Что не так с образованием в России: что я понял, пока 5 лет создавал самую сильную в мире команду по робототехнике
Привет! Это Николай Пак. Я основатель детской школы дополнительного образования «Лига Роботов». Десять лет назад мы тешили свое эго и создавали токсичную среду, где главное — победа и кубки, а не дети и их развитие. Но после одного провала все изменилось.
Рассказываю, что произошло и почему победы придут сами, если соблюдать главный секрет обучения детей. Спойлер: родители, государство и другие школы дополнительного образования о нем почти всегда забывают.
От новичков до чемпионов России за полгода
Вместе с партнерами мы основали «Лигу Роботов» в 2011 году, когда учились на магистратуре в НГТУ. И уже в первые месяцы решили создавать спортивные команды по робототехнике, участвовать в соревнованиях. Логика простая: если ты обучаешься любой дисциплине, нужно конкурировать с другими. Без вызова и соперников невозможен рост.
Самым престижным соревнованием в стране на тот момент был «РобоФест». На такие чемпионаты едут спортивные команды из школ, университетов и секций. Задания плюс-минус одинаковые: построить робота, который решит определенную задачу. Это может быть гонка на скорость, перетаскивание предметов, футбол и др.
На «РобоФесте» мы участвовали в разных категориях. Всего команда состояла из девяти детей, которые на тот момент занимались у нас не больше полугода. А это даже не срок, потому что сейчас дети ходят к нам в среднем по три года. Но даже тех шести месяцев обучения было достаточно, чтобы стать лучшими: ребята занимали почти все призовые места в разных номинациях.
Тогда нам и предложили выступить на World Robot Olympiad, где соперники — лучшие команды со всех концов света, а не России. Почему бы и нет?
Были как русские футболисты: разрывали внутри страны, но на мировом чемпионате — фейспалм
Я был уверен в нашем уровне, и на следующий год мы полетели на World Robot Olympiad в Малайзию. Наша команда старшей возрастной группы была как Нео из «Матрицы»: тренеры закачали в ребят все крутые навыки робототехников. Они кодили на Arduino и Raspberry Pi, изучали текстовые языки программирования, разбирались в Linux. Правда, и тренеры были Морфеусом: так сильно хотели результата, что давали сложные вещи раньше времени, порой кодили за учеников, вместо того, чтобы объяснять.
В течение десяти месяцев команда собирала и программировала робота с помощью тренеров на наборе LEGO, чтобы он четко и быстро справился с задачей на чемпионате. Что нужно будет делать командам, организаторы объявляют заранее. В этот раз роботу нужно было собрать пирамидки определенного цвета и переместить их на нужные поля.
Я не сомневался, что наша команда возьмет золото, потому что навыков было предостаточно, а LEGO — это слишком просто. Но мы проиграли и среди ста команд заняли пятое место с конца.
Поняли, что ничем не отличаемся от обычной российской школы
Наборы LEGO — это просто, а «Лига Роботов» — тот самый Нео из «Матрицы», лучше всех. Мы допустили эти мысли в голову, за что и поплатились: с треском провалились на чемпионате.
В те времена мы были как «типичный родитель». Иногда программировали робота за детей во время подготовки к соревнованиям вместо того, чтобы помогать им самим искать решения. Давали сложный материал раньше времени. Были ориентированы на результат, хотели только призовых мест.
Совсем как в школе: получай тройбан, переходим к следующему параграфу. Какая разница, что ребенок не все понял? У нас ведь есть программа.
Но мы все изменили.
Дали детям право свободно факапить. Тренер не должен работать за команду, объяснять вопросы, на которые ребенок может ответить сам. Задача у тренера — мотивировать и помогать в сложных моментах. Ребенок может собрать робота неправильно. Ну и пусть — допустив ошибку, он запомнит ее и больше не повторит. Возник вопрос — обратись к Гуглу. Учись искать нужную информацию и применять ее на практике. Только если не получится найти самому — к преподавателю.
В других школах роботехники все наоборот: роботов собирают учителя, они же дают детям готовые ответы. Нет никакого преодоления. Дети в итоге хуже усваивают материал, лишь поверхностно знакомятся с дисциплиной.Сейчас у нас занимается 25 тысяч детей по всей России.
И вот обычный сценарий: приходит ребенок капризным, с плохим поведением за пределами уроков. У нас он ошибается, но преодолевает трудности одну за другой. Мы наставляем, даем теорию, помогаем, если возникают сложности. Но ребенок работает сам. У нас он понимает, что обучение — это его зона ответственности.
Через пару лет капризы и лень пропадают. Появляются дисциплина, способность и желание самостоятельно решать проблемы. Дети не скидывают неудачи на других. Они принимают ошибку, исправляют ее и идут дальше.
Никаких сольных партий, только хардкор групповой работы. Иногда родители требуют, чтобы у ребенка был отдельный набор для сборки робота и он работал сам, а не в группе. Но в таком случае ученик теряет шанс прокачать навыки командной работы и коммуникации.
