{"id":14293,"url":"\/distributions\/14293\/click?bit=1&hash=05c87a3ce0b7c4063dd46190317b7d4a16bc23b8ced3bfac605d44f253650a0f","hash":"05c87a3ce0b7c4063dd46190317b7d4a16bc23b8ced3bfac605d44f253650a0f","title":"\u0421\u043e\u0437\u0434\u0430\u0442\u044c \u043d\u043e\u0432\u044b\u0439 \u0441\u0435\u0440\u0432\u0438\u0441 \u043d\u0435 \u043f\u043e\u0442\u0440\u0430\u0442\u0438\u0432 \u043d\u0438 \u043a\u043e\u043f\u0435\u0439\u043a\u0438","buttonText":"","imageUuid":""}

Когда психотерапия не помогает

Смотрите, какая занятная штука получается. Вот плохо у человека все в жизни. Отношений нет, денег зарабатывает мало, в будущем ничего хорошего не видит. Что ему делать?

1. Можно начать разбираться в себе. Пойти на психотерапию, понять, что такого он делает, что отношения разваливаются. Научиться больше себя ценить, окружать себя теми, кто ценит, ставить цели и учиться их достигать. И часть звездеца из жизни действительно уйдет. Но…

2. Но работа с психологом имеет свои ограничения. Психолог помогает найти свои ответы, взять ответственность за свою жизнь и разложить по полочкам ту картинку мира, с которой человек к нему пришел. Но…

3. Но проблема в том, что сама эта картинка может быть очень далека от реальности. Человек может быть уверен, что его модель реальности правильная, что, действуя в соответствии со своими представлениями о мире, он бодро несется в светлое будущее, а на деле он несется в беличьем колесе по кругу, по кругу, по кругу. Например…

4. Например, возьмем выбор вуза и программы обучения. По каким критериям вы выбирали бы вуз и программу, если ваша цель сделать карьеру (в найме, фрилансе, бизнесе — не суть) и много зарабатывать? На чем бы фокусировались во время обучения? Скажем, я думал, что…

5. Цель вуза дать знания, а моя цель их получить. И во время учебы фокусировался именно на этом, читал учебники и всякие интересные книжки, стремился побольше узнать и запомнить. С точки зрения карьеры и денег это имело мало смысла. Но осознал я это позже. И только через 20 лет увидел, как можно действовать иначе.

6. Тогда я познакомился со студентами, которые расценивали вуз как социальный лифт. Они смотрели, насколько котируется сам вуз и какие перспективы есть у специальности в ближайшие 10 лет. Они смотрели на преподавателей: есть ли у них выход на интересные проекты, привлекательные компании, есть ли у них практический опыт (если речь шла, например, об юриспруденции). Они обращали внимание на зарубежные стажировки и гранты. Они смотрели, какие проекты смогут реализовать во время обучения и как эти проекты будут смотреться в портфолио.

7. Если я был убежден, что главное — это учебники и знания, и оценивать меня будут по моим знаниям, то эти ребята мыслили гораздо шире. Они понимали, что главное это люди, и смотрели, есть ли люди с нужными им связями (в бизнесе, науке) и как им произвести впечатление на людей (престижный диплом, интересные проекты, эффектное портфолио). Кроме того, их интересовали прикладные навыки и способность реализовывать проекты (а не просто знать как их реализовывать).

8. При прочих равных я бы однозначно проиграл этим ребятам в карьерных соревнованиях. Просто потому, что МОЯ КАРТИНКА МИРА БЫЛА ОШИБОЧНОЙ. Я связывал успех со знаниями и не понимал, что фактор человеческих отношений, практические навыки и способность презентовать результаты своей работы кратно важнее.

9. Качество представлений о мире имеет решающее значение. Если они ошибочны, то можно снова и снова пытаться пробить головой стену, прилагать множество усилий и не получать результат. И никакие психологи тут не помогут, потому что большинство из них тоже думает, что вуз это про знания, и вашу картинку они не смогут скорректировать при всем желании.

