Четыре подростковых мифа о бизнесе
Как я стал вести семинары, на которых рушу детские мечты.
Курс «Деловая среда» для обучения подростков основам бизнеса появился довольно спонтанно: я давно хотел сделать что-то подобное для своего сына и детей знакомых. Последней каплей стал подслушанный в метро разговор двух молодых людей.
Один из них вдохновенно рассказывал о «золотой жиле» в виде организации мойки с самообслуживанием на стоянке гипермаркета. По его словам, нужно всего лишь купить за 600 тысяч рублей подержанное оборудование, а дальше деньги начинают течь ручьём сами по себе. В тот же вечер я наметил даты занятий и сел писать программу.
Проекты «Банды умников» занимают почти всё моё время, поэтому курс должен был получиться коротким, понятным и очень конкретным. Я сфокусировал его на самых раздражающих меня мифах и заблуждениях о предпринимательстве.
Наслушался я их, проведя больше тысячи собеседований с молодыми специалистами, больше половины из которых выпустились из вузов по специальностям, связанным с маркетингом, менеджментом и экономикой.
Всего получилось четыре занятия по четыре академических часа, проводить мы их стали по средам вечером прямо в переговорной нашего офиса. Отсюда и название — «Деловая среда».
1. «У меня есть потрясающая идея бизнеса — я уже практически богат!»
Людям очень нравятся идеи, появившиеся у них в голове, даже когда они совсем странные или банальные. Иногда настолько, что включается «туннельное зрение»: человек теряет связь с реальностью и здравым смыслом, полностью игнорирует критику.
Поэтому первое занятие я сфокусировал вокруг печальной, но правдивой статистики, что не менее девяти из десяти новых бизнесов закрываются в первые полгода. А самая частая причина — они оказываются просто-напросто никому не нужны, то есть ошибка была сделана на этапе генерации и оценки идеи.
Сразу к практике: рассматриваем десять краудфандинговых стартапов, и ребята пытаются угадать, какие из них в реальности оказались востребованы, а какие — нет.
Был ли успешен проект портативных ветрогенераторов для пикников? Кистевого эспандера с зарядным устройством для телефона? Запуска частного спутника? Игровой приставки для собак? Мы анализировали презентации продуктов и пытались угадать, что нашло отклик в сердцах потребителей.
Самая частая ошибка в поиске бизнес-идеи — человек измеряет её успешность через себя: свою жизненную ситуацию, свои установки, свой опыт. Если вы едите «Доширак», то автомат по продаже заваренной кипятком лапши будет казаться вам намного более удачной бизнес-идеей, чем человеку, который такую лапшу вообще за еду не считает.
На первых порах взглянуть на идею со стороны отлично помогает анализ через модели и опросники, которые заставляют посмотреть на ситуацию шире. Какую проблему решает продукт? Как люди сейчас её решают? Какие ещё варианты есть? Как много людей с такой проблемой? Главное, такие вопросы заставляют сомневаться, выдвигать гипотезы, анализировать, искать информацию.
Ещё специально для «Деловой Среды» была разработана настольная игра про генерацию бизнес-идей. Чаще всего новые идеи появляются на стыке разных технологий, потребительских аудиторий и ситуаций. В нашей игре участникам нужно было креативить идеи из довольно безумных сочетаний всего со всем. Очень важно, что в процессе приходится думать, прежде всего, о нужности и полезности предложенного продукта для потребителей.
2. «О боже, это можно покупать за 100, а продавать за 500. Рентабельность 400%»
Когда люди, далёкие от бизнеса, осознают, что цена зёрен, молока и сиропа для их латте составляет 18 рублей, а заплатили они за него 200 рублей, они обычно изрекают что-то вроде: «Вот буржуи, обманывают людей: потратили 18 рублей, а 182 рубля — в карман!»
Возможно, поэтому открытие собственной кофейни или бара — такая привлекательная для молодых людей идея. Впрочем, через несколько месяцев становится понятно, что доходы и расходы ведут себя абсолютно не так, как ожидалось.
Неправильная оценка финансовой модели бизнеса — огромная проблема. Да и не только бизнеса, но и обычных бытовых расходов. В России какое-то фантастическое количество людей, которые кредитуются на покупку машины и iPhone, а потом ещё и занимают деньги на продукты в «Деньги до зарплаты» под 2% в день.
В ходе занятия мы учимся разбирать бизнесы через модель постоянных и переменных затрат, сразу с формулами и в таблице.
Первое открытие: затрат оказывается намного больше, чем кажется сначала. В чашке кофе оказывается и зарплата баристы, и аренда, и стоимость оборудования, и реклама и ещё десятки статей расходов, о существовании которых можно и не узнать заранее.
