который без опыта в общепите купил кафе Статьи редакции
Нарушил закон, поссорился с друзьями и чуть не лишился основного бизнеса.
Валерий Пеньков из Томска ещё подростком научился делать сайты и на заработанные деньги пробовал заниматься разным бизнесом — от аренды PlayStation до логистической компании. Но больше всего хотел открыть кафе.
Разовая разработка сайтов переросла в студию и приносила хорошие деньги, на которые предприниматель однажды купил ресторан. Он думал, что сможет вести два бизнеса параллельно и наведываться в заведение только по вечерам.
С первых же дней всё пошло не по плану: сотрудники не вышли на работу, на кухне к обеду заканчивались продукты, а сам Пеньков работал в зале и мыл посуду.
Предприниматель рассказал, почему его детская мечта обернулась долгами и разрушенной дружбой и к чему нужно быть готовым в общепите.
Заработок на сайтах в школе и первые бизнес-проекты в студенчестве
Валерий Пеньков в школьные годы увлекался созданием сайтов. Сначала они с друзьями делали персональные страницы для кланов в компьютерных играх, потом для знакомых, а с 2004 года стали получать первые заказы на сайты для компаний.
Закончив школу, в 2008 году Пеньков открыл компанию «Топовая томская студия». Она приносила несколько миллионов рублей выручки в год. Около 80% дохода приносили сайты. Иногда компании заказывали продвижение в соцсетях и рекламу в онлайне и офлайне.
Заказчиками студии тогда были музыкальный магазин, отделочная фирма, автосервисы — небольшой томский бизнес, который мог позволить себе сайты за 50-60 тысяч рублей. Самый крупный клиент — местный молочный завод «Деревенское молочко».
В то время Пеньков заочно учился на архитектурном факультете в Томском государственном архитектурно-строительном университете — так хотели родители. Параллельно с учёбой и работой в студии он пробовал запускать разный бизнес.
Один из них сезонный — именные видеопоздравления от Деда Мороза, идею которых он подсмотрел в Москве. Вместе с друзьями они продавали их детским садикам. За две-три недели команда зарабатывала 200-300 тысяч рублей.
В 2009 году Пеньков создал логистическую компанию «Том Авто». Сначала она работала как посредник: находила перевозчикам клиентов на бирже грузоперевозок ati.su и других форумах. Чаще всего это были рейсы «Томск — Москва» и «Москва — Кемерово», вспоминает предприниматель.
Потом «Том Авто» взяла в аренду 20-тонный «КамАЗ» и нашла постоянных клиентов: производителя утеплителей Юргинский завод и предприятие «Севкавкабель». Также у компании было 10-15 разовых клиентов в месяц.
Другой транспортный проект Пенькова — диспетчерская служба такси. Он не арендовал машины, а привлекал знакомых, которые таксовали. Ещё предприниматель сдавал в аренду консоли PlayStation, которые развозил по адресам сам и зарабатывал на этом 40-50 тысяч в месяц. Также Пеньков пробовал вместе с друзьями открыть спортзал, но он проработал недолго.
К 2012 году предприниматель скопил 1,5 млн рублей и в 23 года решил осуществить детскую мечту — открыть своё кафе в Томске.
Покупка «Чайханы №1»
Предприниматель понял, что не сможет на свободные деньги сделать заведение с нуля, поэтому купил готовый бизнес. Он изучал объявления на «Авито» и местных сайтах объявлений — «ру09» и «Фотодоске» — и понял, что с его бюджетом найти что-то стоящее нелегко.
Предприниматель выбрал несколько вариантов и встретился с их владельцами. После первичных бесед он остановился на ресторане восточно-европейской кухни «Чайхана №1».
Ресторан находился в удачном месте: рядом было несколько бизнес-центров, большой торговый комплекс, два студенческих корпуса и ночные клубы. По словам прежнего владельца, дневная выручка в будни составляла 5-15 тысяч рублей, а в пятницу и субботу 20–60 тысяч рублей.
Аренда помещения обходилась в 100 тысяч рублей в месяц. Персонал состоял из четырёх человек: двух поваров, официанта и мойщицы посуды. Каждому из них хозяин платил по 500 рублей за смену.
Владелец вложился в интерьер, и Пенькову понравилось заведение, но покупать его он не торопился: сомнения вызывал хозяин кафе. Он рассказал, что приехал из Узбекистана и продаёт бизнес, потому что его должны депортировать на родину вслед за женой.
В объявлении на «Авито» ресторан стоил 1,5 млн рублей, но Пеньков сторговался с хозяином на 1,3 млн. На оставшиеся деньги он купил более дорогую посуду, а часть отложил на оплату аренды за первый месяц в случае форс-мажора.
Что пошло не так
Предприниматель рассчитывал, что быстро поставит работу на поток. Он хотел днём вести дела в студии, а вечером заглядывать в ресторан. Но в заведении сразу же начались проблемы, и Пеньков понял, что вынужден уделять этому бизнесу всё своё время.
Ненадёжный персонал
В первый же день в обед на кухне кончились продукты, и повар не мог приготовить бизнес-ланчи, вспоминает предприниматель. Шеф с вечера составлял список покупок на весь следующий день, но каждый раз к обеду всё заканчивалось.
Из-за неточных расчётов приходилось ходить в магазин несколько раз в день, и у Пенькова закрадывались подозрения, что работники воровали продукты. Предприниматель тоже не закупал большие партии на неделю вперёд, чтобы еда была свежей.
В «Чайхане №1» остался работать прежний персонал: никто из них не говорил по-русски и все были без документов, рассказывает Пеньков. Он не понимал, что они обсуждают, и не мог их контролировать.
