Четыре подростковых мифа о бизнесе

Как я стал вести семинары, на которых рушу детские мечты.

В закладки
Аудио

Курс «Деловая среда» для обучения подростков основам бизнеса появился довольно спонтанно: я давно хотел сделать что-то подобное для своего сына и детей знакомых. Последней каплей стал подслушанный в метро разговор двух молодых людей.

Один из них вдохновенно рассказывал о «золотой жиле» в виде организации мойки с самообслуживанием на стоянке гипермаркета. По его словам, нужно всего лишь купить за 600 тысяч рублей подержанное оборудование, а дальше деньги начинают течь ручьём сами по себе. В тот же вечер я наметил даты занятий и сел писать программу.

Проекты «Банды умников» занимают почти всё моё время, поэтому курс должен был получиться коротким, понятным и очень конкретным. Я сфокусировал его на самых раздражающих меня мифах и заблуждениях о предпринимательстве.

Наслушался я их, проведя больше тысячи собеседований с молодыми специалистами, больше половины из которых выпустились из вузов по специальностям, связанным с маркетингом, менеджментом и экономикой.

Всего получилось четыре занятия по четыре академических часа, проводить мы их стали по средам вечером прямо в переговорной нашего офиса. Отсюда и название — «Деловая среда».

1. «У меня есть потрясающая идея бизнеса — я уже практически богат!»

Людям очень нравятся идеи, появившиеся у них в голове, даже когда они совсем странные или банальные. Иногда настолько, что включается «туннельное зрение»: человек теряет связь с реальностью и здравым смыслом, полностью игнорирует критику.

Поэтому первое занятие я сфокусировал вокруг печальной, но правдивой статистики, что не менее девяти из десяти новых бизнесов закрываются в первые полгода. А самая частая причина — они оказываются просто-напросто никому не нужны, то есть ошибка была сделана на этапе генерации и оценки идеи.

Сразу к практике: рассматриваем десять краудфандинговых стартапов, и ребята пытаются угадать, какие из них в реальности оказались востребованы, а какие — нет.

Был ли успешен проект портативных ветрогенераторов для пикников? Кистевого эспандера с зарядным устройством для телефона? Запуска частного спутника? Игровой приставки для собак? Мы анализировали презентации продуктов и пытались угадать, что нашло отклик в сердцах потребителей.

Самая частая ошибка в поиске бизнес-идеи — человек измеряет её успешность через себя: свою жизненную ситуацию, свои установки, свой опыт. Если вы едите «Доширак», то автомат по продаже заваренной кипятком лапши будет казаться вам намного более удачной бизнес-идеей, чем человеку, который такую лапшу вообще за еду не считает.

На первых порах взглянуть на идею со стороны отлично помогает анализ через модели и опросники, которые заставляют посмотреть на ситуацию шире. Какую проблему решает продукт? Как люди сейчас её решают? Какие ещё варианты есть? Как много людей с такой проблемой? Главное, такие вопросы заставляют сомневаться, выдвигать гипотезы, анализировать, искать информацию.

Ещё специально для «Деловой Среды» была разработана настольная игра про генерацию бизнес-идей. Чаще всего новые идеи появляются на стыке разных технологий, потребительских аудиторий и ситуаций. В нашей игре участникам нужно было креативить идеи из довольно безумных сочетаний всего со всем. Очень важно, что в процессе приходится думать, прежде всего, о нужности и полезности предложенного продукта для потребителей.

2. «О боже, это можно покупать за 100, а продавать за 500. Рентабельность 400%»

Когда люди, далёкие от бизнеса, осознают, что цена зёрен, молока и сиропа для их латте составляет 18 рублей, а заплатили они за него 200 рублей, они обычно изрекают что-то вроде: «Вот буржуи, обманывают людей: потратили 18 рублей, а 182 рубля — в карман!»

Возможно, поэтому открытие собственной кофейни или бара — такая привлекательная для молодых людей идея. Впрочем, через несколько месяцев становится понятно, что доходы и расходы ведут себя абсолютно не так, как ожидалось.

Неправильная оценка финансовой модели бизнеса — огромная проблема. Да и не только бизнеса, но и обычных бытовых расходов. В России какое-то фантастическое количество людей, которые кредитуются на покупку машины и iPhone, а потом ещё и занимают деньги на продукты в «Деньги до зарплаты» под 2% в день.

В ходе занятия мы учимся разбирать бизнесы через модель постоянных и переменных затрат, сразу с формулами и в таблице.

Первое открытие: затрат оказывается намного больше, чем кажется сначала. В чашке кофе оказывается и зарплата баристы, и аренда, и стоимость оборудования, и реклама и ещё десятки статей расходов, о существовании которых можно и не узнать заранее.

Второе открытие: наша «суперприбыльная» кофейня, если мы неправильно спрогнозируем продажи кофе, будет тратить наши деньги с фантастической скоростью: чтобы быть в точке безубыточности, нужно уже серьёзно постараться.

Третье открытие: наша прибыль ведёт себя совсем не так стабильно, как наши расходы. Даже популярная кофейня большую часть дня… пустует.

В общем, миф «начну бизнес — попрёт прибыль» под тяжестью цифр и примеров успешно улетучивается, и оценки становятся намного более реалистичными. А для ещё большей связи с опытом мы разработали уникальную деловую игру, в которой каждый может прочувствовать на своей шкуре, каково это — бороться за рентабельность.

3. «Где найти клиентов? Ну… придут, кому надо. Может, рекламу в почтовые ящики разложу»

Третье заблуждение заключается в том, что клиенты таинственным образом «самозарождаются» при появлении бизнеса. Приходят откуда-то. Ну, там, Instagram можно завести или объявления расклеить.

Немного цифр: средний интернет-магазин может около 20% от своего оборота тратить на привлечение клиентов (а иногда и все 40%). То есть, чтобы получить заказ на 3000 рублей нужно 600 рублей потратить на тот или иной вид рекламы. И это ещё без других единовременных и постоянных затрат: создание и поддержка сайта стоит денег, да и сотрудники тоже не бесплатно работают.

