«Не обещай, не забирай мелочь, не сори деньгами»: 26 вопросов о чаевых
Новая заметка от владельцев бара «Хочу в Сибирь» — ответы на самые популярные вопросы о чаевых.
Мы открыли бар в центре Петербурга. Теперь пытаемся угадывать, что вам интересно, и писать об этом. Новая заметка — небольшой ликбез по теме чаевых. Что делать, если нет наличных, а оставить на чай хочется? Как размер чаевых влияет на отношение к гостям? Как делят чаевые? Все ответы — чуть ниже.
Наш совладелец и управляющий Дима впервые встал за стойку в 2013 году. Он помнит времена, когда на чай в барах оставляли очень много. Заведение, в котором Дима работал тогда, было удачным с точки зрения чаевых. Нормой для бармена было получать не только зарплату, но и по 2000-3000 рублей чаевых за смену.
Как у них
Количественные исследования YouGov показывают, что больше половины американцев считают, что чаевые надо давать официантам, доставщикам еды, барменам, портье и парикмахерам. Forbes рекомендует оставлять бармену на чай 15%-20% чека либо по $2 за напиток. Совсем недавно во всех штатах США установили МРОТ для сотрудников общепита. До этого чаевые составляли 100% дохода некоторых официантов. То есть в США на чаевые реально можно [было] жить.
В России с чаевыми всё сложно. Разумеется, дело не только в популярности безналичного расчёта. Ослабление рубля и рост цен на качественный алкоголь привёл к тому, что многим привыкшим ходить в бары пришлось выбирать между экономией на себе (меньше пить и есть) или на чаевых (меньше оставлять).
FAQ
Мы собрали вопросы о чаевых и решили ответить сразу на все. Если у вас есть ещё — пишите тут же в комментариях, мы постараемся оперативно отвечать на всё.
Сколько оставляют на чай в баре?
10% — психологический рубеж. Но на самом деле есть четыре распространённых подхода. Чтобы узнать, насколько каждый из них популярен, просто проголосуйте за свой.
Но в среднем на чай оставляют 10%?
Нет. В том самом 2013 году сумма чаевых составляла примерно 8% от выручки очень классного с точки зрения чаевых бара. Сегодня, говорят, даже там в два раза меньше, около 4%.
Больше всех оставляют друзья?
Наоборот, в среднем друзья оставляют меньше. Они и так знают, что ты их любишь и никогда не обидишь, поэтому, если и оставляют чай, то немного.
Люди с опытом работы в барах оставляют на чай больше других?
Однозначно. Стараются оставить 10%-20%. Если потратили меньше 1000 рублей, как минимум 100 оставят.
Что делать, если нет наличных, но я хочу оставить чаевые?
Предложить оставить чай с карты. Сегодня большинство заведений на это идут — ты просто оплачиваешь произвольную сумму через терминал, её фиксируют как чай, и бармен получает её из кассы.
Оставлять мелочь на чай — зашкварно?
Ну да, это неудобно. Если счёт на 180 рублей, ты даёшь 200, тебе возвращают 20, их надо взять себе. Либо можно заранее сказать, что сдача не нужна. Не следует брать 20 рублей, потом класть их на стойку со словами: «Спасибо, друг!»
Но это специфика нашей национальной валюты. Когда появятся 50-рублёвые монеты, их, конечно, спокойно можно будет оставлять на чай.
А если дать на чай много мелочи?
Это чуть-чуть неуважительно. Монеты нужно будет сортировать, пересчитывать, они разные, это дополнительная головная боль для бармена в конце смены, когда он(-а) и так уже порядочно устал(-а).
Когда дают на чай, вы пересчитываете эти деньги или сразу кладете в чайник (коробка или ящик, или банка, где собирают все чаевые)?
Нет, пересчитывать чаевые — не круто, конечно. Но само собой, чаще всего понятно, много оставили или мало.
Каким должен быть счёт, с которого нормально не оставлять чай?
