{"id":14276,"url":"\/distributions\/14276\/click?bit=1&hash=721b78297d313f451e61a17537482715c74771bae8c8ce438ed30c5ac3bb4196","title":"\u0418\u043d\u0432\u0435\u0441\u0442\u0438\u0440\u043e\u0432\u0430\u0442\u044c \u0432 \u043b\u044e\u0431\u043e\u0439 \u0442\u043e\u0432\u0430\u0440 \u0438\u043b\u0438 \u0443\u0441\u043b\u0443\u0433\u0443 \u0431\u0435\u0437 \u0431\u0438\u0440\u0436\u0438","buttonText":"","imageUuid":""}

Четыре подростковых мифа о бизнесе

Как я стал вести семинары, на которых рушу детские мечты.

Курс «Деловая среда» для обучения подростков основам бизнеса появился довольно спонтанно: я давно хотел сделать что-то подобное для своего сына и детей знакомых. Последней каплей стал подслушанный в метро разговор двух молодых людей.

Один из них вдохновенно рассказывал о «золотой жиле» в виде организации мойки с самообслуживанием на стоянке гипермаркета. По его словам, нужно всего лишь купить за 600 тысяч рублей подержанное оборудование, а дальше деньги начинают течь ручьём сами по себе. В тот же вечер я наметил даты занятий и сел писать программу.

Проекты «Банды умников» занимают почти всё моё время, поэтому курс должен был получиться коротким, понятным и очень конкретным. Я сфокусировал его на самых раздражающих меня мифах и заблуждениях о предпринимательстве.

Наслушался я их, проведя больше тысячи собеседований с молодыми специалистами, больше половины из которых выпустились из вузов по специальностям, связанным с маркетингом, менеджментом и экономикой.

Всего получилось четыре занятия по четыре академических часа, проводить мы их стали по средам вечером прямо в переговорной нашего офиса. Отсюда и название — «Деловая среда».

1. «У меня есть потрясающая идея бизнеса — я уже практически богат!»

Людям очень нравятся идеи, появившиеся у них в голове, даже когда они совсем странные или банальные. Иногда настолько, что включается «туннельное зрение»: человек теряет связь с реальностью и здравым смыслом, полностью игнорирует критику.

Поэтому первое занятие я сфокусировал вокруг печальной, но правдивой статистики, что не менее девяти из десяти новых бизнесов закрываются в первые полгода. А самая частая причина — они оказываются просто-напросто никому не нужны, то есть ошибка была сделана на этапе генерации и оценки идеи.

Сразу к практике: рассматриваем десять краудфандинговых стартапов, и ребята пытаются угадать, какие из них в реальности оказались востребованы, а какие — нет.

Был ли успешен проект портативных ветрогенераторов для пикников? Кистевого эспандера с зарядным устройством для телефона? Запуска частного спутника? Игровой приставки для собак? Мы анализировали презентации продуктов и пытались угадать, что нашло отклик в сердцах потребителей.

Самая частая ошибка в поиске бизнес-идеи — человек измеряет её успешность через себя: свою жизненную ситуацию, свои установки, свой опыт. Если вы едите «Доширак», то автомат по продаже заваренной кипятком лапши будет казаться вам намного более удачной бизнес-идеей, чем человеку, который такую лапшу вообще за еду не считает.

На первых порах взглянуть на идею со стороны отлично помогает анализ через модели и опросники, которые заставляют посмотреть на ситуацию шире. Какую проблему решает продукт? Как люди сейчас её решают? Какие ещё варианты есть? Как много людей с такой проблемой? Главное, такие вопросы заставляют сомневаться, выдвигать гипотезы, анализировать, искать информацию.

Ещё специально для «Деловой Среды» была разработана настольная игра про генерацию бизнес-идей. Чаще всего новые идеи появляются на стыке разных технологий, потребительских аудиторий и ситуаций. В нашей игре участникам нужно было креативить идеи из довольно безумных сочетаний всего со всем. Очень важно, что в процессе приходится думать, прежде всего, о нужности и полезности предложенного продукта для потребителей.