Маркетинг — одна из самых сложных и дорогих частей большинства бизнесов, это одно из ключевых препятствий при выходе на рынок и поле самой острой конкурентной борьбы. Если наш товар или услугу не покупают, если у нас нет клиентов — всё остальное бессмысленно.

Новички часто понимают маркетинг очень узко — как выбор канала для рекламы. Это лишает их маневра при принятии решения: слишком мало параметров, которые можно менять в поисках проблемы и эффективной комбинации.

На занятии мы берём за основу классические 4P маркетинг-микса: product, price, place, promotion. Важно, чтобы ребята научились объёмно видеть от каких вещей может зависеть эффективность, что можно менять и как оценивать результат. Если в нашей пирожковой не покупают пирожки, а мы будем лишь беспомощно перебирать разные цвета вывески — вряд ли мы достигнем успеха.

А ещё мы используем специально разработанную для курса маркетинговую игру, которая помогает наглядно показать этот процесс генерации гипотез и их проверки.

4. «А теперь просто нанимаем хороших сотрудников, и они хорошо работают»

Тема найма на работу для подростков-школьников настолько же актуальна, насколько они мало о ней знают. Никто из них не пробовал найти работу, никто из них не анализировал спрос и предложение на рынке труда. Для них шоком оказывается тот факт, что на интересную вакансию может претендовать несколько сотен соискателей.

Для них абсолютная неожиданность, что их зарплатные ожидания больше похожи на фантазии, и рынок труда устроен совсем по-другому.

Тему найма мы разбираем и со стороны работодателя-предпринимателя, и со стороны сотрудника. И там, и там сплошное разрушение мифов.

Когда мы хотим нанять сотрудника, нам нужно среди всех кандидатов выбрать того, кто будет хорошо работать. Причём абсолютно все кандидаты уверенно заявляют, что работать будут всенепременно хорошо.

А ведь если мы в нашу кофейню наймём плохого баристу, то до точки безубыточности мы можем никогда не добраться. И, напротив, дельный сотрудник может в считанные недели создать нам постоянную клиентуру. Выяснить на основании беседы, кто из соискателей именно этот человек, — совсем не такая простая задача, как кажется на первый взгляд.

Если мы в другой ситуации — наоборот, хотим пройти собеседование на желанную должность, хорошо бы понимать, по каким критериям нас оценивают и зачем задают всякие странные вопросы. На занятии каждый может побыть в обеих ролях в ходе деловой игры, где мы разбираем самые популярные методы оценки на собеседованиях.

Я очень старался сделать простой «детский» курс про самоочевидные вещи. Однако, к моему удивлению, на него поступило и несколько запросов от вполне себе взрослых людей, да и сотрудники «Банды умников» с интересом участвуют. Может, когда-нибудь дойдёт дело и до взрослых.

А пока мы планируем повторить ещё один поток для подростков в январе. Так что если вы из Санкт-Петербурга, и вашему ребёнку 13-16 лет, пишите в личные сообщения, места пока есть.

Материал опубликован пользователем. Нажмите кнопку «Написать», чтобы поделиться мнением или рассказать о своём проекте.

Написать
{ "author_name": "Сергей Пархоменко", "author_type": "self", "tags": [], "comments": 147, "likes": 252, "favorites": 295, "is_advertisement": false, "subsite_label": "life", "id": 55496, "is_wide": false, "is_ugc": true, "date": "Wed, 16 Jan 2019 10:20:28 +0300" }
{ "id": 55496, "author_id": 171836, "diff_limit": 1000, "urls": {"diff":"\/comments\/55496\/get","add":"\/comments\/55496\/add","edit":"\/comments\/edit","remove":"\/admin\/comments\/remove","pin":"\/admin\/comments\/pin","get4edit":"\/comments\/get4edit","complain":"\/comments\/complain","load_more":"\/comments\/loading\/55496"}, "attach_limit": 2, "max_comment_text_length": 5000, "subsite_id": 199123, "possessions": [] }

147 комментариев 147 комм.

Популярные

По порядку

Написать комментарий...
114

В школах бы это преподавать)

Ответить
–42

зачем? узкий профиль направленный на зарождение качеств предпринимателя - для чего он всей школе?

Ответить
100

Лучше в школе делать упор на тригонометрию, правильно. Она поможет устроиться в жизни куда лучше :)

Ответить
25

школьные предметы - это общее развитие, а "уроки предпринимательства" - частное\узкое-специализированное.
если кто-то думает, что геометрию в школе учат "потому что она обязательно пригодится", то, скорее всего, человек или еще учится в школе или закончил ее совсем недавно.

учить в дополнение к изучаемому языку еще и испанский - круто? да, очень. только нужно понимать зачем и как это интегрировать в общую программу и как, в условиях ограниченного времени (например, час в неделю), умудриться рассказать все необходимое по теме.

а тут в комментариях набежали успешные предприниматели, которые про бизнес только на ютубе видео смотрели, но уверены, что это всем нужно и интересно.

Ответить
46

Не имей привычки додумывать за оппонента, почему он что-то написал и как он думает :) Школа слишком консервативна, она должна давать детям не только пищу для общего развития, но и полезные в современных реалиях навыки социализации и выживания в конкурентной среде. Иначе будут расти поколения нищих гениев и поэтов.

Ответить
8

Ну тут для людей в комментариях тригонометрия и война и мир это ненужные для изучения сущности, что вы им докажете? Нужно школу обязательную сократить до 4 классов, а потом дать выбор, одни пусть учат ненужную тригонометрию, алгебру, химию и войну и мир, а остальные пусть занимаются чем захотят сами. Еще только нужно пособие по безработицы отменить, а то потом ведь денег не хватит кормить 30-40% предпринимателей, которые не справились даже со школьным курсом тригонометрии.