До 400 рублей. Ну или если вы впятером выпили по кофе, заплатили 500 рублей, от вас никто чай ждать не будет.
По поведению гостя можно понять, сколько он оставит на чай?
Нет, это невозможно.
Что пьют те, кто оставляет на чай больше всех?
Если не брать единицы, которые оставляют на чай очень-очень много, то в среднем чай в районе 10% от счёта оставляют те, кто пьёт всё, что дороже 200 рублей за порцию.
Что пьют те, кто оставляет на чай меньше всех?
Чай.
Правда, что если оставить на чай много, меня запомнят?
Запомнят и будут рады видеть.
А если я напьюсь и буду раздавать чаевые, как боженька, а утром приду и потребую вернуть, вернут?
Если ты откровенно не контролируешь свою щедрость, в порядочном баре (у нас, например) у тебя много просто не возьмут. Когда бармен говорит «Спасибо, мне не нужны ваши деньги» или «Спасибо, вы уже оставили достаточно», — это сигнал, что поведение гостя вышло за грани приличия.
А может быть, что у меня вообще не возьмут чаевые?
Да, если ты ведёшь себя настолько отвратительно, что брать твои деньги неприятно.
Если я оплатил счёт на 5000, а на чай оставил 100 рублей?
Спасибо, хоть что-то.
А если денег на чай нет вообще?
Пять лет назад, считалось, что если нет денег на чай, значит, нет денег пить в баре. Сходи в магазин и ешь-пей дома. Но многое изменилось: цены, реальные доходы. Так что к отсутствию чаевых сегодня относятся спокойнее, чем в 2013 году.
Можно пообещать занести завтра или оставить двойные чаевые в следующий раз?
Лучше просто сказать, что наличных нет. Ничего обещать не нужно, потому что даже слегка выпившему человеку мало кто поверит.
А вообще чем больше гостей, тем больше набирается чаевых?
Не совсем. Когда загруженность бара очень высокая, чаевых становится меньше. В пиковые моменты бар превращается в базар. Чтобы сделать заказ, люди лезут между спин друг друга, кричат, потом долго ждут. В такой обстановке у них отпадает желание оставлять чаевые. То есть выручка растет, а чай — падает.
А нормально расплатиться, попросить разменять деньги, но на чай потом ничего не оставить?
Хрень какая-то.
В первый раз в баре надо оставлять побольше, чтобы меня запомнили?
Лучше всего оставлять столько, сколько оставляешь обычно. Если оставлять всё меньше и меньше, бармену покажется, что он(-а) что-то делает плохо. А на самом деле это гость решил понтануться деньгами в первый раз.
Английская традиция «пинта — бармену» в России не работает?
Нет. У нас если ты угощаешь сотрудника(-цу) и он(-а) соглашается, то пьёт сразу — вместе с тобой. А если оставить стоимость какого-нибудь напитка, чтобы его выпили после смены, эту сумму просто положат в чайник.
Как распределяют чаевые в баре?
Если это просто бар, в котором всё делают бармены, то чай честно делить поровну. Это делает старший смены. При наличии оснований он(-а) может чуть изменить пропорции.
Если в заведении есть сотрудники кухни, официанты, тогда всё зависит от политики владельцев. Можно собирать чай и делить между цехами (кухней, баром, официантами), а уже старшие цехов будут делить. Можно просто собирать чай в кассу, а по итогам недели выдавать «лишними» деньгами премию. Ну и может быть правило «мой чай — это мой чай».
А если я хочу оставить чай лично кому-то из сотрудников бара, где деньги делят на всех, я могу это сделать?
Если отдать этому сотруднику и сказать: «Это лично тебе», вам скажут спасибо, а деньги положат в общий чай. Но если гости кого-то выделяют, то старший смены в конце работы просто отдаст ему или ей больше, чем себе.
Какой процент чая сейчас в вашем баре?
Не знаю. Я (Дима — совладелец и управляющий) работаю за стойкой по воскресеньям, у нас лучший чай — 15% от кассы. Но бывало и меньше 3%. Как у других — не знаю, потому что чай распределяет старший смены.