В будущем будет сложнее работать с коллегами и партнерами: договариваться, решать проблемы, находить идеи, делегировать и доверять. В одиночку человек способен на многое, но команда сделает больше, быстрее и лучше.
В «Лиге Роботов» дети работают в парах. Так они не только дополняют друг друга, но и прокачивают свои слабые стороны. Ведь кто-то хорош в сборке робота, кто-то в алгоритмах. И иногда проще, когда сложный момент тебе объясняет ровесник, а не преподаватель.
Отказались от экспресс-обучения — синонима поверхностных знаний. Образовательный тренд на тренировку скилов все больше захватывает Россию. Курсы, тренинги, марафоны проходят все подряд. Но когда тебя учат определенному навыку за неделю, день или пару часов, то помогают решать лишь механические, шаблонные задачи. Мы же учим мыслить. Кроме того, минимум времени, чтобы провести нормальное занятие по робототехнике, — 2,5 часа. Этого достаточно, чтобы ребенок узнал теорию, сам собрал робота, порешал задачи на алгоритмы. И еще у него остается свободное время, которое он тратит на творчество: собственные проекты и эксперименты.
Вот почему я не доверяю школам, которые учат детей робототехнике по 45 минут. Этого просто недостаточно, чтобы научить хоть чему-то стоящему. Поэтому я против тех, кто ориентируется на развитие скилов. Они дают навыки, а наша методика развивает у детей мышление.
Спокойно шли к победе, но все испортили журналисты
Мы отказались торопить события и давать сложные блоки информации раньше времени. Ребята из команды «Лига Роботов — Бином» кодили сами, а тренеры были в стороне: помогали, если было необходимо.
Следующие четыре года команда из Новосибирска ездила на World Robot Olympiad и не занимала призовые места, но становилась с каждым чемпионатом все лучше, пускай и менялся состав. В разные годы в состав команды входили ученики старших классов и вузов из Новосибирска.Взять золото во взрослой категории она могла уже в 2016 году. Соревнования проходили в три этапа с классическим заданием: сбор фигур и их перемещение в нужные поля. Первые два раунда мы занимали верхнюю строчку: наш робот был быстрее, он четко выполнял задачу. Другие команды уже поздравляли нас с заслуженной первой победой.
Но в финальном раунде, где в новом заезде соревнуются топ-8 лучших команд, наш робот сбился из-за инфракрасного излучения от аппаратуры СМИ. Надо было подать апелляцию, но команда не стала этого делать. Эта история еще больше сплотила ребят, по-спортивному их обозлила.
Стали первой командой из России, которая взяла золото взрослой категории
В 2017 году чемпионат мира проходил в Коста-Рике. Задание кажется простым: сделать роботом пирамидки из трех фигур одинакового цвета и перенести их на совпадающие цветовые поля. Сами элементы разбросаны по площадке. Как именно это сделает робот — не имеет значения, но нужно уложиться в две минуты.
Мы справились лучше и быстрее 9 000 команд из 92 стран. Кроме того, стали единственными в мире, кто справился с дополнительным заданием. В чем его суть: те же пирамидки и поля, но меняется расположение фигур. Заранее невозможно написать код, все нужно делать на месте. Тренеры помочь не могут, интернета нет. Только команда, робот и код. Я уверен, что ребята справились с этим «сюрпризом», потому что последние пять лет они все делали сами. А тренер просто был рядом.Вы видите не юркого чемпионского робота, а результат мышления наших воспитанников, итог долгого пути, который научил нас доверять силам и способностям наших учеников
Осознали, как можем помочь пустыне российского образования
Через год в Таиланде мы взяли Гран-при мирового чемпионата, подтвердили статус лучших. Пять лет — столько нам понадобилось времени, чтобы стать одной из сильнейших команд мира без любой сторонней помощи. В погоне за чемпионством мы сами допустили ошибки. Забыли об онлайн-формате и других направлениях образования. Сейчас исправляемся: создаем кружки геймдева, игры с образовательным контентом, безопасную зону интернета для детей. В ближайшем будущем откроем своими силами филиал в Москве.
Спустя 10 лет охоты за кубками мира мы будто в самом начале. Впереди еще больше поражений, трудностей, но в то же время побед и достижений. Но дальше будет проще. Мы уже все это проходили.
Считаю, что робототехника — это лучший инструмент передачи знаний. Здесь необходимо использовать несколько дисциплин: математику, физику, информатику, электронику, мехатронику и другие смежные науки. А еще это практика: можно все пощупать, своими руками собрать, проверить гипотезы, повторить эксперимент.
Отдам миллион любому, кто победит меня в споре
Девять лет назад я подшучивал над наборами LEGO. Думал, что это игрушка. Сейчас наоборот: готов дать миллион рублей тому человеку, который в научном споре докажет мне, что LEGO — это не робототехника. Может, кто-то готов рискнуть? Пишите в комментариях, обсудим детали дуэли.