Ответить
8

Во всем нужен баланс. Сейчас школьники при выпуске вообще не знают в большинстве своем, чем заниматься и куда поступать, бегая между вузами. Если только родители не продавили свой выбор, что тоже не есть хорошо. Особенно когда диалога нормального между ребенком и родителями нет. Недостаточно писать сочинение на тему "Кем я буду через 5-10 лет", надо как бы серьезнее в школе прорабатывать этот вопрос :)

Ответить
23

я бы походил на курсы "как корректно объяснить человеку, что он мыслит так узко, что даже иголочка не пройдет".

выпускники не знают чем хотят заниматься от чего угодно: от многообразия вариантов; от глупости; от воспитания; социума и тд., но великие умы решили, что уроки предпринимательства обязательно все им разъяснять.

а ничего, что кто-то хочет быть учителем, актером, инженером и тд? вам изо всех щелей говорят про предпринимательство, вот вам и кажется, что это единственный верный путь для всех. чего бы не ввести уроки актерского мастерства, психологии, электроники и тд?

- мама, у нас ввели новый урок - основы предпринимательства
- зачем?
- ну так я смогу создать свой бизнес
- а ты бы хотел свой бизнес?
- нет, я бы хотел полететь в космос
- ну, технически, на марсе может быть потребность в сети пиццерий

Ответить
4

Да, во многом согласен! Я больше делаю акцент не на "курс для будущих предпринимателей" (за 4 вечерних занятия это просто невозможно), а на "курс для тех, кому жить в рыночной экономике".
Предпринимательство окружает нас и влияет на нас хотим мы того или нет, и каждый трудящийся и потребитель так или иначе принимает предпринимательские решения.

Ответить
2

Надо конечно, можно на самом деле после школы не идти сразу в ВУЗ, а годик поработать, глянуть что да как, может увидеть какие то перспективы в жизни, и потом уже принимать решение о высшем образовании. Вот только что бы иметь возможность выбирать из большого количества ВУЗов, колледжей или профессий надо и тригонометрию знать, и войну и мир читать. А мамкиным предпринимателям, все эти дороги будут закрыты, либо стартап, либо улицы мести, пока какой человек со знаниями физики или геометрии И безнеса не заменит тебя роботом.

Ответить
1

ВУЗы должны быть более гибкие. В Канаде ты можешь начать учиться на одну профессию а закончить на другую без всяких проблем.

Ответить
1

В России это тоже возможно без всяких проблем.

Ответить
1

Годик работы продавцом-консультантом или барменом не поможет в профориентации, полагаю. Скопить на Айфон поможет разве что)

Ответить
2

Ну, мне кажется что все таки поможет. Можно ведь заработать денег, а купить не айфон, а в путешествие отправится или на курсы какие записаться, это кругозор расширяет хоть как то. Да и вот хочу я стать управляющим ресторанного бизнеса, почему бы мне, перед тем как пойти учиться, не поработать в этой сфере хотя бы официантом. Или хочу програмистом стать, так ведь вместо 4-6 лет вуза, можно посидеть сайтики поверстать, и потом уже решить, хочу ли я в ВУЗ идти, или меня от этого воротит вообще.

Ответить
0

Отчасти согласен, но это сценарий разумного школьника, который мыслит шире сам. Таких меньшинство, к сожалению. А надо стараться помочь остальным.

Ответить
4

в том и проблема, что в фантазиях у людей "не хочу работать на дядю - точно стану успешным предпринимателем", а на деле бизнес - комменты на вц :)

Ответить
0

Правда в том что в индустрии услуг свой бизнес - та же работа на дядю, только дядей теперь много

Ответить
4

школьные предметы - это общее развитие

Да-да, всем очень важно развиваться в духе "Войны и мира". Половина предметов в школе - мусор или инструмент обработки будущих болтиков в механизме гос-ва

Ответить
5

Ну скажем в дополнение к экономической географии с обществоведением основы предпринимательства отлично бы зашли.

Ответить
4

Компьютеры и основы предпринимательства нужны всем.

Ответить
0

Не хило так 11 лет потратить на "общее" развитие.

Ответить
0

а мне геометрия + физика понадобились. Я стал лучше играть в бильярд.

Ответить
0

Я делала небольшие дополнительные курсы на неделю-месяц в школе по запросам 9-11 классников, никто не был против. Курсы были разные, но два касались 1) экономики и развития малого предпринимательства 2) социальной сферы и гарантий в ней.
Что мне это дало?
Посещающие создавали атмосферу заинтересованности и увлечённости по основным предметам, например - это история и обществознание, которые не могут дать основ современного общества.
Они меньше смотрели "бичбожий"-общественной-психологии типа Рен-ТВ или НТВ, и прочую мудистику по ТВ, и больше смотрели правильные курсы и выступления в интернете, а не только тупые видосики.
Это развивает.
Я делала разные небольшие дополнительные занятия самостоятельно.
На одном из уроков как раз обсуждалось - сколько нужно вложить в бизнес, чтобы это было выгодно, за оконом школы был базарчик, и магазины, где как раз торговала родня учеников, что давало непосредственный источник информации.
Но когда дошло до руководства с фамилией Сарняк, то все ушло в запреты.
Тем не менее, азбука была очень полезна, мой кейс долгое время был востребован.
Но я абсолютно согласна - что это узкопрофильный курс.
Именно такое, именно в школе - не стоит даже настаивать предлагать, слишком профильно, и отнимает основной ресурс, не давая школьнику для успешного окончания обучения - ничего.
Это именно дополнительный отдельный курс.

Что касается мысли автора о взрослых - вот это считаю очень важным.
Когда у взрослого - представления трехлетки из песочницы, это иногда ломает и портит жизнь всем окружающим.

Ответить
2

Точно! Долой ненужные уроки из расписаний. Оставить надо только физру и труд. Чтоб после школы сразу на завод.

