Что не должен делать дизайнер
С вами Лена Нексман – дизайнер. Не верстальщик. Не копирайтер. Не маркетолог. Просто дизайнер с навыками UX. Почему я так заостряю на этом внимание? Сейчас поймете.
Сталкиваясь с некоторыми заказчиками и выгружая им макеты, я иногда слышу: «А вы не могли бы еще это на Битриксе разместить/рекламу подключить/жопу орла достать?» Нет, нет, дорогие, не могу. Потому что я не многорукий многоног, а просто Лена с двумя – спасибо, что прямыми – руками. Сейчас я ни в коем случае не ругаю клиентов – ведь кто-то может и не знает, что дизайнер может, а что нет.
Это как пресловутый тыжпрограммист – а почини компьютер, утюг и провод протяни. В смысле, не умеешь?
Поэтому я решила провести небольшой ликбез и рассказать-таки, что дизайнеры могут, а с чем лучше прийти к другому специалисту. Итак, не просите у дизайнеров этого.
- Определить общую концепцию и целевую аудиторию. Да, я могу сделать визуальную концепцию, но основываясь на уже имеющихся данных. А по вопросам ЦА и позиционирования – пожалуйста, к маркетологам, которые проведут анализ рынка, проверят несколько гипотез и дадут вам более профессиональный ответ, чем я.
- Написать тексты для сайтов/баннеров. Часто мне говорят: «Ну, напиши на баннере что-нибудь типа “мы такие крутые, покупайте у нас…”». Нет, ребят, не напишу. Предоставить текст – это ваша задача. Или задача копирайтера. Если копирайтера нет – то внятно формулируем, от начальной до конечной буквы, что именно написать.
- Запустить рекламу в поисковиках или соцсетях. Я могу сделать любые баннеры для рекламы, хоть статичные, хоть анимированные. Но запускать рекламу я не умею. Могу, в общем-то, но вам вряд ли понравится, что я солью весь ваш бюджет.
- Натянуть сайт на Битрикс или любую другую CMS. У меня есть опыт с Тильдой, но если дело касается классических CMS, то мне придется позвать на помощь своих друзей. Естественно, не бесплатно.
- Подобрать верстальщика/копирайтера/иллюстратора/второго дизайнера. У меня есть знакомые в этих сферах, с которыми я успешно сотрудничаю. Но если они вам не подойдут, и вы попросите меня поискать кого-то еще – это вряд ли. Есть отличные сайты HH и Behance – кто-нибудь оттуда вам обязательно приглянется!
- Нарисовать что-нибудь. Да, я могу делать простые иллюстрации. Но если вам понадобится картина маслом на холсте метр на метр, то вряд ли вам помогу. Дизайнер хоть и обладает художественным вкусом, но он не художник.
Посоветовать, как сделать так, чтобы увеличить продажи. Я могу провести технический и визуальный аудит сайта, посоветовать исправить слабые места. выявленные по результатам Аналитики. Но, помимо этого, есть и другие причины того, почему ваш товар не продается – плохо настроенная реклама, некачественные тексты, ленивый отдел продаж… Да может, просто у вас плохой товар, в конце концов. Моя вотчина – это красота и юзабилити сайта, не больше.
Разместить что-то в соцсетях или на сайте. В принципе, могу. Но – сорри, это не мои задачи.
Сделать дизайн квартиры/платья/садика на даче. Да-да, и такое тоже просят. К сожалению, хоть я и дизайнер, но в душе не знаю, как делается ландшафтный или интерьерный дизайн, уж извините.
Резюмируя вышесказанное, я могу помочь вам только с:
- Проработкой CJM и roadmap.
- Созданием прототипов по принципам UX.
- Созданием красивого и удобного дизайна в нескольких разрешениях.
- Написанием ТЗ для верстальщика или самой версткой, если она несложная.
- Аудитом вашего сайта и предложениями по редизайну.
Что касается других задач – я могу или выполнить их сама за дополнительную плату, или посоветовать других специалистов, если какие-то задачи мне не под силу. Почему за дополнительную плату? Потому что, так уж сложилось, что я ценю себя и свое время. Да, размещение публикации в инстаграмчике – это дело 5 минут. Поэтому я думаю, что вы сами найдете эти 5 минут, а я пока выпью кофе.
Вот такие мысли. Как обычно, жду ваших комментариев – особенно от коллег-дизайнеров. Поделитесь, с какими самыми необычными просьбами обращались к вам клиенты?
Я думал в прошлый раз был разовый крик души, а ты на постоянке людей лечишь ((
Во-первых, до адресатов не дойдёт. Это Дон-Кихотство.