Хорошая статья, достойная реклама.
Понравился подход к обучению.
- а я читая написанное понял что не хватает нормальных преподов, поэтому решили понизить планку и сместить акцент на самообразование. С остальным согласен.
Не хватает кармы, чтобы поставить плюс. Чем меньше ребёнок, тем меньше у него силы воли на преодоление трудностей. Плюс у маленьких элементарно больше сил уходит на чтение и счёт, чем у старшеклассников и взрослых.
Плюс с какой стати "только командная работа"?! Что и начинающим только командная, и тем кто, что-то сложное делает?! Экономия. Мы в 6 лет ходили на пробное по робототехнике, где индивидуальный набор обещали. Потому что ребёнок такой, что в 3 года не отнимала, а в 6 иногда отнимала. Ну, так ноутбук свой, а детали свалены в ящике на учительском столе. Моя чуть не подралась из-за места в очереди к ящику. Точнее кулак показала и училке пожаловалась. Поскольку тот ребёнок в любимчиках, нас из этой группы попросили. Сказали, что ходите в другой кружок или мини садик.
Психологи с неврологами говорят, что сейчас относительно много детей, которые в старшем дошкольном возрасте и младшем школьном делиться не умеют. Не, давайте купим мало наборов или купим много ноутов, но свалим детальки в общую кучу, а если ссориться будут, то кого-то выгоним, потому что преподу лень разбираться и препод часто без педагогического или психологического образования. И вообще они тут робототехникой занимаются, а не воспитанием. Но если спросить, почему каждому не положат индивидуальный комплект, то будут рассказывать, что будут учить делиться и не лезть без очереди. А по факту экономят деньги на ноутбуках или на коробках для деталей.
Ошибка, у нас хватает наборов - просто принципиально мы учим, заставляем работать в команде - это много сложнее и проявляется через года, чем идти поводу современному избалованному ребенку и зачастую родителю. У нас именно что занимаются воспитанием и даже отжимаются на занятиях как в кунг-фу школе, условно. Вам точно не к нам с вашим "подходом".
Это как отжиматься? А вы уверены, что у всех детей нет противопоказаний к отжиманиям? А родители до начала занятий в курсе про отжимания?
Удивляют меня детские клубы: то на английском со 2-3 занятия вводят соревнования и поощряют перебивать соперника, не уведомив родителей о такой методике, то в игровом клубе для закомплексованных дошкольников предлагают какой-то травяной чай непонятного состава (мне у ребёнка чашку отнять не удалось, зато ребёнок от этих трав сильно перевозбудился), то на подготовке в школу одновременно проходят букву "А" печатную и стихи наизусть из программы 3 класса школы (наша наоборот знала хорошо знала буквы, но плохо учила стихи). И всё это вне зависимости от вида лицензии.
У кого есть - приседают. В чем вопрос? Мы - про глубинное образование и воспитание, которое вы, как мама - тоже не вполне можете уже из испорченности бытия можете принять. Поверьте, мы создаём личности и настоящих, сильных, образованных личностей - технология нелегкая и сложная, приходится иногда пользоваться методами шаолинь школ - или вы туда тоже побежите жаловаться как же так, что вы делаете с детьми. Тогда не получится.
У вас на фото мальчики. А у меня девочка, которая временами носит юбки, а со временем возможно начнёт носить тонкие легко рвущиеся колкотки и узкие жёсткие джинсы или брюки с заниженной талией, из одного этого мне не хотелось бы, чтобы она отжималась в секции роботехники или на каком-то другом интеллектуальном кружке. Особенно перед мальчиками подростками или преподавателями мужчинами.
Да, и детские брюки для девочек, если это не унисекс, уже и более обтягивающие чем для мальчиков. Поэтому наказания в виде отжиманий или приседаний могут вызвать у меня приступ педоистерии или опасения, что треснут штаны.
А для любителей военных порядков и отжиманий у нас рядом и клуб единоборств есть, и детский военный клуб. И приходят туда в удобной для отжиманий одежде.
Я сказал, что отжимаются - это не значит, что это происходит всегда. Любой инструмент нужно применять вовремя и правильно - тогда, когда он подходит. Мы так и делаем.
Девочки у нас занимаются, всё у них в порядке.
Аж, страшно стало, что в моду войдёт с вашей помощью всякое там упал-отжался в IT. Эх, когда я в IT-отделах работала, начальники просили то поясницу прикрывать, когда на корточках в разъёмах на системном блоке копаешься, то поменьше потягиваться, когда думаешь что-то там с затекшей спиной. А в советское время, говорят, что не разрешали двум разнополым айтишникам вдвоём в ночь оставаться.
Откуда вы взяли это, в Советское время (с большой буквы) не было понятие ITшник. У меня мама работала на перфокартах и программировала БЭСМ - работать с девушками мы умеем - ключевое - они такие же люди, как и парни - тогда всё в порядке (если обе стороны это поймут и не будут себе выбивать преференций нервных).