{"id":14284,"url":"\/distributions\/14284\/click?bit=1&hash=82a231c769d1e10ea56c30ae286f090fbb4a445600cfa9e05037db7a74b1dda9","title":"\u041f\u043e\u043b\u0443\u0447\u0438\u0442\u044c \u0444\u0438\u043d\u0430\u043d\u0441\u0438\u0440\u043e\u0432\u0430\u043d\u0438\u0435 \u043d\u0430 \u0442\u0430\u043d\u0446\u044b \u0441 \u0441\u043e\u0431\u0430\u043a\u0430\u043c\u0438","buttonText":"","imageUuid":""}

Как я потерял 2 700 000 на разработке сервиса автоворонок

Расскажу, как я слил 2 700 000 рублей и какие выводы из этого сделал. А заодно вы узнаете, что такое автоворонки, как работает современный маркетинг и почему я был уверен в беспроигрышности этого проекта. Статья с матом (без него никак), нежных пирожочков прошу пройти мимо. Наливайте кофе и располагайтесь поудобнее, пост вышел немаленький.

Вот вам грустный котик для правильного настроения:

Прекрасный далекий 2020, еще до пандемии и вот этого всего

В 2020 у меня был основной бизнес, на котором я фокусировался - биржа копирайтинга WorkHard.Online (она работает и сейчас, все в порядке, а еще я уже писал про этот проект на VC). В марте 2020, несмотря на тревожные новости про коронавирус мы поставили рекорд и сделали почти миллион рублей комиссии.

Тогда казалось, что и дальше мы будем делать иксы год от года. Я даже вел небольшую рассылку про стартапы на этом бодром эмоциональном фоне.Гроусхакинг, быстрые тесты, все дела.

Можно начинать присматривать яхту, если вы понимаете, о чем я.

Но в апреле 2020 всю страну выгнали на оплачиваемые выходные. Бизнес практически встал.

Мы сориентировались очень быстро: уменьшили зарплаты, оптимизировали все, что смогли и так далее. Ситуация была терпимой, но нужно было срочно искать новый источник заработка.

Тематическая фотка из тех времен:

База подписчиков для бизнеса

Я тогда ковырял маркетинг биржи копирайтинга и ставил эксперименты с различными механиками, связанными с автоворонками.

Кто не понимает, что это такое, постараюсь объяснить простыми словами. Буду все показывать на примере нашего клуба предпринимателей (это мой текущий фокусный проект).

Я уверен, что продажи сложных продуктов с первого касания - большая редкость. Не бывает, чтобы дали рекламу "Лучший клуб предпринимателей - вступай прямо сейчас!" и человек такой - "точно, именно клуба предпринимателей мне в жизни не хватает!".

Точнее, такие люди есть, но их очень немного.

Большинству нужно время подумать, проникнуться идеей.

Мы можем преследовать людей рекламой, раз за разом рассказывая о новых преимуществах клуба. Сегодня мы расскажем что у нас есть мастермайнды, завтра расскажем про отделения в разных городах, послезавтра о том, что у нас тут классно делиться опытом и нет хейта - и так далее.

Нюанс в том, что каждый раз мы будем платить за рекламу. А это - охереть как дорого.

Контакт через рекламу мимолётен, донести серьезную мысль сложно. Нужно много-много повторений. Десятки или сотни (вспомните, как часто по ТВ мелькала Кока-Кола или Макдональдс). Дорого, даже если работать сугубо по накопленной базе ретаргетинга.

Но! Мы могли бы собрать базу подписчиков в каком-то из каналов и делать им рассылки. Люди узнавали бы о нашем клубе с разных сторон и дозревали до вступления.

Именно в этом основная идея. Нужно собирать базу (по сути, неважно как - емайл, база телефонов для sms-рассылки, Телеграм-канал, Инста-аккаунт) и коммуницировать с этой базой, выстраивать отношения.

Сейчас практически всё продается именно так - от онлайн-школ до записи на ноготочки.

Но, если мы собираем подписчиков в ВК или Инсте - соцсеть будет управлять охватами наших записей. Скорее всего коммерческие записи не будут набирать охваты. Это плохо.