Бармены оставляют чай в такси или в парикмахерской?
Если платишь в такси наличными, оставляешь почти всегда, потому что суммы редко кратны 50. Но с приходом оплаты картами это уходит. В парикмахерских я даже немного стесняюсь оставлять на чай, потому что это кажется очень неклассическим. В барбершопах — оставляю, конечно.
Последний ответ говорит о многом. В России чаевые — довольно молодая традиция. В советские времена их иногда оставляли в ресторанах и такси, но никаких принципов вроде 10% — мастеру, водителю или официанту не было.
Если гуглить англоязычные заметки на тему «сколько чаевых оставлять в разных странах», то в России рекомендуют давать по 10%—15% в ресторанах и барах, в такси рекомендуют просто округлять, а про другие предприятия сферы обслуживания не говорят вообще.
На вопросы мы стараемся оперативно отвечать здесь, в комментариях. Также принимаем во «ВКонтакте» и Instagram. Заходите, пишите, предлагайте новые темы и критикуйте, пожалуйста.
Если что-то не устрамвает - ищи нормальную работу и не выебывайся, и так зп получаешь, охуевшая рожа.
Оставляю только когда реально было быстро, точно и вкусно. Не понимаю этого психоза с чаевыми, некоторые готовы не есть, если налички нет.
Спасибо за совет. Обновили свое резюме на hh.ru
А мне как инженеру куда посетители ТЦ должны чаевые присылать?
Про инженеров это вообще боль...
Сам был таким раньше, забил на это дело. Не хотят денег платить инженерам, деградирует профессия...
Самое дебильное, когда без твоего ведома и разрешения, чаевые включили в счёт и посчитали это нормальным. Может я вообще не хочу никаких чаевых оставлять
Инжинерам вообще должны авторские отчислять, как поп звездам
Не оставлял на чай и не собираюсь! Я хочу платить за услугу/товар фиксированную цену, а хорошее обслуживание - уже входит в эту стоимость.
!
Зря приводите в пример США, там другая культура и налоговая система. Там чаевые - заработок официанта, а не доплата к фиксу. Но сейчас это уже уходит понемногу.
Во Франции чаевые включены в счёт всегда. Если очень-очень понравилось, можно оставить 0,5-2€. Правда, наши толстосумы оставляют больше, но европейцы - нет.
Сидел как-то в Мюнхене с коренными немцами на Мариенплац в хорошем ресторане. Оставил 5€. Мне шепнули, что это неприлично. Объяснили: «Официант или бармен априори не может зарабатывать больше, чем врач или инженер. Если каждый посетитель будет оставлять такие чаевые, это будет несправедливо».
Моя позиция: оставляю не более 200 руб с любого счёта. Официант не имеет никакого отношения к стоимости вина, которое я заказываю. Поэтому я плачу за факт сервиса, а не за то, что я съел-выпил.
Во Франции чаевые включены в счёт всегда=== А вы были там? Ну , без родителей?
"Там чаевые - заработок официанта, а не доплата к фиксу. Но сейчас это уже уходит понемногу. "
В США это никуда не уходит, а наоборот, становится еще хуже.
Объективно. Культура везде разная. Мы не про то, что надо оставлять много или мало, мы лишь зафиксировали нынешнюю ситуацию в Петербурге.
В вашем комментарии единственный спорный момент — мнение, что официантам не надо давать много чаевых, потому что они не могут получать больше, чем врачи и инженеры. В смысле, в этом нет логики. Почему вдруг 5 евро разово отданные на чай сделают официанта более высокооплачиваемым, чем врач или инженер.
Такие вот мысли
Дебильная позиция по двум причинам.
1. Кого вообще интересует сколько и кто оставляет чаевые
Если каждый посетитель будет оставлять такие чаевые, это будет несправедливо».2. Откуда такое желание не дать зарабатывать другим людям.
