{"id":14283,"url":"\/distributions\/14283\/click?bit=1&hash=8766cc03cba44a6d934ee26f882971a64223452448548d2fc3a5f37339e77cfa","title":"\u0412\u0438\u0434\u0435\u043b\u0438 \u0432 \u0421\u043e\u0447\u0438 \u0443\u0436\u0435 \u0432\u0441\u0451? \u0412\u043e\u0442 \u043d\u0435\u043e\u0431\u044b\u0447\u043d\u0430\u044f \u0438\u0434\u0435\u044f \u0434\u043b\u044f \u043e\u0442\u0434\u044b\u0445\u0430 \u043d\u0430 \u043a\u0443\u0440\u043e\u0440\u0442\u0435 ","buttonText":"","imageUuid":""}

Не вздумайте платить за обучение и сервисы: в интернете все необходимое есть бесплатно!

Скучный лонгрид с примерами из жизни нищеброда в отставке. Размышления про отсутствие культуры платы за чужой труд на постсоветском пространстве.

Я работаю редактором-фрилансером уже несколько лет, а с текстами и рекламой в целом связана большая часть моей жизни. Примерно ⅔ из этого времени я провел на зарплате «хватает на покушать, купить дешевые шмотки и накопить на один отпуск в год/новый ноутбук».

Причиной было в том числе неумение продавать свои услуги, но с проблемой я справился, да и сегодня речь не об этом. Поговорить охота про собственное формирование нищебродских привычек и их последствия.

Часть I. Нищеброды на отечественных биржах фриланса: обе стороны одной дерьмовой медали

На фото нищеброд в квадрате. На старую Toyota повесили обвес а-ля Ferrari, а заодно и газ, чтобы подешевле

Я начинал на «текстовых» биржах фриланса. Кое-какие уже не работают, другие живы и продолжают выдаивать заказчиков и исполнителей на конские комиссии до сих пор. На этих славных сайтах все еще можно найти подрядчиков за копейки (конечно, с целью заработать на них миллионы).

Три самых распространенных типа заказчика, с которыми я сталкивался:

  • Нищеброд-вебмастер. Хочет зарабатывать на РСЯ, GA и рефках несколько тысяч долларов в месяц, но платить готов за символы без пробелов и подешевле. В результате с полным разрывом жопы и постоянными переделками-доработками таки запиливает свой сайт, но к тому моменту он не приносит столько, сколько хотелось. Конечно, есть исключения, но их мало.
  • Сотрудник маркетингового агентства. Взяли заказ за 50 000, пытаются реализовать его с помощью биржевиков за 2 500. Желание достойное, но из-за дефицита времени, отсутствия прямой коммуникации с клиентом (правки и информация через третьи руки) и постоянного страха, что автор выйдет на клиента напрямую, в результате обычно получается нечто из говна и палок.
  • Представитель Какой-то Компании. Приходит за «накидайте быренько главную страницу» или «надо сделать огонь-рекламку». Задачу поставил шеф или маркетос, крохотный бюджет выделили «с потолка», данных по аудитории и так далее никто не дает, надо на вчера. Так что писать без входящих данных? «Ну сделай, как у всех». За счет чего выживают такие компании, я не знаю, но некоторые явно на плаву.

И каждом случае главная обобщающая черта копеечных клиентов — жадность (иногда умноженная на глупость). Человек хочет сделать из пары тысяч рублей вечную кнопку «Бабло» и очень печалится, когда что-то идет не так.

Но самое смешное, что эта же черта присуща не только заказчикам, но и исполнителям, только немного в другом формате. Они не готовы расти, чтобы получать больше денег.

Часть II. За это еще и платить? Ну уж нет!

На заре своей текстовой карьеры я читал несколько тематических форумов веб-мастеров. Потом появился «Телеграм», и я перешел на профессиональные открытые огромные (и чаще бестолковые) и закрытые махонькие чаты. В некоторых из них состою до сих пор и изучаю их под чай с бутербродами.

Так вот в одном из этих камерных чатов недавно был дикий срач с баттхертом про то, стоит ли платить по 650 рублей за месяц в двух сервисах — агрегаторе вакансий «Текстодром» и чате с обучением от агентства «Сделаем».

В первом случае авторы проекта собирают предложения работодателей (читай — холодных лидов) про работу в контент-маркетинге по всему Рунету, вручную сортируют и системно бросают сводку в закрытый канал, а во втором — толковые ребята рассказывают, как работают или не работают разные методики в маркетинге на собственной практике (а она у них богатая).

Поскольку я подписан на оба (и, кстати, еще на десяток разных полезных каналов и сервисов, в месяц на подписках набегает около 5 000 рублей) и периодически беру оттуда пользу и клиентов, то… мимо пройти не смог и стал читать диалоги. Аргументы «почему не надо» были такие:

  • Хренасе, 650 рублей в месяц? За что?! (про оба сервиса по отдельности).
  • Офигеть, собирают то, что есть бесплатно в сотнях каналов, и хотят за это деньги! (про сервис с вакансиями).
  • Офигеть, пересказывают чужие статьи или что-то и так известное в канале, и хотят за это деньги, хотя есть тыща таких каналов Б-Е-С-П-Л-А-Т-Н-О (про канал с обучением).
  • Да я вообще не плачу, никогда. В интернете все бесплатно можно найти, ну чуть дольше, но зато платить никому не надо.
  • Правильно, я и фильмы так смотрю, и музыку качаю — там не плачу, и тут не буду.

И в таком духе. Чат маленький, на 19 человек — и мнение свое высказало больше половины. При этом троих из этой тусовки знаю заочно — начинал вместе с ними. Правда, с тех пор они не продвинулись, а все их заказчики по-прежнему «жадные мудаки»…

Если свести суть аргументов «нехотельщиков» в одно предложение, выйдет так: «Они хотят деньги за свой труд, который помогает зарабатывать быстрее и больше».