Второе открытие: наша «суперприбыльная» кофейня, если мы неправильно спрогнозируем продажи кофе, будет тратить наши деньги с фантастической скоростью: чтобы быть в точке безубыточности, нужно уже серьёзно постараться.
Третье открытие: наша прибыль ведёт себя совсем не так стабильно, как наши расходы. Даже популярная кофейня большую часть дня… пустует.
В общем, миф «начну бизнес — попрёт прибыль» под тяжестью цифр и примеров успешно улетучивается, и оценки становятся намного более реалистичными. А для ещё большей связи с опытом мы разработали уникальную деловую игру, в которой каждый может прочувствовать на своей шкуре, каково это — бороться за рентабельность.
3. «Где найти клиентов? Ну… придут, кому надо. Может, рекламу в почтовые ящики разложу»
Третье заблуждение заключается в том, что клиенты таинственным образом «самозарождаются» при появлении бизнеса. Приходят откуда-то. Ну, там, Instagram можно завести или объявления расклеить.
Немного цифр: средний интернет-магазин может около 20% от своего оборота тратить на привлечение клиентов (а иногда и все 40%). То есть, чтобы получить заказ на 3000 рублей нужно 600 рублей потратить на тот или иной вид рекламы. И это ещё без других единовременных и постоянных затрат: создание и поддержка сайта стоит денег, да и сотрудники тоже не бесплатно работают.
Маркетинг — одна из самых сложных и дорогих частей большинства бизнесов, это одно из ключевых препятствий при выходе на рынок и поле самой острой конкурентной борьбы. Если наш товар или услугу не покупают, если у нас нет клиентов — всё остальное бессмысленно.
Новички часто понимают маркетинг очень узко — как выбор канала для рекламы. Это лишает их маневра при принятии решения: слишком мало параметров, которые можно менять в поисках проблемы и эффективной комбинации.
На занятии мы берём за основу классические 4P маркетинг-микса: product, price, place, promotion. Важно, чтобы ребята научились объёмно видеть от каких вещей может зависеть эффективность, что можно менять и как оценивать результат. Если в нашей пирожковой не покупают пирожки, а мы будем лишь беспомощно перебирать разные цвета вывески — вряд ли мы достигнем успеха.
А ещё мы используем специально разработанную для курса маркетинговую игру, которая помогает наглядно показать этот процесс генерации гипотез и их проверки.
4. «А теперь просто нанимаем хороших сотрудников, и они хорошо работают»
Тема найма на работу для подростков-школьников настолько же актуальна, насколько они мало о ней знают. Никто из них не пробовал найти работу, никто из них не анализировал спрос и предложение на рынке труда. Для них шоком оказывается тот факт, что на интересную вакансию может претендовать несколько сотен соискателей.
Для них абсолютная неожиданность, что их зарплатные ожидания больше похожи на фантазии, и рынок труда устроен совсем по-другому.
Тему найма мы разбираем и со стороны работодателя-предпринимателя, и со стороны сотрудника. И там, и там сплошное разрушение мифов.
Когда мы хотим нанять сотрудника, нам нужно среди всех кандидатов выбрать того, кто будет хорошо работать. Причём абсолютно все кандидаты уверенно заявляют, что работать будут всенепременно хорошо.
А ведь если мы в нашу кофейню наймём плохого баристу, то до точки безубыточности мы можем никогда не добраться. И, напротив, дельный сотрудник может в считанные недели создать нам постоянную клиентуру. Выяснить на основании беседы, кто из соискателей именно этот человек, — совсем не такая простая задача, как кажется на первый взгляд.
Если мы в другой ситуации — наоборот, хотим пройти собеседование на желанную должность, хорошо бы понимать, по каким критериям нас оценивают и зачем задают всякие странные вопросы. На занятии каждый может побыть в обеих ролях в ходе деловой игры, где мы разбираем самые популярные методы оценки на собеседованиях.
Я очень старался сделать простой «детский» курс про самоочевидные вещи. Однако, к моему удивлению, на него поступило и несколько запросов от вполне себе взрослых людей, да и сотрудники «Банды умников» с интересом участвуют. Может, когда-нибудь дойдёт дело и до взрослых.
А пока мы планируем повторить ещё один поток для подростков в январе. Так что если вы из Санкт-Петербурга, и вашему ребёнку 13-16 лет, пишите в личные сообщения, места пока есть.
В школах бы это преподавать)
зачем? узкий профиль направленный на зарождение качеств предпринимателя - для чего он всей школе?
