Нет смысла тягаться с крупным конкурентом, «вдохновившимся» вашим стартапом? Это не так — рассказываю на личном опыте
Привет, меня зовут Роман Рабочий. Три месяца назад я опубликовал здесь статью про свой стартап — секретаря Машу. А спустя два месяца после запуска Маши вышла копия от одного крупного банка. И вчера эстафету перенял известный сотовый оператор. Рассказываю обо всем по порядку.
Сначала меня пытались купить, а потом просто скопировали продукт
Через три дня после публичного запуска Маши мне написали сотрудники банка, который вы все хорошо знаете. Сначала они предложили работу мне — я отказался. Потом предложили трудоустроить всю мою команду — мы не согласились. После этого пришли еще одни товарищи, предложили полностью оплатить мне затраты на создание Маши. Взамен я должен был отойти и не мешаться под ногами. Делать я этого, конечно, не стал.
А спустя два месяца на рынке появился еще один секретарь-бот в Телеграме, который похож на Машу: тоже работает с любыми операторами и управляется через Телеграм ¯\_(ツ)_/¯
Если вас скопировал гигант — не переживайте, а гордитесь
Буквально вчера вышла еще одна копия Маши, на этот раз у крупного сотового оператора. Но меня это даже радует: это означает, что продукт хорош и востребован.
На самом деле все копируют у всех. Вот, например, кто первым придумал Stories? Snapchat. В итоге сейчас сториз есть вообще у всех соцсетей, даже у Твиттера, а про Snapchat никто и не вспоминает. И я очень сомневаюсь, что кто-то платил ему отступные.
Если вашу идею и технологии скопировал гигант рынка — не упустите шанс сотрудничества с другими крупными игроками. Мне кажется, нет смысла судиться и взывать к совести конкурентов. Лучше подождать: скорее всего, другие корпорации поймут, что продукт потенциально прибыльный, и с большой вероятностью предложат сотрудничество именно стартапу.
Что делать, если идею или технологию скопировали и выпустили на рынок
Не паниковать и не бросать дело. Да, кажется, что у крупного конкурента есть всё — деньги, штат лучших сотрудников, технические возможности. Но на самом деле у них нет главного — гибкости и возможности сотрудничать с другими гигантами рынка. Пока огромная корпорация будет заниматься согласованиями, вы уже протестируете несколько новых идей и сделаете продукт еще круче.
Кроме того, нужно все время стараться улучшить свой продукт: искать функции, которые оценит ваша целевая аудитория и которые будет сложно повторить гиганту.
Что мы делаем сейчас, чтобы не потерять деньги и клиентов
Мне нравится мысль Стива Джобса о том, что «между великолепной идеей и великолепным продуктом — гигантское количество упорной работы». Поэтому, вместо того чтобы огорчаться или жаловаться, что идею украли, я предпочитаю развивать ее дальше и лучше, используя свои преимущества.
Сейчас мы наладили сотрудничество с Райффайзенбанком. Запустили совместный пилотный проект, и за первый месяц клиенты банка проявили большой интерес к Маше.
Машу мы развиваем дальше — добавили интеграцию с личными контактами и автоматическое определение номеров компаний. Теперь даже без прослушивания звонков и расшифровок вы узнаете, какая клиника в сотый раз предлагает обследование и какой банк очень хочет выдать кредит.
А если номер звонящего есть в вашей адресной книге, в сообщении от Маши отобразится имя:
Еще Маша позволяет пользователям заработать. Вы приводите друга по своей реферальной ссылке и, если он пользуется Машей, получаете 10% от его подписки.
Кстати, теперь у Маши есть брат Миша — секретарь с мужским голосом, чтобы жены не ревновали. Правда, почему-то с Мишей не очень хотят разговаривать. Мы пока разбираемся, с чем это связано: то ли у Миши слишком брутальный голос, то ли у нас в стране больше привыкли к секретарям-девушкам.
Техподдержка тоже выросла. Раньше она была только в боте. Но во время наплыва пользователей после первой статьи мы поняли, что это так себе вариант: клиенты не всегда быстро получают ответ на свой вопрос. Поэтому добавили живых операторов: бот в поддержке — это зло, а мы любим своих пользователей.
Подумали, что будет классно добавить в секретаря встроенный сервис для планирования консультаций и встреч. Он интегрируется с Zoom, Google и Outlook Calendar — как думаете, полезное решение? Идея пока в разработке, и да, мы «вдохновляемся» зарубежным стартапом — Сalendly ¯\_(ツ)_/¯ Но это тема для следующей статьи.
Хочу сказать большое спасибо всем, кто после первой статьи доверился нам и стал пользоваться Машей. Благодаря вашей обратной связи мы знаем, в какую сторону нам развиваться, чтобы даже огромные корпорации с кучей денег не были нам помехой.
Пользуюсь с первой статьи.
После первого месяца было много уведомлений «алярм, подписка кончается!» при этом мне было сршенно не ясно что я должна делать и почему она автоматически не продляется, если я не выражала желания уйти. А если продляется, то зачем сообщения. Допускаю, что я туповата, но интерфейс бота не сильно юзер френдли.
Оочень смущает, что она «прикидывается человеком», многие люди реально пытаются с ней общаться и к третьей фразе начинают чувствовать себя дебилами.
Я бы предпочла, если бы она сразу говорила что-то вроде «Здравствуйте, я робот-помощник».
Техподдержка очень не очень фунциклирует.
Продукт хороший, но оч сырой.
Мне тупо лень искать и пробовать альтернативы, поэтому буду мучительно ждать, когда вы подрастете, если не будет критических факапов. Удачи вам.
Пожалуйста, уделите внимание инструкциям и описанию продукта.
Поручите это гуманитарию - чтобы человек, который не шарит в технике прошел по всем вашим бизнес-процессам, тыкаясь как слепой кутенок. Его вопросы и будут золотым фондом тупежа, а ответы способны стать нормальным мануалом.
Три таких непуганых гуманитария улучшат детализацию в разы.
П.С. Невероятно веселят записи и расшифровки «чужой против хищника», когда на Машу попадает другой робот.
я тут подумал, это не крутой отзыв, это лучший отзыв...
Я совершенно забил на этот аспект.
В понедельник нанимаю тестеров гуманитариев, пусть ходят в обнимку с Машей и строчат дневник на эту тему.
Мега идея, спасибо!!!
Обращайтесь)
Чот там не сработало с линком. В общем в инсте demidova.talk
Буду рада помочь чем-то еще)
Также рекомендую вам сразу распилить задачу на процессы типа «разобраться, что за продукт», «понять как купить и подключить», «поменять настройки в процессе», «что делать, если что-то поломалось», попутно каталогизируя вопросы и присваивая теги.
Так вам проще будет в итоге разбирать материал.
Заодно и базу знаний с ответами на вопросы для ТП наваяете, по которой даже новичок из ТП серфить сможет.