Тем не менее, люди прокачивают личный бренд, аккаунты в соцсетях, каналы в Телеграме и это вполне себе работает.

Второй неудобный момент - мы не сможем каждому новичку постепенно рассказать о преимуществах клуба и индивидуально подвести к покупке. Если будем постоянно писать про одни и те же преимущества для прогрева новичков - старички отпишутся.

А вот емайл-рассылка выглядит намного интереснее - мы можем заранее запрограммировать индивидуальную серию писем для новичка. Подписался - и мы постепенно расскажем обо всех преимуществах. Ну и иногда будем присылать что-то интересненькое. Даже если не надумает сразу - мы будем на связи и со временем сможем предложить какую-то акцию и еще что-то.

Звучит интересно! Но кто читает емайлы в 2020? Может быть можно писать людям напрямую в мессенджер?

Да! Правила ВК и Телеграма позволяют реализовать такую механику. В ВК это будет переписка с пабликом а в Телеграме - подписка на специального бота.

В Вотсаппе и Инсте рассылки в 2020 были запрещены (как сейчас - не знаю), с очень небольшими исключениями. В Вайбере разрешены, но им никто не пользуется.

Короче, суть работы с базой: собрать подписчиков, прислать классную входную серию и потом быть на связи и доконверчивать тех, кто не созрел сразу.

Автоворонки

И тут мы плавно подходим к автоворонкам.

Первый ингридиент - классная входная серия, которая со временем побудит человека сделать покупку. Покажет преимущества продукта с нужной стороны, снимет возражения и всякое такое.

Чувствуете, чего не хватает? Системы, которая позволяла бы растить базу подписчиков на эту серию постоянно, в фоновом режиме.

Как правило, маркетологи разрабатывают какую-то замануху, чтобы побудить людей подписаться. Например, на бирже копирайтинга мы заявляли: подпишись на нашу рассылку и мы бесплатно вышлем гайд о том, как снизить затраты на копирайтинг в 7 раз.

На маркетинговом языке такая замануха называется лид-магнитом. Как правило, в рекламе продвигают именно его, а не основной продукт.

Итого, автоворонка - это система из нескольких частей:

  • лид-магнит, который интересен людям и ради которого они готовы подписаться на рассылку;
  • собственно, сама рассылка - как правило, в мессенджере, ВК или ТГ;
  • классная входная серия сообщений;
  • реклама, которая непрерывно поставляет новых подписчиков.

Как это выглядит у нас в клубе

У нас есть специальный телеграм-бот, на которого каждый может подписаться.

В этом боте есть входная серия, за пару недель мы неспеша расскажем людям, что у нас за клуб и почему тут круто.

Эффективный лид-магнит мы все ещё ищем. Вначале мы тестировали предложение: подпишись на телегам-бота и получай одну лучшую статью из закрытого клуба предпринимателей раз в неделю.

Он классно работает на разных случайных посетителей нашего сайта, но целевая реклама с таким призывом оказалась очень дорогой.

Сейчас тестируем вот такую рекламу, в качестве лид-магнита не какие-то абстрактные статьи раз в неделю, а одна конкретная:

Публикуем подводку к статье, а текст полностью предлагаем получить в Телеграм-боте:

Или даже без особой подводки:

Кому интересно затестить, вот ссылка для теста:

Пытливые пирожочки уже догадались, что по стартовому слову vc_wb наш бот поймет, что нужно сделать и пришлет статью про проебос на маркетплейсах. Ну и заодно в статистике мы это увидим как отдельную метку.

Кстати, в сентябре я пробовал посев этой статьи на VC и это один из лучших экспериментов за полследнее время. Бесплатная статья набрала 12к просмотров и принесла нашему боту 150 подписчиков.

Сервисы для автоворонок

Чтобы управлять рассылками в мессенджер нужен специальный сервис. Нет, конечно, можно и руками - но охереешь.

Емайл-маркетинг (по сути, те же автоворонки, только в профиль) уже прошел весь путь развития и есть десятки сервисов. Самые успешные - привет, MailChimp - зарабатывают под миллиард долларов в год.