И несправедливо, когда ты отговариваешь чувака оставить столько чаевых, сколько он хочет. Ощущение, будто завидуют, что бармен или официант может потенциально зарабатывать больше, чем врач или инженер. Поэтому не доставайся ты никому.
Комментарий удален модератором
Комментарий недоступен
Ну тут логика простая. Если человек варит, лепит, оформляет, но не выходит в зал, это не значит, что он не сделал свой вклад в ваше впечатление от бара
не везде такие законы это зависит от коллектива ;)
Комментарий недоступен
статистика показывает, что размер чаевых не зависит от качества обслуживания.=== Можно ссылку на статистику? У меня (и всех знакомых) прямо зависит. Что не понравилось - ноль чаевых. Все норм - 10%
Я часто встречаю мнение, что на чай не оставляют на бизнес-ланчах, завтраках и подобных low-price предложениях. Сам я для себя до конца не решил, стоит или нет. Если ты ежедневно ходишь на бизнес-ланч в одно и то же заведение, то оставлять чаевые остается накладно, + есть тенденция, что если постоянно ходить в одно и то же заведение, качество обслуживания ухудшается, т.к. начинают тебя считать "своим" и на какие-то мелочи можно забить: забыть хлебную тарелку, салфетки, что-то из приборов или вообще обслуживать не в порядке очереди - ты же всё-равно еще сюда вернешься.
А вообще принципиально не оставляю чаевые, если как-то косячат:
- забыли принести блюдо/напиток;
- время ожидания сильно больше предполагаемого (от 40 минут за несложное блюдо);
- если говоришь, что торопишься и просишь рассчитать сразу, обслуживают долго и про всё на свете забывают (в итоге выходит бизнес-ланч 1 час 40 минут);
- мусор в блюде: волосы, насекомые, камни и прочая хрень (Можно было бы подумать, что я хожу по сомнительным столовкам и рюмочным, но нет, этим страдают многие приличные заведения. Однажды мужчина за соседним столиком нашел в супе чей-то ЗУБ!)
- Когда не следят за заполнением стола. Сидишь с друзьями, периодически тарелки пустеют и их нужно куда-то складывать, а некуда. Хоть на соседний стол складывай. И это не в час пик.
- Когда для двух людей блюда приносят в разное время. Например, тебе принесли блюдо практически сразу, а твоя девушка еще минут 15-20 ждёт своего и голодными глазами смотрит на твоё.
- Когда официант слишком навязчив или отпускает несмешные шуточки
- Когда в чеке есть позиции, которые ты не заказывал
- Когда заказываешь блюдо, а его нет. через 5 минут заказываешь другое, а его тоже нет. И так до 30% меню.
- Когда приносят счёт (не для оплаты картой) и настойчиво ждут оплаты. А тем более когда заглядывают тебе к кошелек и советуют, что сотками им было бы удобнее.
- Когда чаевые включают в чек не предупреждая, а обслуживание говно!
- Когда в коктейле алкоголь не чувствуется (например, "белый русский" на вкус как кофе со сливками), а пиво (разливное) разбавлено, или открывают бутылку не при тебе, а приносят открытую (в с ней явно что-то не то)
- Когда сами рекомендуют какой-то конкретное блюдо, а оно оказывается не очень (недожарено, недоварено, пережарено, пересолено или вообще не первой свежести).
- Если официантка/бармен явно заигрывает больше положенного
- Когда ресторан/кафе пустое, но тебе говорят, что все свободные столики забронированы и свободна только барная стойка (тогда обычно вообще не остаюсь, не то что чаевые).
- Когда в заведении грязно (липкие столы, бардак, посуда со сколами, непротёрные бокалы, особенно с остатками губной помады)
- Когда в заведении играла хорошая музыка, но пришёл какой-то сотрудник и врубил какую-то муть совершенно иного жанра, которая, судя по всему многим посетителям не по душе.
- Когда официант долго не подходит или вообще сидишь с мыслью "Где все сотрудники?"