Ответить
–1

Действительно, лучше давать детям тригонометрию. И даже начало мат. анализа и, может, дискретку, кому хочется. Надо учить детей творить, а не продавать. Растить общество, которое хочет производить, а не обычных торгашей. А если дать детям хорошую математическую базу (с углублением в экономику) и психологию, то это уже поможет в предпринимательстве.

Ответить
5

вы удивитесь, но иногда предприниматели кое-что производят, прежде чем продавать

Ответить
2

В нынешнем мире проблемы произвести что либо нет, есть проблема продать продукт. Соответственно эти ваши презренные торгаши являются основой успешного предприятия. Я занимаюсь изделиями из камня, мемориалы делаю, плиткой облицовку, могу сделать любую конструкцию, хоть пирамиду Хеопса отстрою, проблема только в том, кто за это заплатит.

Ответить
–2

Надо учить детей творить

С чего вы взяли, что математические дисциплины развивают в детях способности к творчеству? Какой-либо потенциал математика способна раскрыть только в тех, кто и так к ней склонен.

Ответить
0

Моя мысль состоит не в том, что в школе должна быть исключительно математика, как вы подумали, а в том, что тригонометрия ничуть не хуже навыков предпринимателя

Ответить
0

Ну, стране нужны ни только лавочники, но и те, кто будет создавать кофемашины и прочее для таких бизнесменов, а тут и тригонометрия и прочие точные науки пригодятся, инженера только на знании точки безубыточности не выучить

Ответить
2

Мне недавно родственники из деревни позвонили. Сказали: «Тыжпрограммист, скажи, какой длины отрезать стальной лист, чтобы согнуть его в цилиндрический бак нужного диаметра». Сразу формулу вспомнил, даже гуглить не пришлось. Я был очень горд собой. )))

Ответить
0

число пи... хотя бак то цилиндрический, тогда чуть сложнее. Но тогда чуть сложнее с диаметром

Ответить
–5

и обществознание с обж - без них никуда

Ответить
11

Некоторые основы ОБЖ от травм защитили. Просто преподают часто неинтересно, а так вполне для жизни полезный предмет.

Ответить
3

Соглашусь. Какие-то бытовые мелочи, как обращаться с газом и прочим, как наложить шину, повязку - вроде бы мелочь, но очень многие делают неправильно. Это всё уже после школы догонял. Знания, к сожалению, пригодились в жизни.

Ответить
1

Что бы потом можно были открыть курсы и написать статью "Разрушаем 4 подростковых мифа о выживании при пожаре", и в комментариях люди бы писали, "Эх, жалко в школе такое не преподают...".
А колеса Сансары сделало очередной оборот.

Ответить
0

Те кому это будет интересно - продолжат.
Получат профессию, заработают начальный капитал и попробуют открыть свое дело.
Лучше уж пусть меньше ошибок совершат, чем вообще без какой-то базы начнут это делать.

В школе должны сразу понять, какие трудности их поджимают и не все захотят изучать этот предмет. Зато подналягут на тригонометрию. Почему нет? Может его мечтой станет изобретение нового, а не открытие бизнеса. Люди разные.

Ответить
23

Зачем понимание устройства рынка труда всей школе? Пусть растут будущими безработными

Зачем понимание основы маркетинга по 4P? Пусть растут стадом, с инстинктом поиска желтых ценников

Зачем подросткам развенчание мифов про ценообразование продукта? Пусть растут дебилами, которым легко внушить что это злобные спекулянты во всем виноваты. Никак не налоговая нагрузка и скрытые платежи просто за право присутствия на рынке

Зачем подросткам развенчивать мифы о решающей роли идеи? Пусть растут Емелями с верой, что секундное озарение важнее умения идти к цели через труд, боль и ошибки

Ответить
21

Предпринимательские навыки нужны всем, в рыночной экономике, даже себя нужно уметь продать работодателю.

Ответить
0

АГА! а потом маяться работодателю с таким "продавцом"

Ответить
0

Образование должно быть под работодателей заточено?
Тогда писать-читать научился и мигом на завод.

Ответить
0

Высшее образование :"юристы-экономисты" лучше?

Ответить
0

Лучше, если не платили за зачеты, то здорово прокачали мозги.

Ответить
0

Вы видели таких качков?

Ответить
0

Да, постоянно, человек с нормальным ВО лучше соображает, чем с ПТУ

Ответить
7

Зачем всей школе? Сделать факультатив. У меня был в 10м классе факультатив по экономике — мы тоже придумывали себе бизнес, прогнозировали постоянные/переменные затраты, даже рекламу рисовали :) По субботам раз в неделю, ходили те, кто хотел — самые крутые занятия были, кстати.

Ответить
1

без проблем, это отлично, как и вообще факультативы по запросам и на выбор. но тут скорее речь про внедрение в общую программу.

Ответить
0

А я считаю это должно не по субботам и воскресеньям а по будням заместо, например, истории (на выбор), один х в школе историю не интересно преподают

Ответить
5

Потому что предпринимателей должно быть процентов 30-40 ?

Ответить
1

а их должно быть сколько-то конкретно? или вы на волне популяризации предпринимательства в интернете решили, что это нужно и интересно всем? или если 80% школьников хотят зарабатывать деньги и романтически рассуждают как "работают на себя, а не на дядю" - это значит, что все готовы, могут и имют предрасположенность?

Ответить
3

Их должно быть столько, сколько захочет попробовать.
Половина ВВП Германии к примеру создается небольшими фирмами, до 50 человек.

Ответить
1

так это в фирме из 50 -2 предпринимателя. остальные работники

Ответить
1

Романтически они рассуждают, потому что не знают, как всё на самом деле в жизни устроено. Но учить, как оно есть, их должны блогеры на ютубчике, а не преподаватели, получается? Кажется, мы в тупик зашли :)

Ответить
0

Справедливости ради хочется отметить, что нет никакой "предрасположенности" в предпринимательстве. Большинство необходимых навыков приобретается, а не появляется при рождении)
80% молодых людей действительно не хотят работать на дядю (судя по исследованиям), но это не значит, что они хотят заниматься предпринимательством. Это разные вещи.

