Я проверил на себе как работать с выпускниками онлайн-школ
За последние годы количество онлайн школ растет в геометрической прогрессии. Количество выпускников таких школ растет в геометрической прогрессии в квадрате. Поделюсь своим опытом работы с такими выпускниками
В этой статье я буду дико бомбить.
На что конкретно? — Да я даже не решил.
Не понимаю кто виноват в сложившийся ситуации. — Не исключаю, что возможно мне надо работать над собой. Возможно это было бы тоже не лишним. Но задавать вопросы исключительно себе тоже не верно, тем более что у меня есть опыт работы именно тот, который мне нравится и с которого меня не бомбит.
Это значит что все реально. А вот теперь, после бури эмоций начнём по порядку.
Кофе в капсулах «Восемь граммов»
Как вы знаете, а те кто не знает, вот вам две статьи на ознакомление (одын, два), я открыл своё производство кофе в капсулах стандарта неспрессо.
Для пояснения скажу несколько деталей:
- в бизнесе связанным с кофе я с 2009 года;
- в 2011 году мы полностью разработали фирменный стиль;
- в 2021 году становлюсь единоличным владельцем бренда «Восемь граммов».
Вот небольшие картинки из нашего гайд-лайна 2011 года. Для оценочки, чтобы в дальнейшем ко мне было, возможно, немного меньше вопросов.
И много чего там ещё есть на 40 страницах.
Где купить?
Чтобы поддержать мой проект и оценить по истине вкусный кофе в капсулах, которые подходят для кофемашин Nespresso — можно и нужно перейти по ссылке и купить тот вид нашего кофе, который вам понравится больше все!
Дизайн упаковки
Чтобы продавать кофе в капсулах, его надо во что-то упаковать. Это означает, что надо разработать упаковку для них.
Я немного подумал и решил отстроится от конкурентов и сделать упаковку в тубусах.
Вот тебе вау-эффект, вот тебе что-то новое.
Первая проблема тубусов оказалось в том, что из 15 дизайнеров мне никто не смог нарисовать дизайн для тубуса.
Представляете? — Мне возвращали деньги со словами это невозможно.
Мне задавали кучу вопросов, таких как:
«А где лицевая сторона?», «Где верх, где низ?»
Ну ладно верх низ ещё, но где лицевая сторона…
Это же тубус, где нарисуешь там и лицевая сторона. Ну или противоположная сторона от места склейки шва…
В общем, я замаялся это объяснять — сел и сам сделал своими кривыми руками и не имея абсолютно никакого чувства вкуса. Просто использовал наш гайд.
Вот какой дизайн я нарисовал:
Ну собственно этим и будет обернут тубус, именно поэтому тут есть стрелочка на QR-код, чтобы ты такой «оп и чуть провернул».
По итогу получилось так:
Честно, я ожидал хуже, но получилось даже ничего, но:
Но получилось такая вот дичь. Но я сам себя простил, сославшись на то, что всё-таки я не художник и до конца пространственно мыслить не могу. Но осталось дело за малым — поправить это.
Почему тубус?
Теперь немного отмотаем время.
Я выбрал тубус не только как отстройку от конкурентов, но так как и цена с коробочкой как у неспрессо, типа коробочка для зубной пасты была примерно такой же — около 50 рублей за штучку. А если цена примерно одинаковая, то конечно надо брать уникальностью.
Почему цена была почти одинаковая?
Да не почему, да и не была она одинаковая. Просто пока я в «мазуте» возился с производством, девочка-помощница «искала» подрядчиков по упаковке.
Первый бомбеж:
Теперь надо дать маленькую расшифровку сказанному.
Ребята из бизнес-молодости всегда учили делегировать какие-то мелкие задачи, чтобы ТЫ, великий бизнесмен со стартовым некапиталом, мог заниматься стратегическими вопросами. Решение этой задачи лежало в найме личного бизнес-помощника «на удаленке за двацатку».
Ещё одно пояснение дам.
Есть личный помощник, который, типа, помогает тебе с личными какими-то делами (записаться в мфц, заплатить за мобильный, заполнить анкету на визу и пр.), а есть бизнес-помощник, который тебе конкурентов прозвонит, таблички цен составит, поставщиков найдёт, услуги твои продаст и на телефон ответит.