- Когда меню кафе/ресторана липкое, убитое, нечитаемое, разваливается
- Когда торопят с выбором
- Когда вперёд тебя обслуживают других посетителей только что пришедших
- Когда официант нёс приборы, один уронил (например вилку), протёр об штаны и положил её тебе на стол.
- Когда на тебя что-то пролили, уронили еду
- Когда бармен не наливает аккуратно (обливает края)
- Когда наливают меньше положенного. Например берешь сначала 0.5 разливного пива, а потом берешь 0.5 бутылочного и в этот же/такой же бокал наливаешь и либо не влезает всё, либо в предыдущий раз было на порядок меньше.
- Когда в заведении акция на какой-то алкоголь или блюда, а в чеке её не учитывают и считают как обычно.
- Когда от сотрудника воняет, или несёт перегаром, или он бухой (особенно пьянее, чем ты)
- Когда переходят на "ты" в заведении неформального общения не предусматривающего.
- Когда ворчат себе под нос или комментируют почти про себя то, что ты сказал.
- Когда администратор заведения ведёт себя как быдло, при обращении его внимания на какую-то проблему.
мужик, ты реально заморочен:)
Вы это писали прям тут или скопировали откуда-то?)
эээээ..... В половине из этих случаев я бы еще и половину суммы счета обратно с заведения получила, или вообще встала бы и ушла.
Почему вместо чаевых просто не просить норм зарплату?
Почему в статье так и не обсудили вопрос просто микроскопических ЗП официантам?
У меня друг работает официантом и требует, чтобы оставляли чай, мол "она же улыбнулась, у нее ЗП маленькая". Это зашквар. Сервис должен быть по дефолту качественным и ЗП соответственным, а не платить ЗП чаем, вместо работодателя.
Сам раньше работал за чаевые. Лет 5 назад перестал их оставлять вообще. Ну разве что офицант прям оч понравился - могу оставить. Считаю, что чаевые развращают молодых людей, из за этих сверхприбылией они засиживаются на таких работах до старости и не реализуют себя. Официант помни - если я тебе не оставил на чай - это не значит, что я скряга. Я просто забоюсь о тебе и хочу чтоб ты поскорее уволился и нашел себя в чем то более интересном в жизни.
А те кто потом меня обсуждают обзывая по разному, если я не оставил на чай - вы по жизни гавно, которое ни когда ни чего не добьется. По крайне мере так случилось со всеми с кем я работал.
Позиция ясна, спасибо. Ее минус в том, что она как бы ставит представителей одной профессии выше других и по сути унизительна для профессиональных барменов и официантов.
А про обиды — ну мы так и сказали, никто на отсутствие чаевых уже фактически не обижается. Такие времена
А если человек перепробовав несколько профессий, в итоге опять возвращается к профессии официанта?
В этом есть доля правды.Сам не пошел по специальности после окончания универа, поскольку в ресторане на тот момент уже зарабатывал раза в 4 больше средней зарплаты начинающего экономиста. Спасло потом только непреодолимое желание быть предпринимателем)
Но чаевые оставляю. Зачем плодить конкурентов? ;)
Бывает иногда плачу картой и прошу разменять, а мне говорят, что не могут разменять.... ничего не оставляю.
Иногда бывает счет 1000 руб, плачу картой и прошу разменять 1000руб и мне приносят две купюры по 500.... я ничего не оставляю
Часто замечаю, что официантом откровенно все равно на мои чаевые
Такая ситуация типична для заведений, в которых много персонала, и общий чай делится на всех. У нас все-таки смена — это 2 человека, и любой размен понятно зачем просят.
Хотя в вашем примере, есть еще вариант, что официант что-то недопонимает. Он(-а) все поймет, если сказать прямо: разменяйте, [пожалуйста,] мне нечего оставить на чай. Одна 500-рублевая банкнота превратится в 5 100-рублевых за 30 секунд
Гениальный диалог. Я вот согласен с тем, что говорит мистер Розовый.