2. «О боже, это можно покупать за 100, а продавать за 500. Рентабельность 400%»

Когда люди, далёкие от бизнеса, осознают, что цена зёрен, молока и сиропа для их латте составляет 18 рублей, а заплатили они за него 200 рублей, они обычно изрекают что-то вроде: «Вот буржуи, обманывают людей: потратили 18 рублей, а 182 рубля — в карман!»

Возможно, поэтому открытие собственной кофейни или бара — такая привлекательная для молодых людей идея. Впрочем, через несколько месяцев становится понятно, что доходы и расходы ведут себя абсолютно не так, как ожидалось.

Неправильная оценка финансовой модели бизнеса — огромная проблема. Да и не только бизнеса, но и обычных бытовых расходов. В России какое-то фантастическое количество людей, которые кредитуются на покупку машины и iPhone, а потом ещё и занимают деньги на продукты в «Деньги до зарплаты» под 2% в день.

В ходе занятия мы учимся разбирать бизнесы через модель постоянных и переменных затрат, сразу с формулами и в таблице.

Первое открытие: затрат оказывается намного больше, чем кажется сначала. В чашке кофе оказывается и зарплата баристы, и аренда, и стоимость оборудования, и реклама и ещё десятки статей расходов, о существовании которых можно и не узнать заранее.

Второе открытие: наша «суперприбыльная» кофейня, если мы неправильно спрогнозируем продажи кофе, будет тратить наши деньги с фантастической скоростью: чтобы быть в точке безубыточности, нужно уже серьёзно постараться.

Третье открытие: наша прибыль ведёт себя совсем не так стабильно, как наши расходы. Даже популярная кофейня большую часть дня… пустует.

В общем, миф «начну бизнес — попрёт прибыль» под тяжестью цифр и примеров успешно улетучивается, и оценки становятся намного более реалистичными. А для ещё большей связи с опытом мы разработали уникальную деловую игру, в которой каждый может прочувствовать на своей шкуре, каково это — бороться за рентабельность.

3. «Где найти клиентов? Ну… придут, кому надо. Может, рекламу в почтовые ящики разложу»

Третье заблуждение заключается в том, что клиенты таинственным образом «самозарождаются» при появлении бизнеса. Приходят откуда-то. Ну, там, Instagram можно завести или объявления расклеить.

Немного цифр: средний интернет-магазин может около 20% от своего оборота тратить на привлечение клиентов (а иногда и все 40%). То есть, чтобы получить заказ на 3000 рублей нужно 600 рублей потратить на тот или иной вид рекламы. И это ещё без других единовременных и постоянных затрат: создание и поддержка сайта стоит денег, да и сотрудники тоже не бесплатно работают.

Маркетинг — одна из самых сложных и дорогих частей большинства бизнесов, это одно из ключевых препятствий при выходе на рынок и поле самой острой конкурентной борьбы. Если наш товар или услугу не покупают, если у нас нет клиентов — всё остальное бессмысленно.

Новички часто понимают маркетинг очень узко — как выбор канала для рекламы. Это лишает их маневра при принятии решения: слишком мало параметров, которые можно менять в поисках проблемы и эффективной комбинации.

На занятии мы берём за основу классические 4P маркетинг-микса: product, price, place, promotion. Важно, чтобы ребята научились объёмно видеть от каких вещей может зависеть эффективность, что можно менять и как оценивать результат. Если в нашей пирожковой не покупают пирожки, а мы будем лишь беспомощно перебирать разные цвета вывески — вряд ли мы достигнем успеха.

А ещё мы используем специально разработанную для курса маркетинговую игру, которая помогает наглядно показать этот процесс генерации гипотез и их проверки.

4. «А теперь просто нанимаем хороших сотрудников, и они хорошо работают»

Тема найма на работу для подростков-школьников настолько же актуальна, насколько они мало о ней знают. Никто из них не пробовал найти работу, никто из них не анализировал спрос и предложение на рынке труда. Для них шоком оказывается тот факт, что на интересную вакансию может претендовать несколько сотен соискателей.

Для них абсолютная неожиданность, что их зарплатные ожидания больше похожи на фантазии, и рынок труда устроен совсем по-другому.

Тему найма мы разбираем и со стороны работодателя-предпринимателя, и со стороны сотрудника. И там, и там сплошное разрушение мифов.

