{"id":14287,"url":"\/distributions\/14287\/click?bit=1&hash=1d1b6427c21936742162fc18778388fc58ebf8e17517414e1bfb1d3edd9b94c0","hash":"1d1b6427c21936742162fc18778388fc58ebf8e17517414e1bfb1d3edd9b94c0","title":"\u0412\u044b\u0440\u0430\u0441\u0442\u0438 \u0438\u0437 \u0440\u0430\u0437\u0440\u0430\u0431\u043e\u0442\u0447\u0438\u043a\u0430 \u0434\u043e \u0440\u0443\u043a\u043e\u0432\u043e\u0434\u0438\u0442\u0435\u043b\u044f \u0437\u0430 \u0433\u043e\u0434","buttonText":"","imageUuid":""}

Когда психотерапия не помогает

Смотрите, какая занятная штука получается. Вот плохо у человека все в жизни. Отношений нет, денег зарабатывает мало, в будущем ничего хорошего не видит. Что ему делать?

1. Можно начать разбираться в себе. Пойти на психотерапию, понять, что такого он делает, что отношения разваливаются. Научиться больше себя ценить, окружать себя теми, кто ценит, ставить цели и учиться их достигать. И часть звездеца из жизни действительно уйдет. Но…

2. Но работа с психологом имеет свои ограничения. Психолог помогает найти свои ответы, взять ответственность за свою жизнь и разложить по полочкам ту картинку мира, с которой человек к нему пришел. Но…

3. Но проблема в том, что сама эта картинка может быть очень далека от реальности. Человек может быть уверен, что его модель реальности правильная, что, действуя в соответствии со своими представлениями о мире, он бодро несется в светлое будущее, а на деле он несется в беличьем колесе по кругу, по кругу, по кругу. Например…

4. Например, возьмем выбор вуза и программы обучения. По каким критериям вы выбирали бы вуз и программу, если ваша цель сделать карьеру (в найме, фрилансе, бизнесе — не суть) и много зарабатывать? На чем бы фокусировались во время обучения? Скажем, я думал, что…

5. Цель вуза дать знания, а моя цель их получить. И во время учебы фокусировался именно на этом, читал учебники и всякие интересные книжки, стремился побольше узнать и запомнить. С точки зрения карьеры и денег это имело мало смысла. Но осознал я это позже. И только через 20 лет увидел, как можно действовать иначе.

6. Тогда я познакомился со студентами, которые расценивали вуз как социальный лифт. Они смотрели, насколько котируется сам вуз и какие перспективы есть у специальности в ближайшие 10 лет. Они смотрели на преподавателей: есть ли у них выход на интересные проекты, привлекательные компании, есть ли у них практический опыт (если речь шла, например, об юриспруденции). Они обращали внимание на зарубежные стажировки и гранты. Они смотрели, какие проекты смогут реализовать во время обучения и как эти проекты будут смотреться в портфолио.

7. Если я был убежден, что главное — это учебники и знания, и оценивать меня будут по моим знаниям, то эти ребята мыслили гораздо шире. Они понимали, что главное это люди, и смотрели, есть ли люди с нужными им связями (в бизнесе, науке) и как им произвести впечатление на людей (престижный диплом, интересные проекты, эффектное портфолио). Кроме того, их интересовали прикладные навыки и способность реализовывать проекты (а не просто знать как их реализовывать).

8. При прочих равных я бы однозначно проиграл этим ребятам в карьерных соревнованиях. Просто потому, что МОЯ КАРТИНКА МИРА БЫЛА ОШИБОЧНОЙ. Я связывал успех со знаниями и не понимал, что фактор человеческих отношений, практические навыки и способность презентовать результаты своей работы кратно важнее.

9. Качество представлений о мире имеет решающее значение. Если они ошибочны, то можно снова и снова пытаться пробить головой стену, прилагать множество усилий и не получать результат. И никакие психологи тут не помогут, потому что большинство из них тоже думает, что вуз это про знания, и вашу картинку они не смогут скорректировать при всем желании.