Конечно, если к примеру, когда убирают номер и тебе оставляют всякие ништяк, дополнительные шампуни и т.д., то конечно логично поблагодарить. Но когда человек просто выполняет свою обычную работу, почему ты должен доплатить сверх прайса, на который обычно и так накрутка 300-500%?
Нетленка)
Дополню еще одним видео по теме:
рил ток 👍
За Классику лайк, конечно. Как-то мы упустили, что в Бешеных псах Полицеймако играл...
Простите, но при всем моем уважении, хуйня какая-то. Чаевые - это благодарность за отличный сервис. Все.
Захотел - оставил, не захотел - не оставил. Ожидать чаевых или советовать, какими купюрами или сколько давать чаевых - это верный способ сказать клиенту, чтобы он обходил твое заведение стороной. Имхо.
Вообще, предпочитаю кафе и рестораны в странах, где чаевых или попросту нет, или они идут как приятный бонус и их никто не ждет от клиента.
что за бред хоспаде :)
ездишь в другую страну лишь бы не платить чаевых? за границей вообще бывал или только во сне? ну и проблемы же в голове у людей епт.
всем посрать на лично твои чаевые в любой стране. ты винтик - тело пришло тело ушло. нет смысла о тебе думать дольше 10 секунд.
Я оху&ваю от ответов от имени этого барчика. Так мастерски отбить желание у потенциальных клиентов туда идти ещё нужно постараться. А вот эта наглость, самоуверенность и алчность быстрее их самих до банкротства доведёт, чем они заставят посетителей за свой счёт решать проблемы владельца (работодателя) в виде чаевых, вместо того чтобы платить им достойную (в пределах разумного) зарплату. Но нет же... владельцы ресторанного бизнеса предпочитают пускать свою гипер-прибыль на свои потребности, забывая про своих служащих и нудить в бложике о том, что клиент нынче не тот пошёл, но мы сейчас научим его, как чаевые оставлять и за пивас «крафтовый» в 6 раз дороже заплатить. Наивные...
И да, я оставляю чаевые, но только когда мне это удобно и я сам так решил и мне всё равно на прочие предрассудки и навязанные «традиции».
Крафт... Посетил в этом месяце заведение с исключительно крафтовым пивом - больше ни ногой. Есть хорошее немецкое, эстонское, литовское пиво. Остальное - рекламный трюк и вкусовые рюшечки для тех, кто не пил настоящее пиво. К сожалению!
Справедливо!
Комментарий удален модератором
принудительные чаевые в счете по мне так наоборот бредовая идея чья-то.
а если мне не понравилось, сфигали ли я должен за "сервис" платить? ну если вот реально тупили, забывали и т.п. как бывает.
Насчет Сингапура. Я не понимаю что такое «чаевые в счете», особенно выраженные в % сверху от счета. Это извращает само понятие чаевых. Чаевые на то и чаевые, чтобы их дать когда тебе понравилось. В противном случае это принудительная плата за сервис, по факту - повышение цен на х%, то есть обман потребителя в вопросе цен в меню.
В Риме только что был - зачастую в чеке +1-2 евро за каждого гостя «хлебный сбор» за сервис. Но такой фикс меня меньше возмущает, чем % от счета.
Маржа никак не связана с прибылью...
Вот кстати, обратная сторона монеты! У меня есть друг - он очень часто посещает бары. Во многих барах его знают и НАЛИВАЮТ БЕСПЛАТНО. Но не во всех барах знают об этой традиции! И мой друг оставляет приличные суммы там, где атмосфера душевная - без этих вот подсчетов чаевых и прочей мелочности человеческой. Вот это поворот, да? В Питере свой огород, не-Сибирский...
Так что мой вам совет, посетители баров: если требуют чаевые и не наливают бесплатно - это не бар, а кафе со спиртным.
Так и спиться можно - тут нальют, там нальют)
Спасибо за комментарий! А какой совет в итоге?
всегда думал, что наливают бесплатно алкашам без денег, которых жалко барменам)
ну или знакомым уже, так сказать друзьям
По-моему, владельцу бара, а не говноблогеру, писать статьи про то, как правильно оставлять чаевые — это зашквар.
