{"id":14289,"url":"\/distributions\/14289\/click?bit=1&hash=892464fe46102746d8d05914a41d0a54b0756f476a912469a2c12e8168d8a933","title":"\u041e\u0434\u0438\u043d \u0438\u043d\u0441\u0442\u0440\u0443\u043c\u0435\u043d\u0442 \u0443\u0432\u0435\u043b\u0438\u0447\u0438\u043b \u043f\u0440\u043e\u0434\u0430\u0436\u0438 \u043d\u0430 5%, \u0430 \u0441\u0440\u0435\u0434\u043d\u0438\u0439 \u0447\u0435\u043a \u2014 \u043d\u0430 20%","buttonText":"","imageUuid":""}

Как я создал 10 неудачных бизнесов. Ищем причины неудач в бизнесе. Почти лонгрид

С юного возраста мне приходили в голову разные идеи. Что-то я реализовывал, что-то оставалось в голове, а что-то прекращал на начальной стадии. Там было много ошибок.

Привет всем, с кем не знакомы..

Из всех проектов, лишь немногие приносили какие-то деньги и окупались. Этому мешало много факторов.

Давайте проведем анализ на конкретных проектах и посмотрим, что было помехой для успеха. Возможно он поможет вам избежать ошибок.

Не удивляйтесь, что проектов много так, они не всегда шли линейно, что-то накладывалось друг на друга.

Итак, проекты:

Магазин бумаги для китайской каллигафии

Возможно, что это моя первая бизнес идея. Это был интернет-магазин бумаги и материалов для китайской каллиграфии. Дело было в 2010 году. Магазин я разместил на поддомене маминого рабочего сайта. Если сейчас смотреть, сайт ужасен. Но! Были запросы. В 2010, по-видимому эта ниша была не занята конкурентами.

Так выглядят остатки от того магазина. Выглядел он примерно так-же, но с картинками.

Почему дело не пошло? Я не очень тогда был вовлечен в это все. Устроился на работе и получал первые деньги, работая в IKEA. Зарплата была 21000 рублей. А тут надо было вникать.

Первая идея ресторана

Примерно в тот же период я делал бизнес план своего ресторана. Ресторанный бизнес меня всегда манил, так что я был вовлечен в этот процесс.

Был я вдохновлен кафе Пушкинъ. Хотел ресторан в дореволюционном стиле, делал расчеты, продумывал интерьер, подбирал лепнину.

Интерьер в "Пушкине"

Но расчеты делал, исходя из академической экономики, которую еще и не учил особо. Знал я, что у крупных компаний рентабельность бизнеса 10%. Так вот я путал рентабельность с маржой. И наценял на блюда ресторана всего 10%))) Позже я узнал, что в ресторанном бизнесе наценка 200-1000%.

Ну и мой ресторан работал бы в 0, при выручке 10 млн в месяц. Думаю я еще оптимистично весьма посчитал.

В общем, настолько мало понимал в бизнесе, что мои расчеты были реально глупыми.

Студия дизайна

Тут я нашел за что зацепиться. Мама была графическим дизайнеров. Я решил, что создам сайт, буду давать маме заказы, а себе забирать процент.

Научившись на сайте китайской каллиграфии, я думал, что создам сайт и сразу пойдут заказы. Каково было мое расстройство...

Погрустив, начал применять разные методы маркетинга и рекламы. Самое нормальное оказалось - контекстная реклама. Но это я тоже не сразу понял.

Я считал так. Вот я вкладываю в Яндекс Директ 2000 в день на продвижение. Значит, у меня эти деньги должны в тот же день окупиться крупными заказами.

А правда оказалась такой: надо вливать в директ деньги, работая какое-то время в минус, набирая себе постоянных клиентов. И уже на 2-3 заказ контекст окупается.

Антиквариат

Еще был момент, я увлекся антиквариатом. Читал книжки, выкупал относительно недорогие монеты. Все вроде шло не плохо. Но, пришла помеха, которую и не ждал. Никто не ждал. В 2014 году курс доллара поменялся с 30 рублей до 50. Все мои монеты мгновенно обесценились.

Кофейня-пекарня

Ну об этом я рассказывал очень подробно. Долго мы искали помещение, устали, в итоге повелись на не дорогое. В итоге, небыло нормального потока людей. Работали 0 или минус.

Плюс я это все открывал в кредит, так что моральное состояние было тяжелым. По-идее помещение можно было еще переоборудовать в дарк китчен с пиццей, но сил моральных не было.

Подробно тут:

Как я открыл кафе и за месяц разорился

Однажды в молодости я открыл что-то типа кофейни-пекарни...в кредит. Ну последнее и было самой большой ошибкой.

Ферма для майнинга

Ферма была собрана на волне хайпа вокруг крипты, я прям поймал волну роста. Она майнила эфир. Эфир майнился, а так же рос сам по себе. Через пол года ферму продал в плюсе, несмотря на то, что видеокарты были куплены за сумасшедшие для них деньги. Позже и крипта спала и цены на видеокарты.