Для них было нормой без предупреждения не выйти на смену или проспать, говорит предприниматель. Поэтому он искал новых сотрудников, а в это время на кухне работали его мама и друг-повар.
С поиском официантов проблем не было: в Томске много студентов, которые ищут подработку. Когда никого не удавалось вызвонить, Пеньков сам работал в зале. Проблемой было найти мойщиц: никто не хотел на эту должность, поэтому посуду он тоже часто мыл сам.
Через три-четыре месяца новый владелец «Чайханы №1» сменил почти весь персонал, и работать стало проще. Новые сотрудники были более ответственными и, в отличие от предыдущих, воспринимали его как начальника, вспоминает предприниматель.
Нарушение авторских прав
Предприниматель был не в курсе, что за видеоклипы и музыку в заведении нужно платить правообладателям. Однажды в заведение пришли агенты из Российского авторского общества (РАО) и выдали ему предупреждение.
Перед ним стоял выбор: прекратить включать музыку либо делать делать ежемесячные отчисления в РАО. Пеньков купил несколько видеоклипов и платил за музыку около 5000 рублей в месяц.
Предприниматель также не знал, что прежний владелец скопировал бренд и логотип московской ресторанной сети «Чайхона №1» Тимура Ланского.
Низкая маржинальность
После смены владельца в ресторан перестали ходить друзья прежнего хозяина и мигранты, но заведение стали чаще посещать студенты.
Предпринимателю нравилось, что у заведения большой оборот — 500-700 тысяч рублей в месяц. Но после всех обязательных расходов оставалось в среднем 50-80 тысяч рублей прибыли.
Ежемесячные расходы «Чайханы №1»:
- Аренда и коммунальные платежи — 100 тысяч рублей.
- Зарплаты — 60 тысяч рублей.
Продвижение (ресурсами студии Пенькова) — 3-4 тысячи рублей.
Музыка — около 5 тысяч рублей.
- Продукты — около 300 тысяч рублей.
Предприниматель понял, что дело не стоит потраченных времени и усилий и не приносит ему никакого удовольствия. Но к продаже его подтолкнула другая неприятность.
Проблемы с законом
«Чайхана №1» платила единый налог на вменённый доход, который рассчитывался по количеству посадочных мест и площади помещения. Вне зависимости от суммы оборота ресторан платил один и тот же налог.
Пеньков получил штрафы на общую сумму 3 млн рублей. На их оплату не хватило процента, который он получил за обналичивание. Пришлось продать заведение и брать кредиты в нескольких банках.
Как из-за кафе предприниматель чуть не потерял студию
Предприниматель нашёл покупателей на свой ресторан, но в итоге продал его другу за 1,2 млн рублей. Это была очередная ошибка, признаётся Пеньков. У него бизнес тоже не пошёл, из-за чего они потом долго не общались.
Но предпринимателю было некогда думать об испорченных отношениях с товарищем: за год владения рестораном пошёл на спад его главный бизнес — студия сайтов.
Многие процессы в компании были завязаны на нём, и без его участия работа не продвигалась дальше макета. В результате студия потеряла клиентов, а команда уволилась.
В 2012 году годовая выручка студии была около 2-3 млн рублей, в штате работали два-три человека, а основную работу делал Пеньков. Все клиенты были из Томска.
По словам предпринимателя, теперь «Студия Т» приносит более 30 млн рублей выручки в год. В компании работают 38 человек, а в числе клиентов «Яндекс», S7 Airlines, «СберКапитал», «АльфаКапитал», Pandora и другие бренды.
Помимо сайтов компания теперь полноценно занимается продвижением в соцсетях, рекламой, перфоманс-маркетингом и делает коммерческие ролики в своём видеопродакшне.
Выводы
Теперь Пеньков вкладывает ресурсы только в развитие одного бизнеса. На свободные средства «Студия Т» покупает акции компаний, которые торгуются на Московской бирже — «Детского мира», ПИК и других.
Личные деньги предприниматель инвестирует в акции западных технологических компаний вроде Tesla и Facebook. Но год назад в разгар пандемии он снова чуть не купил кафе.
Из первого опыта в общепите Пеньков сделал несколько выводов:
- Нормальный готовый бизнес продают редко.
- Надо привлекать к сделке специалистов, которые смогут грамотно оценить бизнес.
- Общепит — чертовски сложный, маломаржинальный бизнес. Ему нужно уделять кучу времени.
- Не надо ввязываться в совсем глупые авантюры и оценивать риски. Лёгкие деньги = большие риски.
- С друзьями нужно дружить. Займы, партнёрство, бизнес и всё, что измеряется деньгами, выводит ваши отношения на совсем другой уровень. К этому нужно быть готовым.
Кавказо-азиаты никогда не продадут выгодный бизнес, если идёт слив, значит там жопа полная
достаточно предвзятое мнение
редко продается бизнес без проблем
но и покупают бизнес нормальные люди, только если при анализе уже видят основные ошибки предыдущего владельца и видят путь исправления
а в такой ситуации не очень важна национальность, важна разница уровней покупателя и продавца)))
но это про мелкий и нижнюю часть среднего речь, не про микро и не про средний
Расскажите это евреям что национальность не важна, хрена лысого вы получите, а не паспорт Израиля.
Почему-то принято считать что национальность не важна но только в России и только для русских.
а это тут при чем?
нерационально не покупать какой то нужный кусочек, только из за национальности продавца
кстати, те мои знакомые, которые уже получили паспорт Израиля, как то вслух на моей памяти ничего про национальность особо не рассказывают
наверное - люди мира))))