Но у БМ все проще и в одном флаконе под лозунгом «возьми себе личного помощника и все!». Да, и «за двацатку».
Нормальный бизнес-ассистент, который и в бизнесе сечет и мозгом остр, стоит на рынке от 150 тысяч. Это реально мощные ребята, которые мне и не по карману, да и не зачем — не смогу я их загрузить на всю хурму.
Как же я то вляпался?
Теперь на чистоту, как же я попался в эту ловушку от Пети и Димы.
Так как выше я сказал, что я не смогу загрузить человека на все 150, я подумал:
Ещё даже вспомнил пару отзывов от друзей, которые:
Ха-ха, в общем я могу прикрыться тем, что я был очень занят с производством и поэтому решил попробовать.
Это от части и правда, но и немного лукавлю. Я надеялся, что реально сниму ряд вопросов.
Не снял, провозился как с ребёнком, обучал, рассказывал, объяснял. Потом послал все к хе*ам, так как на эти пляски с бубном я тратил больше времени, чем если бы сам все нашёл, так ещё и тратил деньги. 🤦🏻♂ — Меня хватило на 2 недели в таком формате. Далее я взял все в свои руки.
Самостоятельная работа на упаковкой
Тут я и упаковку формата неспрессо нашёл в 4 раза дешевле, чем тубус и поиски горе-помощника.
Да ещё и погрузившись я нашёл истории «не успеха» некоторых компаний, которые делали кофе в тубусах.
Тут я выдохнул, думаю слава богу теперь дизайнерам не надо объяснять где лицевая сторона😃
Как же я ошибался в своих суждениях, тут началось новые муки…
Создание технического задания
Я составил ТЗ, по сути это минимальные требования к упаковке, которые выстраданные до боли.
Все что есть в данном, так сказать ТЗ, критически важно отобразить. Остальное все на откуп профессионалам.
Вот мое ТЗ:
Лицевая сторона:
Логотип; возможно нарисованные капсулы (возможно нет), чтобы было понятно, что в коробочке именно капсулы; место для наклейки вкуса; место для даты обжарки; надпись «без гмо», значок «эко» и надпись «биоразлагаемые капсулы»; внизу надпись 100% арабика.
Боковая сторона 1:
Обозначение цветов и вкусов — легенда. Вкусы и цвета прилагаю файлом.
Боковая сторона 2:
Инфографика, которая показывает натуральность нашего кофе, капсула в разрезе, в которой молотый кофе и надпись «свежемолотый кофе».
Задняя сторона:
Описание продукта, адрес производства, место под штрих-код и qr-коды
Гайд-лайн прилагается. Вы уже видели выше его части, там 40 страниц для вдохновения.
Референс не дам, так как ничего не нравится.
Вот собственно и все ТЗ👆🏼
Как по мне, то этого достаточно с головой. Чтобы взять и сделать. По срокам я был готов, как и объявляли большинство, 2-3 недели.
Второй бомбеж:
Цены за работу дизайнеров
Цены отдельная история, тут бомбить даже сил нет.
От 2000 до 380 000 рублей за одну упаковку. При этом 380 тысяч это даже не Артемий Лебедев, как многие у меня спрашивали. Это вообще мои знакомые.
в придачу ко всему ряд вопросов по срокам, по ТЗ, и по остальному одинаковые у всех.
Не было такого:
Было такое:
Да идите вы на йух за 380 тысяч мне ещё и время своё тратить на брейн-шторминги.
Вы профи — вы делайте! Я заказчик — я оплачиваю ваше время, чтобы экономить своё, а не учавствовать в ваших творческих процессах.
В итоге я соглашаюсь на что-то среднее между 2000 и 380 000 рублями.
Но сделаю поправочку, среднее для меня.
Дизайнер за 15000 рублей
Хорошее портфолио упаковок, все стильно, лаконично, современно.
Погнали работать!
Обозначились по срокам — неделя! Вау!
(Все даты в скринах постараюсь показать)
Скидываю ТЗ, которое выше было и получаю первый вопрос:
Хорошо хоть она сама может подобрать, чтобы понимать в каком направлении двигаться…
Мой ответ, я пока спокоен, как удав:
Далее были варианты — это все не самое интересное и тем более необходимое, пустые бла-бла-бла. После которого я подустал и решил немного направить в русло:
Прошло 3 дня:
Я беру день на то, чтобы придти в себя и спокойно рассказать, что так, а что нет. Делаю это 25 февраля голосовым подкастом на 3,5 минуты. После чего я получаю тишину в эфире…
Ответ:
Ни извините, что пропали, просто, как ни в чем не бывало.