Мессенджеры - намного ближе к сердечку пользователя, чем емайл. Ведь почту никто не читает и письма теряются за тоннами рассылок. То ли дело родной Телеграм! Именно так я думал в конце 2019, когда разбирался с механикой автоворонок и делал первые попытки применить эту механику для продвижения биржи копирайтинга.

Сервисов для управления автоворонками было уже много. Я пробовал несколько, но испытывал лютую боль в процессе. Ужасные интерфейсы. Нелогичная схема работы. Да еще и дорого!

Запилим свой сервис! С реактом и куртизанками!

В начале 2020 пришла идея - а почему бы не сделать свой такой сервис?

Посмотрел конкурентов. Они бодро росли, самые бодрые русскоязычные зарабатывали уже по несколько миллионов рублей в месяц.

А самый бодрый англоязычный - ManyChat - перевалил за 200 разработчиков в штате, привлекал сотни миллионов долларов инвестиций и кратно рос год от года.

Примерно в то же время на всех маркетинговых конференциях стали рассказывать про мессенджер-маркетинг. И я поверил: это охеренная механика, она нужна каждому бизнесу. По сути, это новый виток развития емайл-рассылок. Ну разве может такое не сработать? Даже и тени мысли такой не было!

А в середине года пришел корона кризис и я понял - ПОРА!

Опыт разработки сервисов уже был, так что страшно не было.

Разработку сервиса WorkHard.Chat мы начали в июле 2020.

В тот момент я был в большом путешествии по России (коронакризис вызвал тревогу и мы решили что пандемия - лучшее время для путешествий). Вот так выглядело рабочее место в один из моментов:

А вот так выглядел прототип одного из элементов интерфейса:

Бета-версия

К сожалению, я сильно недооценил разработку. В сервисе автоворонок есть несколько мало связанных между собой компонентов, каждый из которых, по сути, тянет на отдельный сервис.

Раз. Сообщения должны уходить и приходить. При этом в них могут быть картинки, вложения, эмодзи и так далее. Это основная часть сервиса, но в то же время - самая простая.

Два. Ты должен видеть все переписки с твоей базой и иметь возможность переписываться с людьми прямо из интерфейса сервиса. Некоторые ребята через такие сервисы осуществляют техподдержку. Повторить интерфейс современного мессенджера - сама по себе задача непростая. Мы справились, вот так выглядел интерфейс к ноябрю 2020:

Три. Должен быть визуальный конструктор серий сообщений. В 2017 можно было бы стартовать без него, но в 2020 - он входил в минимальный джентльменский набор.

Вот как сейчас выглядит приветственная серия сообщений из нашего бота (напоминаю, вот ссылка для теста):

Четыре. Мини-лендинги. Из контекстной рекламы или таргетированной рекламы нельзя привлекать трафик напрямую в мессенджер. Нужен сайт-прокладка с приглашением подписаться в мессенджер.

Можно запрограммировать отдельный сайт для этого. Вот так выглядит наш тестовый клубный мини-лендинг:

Но отдельные сайты делать сложно, дорого и не все умеют. Нужна штука, которая позволит собрать очень простой лендинг прямо внутри сервиса автоворонок.

Пять. Должна быть хоть какая-то статистика. По сути - это одна из самых важных частей. Отдельно - нужна классная статистика по мини-лендингам, чтобы таргетологи могли нормально оценивать эффективность рекламы.

Шесть. Многие хотят кнопки - чтобы кликнул по одной кнопке и начал получать одну серию. Кликнул по другой - другую. И все это в визуальном конструкторе!

Здесь же функционально рядом возможности для автоматического или полуавтоматического разделения аудитории по группам.

Например, если вы подпишетесь на нашего бота по ссылке из этой статьи - система запишет вас в отдельную группу тех, кто интересуется Wildberries. Может, со временем мы будем посылать вам какие-то отдельные материалы, кто знает? Часто эту методику используют чтобы отделить клиентов от просто подписчиков или одних клиентов от других.

Семь. Если мы хотим работать в ВК - нужно сделать еще и приложение для ВК. Отдельная штука, про которую писать уже лень =)

Короче, мы затащили и в ноябре у нас появилась рабочая бета-версия!