Когда мы хотим нанять сотрудника, нам нужно среди всех кандидатов выбрать того, кто будет хорошо работать. Причём абсолютно все кандидаты уверенно заявляют, что работать будут всенепременно хорошо.

А ведь если мы в нашу кофейню наймём плохого баристу, то до точки безубыточности мы можем никогда не добраться. И, напротив, дельный сотрудник может в считанные недели создать нам постоянную клиентуру. Выяснить на основании беседы, кто из соискателей именно этот человек, — совсем не такая простая задача, как кажется на первый взгляд.

Если мы в другой ситуации — наоборот, хотим пройти собеседование на желанную должность, хорошо бы понимать, по каким критериям нас оценивают и зачем задают всякие странные вопросы. На занятии каждый может побыть в обеих ролях в ходе деловой игры, где мы разбираем самые популярные методы оценки на собеседованиях.

Я очень старался сделать простой «детский» курс про самоочевидные вещи. Однако, к моему удивлению, на него поступило и несколько запросов от вполне себе взрослых людей, да и сотрудники «Банды умников» с интересом участвуют. Может, когда-нибудь дойдёт дело и до взрослых.

А пока мы планируем повторить ещё один поток для подростков в январе. Так что если вы из Санкт-Петербурга, и вашему ребёнку 13-16 лет, пишите в личные сообщения, места пока есть.

0
150 комментариев
Написать комментарий...
Олег Назарчук

В школах бы это преподавать)

Ответить
Развернуть ветку
sando

зачем? узкий профиль направленный на зарождение качеств предпринимателя - для чего он всей школе?

Ответить
Развернуть ветку
Олег Павлов

Лучше в школе делать упор на тригонометрию, правильно. Она поможет устроиться в жизни куда лучше :)

Ответить
Развернуть ветку
sando

школьные предметы - это общее развитие, а "уроки предпринимательства" - частное\узкое-специализированное.
если кто-то думает, что геометрию в школе учат "потому что она обязательно пригодится", то, скорее всего, человек или еще учится в школе или закончил ее совсем недавно.

учить в дополнение к изучаемому языку еще и испанский - круто? да, очень. только нужно понимать зачем и как это интегрировать в общую программу и как, в условиях ограниченного времени (например, час в неделю), умудриться рассказать все необходимое по теме.

а тут в комментариях набежали успешные предприниматели, которые про бизнес только на ютубе видео смотрели, но уверены, что это всем нужно и интересно.

Ответить
Развернуть ветку
Олег Павлов

Не имей привычки додумывать за оппонента, почему он что-то написал и как он думает :) Школа слишком консервативна, она должна давать детям не только пищу для общего развития, но и полезные в современных реалиях навыки социализации и выживания в конкурентной среде. Иначе будут расти поколения нищих гениев и поэтов.

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Олег Павлов

Во всем нужен баланс. Сейчас школьники при выпуске вообще не знают в большинстве своем, чем заниматься и куда поступать, бегая между вузами. Если только родители не продавили свой выбор, что тоже не есть хорошо. Особенно когда диалога нормального между ребенком и родителями нет. Недостаточно писать сочинение на тему "Кем я буду через 5-10 лет", надо как бы серьезнее в школе прорабатывать этот вопрос :)

Ответить
Развернуть ветку
sando

я бы походил на курсы "как корректно объяснить человеку, что он мыслит так узко, что даже иголочка не пройдет".

выпускники не знают чем хотят заниматься от чего угодно: от многообразия вариантов; от глупости; от воспитания; социума и тд., но великие умы решили, что уроки предпринимательства обязательно все им разъяснять.

а ничего, что кто-то хочет быть учителем, актером, инженером и тд? вам изо всех щелей говорят про предпринимательство, вот вам и кажется, что это единственный верный путь для всех. чего бы не ввести уроки актерского мастерства, психологии, электроники и тд?

- мама, у нас ввели новый урок - основы предпринимательства
- зачем?
- ну так я смогу создать свой бизнес
- а ты бы хотел свой бизнес?
- нет, я бы хотел полететь в космос
- ну, технически, на марсе может быть потребность в сети пиццерий

Ответить
Развернуть ветку
Сергей Пархоменко
Автор

Да, во многом согласен! Я больше делаю акцент не на "курс для будущих предпринимателей" (за 4 вечерних занятия это просто невозможно), а на "курс для тех, кому жить в рыночной экономике".
Предпринимательство окружает нас и влияет на нас хотим мы того или нет, и каждый трудящийся и потребитель так или иначе принимает предпринимательские решения.