Комментарий недоступен
Сдобрив дополнительно курсом финансовой грамотности.
я бы многое отдала, чтобы мне на выходе из школы, да даже из университета удалось пройти аналогичный курс (ну, по крайней мере то, как он тут описан, звучит очень подходяще)
Хорошее дело делаете.
Успехов!
Хотел написать негативный коммент, но кто-то же должен объяснять людям очевидные вещи и рушить влажные фантазии
А проводить работу с подростками - отличная тема, чтобы меньше фантазеров вырастало
Возможно это зарождение первой РЕАЛЬНО обучающей полезным вещам бизнес-школы, не бм всякие
через ~2 месяца после прохождения курса БМ заработал 200тр (ранее потолок 40, обычно 20-30) и как маленький бонус - нашел чем в жизни заниматься и как деньги зарабатывать
жду дизы
Комментарий недоступен
Ну, у нас среда была свободна )
Если вырастет во что-то бОльшее - переназовём. Или сместим на другой день - будут "Деловые четверги" ;)
Вера, красные циферки рядом с вашими комментами — это своего рода сигналы, после которых люди обычно начинают думать, прежде чем что-то написать. Вижу, вас это совсем не беспокоит)
Зависимость от рейтингов, обожествление абстрактных цифр, это серьезное расстройство личности.
Что за бред. Еще один самый умный учитель который ничего не добился, но всех учит. Раньше правдой считалось , что земля плоская и держится на трех китах. Пока не появились активисты с «туннельным зрением» плевавшие на критику вот таких специалистов, которые сделали корабль и отправились в кругосветку.
Учись гуглить, Алёша https://journal.tinkoff.ru/nastolka/
Не всегда хороший учитель должен сначала добиться успеха, а потом учить. Чтобы начать учить детей астрономии необязательно сначала стать Стивеном Хокингом. И у спортсменов так же. Этери Тутберидзе не добилась особых успехов как спортсменка, зато олимпийских чемпионов выпекает, как пирожки.
Я б сам с удовольствием поучаствовал!
не знаю насчёт предпринимательства. но то, что финансовая грамотность должна стать обязательной дисциплиной в школах, у меня не вызывает сомнения.
Можно сколько угодно говорить о том, что систему образования надо менять, что-то добавлять, а что-то убирать, но в любом случае то, что этим начало заниматься - уже прогресс, и это главное. Жаль, что эту ситуацию портят те, кто от большого ума и "большого жизненного опыта" начинают кукарекать про "бизнес школы учат обманывать" и "большие деньги несут большие беды"; Конструктивная критика должна быть всегда, но за последние годы бизнес образование выросло в разы, и это круто :)
Такие курсы полезны для любого старшеклассника потому, что предпринимательство рассматривает исследование того, что нужно людям - предметы быта (товары), навыки других людей (услуги). + Как это все устроено изнутри - как это все организовывается. Даже если ты собираешься работать по найму, лучше когда чётко прнимаешь, что и как устроено в бизнесе работадателя. А если ты актёр или певец, может ты сам, например, организуешь школу актерского мастерства или же откажешся от этой идеи, понимая сколько внимания нужно уделять разным вопросам.
А школьная программа во многом оторвана от реальности. И детям не интересно читать, как пример, Войну и Мир, т.к. на улице 21-й век и они и взрослых не хотят слушать, учителя для них не авторитеты, потому что их представьте - человек родился и начал узнавать мир и разбираться как все устроено. И тут раз тебе биология - например, интересно если ты не в семье алкашей родился, т.к. это то, что дитё хотя бы видит вживую. Математика - 50 на 50, если тебе хорошо объяснили для чего она нужна в жизни и как то заинтересовали. Литература - читает и вроде да, там на примерах ценности воспитывать должна, но вокруг все в жизни разговаривают по другому, по тв сериалы в основном в криминалом, ментами, бизнесом, или какие-то как постановочные и не живые - поэтому тв дети и не смотрят, а все смотрят из интернета. А в интернете что - всякие глупые видеоролики - приколы, которые пользуясь человеческой неосознанностью используют блоггеры для заработка, и людям это интересно, это в топе. Они смотрят на успешных в обществе людей в их понимании - на медийных личностей, как они живут, потому что для них это герои их времени, а не войны и мир. А если подростку просто показать как устроен шоу-бизнес, и что также эти блоггеры теми же методами привлекают внимание и что они тратяться на рекламу, стилистов, то они это конечно попробуют, но если это в школе будут преподавать и все буду понимать как это работает, то со временем и дети станут осознанней выбирать себе контент не с приколами и выходками медийных персонажей, а с какой то действительно интересной информацией, о людях которые действительно что то превнести человечеству, и до войны и мир дойдут тогда. Это со временем и так произойдёт и без изменения школьной программы и общих методик преподавания когда дети повзрослеют и придет время понимания этого, но хорошо бы было если бы в Министерстве образования были менее консервативные люди и больше каких то детских психологов или социологов, которым не лень все исследовать как и что влияет на современного ребёнка.