Ответить
0

согласен, но не думаю, что местные бизнесмены, когда говорят про бизнес, имеют ввиду заработок в 100-200к в месяц. думаю, что речь тут про миллионы и международный успех. а тут слишком много условий.
никто не хочет работать ни на кого, но это в мечтах, но на деле 9\10, допустим, отсеиваются, ибо:
- слишком большой стресс
- неспособность работать без выходных
- страх брать ответственность
- рисковать всем что имеешь

и тд

Ответить
0

Именно его и имею в виду.

Миллионы зарабатывают единицы. А основная масса и должна поднимать в среднем чуть больше, чем от работы на дядю или даже меньше, но независимо от дяди.

Ответить
3

Очевидно, тенденция такова что последующие поколения предпочитают оказывать услуги или производить товары в качестве независимого бизнеса, если это так можно назвать. У большинства современных подростков действительно есть большое желание вести свое дело, а не работать "на дядю", в будущем возможно это выльется в децентрализацию отделов и подразделений компаний в независимые мелкие и средние бизнесы, которые будут оказывать те же услуги, но в качестве компании-партнера/подрядчика, что должно положительно сказаться на качестве услуг и продуктов, ведь каждый из условных подрядчиков будет заинтересован в сотрудничестве и собственном благополучии (качественно выполняет свою работу - получает стабильный доход, обеспечивает процветание своего дела). Это влечет за собой рост конкуренции и повышает качество всех услуг и продуктов. Конечно же, это лично мое мнение.

Ответить
–1

логика великолепная, прям как у ребят из статьи. ведь все хотят еще и пассивный доход иметь: начнем преподавать инвестиционный курс? все хотят куда больше понимать себя и избавиться от внутренних конфликтов: введем курс базовой психологии?

я не сказал, что преподавать предпринимательство - плохо, я спросил зачем частый случай экстраполировать на общую группу. но, да, не учел, что если комментаторы на вц так решили, то, в целом, это глас народа.

Ответить
9

Подлинный смысл образования в том, чтобы дети попробовали по чуть-чуть разные сферы, чтобы понять, что им ближе и что нравится, чем больше дисциплин будет в школе, тем выше в стране будет отдача от человеческого потенциала.

Ответить
6

Ярлыки вешать не стоит, инфобизнес я не признаю, но посыл статьи хороший, подростков надо учить основам предпринимательства, ровно как и основам фин.грамотности, если даже человек не станет предпринимателем, он будет понимать как устроено ценообразование услуг и товаров, и почему что-то стоит дороже, а что-то дешевле.

Ответить
3

А самое интересное, что этому сейчас способствует ФНС, когда нанимать ИП на подряд зачастую выгоднее, чем держать сотрудника и платить за него налоги

Ответить
–1

узкий профиль направленный на зарождение качеств предпринимателя - для чего он всей школе?

Зато в школах почему-то дают узкий профиль, направленный на зарождение качеств:
- спортсмена
- политолога
- юриста
- писателя
- солдата
- лаборанта
- врача
[и т.д.]

Ответить
2

Да в школах много чего хорошо бы добавить, а то они как и ВУЗы существуют в какой-то параллельной реальности и всё дальше от неё отдаляются (((

Ответить
0

зачем вам сильные конкуренты?

Ответить
0

Сдобрив дополнительно курсом финансовой грамотности.

Ответить
0

я бы многое отдала, чтобы мне на выходе из школы, да даже из университета удалось пройти аналогичный курс (ну, по крайней мере то, как он тут описан, звучит очень подходяще)

Ответить
49

Хорошее дело делаете.
Успехов!

Ответить
24

Возможно это зарождение первой РЕАЛЬНО обучающей полезным вещам бизнес-школы, не бм всякие

Ответить
–2

через ~2 месяца после прохождения курса БМ заработал 200тр (ранее потолок 40, обычно 20-30) и как маленький бонус - нашел чем в жизни заниматься и как деньги зарабатывать

жду дизы

Ответить
5

Просто иди назуй, без дизов

Ответить
6

А я зарабатывал 5 тысяч рублей, а через три месяца купил дом в Майами. И у меня теперь твердый(!) бизнес. Спасибо Аязу.
\sarcasm если что

Ответить
3

Всем помогает разное. Кому-то бм или аяз а кому-то рождение ребёнка, например. Просто тут в отличие от того же бм реальные истории и практические советы. А у бм все как у Иисуса Христа «Встань и иди» голимая мотивация. Конкретики там кот наплакал. Я тоже увлекался бм

Ответить
1

Думаете, без курса БМ у вас бы это не получилось?
Да и по 100 тысяч в месяц зарабатывать - это и без какого-либо бизнеса можно.

Ответить
2

Можно не можно, просто факт, что мне это помогло в свое время

Ответить
0

Вера, красные циферки рядом с вашими комментами — это своего рода сигналы, после которых люди обычно начинают думать, прежде чем что-то написать. Вижу, вас это совсем не беспокоит)

Ответить
1

Зависимость от рейтингов, обожествление абстрактных цифр, это серьезное расстройство личности.

Ответить
9

Доведение до абсурда - это несерьёзный и примитивный приём. Речь не о зависимости, а об элементарной реакции на ощущения публики, коли уж ты высказываешься в публичном поле. На VC не просто так существует голосование, это полезная обратная связь.

Объясню в понятной вам абсурдной плоскости: начните ссать на Дворцовой площади - люди будут неодобрительно смотреть на вас и делать замечания. Вы можете сказать: "Я не завишу от общественного мнения и не обожествляю абстрактные укоризненные взгляды", либо задуматься: "А может быть я что-то делаю неправильно"?