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Олег Павлов

Годик работы продавцом-консультантом или барменом не поможет в профориентации, полагаю. Скопить на Айфон поможет разве что)

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Олег Павлов

Отчасти согласен, но это сценарий разумного школьника, который мыслит шире сам. Таких меньшинство, к сожалению. А надо стараться помочь остальным.

Ответить
Развернуть ветку
Alexandre Svergoun

ВУЗы должны быть более гибкие. В Канаде ты можешь начать учиться на одну профессию а закончить на другую без всяких проблем.

Ответить
Развернуть ветку
Станислав Курочкин

В России это тоже возможно без всяких проблем.

Ответить
Развернуть ветку
sando

в том и проблема, что в фантазиях у людей "не хочу работать на дядю - точно стану успешным предпринимателем", а на деле бизнес - комменты на вц :)

Ответить
Развернуть ветку
Сева Nort

Правда в том что в индустрии услуг свой бизнес - та же работа на дядю, только дядей теперь много

Ответить
Развернуть ветку
Alexander Sviridov

Ну скажем в дополнение к экономической географии с обществоведением основы предпринимательства отлично бы зашли.

Ответить
Развернуть ветку
Владислав Станецкий
школьные предметы - это общее развитие

Да-да, всем очень важно развиваться в духе "Войны и мира". Половина предметов в школе - мусор или инструмент обработки будущих болтиков в механизме гос-ва

Ответить
Развернуть ветку
Алексей Любимов

Компьютеры и основы предпринимательства нужны всем.

Ответить
Развернуть ветку
Сергей Я

Не хило так 11 лет потратить на "общее" развитие.

Ответить
Развернуть ветку
Константин Полухтин

а мне геометрия + физика понадобились. Я стал лучше играть в бильярд.

Ответить
Развернуть ветку
Tatyana Inarsh

Я делала небольшие дополнительные курсы на неделю-месяц в школе по запросам 9-11 классников, никто не был против. Курсы были разные, но два касались 1) экономики и развития малого предпринимательства 2) социальной сферы и гарантий в ней.
Что мне это дало?
Посещающие создавали атмосферу заинтересованности и увлечённости по основным предметам, например - это история и обществознание, которые не могут дать основ современного общества.
Они меньше смотрели "бичбожий"-общественной-психологии типа Рен-ТВ или НТВ, и прочую мудистику по ТВ, и больше смотрели правильные курсы и выступления в интернете, а не только тупые видосики.
Это развивает.
Я делала разные небольшие дополнительные занятия самостоятельно.
На одном из уроков как раз обсуждалось - сколько нужно вложить в бизнес, чтобы это было выгодно, за оконом школы был базарчик, и магазины, где как раз торговала родня учеников, что давало непосредственный источник информации.
Но когда дошло до руководства с фамилией Сарняк, то все ушло в запреты.
Тем не менее, азбука была очень полезна, мой кейс долгое время был востребован.
Но я абсолютно согласна - что это узкопрофильный курс.
Именно такое, именно в школе - не стоит даже настаивать предлагать, слишком профильно, и отнимает основной ресурс, не давая школьнику для успешного окончания обучения - ничего.
Это именно дополнительный отдельный курс.

Что касается мысли автора о взрослых - вот это считаю очень важным.
Когда у взрослого - представления трехлетки из песочницы, это иногда ломает и портит жизнь всем окружающим.

Ответить
Развернуть ветку
Владислав Станецкий

и обществознание с обж - без них никуда

Ответить
Развернуть ветку
Андрей Фирсов

Некоторые основы ОБЖ от травм защитили. Просто преподают часто неинтересно, а так вполне для жизни полезный предмет.

Ответить
Развернуть ветку
Sergei Timofeyev

Соглашусь. Какие-то бытовые мелочи, как обращаться с газом и прочим, как наложить шину, повязку - вроде бы мелочь, но очень многие делают неправильно. Это всё уже после школы догонял. Знания, к сожалению, пригодились в жизни.