Ну ок, идём далее. Все же помнят ТЗ, ну и плюс я голосом объяснил, но все же пришлось продублировать:
Третий бомбеж:
«Зачем вам наклейки, давайте вкус на каждой коробке писать» — огонь же, точно! Именно это мне и надо.
Но ничего, отвечаю:
Ладно, все выяснили, вроде все хорошо:
Спустя 11 часов…
Вот они наработки👇🏼
Давайте вы в комментах тоже побомбите немного.
Я просто был в шоке.. надписи, логотипы, верх, низ… где что..?
И вот мои комменты:
Ну не знаю, из ТЗ не понятно, что вкусы в капсуле которые я назвал «легенда вкусов» и скидывал все цвета и вкусы — это для того чтобы показать всю нашу вкусовую линейку. Тут было очень много-много возьни, потому что человек долго и упорно не понимал зачем надо делать легенду вкусов.
Закончилось в этот день примерно так:
И мой ответ:
Дальше я не вижу смысла выкладывать скрины — все понятно, все хороши!
1 марта
В итоге, мне приходится рисовать самому и видит бог я не хотел этого делать:
Вот он мой шедевр, который я скинул как пример того, что я сделал за 3 часа.
Мол, вот как быстро можно сбацать макет. А не ананировать неделями на градиент и выдавать коробочку с перепутанным верхом и низом.
- У меня не было бы не единого вопроса, если бы не было возьни 3 недели;
- у меня не было бы вопросов, если бы меня не дергали каждую секунду со словами «мне кажется».
Итог работы
В итоге мой рисунок то и довели до ума:
Бомбеж четвёртый:
Вы можете справедливо заметить и сказать, что профессионала за 15 тысяч на такую работу не найти. Мол брал бы за 380 тысяч и не пылил бы тут.
В этом то и кроется большая ловушка.
Бомбеж пятый:
Мне кажется современные мамкины бизнесмены и «эксперты» не знают, что такое истинный профессионализм.
Их никто этому не учил, потому что они не понимают вообще свои задачи как профи - спасибо онлайн школы.
Бомбеж шестой:
Вы просто люди, которые умеют работать одним/двумя инструментами — это не делает из вас специалистов, а тем более профессионалов.
Согласитесь, что умение пользоваться стамеской и рубанком ещё не делают вас плотником.
Точно так же, как и знание истории и умение говорить не делает вас учителем истории.
Точно так же, умение нарезать овощи и включить плиту не делают из вас повара…
Я могу продолжать бесконечно.
Что делать?
Но почему-то современная тенденция учит именно такому подходу. Все эти быстрые курсы, научись дизайну, научись делать сайты, научись настраивать таргет и т.д. Я не говорю, что это плохо — это хорошо, вы учите людей дополнительным инструментариям.
Поэтому, парень ты или девушка, который(ая) меня читаешь пойми только одно:
Я работал с профи, от части поэтому я могу казаться излишне требовательным или разбалованным. Может быть.
Вы в праве считать так, как для вас комфортнее.
Как работают профи
Лично для меня работа с профи (как людьми /и тем более с компаниями) выглядит так (с учётом того, что я то не профи в тех аспектах, где сотрудничаю с ними):
- у меня уточняется, что мне необходимо, что я хочу получить на выходе (продукт) и что я хочу получить на выходе (результат);
- проводят интервьюирование по теме, по своим задачам;
- сами формируют ТЗ;
- сами контролируют свою команду;
- сами вносят правки относительно своего ТЗ;
- предоставляют готовый идеальный вариант с первого раза.
Минутка реализма
Так в основном и работаю со своими, но иногда сроки горят иногда они не могут и приходится обращатся к рынку.
А когда я обращаюсь к рынку меня начинает бомбить.