Ответить
–3

Мне не нужны зрители со своими дизлайками, чтобы понять, что ссать в общественном месте плохо. Здесь мы просто обмениваемся мнениями и аргументированно оппонируем. Дизлайк это не аргумент. Лично мне плевать, нравится вам мое мнение или нет. Мнение есть мнение, я его врабатывал не на лайках. А дрочь на лайки/дизлайки это просто сбивание людей в стаю обезьян, которые по свистку кидаются какашками или так же тупо рукоплещут, одобрямс и осуждамс. Спасибо, в СССР я пожил и мне туда не надо.

Ответить
32

Хотел написать негативный коммент, но кто-то же должен объяснять людям очевидные вещи и рушить влажные фантазии

А проводить работу с подростками - отличная тема, чтобы меньше фантазеров вырастало

Ответить
22

Я б сам с удовольствием поучаствовал!

Ответить
18

не знаю насчёт предпринимательства. но то, что финансовая грамотность должна стать обязательной дисциплиной в школах, у меня не вызывает сомнения.

Ответить
5

Очередная франшиза наклевывается

Ответить
4

да пускай больше форматов будет, только лучше будет
(хотя мне больше робо-клубы нравятся)

Ответить
24

Дима, этот курс прекрасен тем, что уменьшает количество мамкиных-стартаперов, которые не воспринимают реальный мир. Делают очередную соцсеть для любителей коал, а потом удивляются, что им не дают инвестиции и проект не взлетает.
А робо-клубы это конечно круто. У меня дочь при школе в таком занималась. Первые места на городских соревнованиях брала.

Ответить
5

А почему вам так это не нравится? Да пусть делают, что здесь такого? Да, скорее всего ничего не взлетит. Однако, есть много примеров, когда далеко не уникальный продукт пересобирают, переупаковывают и он взлетает лучше оригинала.

Ответить
3

+. В процессе создания всякого мусора не обязательно должны рождаться сразу успешные проекты, опыт какого-никакого управления, да и вообще опыт подобного рода - довольно ценная вещь

Ответить
1

как будто очередную соцсеть делают на каждом углу. те кто хоть это делают - это единицы, это даже не проценты от общего числа.
массовое сознание лет на 20 отстает даже от соцсетей для коал.

Ответить
0

Я бы отправил своих детей и денег заплатил. Но я живу в Екате. Подумайте над расширением курсов.

Ответить
7

Да, некоторым просто необходима подобная отрезвляющая информация. Тем, кто думает, что собственное официальное дело тождественно баснословным деньгам и успеху.
Благое дело делаете.

Ответить
6

Удачи Вам.

Ответить
5

Ну, у нас среда была свободна )
Если вырастет во что-то бОльшее - переназовём. Или сместим на другой день - будут "Деловые четверги" ;)

Ответить
1

Финансовый грамотей
Деловой день
Вечерний деньгопад
Воскресные молебны по финансам
...

Ответить
4

Вообще это правильно - со школьной скамьи объяснять, что такое ебитда и куда она растет.

Ответить
4

автор, вы молодец!

Ответить
3

Ничего, подрастут, их разум завербует Бизнес-молодость и все ваши труды насмарку. Так что надо добавить пункт "Не ходите на расписанные бизнес-тренинг и курсы, критические воспринимайте любую информацию и всегда включайте голову".

Ответить
3

Отличная статья. Спасибо!

Ответить
3

Я думаю буду не первый и не последний, кто сам бы поучавствовал в таких занятиях с удовольствием))

Ответить
3

Если через 10 лет еще будешь преподавать, отправлю на твой курс своего ребенка =)

Ответить
3

Сергей, спасибо вам большое за материал и за это ваше начинание. Без всяких преувеличений - замечательное и полезное дело делаете. Верно ниже подметили, может быть хоть это поможет снизить количество мамкиных стартаперов.

PS: А что касается необходимости преподавания такого в школах, то...скорее да, чем нет. Можно и не "основы бизнеса", а скорее, как отметили ниже, что-то по маркетингу, чтобы не воспитывать овоща, ищущего "желтые ценники".

Комментарии же вида "все школьные предметы - это необходимое общее развитие" - это классика, куда же без них. Это вечное говномет...пардон, поиск истины без точного ответа. Но одно остается без изменений - сторонники принципа "всем детям надо давать всего и побольше". А насчет того, чтобы выявлять предрасположенность к чему-либо, как всегда, молчок. Вместо этого - "это же для тебя, дурень, для твоего же блага, как ты не понимаешь!!! А ну пшел тригонометрию грызть!". Вот оно, туннельное зрение/мышление во всей красе. Если мне пригодилось, то и тебе тоже.

Ответить
–2

Зачем специально выделять заваривателя кофе, как баристу, если это просто обычный продавец в забегаловке?

Ответить
5

если купишь кофемашину с одной кнопкой - будет продавец. если с краниками и свистоперделками - то лучше уж баристу поискать к ней)

Ответить
2

Если уже такой разговор, то бариста не склоняется

Ответить
2

"Зачем выделять нарезывателя салатов и варщика супов, как повара?". Везде есть свои нюансы, от которых зависит качество работы. Я в своей молодости грузчиком работал и даже там были нюансы, как сделать хорошо и качественно, либо как попало.

Ответить
2

В школе обязательно надо преподавать основы предпринимательства! Чем больше предпринимателей, тем лучше! Это свободные люди. Вам так нравится видеть одних рабов вокруг?

Ответить
1

Охохо, стал ли я чувствовать себя свободным после появления своего дела? Едва ли! :(
Но это однозначно затягивает! ;)

Ответить
0

В точку. 100 плюсов вам

Ответить
2

А если мне в душе 16 лет, можно записаться?)

Ответить
0

Эдакий Киосаки нашего времени, хорошая тема.

Ответить
8

Зачем хорошего человека так обзывать?