Барменам - если наливает бодро и ведет себя норм, часто охуевшие персонажи забывают сдачу давать и не смотрят в твою сторону
Официантам - почти всегда оставляю
Автомойщикам - да (если без косяков), это реальный труд и работают за копье
Бензоправщикам - почти всегда, если есть мелочь под рукой
Уборщикам номера - только если несколько дней живу
Курьерам - да, сдачу не беру
Вообще не очень понятны истоки явления. Что дают чаевые клиенту? Что будет если не дать чаевых? Если ты не завсегдатай заведения - ты этого даже не узнаешь. Поскольку подавляющее большинство если и является постоянным посетителем, то разве что столовой на работе - проблема, мягко говоря, немассовая.
Ну и в баре обычно не до чаевых))
Что будет если завсегдатай и не оставляю? Будут специально медленно еду нести?
Как ни странно, ничего из видимого не изменится, если не оставлять на чай. Медленнее обслуживать не будут, хуже обслуживать не будут. От того, что не говоришь спасибо, тебе не перестают желать приятного аппетита. Это все исключительно вопрос традиций, которых на сегодня у нас нет. Вот
"Предложить оставить чай с карты"
Два раза прочитал, пока не понял о чем речь))
Комментарий удален модератором
В Японии чаевые вернут вам обратно, если оставите. Хотелось бы так же, чтоб за хорошую работу платили зп достойную. Но имеем что есть, 10% классика.
Официантом/барменам не оставляю, если вижу что им просто плевать на посетителя(меня), меня это очень раздражает(да, такой я вот самолюбивый))) ) и если не могут оказать сервис, то б\н нет, то еще чего. Таксистам сейчас просто оставить чаевые, приложение позволяет, не оставляю и выставляю 1цу, если водятел и нарушает пдд, ну или просто неадекват.
В цирюльнях не оставляю, да, непривычно. И не слыхал что кто-то делает так.
Комментарий недоступен
В Индии в аэропорту у туалета стоит мужик, который подбегает к тебе, когда можешь руки и вытирает их полотенцем. А потом смотрит укоризненно. Очень странно.
Комментарий недоступен
Комментарий удален модератором
Вобще-то делают, хоть и не все. Часто в заведениях прошу при оплате картой включить 10% в счет. Пока такое возможно примерно в трети заведений, которые посещаю. Думаю со временем их число будет расти.
По моей статистике уже больше половины делают. И это есть хорошо)
мм, не, это уже будет навязчивость
После этой статьи стал думать, что в баре, в котором каждую неделю стабильно оставляем 1000-2000 за раз (плачу картой) и приходится иногда долго ждать обслуживания (явно не в особом порядке приоритета), потому что максимум - это девушка кинет им 50 рублей. Я никогда не оставляю и даже не думаю.
Хотел вчера сходить туда и посмотреть бар, но после статьи не пошёл
А вот сейчас долетел домой и теперь без роуминга и судя по комментам от имени бара - хорошо что не пошёл, отп4з4или бы со словами "Давай чай сын собаки"
И насчет "не платить чаевые при чеке до 500 р" - возможно, это политика данного конкретного бара или уместно для баров и дорогих ресторанов. Не уверена, что такая практика есть в недорогих заведениях со средним заказом "чашка кофе и пирожное" или "салатик и чай", но официантским обслуживанием. На таких заказах официанту часто мозг выносят не меньше, чем на заказе с горячим, алкоголем и чеком на 2000-3000 р. Если в кафе не барное обслуживание (т.е. заказал-оплатил у стойки, тебе в лучшем случае 1 раз принесли весь заказ сразу), а именно официантское - оставляю чаевые.
Категорический лайк за такое отношение. Спасибо!
Вспомнил поездку в чудесный город Нальчик в 2015 году.
Практически везде чаевые в размере 10% уже были включены в счёт (стояли отдельной строкой в чеке).
Вернуться бы в 2013 и стать барменом :)
А на чаевые покупать биткоины..