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Арсений Юсуфов

Действительно, лучше давать детям тригонометрию. И даже начало мат. анализа и, может, дискретку, кому хочется. Надо учить детей творить, а не продавать. Растить общество, которое хочет производить, а не обычных торгашей. А если дать детям хорошую математическую базу (с углублением в экономику) и психологию, то это уже поможет в предпринимательстве.

Ответить
Развернуть ветку
Irine Demina

вы удивитесь, но иногда предприниматели кое-что производят, прежде чем продавать

Ответить
Развернуть ветку
Сергей Ракицкий

В нынешнем мире проблемы произвести что либо нет, есть проблема продать продукт. Соответственно эти ваши презренные торгаши являются основой успешного предприятия. Я занимаюсь изделиями из камня, мемориалы делаю, плиткой облицовку, могу сделать любую конструкцию, хоть пирамиду Хеопса отстрою, проблема только в том, кто за это заплатит.

Ответить
Развернуть ветку
Станислав Курочкин
Надо учить детей творить

С чего вы взяли, что математические дисциплины развивают в детях способности к творчеству? Какой-либо потенциал математика способна раскрыть только в тех, кто и так к ней склонен.

Ответить
Развернуть ветку
Арсений Юсуфов

Моя мысль состоит не в том, что в школе должна быть исключительно математика, как вы подумали, а в том, что тригонометрия ничуть не хуже навыков предпринимателя

Ответить
Развернуть ветку
Sam Beckett

Точно! Долой ненужные уроки из расписаний. Оставить надо только физру и труд. Чтоб после школы сразу на завод.

Ответить
Развернуть ветку
SregaagerS

Ну, стране нужны ни только лавочники, но и те, кто будет создавать кофемашины и прочее для таких бизнесменов, а тут и тригонометрия и прочие точные науки пригодятся, инженера только на знании точки безубыточности не выучить

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Valeriy Tallin

число пи... хотя бак то цилиндрический, тогда чуть сложнее. Но тогда чуть сложнее с диаметром

Ответить
Развернуть ветку
Anna Korotkova

Те кому это будет интересно - продолжат.
Получат профессию, заработают начальный капитал и попробуют открыть свое дело.
Лучше уж пусть меньше ошибок совершат, чем вообще без какой-то базы начнут это делать.

В школе должны сразу понять, какие трудности их поджимают и не все захотят изучать этот предмет. Зато подналягут на тригонометрию. Почему нет? Может его мечтой станет изобретение нового, а не открытие бизнеса. Люди разные.

Ответить
Развернуть ветку
Руслан Зиганшин

Зачем понимание устройства рынка труда всей школе? Пусть растут будущими безработными

Зачем понимание основы маркетинга по 4P? Пусть растут стадом, с инстинктом поиска желтых ценников

Зачем подросткам развенчание мифов про ценообразование продукта? Пусть растут дебилами, которым легко внушить что это злобные спекулянты во всем виноваты. Никак не налоговая нагрузка и скрытые платежи просто за право присутствия на рынке

Зачем подросткам развенчивать мифы о решающей роли идеи? Пусть растут Емелями с верой, что секундное озарение важнее умения идти к цели через труд, боль и ошибки

Ответить
Развернуть ветку
Денис Демидов

Предпринимательские навыки нужны всем, в рыночной экономике, даже себя нужно уметь продать работодателю.

Ответить
Развернуть ветку
Лора Маслова

АГА! а потом маяться работодателю с таким "продавцом"

Ответить
Развернуть ветку
Денис Демидов

Образование должно быть под работодателей заточено?
Тогда писать-читать научился и мигом на завод.

Ответить
Развернуть ветку
Лора Маслова

Высшее образование :"юристы-экономисты" лучше?

Ответить
Развернуть ветку
Денис Демидов

Лучше, если не платили за зачеты, то здорово прокачали мозги.

Ответить
Развернуть ветку
Лора Маслова

Вы видели таких качков?