Вот поэтому я и за то, чтобы дети изучали как устроено предпринимательство - ведь на этом построено наше общество.
Всем уважения к друг другу и чужому мнению. Статье репост, автора в друзья) Это статья безусловно реклама, но когда вы работаете на заводе, вы же не набрасываетесь на своих коллег из отдела продаж или рекламы, вы же знаете что вы сделали хорошую деталь и она кому то нужна и как раз если бы люди больше сталкивались со школьной скамьи как работет предпрениматель, они бы не так агрессивно относились к подобной рекламе.
Крайне полезное предприятие. Может когда-нибудь народ перестанет витать в облаках и фантазиях, и я смогу удалить из браузера плагин, заменяющий слово "стартап" на смайлик говна.
Автор, а почему только среди школьников? Есть планы охватить студентов?
Очередная франшиза наклевывается
да пускай больше форматов будет, только лучше будет
(хотя мне больше робо-клубы нравятся)
Я бы отправил своих детей и денег заплатил. Но я живу в Екате. Подумайте над расширением курсов.
Да, некоторым просто необходима подобная отрезвляющая информация. Тем, кто думает, что собственное официальное дело тождественно баснословным деньгам и успеху.
Благое дело делаете.
Удачи Вам.
Вообще это правильно - со школьной скамьи объяснять, что такое ебитда и куда она растет.
автор, вы молодец!
Ничего, подрастут, их разум завербует Бизнес-молодость и все ваши труды насмарку. Так что надо добавить пункт "Не ходите на расписанные бизнес-тренинг и курсы, критические воспринимайте любую информацию и всегда включайте голову".
Отличная статья. Спасибо!
Я думаю буду не первый и не последний, кто сам бы поучавствовал в таких занятиях с удовольствием))
Если через 10 лет еще будешь преподавать, отправлю на твой курс своего ребенка =)
Сергей, спасибо вам большое за материал и за это ваше начинание. Без всяких преувеличений - замечательное и полезное дело делаете. Верно ниже подметили, может быть хоть это поможет снизить количество мамкиных стартаперов.
PS: А что касается необходимости преподавания такого в школах, то...скорее да, чем нет. Можно и не "основы бизнеса", а скорее, как отметили ниже, что-то по маркетингу, чтобы не воспитывать овоща, ищущего "желтые ценники".
Комментарии же вида "все школьные предметы - это необходимое общее развитие" - это классика, куда же без них. Это вечное говномет...пардон, поиск истины без точного ответа. Но одно остается без изменений - сторонники принципа "всем детям надо давать всего и побольше". А насчет того, чтобы выявлять предрасположенность к чему-либо, как всегда, молчок. Вместо этого - "это же для тебя, дурень, для твоего же блага, как ты не понимаешь!!! А ну пшел тригонометрию грызть!". Вот оно, туннельное зрение/мышление во всей красе. Если мне пригодилось, то и тебе тоже.
Зачем специально выделять заваривателя кофе, как баристу, если это просто обычный продавец в забегаловке?
если купишь кофемашину с одной кнопкой - будет продавец. если с краниками и свистоперделками - то лучше уж баристу поискать к ней)
Если уже такой разговор, то бариста не склоняется
"Зачем выделять нарезывателя салатов и варщика супов, как повара?". Везде есть свои нюансы, от которых зависит качество работы. Я в своей молодости грузчиком работал и даже там были нюансы, как сделать хорошо и качественно, либо как попало.
В школе обязательно надо преподавать основы предпринимательства! Чем больше предпринимателей, тем лучше! Это свободные люди. Вам так нравится видеть одних рабов вокруг?
Охохо, стал ли я чувствовать себя свободным после появления своего дела? Едва ли! :(
Но это однозначно затягивает! ;)
В точку. 100 плюсов вам
А если мне в душе 16 лет, можно записаться?)
Много запросов на взрослый формат, скорее всего, мы его сделаем! Вот здесь можно подписаться на новости проекта https://bandaumnikov.ru/product/delovaya-sreda/#subscribe-news
Эдакий Киосаки нашего времени, хорошая тема.