10. Разумеется, выбор специальности и вуза это просто пример. Точно так же можно тупить в бизнесе, когда год за годом он не растет или растет на 10%, которые съедает инфляция. Точно также можно сидеть годами на одной и той же должности и зарплате в найме и не понимать, почему более молодые ребята легко обходят такого опытного и знающего сотрудника как вы. Все это лишь маркер, что вы не понимаете как устроена реальность, и какие действия нужно предпринять, чтобы получить желаемый результат.

Возвращаясь, к вопросу, что делать, если хочется жить более насыщенную и интересную жизнь, и зарабатывать больше денег приятным для себя способом? Исследовать не только себя, но и реальность и узнавать, какая она на самом деле. У меня есть телеграм-канал Vopreki. Я пишу там о парадоксах психики и о том, как найти свой путь жизни вопреки любым обстоятельствам. Посмотрите, вдруг вам понравится.

0
80 комментариев
Написать комментарий...
Denis Bystruev

У меня ощущение такое, что картинок реальности много.

И люди живут в слабо сообщающихся слоях, в каждом из которых свои критерии успешности. Работники банков воспринимают мир иначе, чем сотрудники образовательных учреждений.

Помню, выступал как-то перед региональными преподавателями вузов гораздо старше себя и сказал, что один из критериев успешности — сколько вы или ваши студенты зарабатывают.

Подвергся не то что остракизму, а такой, жалости что-ли — люди смотрели на меня сочувственно, типа, «бедный, он думает, что успех измеряется деньгами».

Ответить
Развернуть ветку
Jack Jackin

А разве не деньгами? Деньги - это универсальное средство получения какого-либо блага в крупном обществе, когда бартер стал неудобен из-за большого количества участников. Соответственно, благо и деньги напрямую взаимосвязаны. Никто не даст ни блага, ни деньги за бесполезную деятельность. А полезной деятельности учат в школах и университетах. Тут есть корреляция и даже прямая взаимосвязь в понятиях. Следовательно, чем полезнее деятельность, тем она будет популярнее и востребованнее. Немного в другом ракурсе - чем полезнее деятельность, тем большее количество людей готовы отдать большее количество денег за эту определенную деятельность. Правильной деятельности в общесте обучают в школах и университетах. Соответственно всему, что я указал в этом комментарии, при качественном образовании (обучении какой-либо деятельности) и чем качественнее образование предоставляется, тем больше денег зарабатывает выпускник. Здесь прямая взаимосвязь.

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Jack Jackin

Чего нет, аргументированного ответа у вас нет?

Ответить
Развернуть ветку
Blisk

Судя по всему люди, которые накопили большой капитал - несчастны, если следовать логике - «деньги - счастье», потому что они достигли цели. Деньги это ресурс и как в любой игре - важно то куда ты его тратишь, а сам процесс игры и приносит удовлетворение. Если в деньгах счастье - тогда игры свелись бы к обычному инкременту фантиков, но мы знаем что в игры играют помимо фантиков и за другие нематериальные ценности, например статус, опыт. Например есть игры в которых все твои накопленные ресурсы обнуляется, но это не приводит к оттоку игроков, просто потому что игрок играет за опыт, он знает что начав с нуля он поднимет те же ресурсы, но уже в более короткий срок. Я к чему, к тому что деньги безусловно нужны и важны, но удовольствие мы получаем не через обладание деньгами, а от эффектов от их применения. Поэтому нужно учиться тратить деньги с удовольствием, а не зарабатывать их.

Ответить
Развернуть ветку
Jack Jackin

Чтобы потратить, нужно вначале их заработать, ибо невозможно потратить то, чего нет.

Знаете, когда-то давно я видел мем следующего смысла - не в деньгах счастье, но за деньги можно купить счастье. А насчет целей, можно придумать новые, а можно изначально деньги не ставить абсолютной целью, а все же воспринимать как средство для достижения какой-то большей цели.