10. Разумеется, выбор специальности и вуза это просто пример. Точно так же можно тупить в бизнесе, когда год за годом он не растет или растет на 10%, которые съедает инфляция. Точно также можно сидеть годами на одной и той же должности и зарплате в найме и не понимать, почему более молодые ребята легко обходят такого опытного и знающего сотрудника как вы. Все это лишь маркер, что вы не понимаете как устроена реальность, и какие действия нужно предпринять, чтобы получить желаемый результат.

Возвращаясь, к вопросу, что делать, если хочется жить более насыщенную и интересную жизнь, и зарабатывать больше денег приятным для себя способом? Исследовать не только себя, но и реальность и узнавать, какая она на самом деле. У меня есть телеграм-канал Vopreki. Я пишу там о парадоксах психики и о том, как найти свой путь жизни вопреки любым обстоятельствам. Посмотрите, вдруг вам понравится.

0
80 комментариев
Написать комментарий...
Denis Bystruev

У меня ощущение такое, что картинок реальности много.

И люди живут в слабо сообщающихся слоях, в каждом из которых свои критерии успешности. Работники банков воспринимают мир иначе, чем сотрудники образовательных учреждений.

Помню, выступал как-то перед региональными преподавателями вузов гораздо старше себя и сказал, что один из критериев успешности — сколько вы или ваши студенты зарабатывают.

Подвергся не то что остракизму, а такой, жалости что-ли — люди смотрели на меня сочувственно, типа, «бедный, он думает, что успех измеряется деньгами».

Ответить
Развернуть ветку
Jack Jackin

А разве не деньгами? Деньги - это универсальное средство получения какого-либо блага в крупном обществе, когда бартер стал неудобен из-за большого количества участников. Соответственно, благо и деньги напрямую взаимосвязаны. Никто не даст ни блага, ни деньги за бесполезную деятельность. А полезной деятельности учат в школах и университетах. Тут есть корреляция и даже прямая взаимосвязь в понятиях. Следовательно, чем полезнее деятельность, тем она будет популярнее и востребованнее. Немного в другом ракурсе - чем полезнее деятельность, тем большее количество людей готовы отдать большее количество денег за эту определенную деятельность. Правильной деятельности в общесте обучают в школах и университетах. Соответственно всему, что я указал в этом комментарии, при качественном образовании (обучении какой-либо деятельности) и чем качественнее образование предоставляется, тем больше денег зарабатывает выпускник. Здесь прямая взаимосвязь.

Ответить
Развернуть ветку
Бабка в засаде

Материальные блага связаны с деньгами. Нематериальные - далеко не всегда.
Если вспомните пирамиду потребностей Маслоу, там есть кое-что повыше биологических и материальных уровней

Ответить
Развернуть ветку
Jack Jackin

Несомненно. Но и она не представляет полной картины. Маслоу провел большую работу по анализу потребностей. Есть авторы, которые дополнили эту картину. Есть те, кто не согласен. А есть те, которые готовы дополнительно ко всему имеющемуся исследовать эту тему в другом разрезе. Как и у любого автора у него есть сторонники и несогласные.

Ответить
Развернуть ветку
Бабка в засаде

Ок к чему это? )
Я просто не совсем понимаю чего вы хотите от меня.
Хотеть выиграть миллион в лотерею хотят все.
Поднять жопку, бросить сериальчик, забить на посиделки с друзьями и так далее, ради того чтобы пойти делать бизнес и заработать миллион - ну, далеко не все готовы этим жертвовать. Потому что для многих социальная сфера и маленькие радости жизни важнее чем непонятный миллион который может и не произойти, ибо бизнес всегда риск.
И это замечательно, и хорошо если человек отдаёт себе отчёт в СВОИХ истинных потребностях

Ответить
Развернуть ветку
77 комментариев
Раскрывать всегда