Во-вторых, плакаться как все клиенты не правы, даже если они и правда неправы, и как ты не нанималась - выглядит, что ты поймала звезду, перегорела и немножко устала (заебалась).
Передохни, попей кофе ;)
Психологи советуют не держать в себе эмоции)) высказался и все можно дальше спокойно относится ко всему.
Все правы по-своему :)
Частенько встречаю дизайнеров, которые не обьяснили заказчику что они делают и винят заказчика в том, что на них вылился ушат негатива.
Пример: заказчик думал что сайт целиком делает дизайнер, или что тексты товаров входят в дизайн по умолчанию. Оказалось - дизайнер делает только дизайн. Виноват ли в этом заказчик?
И да, и нет. Скорее - дизайнеру нужно было обьяснить что именно он делает и за ручку провести заказчика по всем этапам. Это будет правильно и в следующий раз другой дизайнер не столкнется с негативом на эту тему с этим заказчиком.
Нет правых или неправых. Есть то, что ты можешь сделать, что займет у тебя дополнительно пол-часа-час времени и позволит избежать большинства негативных сценариев в сотрудничестве.
Комментарий недоступен
Про жопу орла очень хорошо!
Все проблемы, описанные автором, от отсутствия диалога или отсутствия предоставления важной информации на этапе утверждения тз, отсутствие четкости в тз. Если тз нечеткое, то работа и обязанность дизайнера получить от клиента исчерпывающие ответы.
Бывает такое, что клиент сам не знает, что хочет, или не может выразить словами. Тогда помогают только референсы на работы.
А еще бывает, что дизайнеры используют брифы (по стилю лого, по палитре, шрифтам и т.д.). Но мне такое как клиенту не зашло, потому что надо переходить от общего к частному. От общей картины к деталям, а не наоборот.
Для меня наиболее эффективно заходит референс на bahace на визуал, который отражает полную композицию. Вот так и говорю: с этого вдохновляемся, а вот готовые прототипы, которые надо задизайнить.
ТЗ это хорошо, но обычно они стоят таких денег, которые некрупный заказчик готов выделить на весь сайт )
По первому абзацу - полностью согласна. Но, положа руку на сердце, их частных специалистов - кто так делает? Единицы. Отсюда, нужно повышать знание и доносить культуру опросов, донесения до заказчиков ценности и ограничений услуги.
Референсов - строго мало, потому что красивый дизайн НЕ равно продающий дизайн. Бывает, что новый красивый дизайн конвертит гораздо хуже старого, если не проведена аналитика. Минимальный набор материалов - большой бриф (где рефы лишь часть), исследование конкурентов, аналитика старого сайта, юзер сторис, техзадание (возможно - написанное самим дизайнером и утвержденное заказчиком) и так далее.
И я согласна что стоит идти от большего к частному, но бриф - мастхев на каком-либо этапе ДО того, как дизайнер начнет прототипипование.
Да, полностью согласен "тыж профессионал"- как раз не профессионально делать все "хотелки" заказчика.
Немного просветительской работы и я верю что многие заказчики станут понимать, что такое дизайн и что дизайнер - хирургический нож, решение одной или максимум - нескольких задач, а не "тыждизайнер" :)
Комментарий недоступен
Я как раз тыжпрограммист. Запускал проекты разного размера от "в одну каску" до 10 человек в команде. Готов делать что угодно. Просто я знаю свой рейт и не работаю сдельно. Но мнить себя белоручкой как автор — уж извините, это смешно
Павел, так я за вас бесконечно рада!
Я участвую как дизайнер в проектах, где команды и по 100 чел. бывает маловато.
И раньше с радостью занималась всем, что давали.
А сейчас понимаю одну простую формулу. Я не могу быть лучшей во всем, как и вы - не сможете. Вы ограничены, как и я, существующими 24 часами в сутках, из которых 8 стоит тратить на сон, иначе начнутся проблемы с здоровьем. Отсюда так или иначе мы приходим к выбору на что нам тратить свое время и в чем - становиться лучшими.
Резюмируя: хреновый Вы, Лена, дизайнер.
Справедливости ради, я как минимум шесть раз сталкивался с дизайнерами, которые лезли в тексты, рекламу и другие части проекта, где им делать нечего.
Когда бьешь по лапам, обижаются: «меня нужно слушать, я дизайнер, я за продажи отвечаю».