Ответить
Развернуть ветку
Денис Демидов

Да, постоянно, человек с нормальным ВО лучше соображает, чем с ПТУ

Ответить
Развернуть ветку
Anna Ashikhmina

Зачем всей школе? Сделать факультатив. У меня был в 10м классе факультатив по экономике — мы тоже придумывали себе бизнес, прогнозировали постоянные/переменные затраты, даже рекламу рисовали :) По субботам раз в неделю, ходили те, кто хотел — самые крутые занятия были, кстати.

Ответить
Развернуть ветку
sando

без проблем, это отлично, как и вообще факультативы по запросам и на выбор. но тут скорее речь про внедрение в общую программу.

Ответить
Развернуть ветку
Максим Степанов

А я считаю это должно не по субботам и воскресеньям а по будням заместо, например, истории (на выбор), один х в школе историю не интересно преподают

Ответить
Развернуть ветку
Алексей Любимов

Потому что предпринимателей должно быть процентов 30-40 ?

Ответить
Развернуть ветку
sando

а их должно быть сколько-то конкретно? или вы на волне популяризации предпринимательства в интернете решили, что это нужно и интересно всем? или если 80% школьников хотят зарабатывать деньги и романтически рассуждают как "работают на себя, а не на дядю" - это значит, что все готовы, могут и имют предрасположенность?

Ответить
Развернуть ветку
Alexander Sviridov

Их должно быть столько, сколько захочет попробовать.
Половина ВВП Германии к примеру создается небольшими фирмами, до 50 человек.

Ответить
Развернуть ветку
Richard Daniel

так это в фирме из 50 -2 предпринимателя. остальные работники

Ответить
Развернуть ветку
Олег Павлов

Романтически они рассуждают, потому что не знают, как всё на самом деле в жизни устроено. Но учить, как оно есть, их должны блогеры на ютубчике, а не преподаватели, получается? Кажется, мы в тупик зашли :)

Ответить
Развернуть ветку
Anton Chetverikov

Справедливости ради хочется отметить, что нет никакой "предрасположенности" в предпринимательстве. Большинство необходимых навыков приобретается, а не появляется при рождении)
80% молодых людей действительно не хотят работать на дядю (судя по исследованиям), но это не значит, что они хотят заниматься предпринимательством. Это разные вещи.

Ответить
Развернуть ветку
sando

согласен, но не думаю, что местные бизнесмены, когда говорят про бизнес, имеют ввиду заработок в 100-200к в месяц. думаю, что речь тут про миллионы и международный успех. а тут слишком много условий.
никто не хочет работать ни на кого, но это в мечтах, но на деле 9\10, допустим, отсеиваются, ибо:
- слишком большой стресс
- неспособность работать без выходных
- страх брать ответственность
- рисковать всем что имеешь

и тд

Ответить
Развернуть ветку
Алексей Любимов

Именно его и имею в виду.

Миллионы зарабатывают единицы. А основная масса и должна поднимать в среднем чуть больше, чем от работы на дядю или даже меньше, но независимо от дяди.

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Ilya Popov

А самое интересное, что этому сейчас способствует ФНС, когда нанимать ИП на подряд зачастую выгоднее, чем держать сотрудника и платить за него налоги

Ответить
Развернуть ветку
sando

логика великолепная, прям как у ребят из статьи. ведь все хотят еще и пассивный доход иметь: начнем преподавать инвестиционный курс? все хотят куда больше понимать себя и избавиться от внутренних конфликтов: введем курс базовой психологии?

я не сказал, что преподавать предпринимательство - плохо, я спросил зачем частый случай экстраполировать на общую группу. но, да, не учел, что если комментаторы на вц так решили, то, в целом, это глас народа.

Ответить
Развернуть ветку
Денис Демидов

Подлинный смысл образования в том, чтобы дети попробовали по чуть-чуть разные сферы, чтобы понять, что им ближе и что нравится, чем больше дисциплин будет в школе, тем выше в стране будет отдача от человеческого потенциала.

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Станислав Курочкин
узкий профиль направленный на зарождение качеств предпринимателя - для чего он всей школе?

Зато в школах почему-то дают узкий профиль, направленный на зарождение качеств:
- спортсмена
- политолога
- юриста
- писателя
- солдата
- лаборанта
- врача
[и т.д.]

Ответить
Развернуть ветку
147 комментариев
Раскрывать всегда