Сейчас мне даже не верится, что мы сделали это всего за 4,5 месяца!

Почему я не делал MVP?

Я уже писал, что было много конкурентов и некоторые из них ровно на том же рынке уже зарабатывали миллионы рублей в месяц.

Я решил что не стоит делать тест и собирать предоплату за новый продукт. Ведь ребята же справились с продажами, значит и мы справимся!

Первый вывод из всей истории. Всегда пытайся продавать как можно раньше. Если продукт еще не готов - собирай предоплату! Если никто не несет предоплату - то может и начинать не стоит?

Другими словами, можно сформулировать этот вывод так: всегда тестируй самую рискованную гипотезу!

Кстати, в клубе мы именно так и делаем. Я подробно писал об этом в летописи клуба в его закрытой части.

Вторая проблема была в функционале. Все, что я описывал в предыдущем разделе - нужно для комфортной работы. Было практически невозможно вычленить основные и второстепенные функции.

Пришлось пилить сразу все и считать, что это у нас такой функциональный MVP.

Второй вывод: запили в начале что-то одно из говна и палок. Если это одно никому не нужно - то и целая система вряд ли будет нужна.

Первые попытки продаж

В ноябре 2020, сразу после готовности сырой беты, я впрягся в маркетинг нового сервиса.

И, знаете, ноль эффекта!

Тот момент, когда ты открыл регистрацию, но никто не регистрируется:

Чем я только не занимался за следующие два месяца. Было ощущение, что я пробиваю лбом кирпичную стену. Речь не шла даже о платных пользователях - просто регистраций не было.

Никто не начинал пользоваться нашим чудесным сервисом.

Тогда я даже написал пару статей на VC, думал что может хоть так удастся получить первых юзеров (раз и два).

Автоворонки под ключ

В январе 2021 я решил зайти с другой стороны - попробуем побыть в шкуре клиентов. Поделаем автоворонки для кого-нибудь, посмотрим как оно вообще.

Тогда я сделал классный кейс на VC - автоворонка для писателя фантаста.

Пользователи не пришли, но пришла новая идея. А давайте попробуем предложить автоворонки под ключ всем друзьям? Не сервис, в котором нужно разбираться, а итоговый продукт - сформированную автоворонку, рекламу и все остальное.

И оно сработало!

Люди начали нести деньги по сути под идею, обещание. На этих проектах мы научились и через несколько месяцев упаковали это в отдельный бизнес.

Так появилось наше агентство Sorokin Digital. А из агентства через год вырос наш клуб предпринимателей. Почитайте пост, он реально интересный. Я сделал его открытым для всех, а не только для участников клуба.

Пока я экспериментировал с агентством, сервис дорабатывался, писались инструкции и делались разные маркетинговые эксперименты. Но продажи так и не начались.

Третий вывод: не стесняйся сделать поворот, если что-то идет не так. Лучше попробовать заработать на чем-то новом, чем упереться лбом и пробивать стену.

К середине 2021 я несколько охладел к самой механике автоворонок.

Да, это охеренная тема. Просто гениальная. Но работает она не для всех бизнесов: иногда лучше сделать все по-старинке. Лендинг на Тильде и контекстная реклама, а не вот это вот все сложное.

Считаю, это охуительный конец истории!

Или еще не конец?

Видимо, прошедший с этого год нужен был мне, чтобы перезагрузиться, остудить голову.

Сейчас мы вновь экспериментируем с автоворонками в агентстве и для некоторых бизнесов они работают просто чудесно.

Наш клуб мы планируем продвигать исключительно через автоворонку.

Классический подход в рекламе клуба вообще не сработал - люди приходят на лендинг и быстро уходят, не осознав преимуществ. А сообщения в боте они нормально читают, проникаются и приходят регистрироваться.

Ну а те, кто еще не пришел - просто получают нашу еженедельную рассылку и тоже довольны. Придут попозже =)

И да, наш сервис работает просто офигенно. За год я все забыл и сейчас, можно сказать, тестирую все заново. Это просто космос! =)

Вот что я писал в один из чатов:

Что по деньгам?

Минус примерно 2 700 000 рублей.