Короче, проблема обоюдная)))
Вот да, бывает такое, что исполнитель хочет больше денег и начинает лезть туда, где его он, скажем, не ТОП. И совершенно разумно такие попытки резать на корню :)
Ценник Х3 и минус неадекваты)) Ну и общение тоже здорово помогает. К сожалению, встречал клиентов и при деньгах, и с мозгами. Но отношение у них ко мне было чуть ли не как к холопу, который должен сам понимать что им нужно. А если я их переспрашивал и уточнял что не так, или что им будет удобнее - бесились и отвечали что-то невнятное
Оххх...бежать без оглядки :) Потом себе дороже выйдет.
Непонятно о каких заказчиках идет речь? ) Откуда они такие берутся, что им нужен только дизайн, потом они еще знают, что им нужен верстальщик, бекэнд, желательно маркетолог, контекстолог с сеошником, копирайтер и т.д.
Обычно же заказчики пишут: "мне нужен сайт", а там уже дальше кто делает сайт должен его сделать, или обратится к друзьям с другими навыками, чтобы был готовый продукт.
У дизайнеров заказчиком должен быть дядя, который общается с заказчиком, который говорит дизайнеру нужно сделать это и это ) Или не так?
А так особую грусть вызывает, когда тебе заказчик указывает, что тут нужно так сделать и так, я обычно уже не хочу что-то доказывать, что это не совсем хорошо, или не сверстать (хотя сверстать можно все, но возможно это будет долго или неправильно работать) и просто делаю, как нравится людям по ту сторону экрана )
Как ни странно, даже руководители веб-проектов в строительных организациях мне встречались без знаний того чем дизайн отличается от верстки, чем верстка отличается от программирования, что текстами занимается копирайтер, а не айтишник из соседнего корпуса, который вчера чинил PMy ноутбук.
Ко мне часто обращаются клиенты с запросом "мне нужен сайт", и далее я рассказываю что к чему. А дядя, если оный есть, как правило хочет всю интересную прибыль за дизайн :)
А по поводу особой грусти...последний год я точно ни разу не делала то, что от меня хотели в ущерб своему пониманию прекрасного. Потеряла возможно клиентов 5-7 на этапе согласования сотрудничества и этому даже рада. Остальные - ценят меня как специалиста и доверяют моему мнению. Я думаю, лучше потратить время на саморазвитие или написать статью, чем работать с такими заказчиками...
Не могу не оставить этот древнейший мем-шаблон.
Да, можно так и отвечать "Черт возьми, Джим! Я дизайнер, а не *вставить*"
че то у вас некрасивый дизайн
Тысяча раз да
А у нас ещё и тестирует дизайнер, говорит что моя адаптивная верстка г.вно и проч))
А ещё то, что белый цвет в приложениях для ТВ должен быть не #FFFFFF, а #EEEEEE, ибо из-за темного фона в купе с подсветкой белый выглядит как слегка серый. Такие дела.
Тестирует дизайнер - это хорошо, если QA в штате нет. Но дизайнеры как личности бывают разные :)
Но заказчики спрашивают же потому что теоретически ты можешь быть не только дизайнером, просто в резюме ты сказал только про одну, таргетированную специализацию
Я тоже дизайнер, но так же работал маркетологом, так что могу написать и текста на сайт и определить ЦА продукта и даже таргет настроить в Гугле и Яндексе. Я не пишу об этом в откликах, потому что это имеет только косвенное преимущество, но я могу это сделать, если заказчик попросит
Даже если ты не умеешь чего-то делать - всегда можешь научиться и получить лишний скилл + доплату от заказчика
Не всё так категорично короче)
Как и говорила выше, доп. обучение - палка о двух концах.
Все решает время, которое у нас у всех - ограничено 8-16 часами активности.
Ты можешь выучить еще таргет и брать за дизайн 2000$ и за таргет 1000$ (условно), а можешь сильнее прокачаться в motion дизайне и брать за дизайн 6000$.
Веселая статейка получилась)
кто такая, чем знаменита, какие подводные?
По-моему, речь не о том, что дизайнер не хочет делать пятое или десятое, а о том, что дизайнер не может быть профессионалаом в несокльких других областях.
Это как миф о крутом Fullstack-разработчике или что-то типа того если проводить аналогию с тыжпрограммистом.
Абсолютно верно)
Настолько верно, что даже копирайтера и UX копирайтера следует различать, чтобы получить максимум эффективности.
Давайте я тоже напишу, что специалист в моей сфере не должен делать.))
Понятно, что наболело, но дизайнеры не одни такие.)
Так напишите, возможно это кому-то будет интересно, и даже некоторые новички поймут что стоит делать, а что нет.