Тут я просто расскажу о возможных ошибках. С фермой было все ок.

Спад крипты вполне мог произойти и тогда, когда я только собрал ферму. А при сильном спаде, она просто жрет электричество, а майнит небольшие деньги.

Инвестиции и трейдинг

Ферма вовлекла меня в криптосферу и я увлекся инвестициями. Как обычно бывает, мы ведемся сначала на самое популярное. Тогда это был Forex Club. Только потом я узнал, что там ты не торгуешь инструментами, а это просто имитация.

Но ошибка моя была не в огромных комиссиях форекс или их огромном плече (из-за которого большинство все и просирают).

В то время волатильность по крипте и так была огромной такой, как будто ты торгуешь обычными инструментами с огромным плечом.

В чем ошибка то собственно? Крипта Ripple (XRP) изо дня в день рвалась вверх. Я покупал и закрывал в большом плюсе. И так снова и снова. Радости небыло предела.

Но, в один день, я купил на всю сумму, а Ripple таааак сильно полетел вниз, что слил всю прибыль.

Типография

А это продолжение истории со студией дизайна. Со студии до сих пор приходили заказы, но потом клиенты шли куда-то печатать наши работы. Часто они спрашивали, нет ли у нас компании, где можно распечатать макет.

Я решил использовать этот шанс. Открыли в подвале небольшую типографию для печати основных позиций. Листовки, визитки, буклеты, широкоформат, ламинирование. Для более сложных задач заключили контракты с крупными производствами. Они давали нам скидку, и мы наших клиентов печатали у них по той же цене. Все в плюсе.

Вот такой простейший сайт

Продвижением решили заняться основательно. Использовали все: соц. сети, директ, контекст, сео продвижение, реклама в картах.

Самое эффективное было seo и реклама в картах. Однако, с seo вышла большая беда. Оказалось, что домен был немного убитый. Он только поднимался в поиске и сразу улетал вниз. Как сказал специалист, домен до этого продвигали плохими методами.

Вывод: при покупке домена проверяйте его. Хотя не всегда это возможно.

В любом случае, типография оказалась хорошим проектом и до сих пор все работает.

Промо-компания

Дополнительно к типографии решили добавить услугу раздачи листовок.

Изначально, разместив на авито объявление, клиенты просто налетели. Однако, потом поток сильно спал. Видимо, то что они налетели сначала, было совпадением.

Сейчас делаем раздачу листовок только постоянным клиентам. Бизнес сложно управляемый и низкомаржинальный.

Пример: Нужно 5 промоутеров в 5 разных точках, 6 часов в день. Заказчик платит 300р в час за промоутера. Итого 9000 рублей в день.

Нужно: 5 промоутеров, которым платим 150 в час, 1 супервайзер, которому платим 250 в час. Итого 5000 руб. расходы. За минусом налогов и прочих расходов это 2000 чистыми, если нет эксцессов.

Промоутеры обычно молодые и не очень ответственные люди, бывают невыходы, порча инвентаря, нужен контроль и срочные замены.

Инстаграм магазин собак

Решил я попробовать себя в товарном бизнесе. Думал создать в нынче запрещенной сети Инстаграм магазин прикольных товаров из Китая. Но из всего отобранного, мне так понравились собаки-колонки, что решил продавать только их.

Основные методы продвижения были собственная реклама инстаграма, а так же бартер. Я просто брал и писал куче известных аккаунтов "Привет, давай бартер". И реально многие соглашались. Узнаете человека на фото?

Радислав Гандапас с моей собакой

Этот проект попал на основные праздники, так что продажи шли хорошо. Однако, далее они сильно спали и мне стало не очень интересно заниматься поддерживанием аккаунта в таком режиме. Но в праздники продажи возобновлялись.

Вывод, отбирайте товар, который будет продаваться всегда, а не только в праздники. Ну либо создавайте точки продаж для разных товаров разной сезонности.

Продажи OZON

Вовлекшись в товарный бизнес, решил зайти на Ozon.

Изначально товар был подобран довольно глупо, это были носки с картинками.

Почему глупо? Продажи вроде есть, но маржинальность очень низкая. Так же, чтоб были продажи, нужно мнооого видов носков, да еще и размерная сетка нужна. В общем вложения большие для небольшой прибыли.

Далее начал тестировать разные товары, отбирать из по сезонности, по анализу продаж и дело пошло гораздо лучше.

Летом дорожные сумки, к началу осени деловые сумки и рюкзаки, в зимний и праздничный период косметика, свечки, подарочные наборы. Но самые высокие продажи там все равно идут на праздники

Производство косметики

Об этом я тоже писал. Главную ошибку сразу скажу - я повелся на перспективы, не думая о том, насколько сам проект мне интересен. А проект был реально не интересен. Я создавал производство и убеждал себя, что мне нужно этим заниматься. В итоге, завершив создание производства и запустив продажи меня просто сломало. Не мог видеть и слышать что либо, связанное с этим проектом.