Звучит по-дебильному?

Но ведь так и есть. Смотрите:

  • Чуваки из агентства взяли свой опыт за несколько лет, переписали его и фигачат выжимки, с помощью которых можно прокачаться. У них генерацией этого опыта этим занимались десятки людей ГОДЫ, теряя бюджеты и клиентов или, наоборот, получая отличные результаты… А теперь можно черпать из него полезное для себя за копейки.
  • Чуваки из агрегатора тратят время нескольких человек, просеивая тонны дерьма, доставая и складывая потенциальных клиентов в кучу, из которой фрилансер может выбрать лучшее за несколько минут (вместо нескольких часов) в день. И получать потом 30-50-100-200 и так далее тысяч за проект или работу.

И там, и там выгода лежит на поверхности.

Рыскать часами в сети в поисках нужной (и, главное, по-настоящему рабочей) информации? Или платить цену одного легкого перекуса в кафе за месяц и выбирать нужное тебе из квинтэссенции чужого опыта?

Бегать по каналам, по колено в предложениях работы не по твоей специальности? Или находить классные проекты быстро?

Эти вопросы вы можете транслировать на любой платный продукт по подписной модели — от фильмов с хорошим переводом, собранных в одном месте (вместо рысканья по пиратским сайтам) , до какого-нибудь «Сбер-Прайма» с 7% скидки на первые десять заказов еды (тут вообще чистая математика «про выгоду»). Ведь каждый из них экономит массу времени, а его можно конвертировать в деньги или в отдых.

Но нет, и вот почему

Мы (конечно, я не могу сказать за всех-всех, но отталкиваюсь от основной массы своего бывшего окружения) не привыкли платить.

Тупо не привыкли платить, и все

Возможно, это генетическая память с «достать» вместо купить. Или не очень радужное по достатку детство. Или мама с папой, вечно обсуждающие на кухне «дорого и нам не по карману», вбили эти стереотипы в голову — я не знаю.

Мы готовы оставлять в кафе 5–10 таких месячных подписок за одноразовое «поесть + алкоголь». Мы можем валяться на пляже, спуская за неделю 50–100 таких подписок (при этом, чтобы так валяться, приходилось вкалывать полгода за давно не растущую сумму ежемесячных поступлений). Мы можем покупать в ипотеку квартиру за 10 000 таких подписок и выплачивать ее 10 лет.

Но мы ни хрена не готовы отдать свои кровные несколько сотен за то, чтобы через полгода-год оставлять в кафе ×2, ездить в отпуск ×2, выплатить ипотеку в два раза быстрее.

НЕТ.

Часть III. А что, так можно было?

Несколько лет назад я устал от нищебродского существования и (без регистрации и sms) решил попробовать изменить парадигму в своей голове. На это у меня ушло почти 3 года. Результат — работа на фрилансе с новыми сформированными привычками привела меня в среднем к 250–350 тысячам рублей в месяц при не самом полном рабочем дне и полноценных выходных. Это не ахти какие деньги (если покупать, например, недвижимость НЕ в ипотеку), но они позволяют достойно жить, питаться и отдыхать.

Естественно, я не просто резко начал оплачивать все подряд вокруг, нет. Это глупо.

Деньги на очередной отпуск ушли в оплату первых курсов (их уже нет, если что, ссылки не дам) . Время на сериальчики на 50% заменилось обучением продажам и так далее. Путь был не очень простым, но вполне подъемным для человека, который просто готов взять себя за жопу, чтобы жить лучше.

В процессе я начал покупать, а не скачивать пиратские программы. Подписываться на нужные мне сервисы. Короче — платить за труд. И, конечно, продавать свой труд подороже вместе с ростом навыков.

В итоге вместо привычных средних ежемесячных доходов в 35–45 тысяч рублей и, соответственно, заработанных за 3 года 1,2-1,6 миллиона рублей я заработал за эти же три года больше 10 — цифра, которая раньше просто не укладывалась в моей нищебродской голове. И она продолжает расти дальше.

Заключение. Разруха в головах

Мораль этой истории простая, написана тысячи раз и примерно столько же раз проигнорирована.

Илон Маск не нанимает самых дешевых инженеров — и у него получаются Tesla, Starlink и Falcon. Сотрудники малоизвестной «фруктовой компании» не живут от зарплаты до зарплаты — и у них получаются Macbook и iPhone.

Но все эти люди, перед тем как получать свои прекрасные зарплаты и бонусы, как следует вложились в себя.

Цель графоманства, которое вы прочитали, — не похвастаться не самым высоким доходом, нет. Тем более, что для нормального предпринимателя это вполне обычная сумма. Цель — выплата «дани» самому себе трехлетней давности; может, это поможет другим людям.

Если вы тоже хотите добиться каких-то серьезных результатов в деньгах — научитесь ценить чужой труд и охотно отдавать за него деньги. В том случае, если этот труд помогает вам прокачиваться и при этом экономить время, трансформируя его по формуле «так я заработаю больше и быстрее».

P. S. Ссылки на мой телеграм-канал не будет. Я подсчитал примерные расходы времени и денег на его создание и продвижение и решил, что куда выгоднее прокачивать профессиональные скиллы.

0
235 комментариев
Написать комментарий...
Александр Львов

Статью написал @Павел Молянов с фейка, чтобы повысить продажи в закрытом канале?)

Ответить
Развернуть ветку
Павел Молянов

.

Ответить
Развернуть ветку
Павел Молянов

Чет не удаляется это лишнее сообщение, ну да ладно

Ответить
Развернуть ветку
232 комментария
Раскрывать всегда