Ответить
4

Вообще, какое-то начальное представление о том, что такое активы и пассивы, я получил именно после прочтения «Богатого папы» и поиграв в его настолку (и вообще мне кажется, что сама книжка — это в какой-то степени реклама неплохой альтернативы «Монополии») лет в 16. Недвижку после него не скупаю, но к деньгам поответственнее относиться стал, для таких бездарей как я норм, как мне кажется.

Ответить
2

Когда мы хотим нанять сотрудника, нам нужно умудрится

Умудриться*

Ответить
2

Мы как раз сейчас пробуем похожий формат занятий в школах как урок, запустили с партнерами школьный акселератор проектов, преподаем проектный менеджмент, опираясь на личный рабочий опыт

Ответить
0

Поделитесь и своим опытом)

Ответить
1

Надо написать, вы правы)

Ответить
2

Да, отличный курс, и да подбор персонала это головная боль(

Ответить
2

Отличная идея и список из 4-х пунктов смело можно увеличивать до 50))

Ответить
2

Очень классная идея, открывайте такие курсы в Москве и для взрослых))) я сама пойду!

Ответить
1

такое мышление, как у школьников в статье - мышление успешного в собственных фантазиях бизнесмена)

автомоек много, а значит все прибыльные. что сложного? снял помещение, купил оборудование, нанял персонал. все, деньги текут рекой, ведь все моют авто.

Ответить
1

Армянский стиль ведения бизнеса
Сосед открыл аптеку, деньги получает, открою тоже рядом
Так и получается улица аптек, где все заработают по 2%, но зато все при деле

Ответить
1

Да, такому надо в школе обучать. Конечно, изучать на уроке экономики паритет покупательской способности и из чего складывается ВВП тоже надо, но все-таки лучше начать с азов

Ответить
0

будто эти школьные знания применИмы в жизни...

Ответить
1

Есть более сильные синдикаты по промыву мозгов в обратную сторону для строительства фантазий и воздушных замков типа БМ и Лайк, такие НЛП применяют по полной и мозг отключают в раз и + еще личная жажда наживы и мечты

Ответить
1

Это и для взрослых наверняка будет интересно. Попробовать стоит)

Ответить
1

БМ сектанты и прочие аязы смотрят на вас как на.... ну вы поняли =D

Ответить
1

Вы классные, и мне очень нравится тот проект, который реализуете, и эта задумка для подростков - замечательная! Меня немного смущает здесь пункт 2 - есть ощущение, что очень многие бизнес-модели построены на этом, ну и многие бизнесмены стартуют именно с "куплю за 100 - продам за 500". Мне кажется, что если у человека есть харизма, то он продаёт собой (и себя, в каком-то смысле). Ну и всяческие брендовые штуки сюда же: тот же Старбакс-кофе, который стоит дороже остального, не потому такой дорогой, что какой-то особенный персонал, зёрна или машины, а потому что "купил за 100 - продал за 500", и могут себе это позволить.

Ответить
0

Мамочки, какой рейтинг у статьи! :0
Спасибо за такой интерес!
Получаю в личку много вопросов про то, будет ли онлайн-версия, семинары в Москве, представители в регионах, версия для взрослых.
Это всё очень классные и интересные идеи, но пока мы не знаем, что и когда из этого будем делать, поэтому сделали форму подписки на новости этого проекта, вот здесь: https://bandaumnikov.ru/product/delovaya-sreda/#subscribe-news

Ответить
1

Добавлю в список вопросов: будет ли книга на эту тему?
Сразу бы на предзаказ записался.

Ответить
–3

Неплохой бизнес, продавать мамкиным предпринимателям маня мирок коммерческого успеха...

Ответить
–1

Потешные войска)))

Ответить
0

http://наследие2019.рф

Я участвую в этом проекте в роли наставника

Ответить
0

Божественно 🤦‍♂️🤦‍♂️🤦‍♂️

Ответить
0

Ещё один миф можно добавить: "Вот пройду супер-пупер курсы по маркетингу и запилю прибыльный бизнес". На деле теория бывает далека от практики. Тут очень многое зависит от личных качеств и некоторые деятели вывозят бизнес допуская ошибки, а кто-то делает всё как по инструкции, но бизнес не прёт.

Ответить
0

Можно сколько угодно говорить о том, что систему образования надо менять, что-то добавлять, а что-то убирать, но в любом случае то, что этим начало заниматься - уже прогресс, и это главное. Жаль, что эту ситуацию портят те, кто от большого ума и "большого жизненного опыта" начинают кукарекать про "бизнес школы учат обманывать" и "большие деньги несут большие беды"; Конструктивная критика должна быть всегда, но за последние годы бизнес образование выросло в разы, и это круто :)

Ответить
0

Кружок в детском саду "Маленький предприниматель"

Ответить
0

Боже ж мой... да у нас любого спроси и услышишь одну и ту же фразу "ща я тебе расскажу, почему это не будет работать"