Ответить
Развернуть ветку
Blisk

Безусловно, чтобы потратить нужно заработать, но фокусироваться исключительно на заработке любыми способами не самое грамотное решение (с моей точки зрения).
Где то в штатах проводили эксперимент когда бедные люди получали миллион долларов - они либо спивались, либо безумно быстро тратили деньги, либо их раздербанивали родственники. То есть, человек не опытный не способен извлечь пользу из обладаниях деньгами.

Ответить
Развернуть ветку
Jack Jackin

А насчет бедности. Все это от дефицита чего-либо. Вспомнить данные из истории. Голод в СССР. Все три периода. Когда человеку нечего есть, он вполне способен съесть другого человека. Потому что есть больше нечего. А даже кратковременный голод до 3х дней способствует тому, что как следствие человек при получения доступа к еде, съедает в несколько раз больше, чем нужно, и в 2 раза больше, чем он мог себе представить, что способен съесть. Так и с деньгами. Плюс еще навязанное обществом и маркетингом обоснование необходимости купить их продукт. И как итог, человек покупает вещи, которые фактически ему и не нужны, или малополезны.

Ответить
Развернуть ветку
Jack Jackin

Ваша точка зрения вполне ясна, понятна и консруктивна. Я с ней согласен. Кажется мне, что здесь как раз таки причина в содержащихся в голове каждого индивида знаниях. К примеру, как рационально использовать любой ресурс (деньги - своего рода ресурс в определенном смысле). Можно их потратить во благо какой-то общественно полезной цели, а можно исключительно для удовлетворения своих потребностей и прихотей. Причем неясно, как будет полезнее. Но немотивированно пить, просто для того, чтобы получить удовольствие, - нецелесообразно. Удовольствия у каждого разные. Кто-то пьет потому что просто нравится состояние эйфории, а кто-то по каким-то объективным причинам или с какой-то объективной целью.

Ответить
Развернуть ветку
Ivan Off

Прошу прощения, джентльмены, ничего если я подниму левую ногу и перну? ))) Вы тут такую вежливость развели, что она уже из монитора течет. Херня это все. Психологические проблемы лучше всего решаются не вежливостью, а как раз наоборот - хорошим пинком под зад, чтобы чел вышел из порочного круга своих психологических "проблем" и получил импульс для движения вперед.

Ответить
Развернуть ветку
citizen
... и получил импульс для движения вперед

прямо в открытое окошко или ремень на шкафу.

Ответить
Развернуть ветку
Ivan Off

вот если импульса не дать, то этим и закончится

Ответить
Развернуть ветку
citizen

Вы можете ознакомиться с работами Павлова и понятиями сигнальных систем. После чего добраться до эксперимента по проверке предположения о состоянии выученной беспомощности, когда организм перестаёт предпринимать попытки по изменению ситуации потому, что у него нет успешного опыта по преодолению этой ситуации.
Кстати, одной из задач школьного образования как раз является научение человека многократным попыткам при решении задачи и принятию возможных неудач как данности.
Ваша идея придавать импульс в стиле "просто перестань ныть" гуманна, потому что добросовестно нацелена на помощь человеку. Более того, вообще говоря, вы действительно правы в общем смысле о здоровом пофигизме и наставлении о уменьшении множения сущего. Но в данной форме она так же ошибочна, неточна и опасна, как желание бабушки дать астматику подышать горячим паром от кастрюли с картофелем.

Ответить
Развернуть ветку
Ivan Off

Вы тоже можете ознакомиться с работами Павлова, хотя бы для того, чтобы понять, что они не имеют никакого отношения к психотерапии.

Что же касается психотерапии, то всегда хорошей идеей является психологический толчок поциенту, для того чтобы сместить фокус его внимания со своих дебильных заморочек на более актуальные и позитивные факторы среды его обитания.

Ответить
Развернуть ветку
Jack Jackin

Только толчок нужен правильный)) Не в окно, а от окна)

Ответить
Развернуть ветку
Александр Вербицкий

Внезапно примерно тот же эффект описывал один венский художник в своей запрешенной ныне книге.

Ответить
Развернуть ветку
77 комментариев
Раскрывать всегда