Производство основ для напитков и фруктовых чипсов

Но все же, предыдущий проект дал мне полезный опыт. Мне стало легко создавать производства.

Имея большой опыт в ресторанном бизнесе и круг знакомств, я решил создать компанию, которая будет производить натуральные сухие основы для напитков, а так же сопутку (для доп продаж на витрину).

Где-то месяц заняло создание самого производства, еще месяц мы разрабатывали рецептуры. Довольно сложно тут было придерживаться натуральных ингридиентов, при этом сохранить адекватную себестоимость продукции.

По итогу на данный момент выпускаем на рынок:

  • Сухие натуральные основы для чаев и кофе с долгим сроком хранения (имбирь-лимон, цитрус, клубника-банан, глинтвейн и др);
  • Посыпки для кофе и коктейлей (малина, клубника, золотая ежевика и др);
  • Полностью натуральный ванильный сахар;
  • Фруктовые чипсы, фруктовые миксы, а так же кокосовые чипсы с разными вкусами;

Что-то я слишком подробно виды начал расписывать, не сочтите за рекламу...

Cопутку уже отгрузили на OZON, но сгорел их склад, вот повторно отгрузили в субботу.

Ошибки в этом бизнесе пока не выявлены, но они имеют место быть везде. Потом вылезут.

Основные причины неудач в бизнесе

  • Не рациональное мышление, личные когнитивные искажения. Спрашивайте честное мнение других людей. Разных людей. Но не негативных изначально)
  • Отсутствие терпения и желание быстрого результата. Это много что портит. Не дождались критической базы клиентов, не дождались заказов, не дождались прорыва, не дождались роста акций;
  • Отсутствие понимания, что нужно действовать на перспективу. Простейший пример: как я хотел, чтоб с рекламы в Яндекс директ каждый заказ окупал день рекламы. Нет же, вам нужно набрать базу клиентов, которые будут возвращаться к вам снова и снова;
  • Отсутствие вовлечения в проект. Вы можете заниматься несколькими проектами одновременно, но нужно выделять каждому из них время. Не делать дело поверхностно. И не забывать отдыхать...
  • Вам на самом деле это не интересно. Тут не будет и вовлечения и выгорание не далеко;
  • Отсутствие понимания бизнеса (глупые расчеты). Все-таки вы должны понимать, что наценка 10% в ресторанах невозможна;
  • Безрассудство от быстрых денег и резкого роста. Тут примером будет мои инвестиции в крипту. Она так росла, что уже не подавала мыслей, что возможно падение. Так многие и на обычном фондовом рынке теряют деньги;
  • Непредвиденные риски (курс доллара и др.).Это уже общие предпринимательские риски. Кто не готов их брать, тому не быть бизнесменом;
  • Нерациональное мышление, спешка, истощение. Это все привело к кредиту, не верному подбору помещения и тд. И пошла цепная реакция, кредит и минусовой ресторан еще больше приносил истощение;
  • Кредит. Не отрицаю возможность бизнеса в кредит. Но только, если он взял не под большие проценты с кучи кредиток. Если это обдуманная не эмоционально взятая сумма на понятный срок с понятной суммой платежа, которую вы сможете спокойно платить при любых обстоятельствах, тогда ок. Но как я открывал кафе - это не ок;
  • Не правильный момент входа. В не сезон, в не хайп (Ферму я создал на этапе хайпа и успел продать, а хайп на собак спал и я поймал затишье. Так же было и с косметикой и со свечками);
  • Понимание сезонности бизнеса и товара. Либо вы изначально нацелены на эту сезонность, либо вы не осознаете ее и остаетесь у разбитого корыта (собаки-колонки, косметика на озон и др);
  • Плохая проверка начальных вводных, которые могут испортить все позже (не проверил чистоту домена для типографии);
  • Заранее не рассчитал прибыльность, операционную сложность веедения бизнеса (управление промоутерами и супервайзерами);
  • Плохая оценка самого товара (маржа, размерный ряд) от которого зависят начальные вложения. Если вы заранее не проанализировали свой товар, начало бизнеса может начаться с огромных вложений и маленькой прибыли (пример: продажа носков на озоне);

А какие ошибки совершили вы?

Хоть статья про неудачи, ее лайкайте, дамы и господа) VC комментарии не считает за интерес к публикации, только лайки.

Есть вопросы? Пишите мне:

Канал и чатик (новый, пустой, туда свои статьи с VC и другие, пишу).

Пишу статьи о том, что интересно, рекламу в статьи добавляю крайне редко. Интересуюсь IT, но бизнес-проекты делаю не в IT (ресторанный бизнес, торговля на маркетплейсах/inst, полиграфия).

0
87 комментариев
Написать комментарий...
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
84 комментария
Раскрывать всегда