Всех обнял,
Ваш, Кофейный Барон
Сначала подумал что автор - мудак, но ближе к концу данного опуса уже был готов увидеть комментарий исполнителя типа: 15к - это за макет с зелёным градиентом, если хочешь чего-нибудь ещё - закинь 380к и не парься, или исчезни, чтобы не пришлось менять цвет градиента каждую последующую неделю общения))
ваще по всем пунктам согласна! для создателей онлайн-школ в аду должно быть спец отделение
На самом деле то, что "профессионала за 15 тысяч на такую работу не найти. Мол брал бы за 380 тысяч и не пылил бы тут." - это тоже заблуждение. На рынке часто стоимость не коррелирует с качеством услуги. Скорее - тот, кто самоуверенный - ставит ценник выше, кто скромный и недооценивает себя - ниже.
И уж в век интернета найти художника не из Москвы с руками, головой и без завышенного ценника - вполне себе реально. Если вдруг ещё актуально - напишите в личку - могу пару проверенных контактов дать.
За 15 не найти, банально в переводе стоимости времени это дисконт какой-то. Но и 380 это перебор, должен быть топ и рабочих (рабочих !) макетов должно быть с десяток. Думаю в районе 50 к, можно было найти адекватного дизайнера.
Вот мне мои все ставили от 45 до 65, но 2-3 месяца, так как завалы, а у нас дефицит времени был…
А можете подсказать - сколько времени это занимает - то, с чем автор за три часа справился? Я, до вашего комментария был уверен, что проффесионал с этим за час, ну два справится, не так?
Отрисовать можно и за час. С технической части все просто. Для дизайнера главная работа придумать, перебрать варианты, скорректировать. Нарисовать и школьник сможет. Тз в такой работе не в виде нарисуйте синий мяч 10 см в диаметре. Задается общее направление , концепция. И как раз автор пишет, что профессионалы которые требуют минимальное тз, делают все сами, стоят дорого, у них очередь.
Ну хорошо, не хотите - не отвечайте на мой вопрос.
Я немного завис))
Забавно:) Повеселился.
Только вот это я не понял: «у меня уточняется, что мне необходимо, что я хочу получить на выходе (продукт) и что я хочу получить на выходе (результат)» — Чего?
Ну допустим в моем случае это получить упаковку (продукт), чтобы ее люди хотели купить (результат) или, чтобы эта коробка была близка для ЦА (тоже результат) - но мы же все делаем ради повышения продаж.
А-а-а, понял мысль.
Как же я вас понимаю!
А где в мск купить ваш кофе?
А все, нашел на вб. Жаль у нас машина формата дольче
Мы и дольче можем, но немного позже…
Эх, ну зачем на вб отзывы накручивать :((
Не хочу никого обижать, но мне кажется, что итоговый дизайн упаковки перегружен и... немного устарел. Конечно, если люди берут, то хорошо, но мне кажется, что можно было сделать более лайтово. Автору успехов с бизнесом и адекватных исполнителей!
Дочитал до слов "бизнес-молодость". Дальше вообще стоит?
Да-да, это же ирония😃
На сделал.бы бренд на wb 8 граммов, был бы в топе фильтра по бренду
Или занято?
Да да да, есть ряд ошибок, работаем над этим и многим другим, там по мимо этого ещё куча всего… Но спасибо
Не, до нормального ТЗ тут еще далеко ))))
Поэтому «какой бриф — такой и креатифф».
Хотя справедливости ради, девочка тебе и правда попалась тугая, с пунктиком на градиентах.
ПС. С референсом зря бомбил, в конечном итоге всё равно предоставил.
ПС2
Финальный результат надо править ещё конечно, есть огрехи, пока не приятная упаковка.
Ничего не меняется. Я начинал 12 лет назад с другим продуктом, но с тем же самым кейсом. Есть дичь рынка с дичью исполнителей. Артемий Лебедев 1000 раз прав в том, что рынок девственно юн и непорочен, потому что на нем нет профессионалов и как следствие - конкуренции.
Слушайте, давайте я вам нарисую недорого и нормально. Но не зелёный с коричневым, это говно какое-то.
Крутая статья! Многое прям знакомо. В очередной раз убеждаюсь, что для многих сервис важнее результата.
Референсы можно брать не только из мира кофе. Наоборот, странно в дизайне упаковки максимально опираться на то, что уже есть на рынке. Если речь не о намеренном копировании.
А помощник должен в "сечь" в том бизнесе, в котором работает. Это не моментальный процесс. Я сам работал помощником, но не сразу, сперва вёл соцсети, разбирался, что к чему и как все устроено, учился понимать, чего от меня ждут.