Зачем хорошего человека так обзывать?
Умудриться*
Мы как раз сейчас пробуем похожий формат занятий в школах как урок, запустили с партнерами школьный акселератор проектов, преподаем проектный менеджмент, опираясь на личный рабочий опыт
Поделитесь и своим опытом)
Да, отличный курс, и да подбор персонала это головная боль(
Отличная идея и список из 4-х пунктов смело можно увеличивать до 50))
Очень классная идея, открывайте такие курсы в Москве и для взрослых))) я сама пойду!
такое мышление, как у школьников в статье - мышление успешного в собственных фантазиях бизнесмена)
автомоек много, а значит все прибыльные. что сложного? снял помещение, купил оборудование, нанял персонал. все, деньги текут рекой, ведь все моют авто.
Армянский стиль ведения бизнеса
Сосед открыл аптеку, деньги получает, открою тоже рядом
Так и получается улица аптек, где все заработают по 2%, но зато все при деле
Да, такому надо в школе обучать. Конечно, изучать на уроке экономики паритет покупательской способности и из чего складывается ВВП тоже надо, но все-таки лучше начать с азов
будто эти школьные знания применИмы в жизни...
Есть более сильные синдикаты по промыву мозгов в обратную сторону для строительства фантазий и воздушных замков типа БМ и Лайк, такие НЛП применяют по полной и мозг отключают в раз и + еще личная жажда наживы и мечты
Это и для взрослых наверняка будет интересно. Попробовать стоит)
БМ сектанты и прочие аязы смотрят на вас как на.... ну вы поняли =D
Вы классные, и мне очень нравится тот проект, который реализуете, и эта задумка для подростков - замечательная! Меня немного смущает здесь пункт 2 - есть ощущение, что очень многие бизнес-модели построены на этом, ну и многие бизнесмены стартуют именно с "куплю за 100 - продам за 500". Мне кажется, что если у человека есть харизма, то он продаёт собой (и себя, в каком-то смысле). Ну и всяческие брендовые штуки сюда же: тот же Старбакс-кофе, который стоит дороже остального, не потому такой дорогой, что какой-то особенный персонал, зёрна или машины, а потому что "купил за 100 - продал за 500", и могут себе это позволить.
Мамочки, какой рейтинг у статьи! :0
Спасибо за такой интерес!
Получаю в личку много вопросов про то, будет ли онлайн-версия, семинары в Москве, представители в регионах, версия для взрослых.
Это всё очень классные и интересные идеи, но пока мы не знаем, что и когда из этого будем делать, поэтому сделали форму подписки на новости этого проекта, вот здесь: https://bandaumnikov.ru/product/delovaya-sreda/#subscribe-news
Добавлю в список вопросов: будет ли книга на эту тему?
Сразу бы на предзаказ записался.
Неплохой бизнес, продавать мамкиным предпринимателям маня мирок коммерческого успеха...
Потешные войска)))
http://наследие2019.рф
Я участвую в этом проекте в роли наставника
Божественно 🤦♂️🤦♂️🤦♂️
Комментарий недоступен
Кружок в детском саду "Маленький предприниматель"
Боже ж мой... да у нас любого спроси и услышишь одну и ту же фразу "ща я тебе расскажу, почему это не будет работать"
Может из-за того, что идея все же слабовата?
Мне бы в школе, когда учился, такой курс) лет 10 мытарств сэкономил бы.
Проблема в том, что вести бизнес нельзя научить, можно лишь быть наставником, ментором
А вот решать алгебру научить можно
Надеюсь, что в этих курсах раскрывается тема серфиса и профессионализма, чувства ответственности за результат работы. Потому что сейчас ситуация с сервисом и пониманием качества собственной работы стоит остро, эти моменты надо смолоду прививать, потому что куда ни плюнь, все стараются сделать тяп ляп и получить деньги, а улыбающийся приветливый и знающий свое дело специалист это то к чему надо стремиться, налеюсь что с помощью таких курсов у нового поколения будет правильное видение своей работы и работы своих сотрудников.
Красавы! Правильное дело делаете!
Бизнес полон мифами, причем, в перечисленные здесь верят как школьники, так взрослые. Чуть что-то придумали, уже мечты накручиваются подобно снежному кому, и мысленно человек быстро становится мультимиллионером. А если начинают реально подсчитывать затраты и процент прогорания идеи, впадают в депрессию.
Вы типа БМ только дешевле или бесплатно? Что серьезно у людей такие мифы в головах? Как будто сказку от "бодо шефера" прочитала :))
Я так понял это реклама своей школы? 30% от силы полезной информации.