А реально о каких суммах речь, сколько в неделю минимум, в среднем, максимум бармен получает чаевых? И для сравнения, какой фикс ЗП?
Бармен в среднем получает 160-190 рублей за час. Соответственно, если работает 12 часов, 1900-2300 рублей за смену. Чаевые очень зависят от заведения. У нас вот мы не знаем средние чаевые, потому что за них отвечают старшие смены, а не владельцы и управляющие
Всегда оставляю 10%, но не меньше 50р. Только один раз в жизни не оставлял на чай, т.к. официант, вместо обслуживания куда то пропал, видимо чай пил, помню как 25 минут ждал счет, опоздал на встречу. Вот за такое нужно как то наказывать. Я тогда для себя решил, если придется ждать дольше 10мин. - встаю и ухожу не оплатив. Вообще у меня с тех пор привычка просить счет за ранее.
так-то и менты могут догнать
В таких случаях иду и оплачиваю на баре. Разумеется, ни о каких чаевых речи нет. И не прихожу больше.
Оставляю максимум 10%. Иногда меньше, если считаю, что сумма чека и сумма действий со стороны официанта не соизмерима. Т.к. не от официанта зависит, что я заказал дорогое блюдо или спиртное.
Черта с два я оставлю чаевые. А в этой статье вообще нахал.
Ничего я никому не должен, если эта услуга платная информируйте заранее или включайте в ценник. продавцам я еще ничего не должен оставлять? Чем профессия официанта отличается от любой другой?
В большинстве баров Германии в туалетных комнатах сидят крупные, серьезные дамы из африканских стран, явно указывающие взглядом на пустой бокс для мелочи (и на последствия, если не бросишь монет). А в Индии в большинстве туалетов при кафе к вам сразу подбегают специально обученные индусы и протягивают салфетки - англикам нравится, на наш ментелитет как-то стремно такое вылизывание.
Эй, бар, норм идея - берите на вооружение. Не все американский опыт слизывать и жаловаться на жадных русских, вот и другие "традиции" есть.
Обычно оставляю 10% плюс-минус, какие купюры есть. Т.е. от 1300 р. могу оставить 150 или 100, если нет полтинников.
От счета меньше 500 р. оставляю 10% мелочью или 50 р - не знала, что мелочь может кого-то обидеть. Деньги есть деньги. Когда у нас будут сотки монетами - это не значит, что их станет зазорно оставлять на чай.
Если нет налички - могу пояснить, чтобы человек не думал, что он что-то не так сделал. Обычно до этого я ему уже не раз платила чаевые с большим округлением, так что 1 раз переживет.
Если долго несут счет и официант объективно носится по залу электровеником, а я тороплюсь - оплачу на баре и оставлю чай. Если официант просто считает ворон в зале и хоть ты с флагом прыгай, пытаясь до него домахаться, - подойду на бар и чаевые не оставлю. Но такого уже очень давно не было.
В целом чаевые воспринимаю как устоявшуюся традицию и часть бонусной системы официантов, а самих официантов - как специалистов, с которыми я взаимодействую, поэтому не заплатить им часть их зарплаты считаю возможным только за серьезные косяки. Почему часть их зарплаты им должен платить клиент - потому что оно изначально так задумано, чтобы у официанта была мотивация лучше работать. Как % у продажника, у которого оклад - лишь приятный бонус к его основной зарплате, процентам. И размер чаевых изначально заложен в зп официанта при найме на работу.
Тема статьи поднята хорошая, стиль статьи - местами слишком претенциозный (позиция "нам все должны" проскочила несколько раз - издержки того, что писали, как я понимаю, как раз те люди, которым платят или неправильно платят чаевые). По ответам в комментариях - бару стоит начать общаться с пиарщиком или специалистом по управлению онлайн-репутацией. Не просчитали ЦА площадки перед публикацией и не смогли грамотно выстроить стратегию ответов в комментариях, когда реакция оказалась не такой, как ожидали.