  • Около 2,1м - разработка.
  • 300к - маркетинг за все время (включая разработку ленда).
  • 300к - всякое-разное. Серверы, написание инструкций, работа не-разработческой части команды, разные нужные сервисы и прочее.

Немного статистики

За полтора года работы сервиса:

  • зарегистрировано 606 пользователей;
  • которые подключили 821 Телеграм-бот (или ВК-группу);
  • для которых создали 840 автоворонок;
  • на которые подписалось около 67 тысяч подписчиков;
  • которым отправлено около 25 миллионов сообщений.

Даже и не верится, что это сделали мы =)

Самый важный вывод

Идея сервиса автоворонок в 2020 была нормальной? Да, конечно. Идея была более чем классной. Замена емайл-рассылок - даже звучит прикольно и масштабно.

Значит, дело не в идее.

Был ли готов рынок? Да, конечно. Конкуренты делали миллионы рублей в месяц и кратно росли год от года.

То есть, дело не в рынке.

Умели ли мы делать разработку сервисов? Да, умели. Рабочая бета-версия за 4,5 месяца - это охуеть. Респект нашему техлиду от всей души!

Похоже, дело не в навыках разработки.

Умели ли мы делать маркетинг? Ну вроде да, первую контекстную рекламу я запускал еще в 2009, у меня даже была своя студия. До этого за счет личного бренда я продавал курсы на десятки миллионов рублей. Делал мероприятия. Короче, маркетинговые знания были далеко не нулевыми.

Выходит, дело и не в навыках продвижения.

Иногда просто не везет. Вроде всего хватает, но новое дело почему-то не заводится.

Самый важный вывод из всех моих попыток вот какой:

УСПЕХ = СЛУЧАЙНОСТЬ x КОЛИЧЕСТВО ПОПЫТОК

Даже если вы увидите во всем моем лонгриде одну эту мысль - я писал не зря!

Многие спрашивают - а почему не довели до ума продажи сервиса? Ведь у остальных-то получается! Нужно просто найти методику.

Мой ответ простой. Мы уже чего только не пробовали и у нас ровно ноль динамики. Я могу посвятить свое время поиску рабочей методики и даже, наверное, со временем что-то на этом заработать.

А могу поискать тему, которая сама собой будет взлетать ракетой. И применить все свои знания, навыки и умения там. Представляете, если оно само взлетает ракетой - какой масштаб будет, если я подключу всю свою энергию?

Что я теряю? Даже если я не найду ракету перебором - в процессе я строю новые бизнесы, некоторые из которых вполне неплохо зарабатывать. Не баснословно много, а просто неплохо.

Семейный холдинг из нескольких неплохо зарабывающих небольших бизнесов - тоже отличный результат. Мне подходит!

На этом все, спасибо за внимание!

Жду ваших вопросов в комментариях, котики и котэссы!

Это статья из нашего закрытого клуба предпринимателей, в котором мы делимся опытом вдали от большого интернета. Если понравилась статья, подпишитесь на специального Телеграм- бота - он будет присылать один лучший материал из закрытой части клуба раз в неделю.

Вот ссылка на бота, подписывайтесь прямо сейчас =)

0
114 комментариев
Написать комментарий...
Настя Конищева

Всегда пытайся продавать как можно раньше. Если продукт еще не готов - собирай предоплату! Если никто не несет предоплату - то может и начинать не стоит? - плюсую)))

Ответить
Развернуть ветку
Максим Федоров

не понятно, за готовые продукты не сразу готовы платить, а тут за неготовый... это получается нужно только ноухау делать ?:)

но мы знаем, что много проектов обгоняет имеющиеся не прям ноухау, что даже на уровне презентации взорвали

Ответить
Развернуть ветку
Dima Katin

сейчас все берут предоплату прежде чем начать делать конечный продукт

Ответить
Развернуть ветку
Dmitry Nosov

Это что за инвесторы дают предоплату на разработку? :)

Ответить
Развернуть ветку
Alexey Sorokin
Автор

пользователи продукта должны давать, а не инвесторы =)

Ответить
Развернуть ветку
111 комментариев
Раскрывать всегда