Ответить
0

Такие курсы полезны для любого старшеклассника потому, что предпринимательство рассматривает исследование того, что нужно людям - предметы быта (товары), навыки других людей (услуги). + Как это все устроено изнутри - как это все организовывается. Даже если ты собираешься работать по найму, лучше когда чётко прнимаешь, что и как устроено в бизнесе работадателя. А если ты актёр или певец, может ты сам, например, организуешь школу актерского мастерства или же откажешся от этой идеи, понимая сколько внимания нужно уделять разным вопросам.
А школьная программа во многом оторвана от реальности. И детям не интересно читать, как пример, Войну и Мир, т.к. на улице 21-й век и они и взрослых не хотят слушать, учителя для них не авторитеты, потому что их представьте - человек родился и начал узнавать мир и разбираться как все устроено. И тут раз тебе биология - например, интересно если ты не в семье алкашей родился, т.к. это то, что дитё хотя бы видит вживую. Математика - 50 на 50, если тебе хорошо объяснили для чего она нужна в жизни и как то заинтересовали. Литература - читает и вроде да, там на примерах ценности воспитывать должна, но вокруг все в жизни разговаривают по другому, по тв сериалы в основном в криминалом, ментами, бизнесом, или какие-то как постановочные и не живые - поэтому тв дети и не смотрят, а все смотрят из интернета. А в интернете что - всякие глупые видеоролики - приколы, которые пользуясь человеческой неосознанностью используют блоггеры для заработка, и людям это интересно, это в топе. Они смотрят на успешных в обществе людей в их понимании - на медийных личностей, как они живут, потому что для них это герои их времени, а не войны и мир. А если подростку просто показать как устроен шоу-бизнес, и что также эти блоггеры теми же методами привлекают внимание и что они тратяться на рекламу, стилистов, то они это конечно попробуют, но если это в школе будут преподавать и все буду понимать как это работает, то со временем и дети станут осознанней выбирать себе контент не с приколами и выходками медийных персонажей, а с какой то действительно интересной информацией, о людях которые действительно что то превнести человечеству, и до войны и мир дойдут тогда. Это со временем и так произойдёт и без изменения школьной программы и общих методик преподавания когда дети повзрослеют и придет время понимания этого, но хорошо бы было если бы в Министерстве образования были менее консервативные люди и больше каких то детских психологов или социологов, которым не лень все исследовать как и что влияет на современного ребёнка.
Вот поэтому я и за то, чтобы дети изучали как устроено предпринимательство - ведь на этом построено наше общество.
Всем уважения к друг другу и чужому мнению. Статье репост, автора в друзья) Это статья безусловно реклама, но когда вы работаете на заводе, вы же не набрасываетесь на своих коллег из отдела продаж или рекламы, вы же знаете что вы сделали хорошую деталь и она кому то нужна и как раз если бы люди больше сталкивались со школьной скамьи как работет предпрениматель, они бы не так агрессивно относились к подобной рекламе.

Ответить
0

Мне бы в школе, когда учился, такой курс) лет 10 мытарств сэкономил бы.

Ответить
0

Проблема в том, что вести бизнес нельзя научить, можно лишь быть наставником, ментором
А вот решать алгебру научить можно

Ответить
0

Надеюсь, что в этих курсах раскрывается тема серфиса и профессионализма, чувства ответственности за результат работы. Потому что сейчас ситуация с сервисом и пониманием качества собственной работы стоит остро, эти моменты надо смолоду прививать, потому что куда ни плюнь, все стараются сделать тяп ляп и получить деньги, а улыбающийся приветливый и знающий свое дело специалист это то к чему надо стремиться, налеюсь что с помощью таких курсов у нового поколения будет правильное видение своей работы и работы своих сотрудников.

Ответить
0

Красавы! Правильное дело делаете!

Ответить
–13

Как я стал вести семинары

Вы типа БМ только дешевле или бесплатно? Что серьезно у людей такие мифы в головах? Как будто сказку от "бодо шефера" прочитала :))

Ответить
–11

Я так понял это реклама своей школы? 30% от силы полезной информации.

Ответить
–8

Что за бред. Еще один самый умный учитель который ничего не добился, но всех учит. Раньше правдой считалось , что земля плоская и держится на трех китах. Пока не появились активисты с «туннельным зрением» плевавшие на критику вот таких специалистов, которые сделали корабль и отправились в кругосветку.

Ответить
3

Не всегда хороший учитель должен сначала добиться успеха, а потом учить. Чтобы начать учить детей астрономии необязательно сначала стать Стивеном Хокингом. И у спортсменов так же. Этери Тутберидзе не добилась особых успехов как спортсменка, зато олимпийских чемпионов выпекает, как пирожки.

Ответить
0
{ "page_type": "article" }

Прямой эфир

[ { "id": 1, "label": "100%×150_Branding_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox_method": "createAdaptive", "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfl" } } }, { "id": 2, "label": "1200х400", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfn" } } }, { "id": 3, "label": "240х200 _ТГБ_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fizc" } } }, { "id": 4, "label": "240х200_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "flbq" } } }, { "id": 5, "label": "300x500_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfk" } } }, { "id": 6, "label": "1180х250_Interpool_баннер над комментариями_Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "bugf", "p2": "ffyh" } } }, { "id": 7, "label": "Article Footer 100%_desktop_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjxb" } } }, { "id": 8, "label": "Fullscreen Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjoh" } } }, { "id": 9, "label": "Fullscreen Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjog" } } }, { "id": 10, "disable": true, "label": "Native Partner Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyb" } } }, { "id": 11, "disable": true, "label": "Native Partner Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyc" } } }, { "id": 12, "label": "Кнопка в шапке", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "bscsh", "p2": "fdhx" } } }, { "id": 13, "label": "DM InPage Video PartnerCode", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox_method": "createAdaptive", "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "bugf", "p2": "flvn" } } }, { "id": 14, "label": "Yandex context video banner", "provider": "yandex", "yandex": { "block_id": "VI-223676-0", "render_to": "inpage_VI-223676-0-1104503429", "adfox_url": "//ads.adfox.ru/228129/getCode?pp=h&ps=bugf&p2=fpjw&puid1=&puid2=&puid3=&puid4=&puid8=&puid9=&puid10=&puid21=&puid22=&puid31=&puid32=&puid33=&fmt=1&dl={REFERER}&pr=" } }, { "id": 15, "label": "Плашка на главной", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "byudx", "p2": "ftjf" } } }, { "id": 16, "label": "Кнопка в шапке мобайл", "provider": "adfox", "adaptive": [ "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "byzqf", "p2": "ftwx" } } }, { "id": 17, "label": "Stratum Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fzvb" } } }, { "id": 18, "label": "Stratum Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "tablet", "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fzvc" } } }, { "id": 19, "label": "Тизер на главной", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "cbltd", "p2": "gazs" } } } ]
Хакеры смогли обойти двухфакторную
авторизацию с помощью уговоров
Подписаться на push-уведомления
{ "page_type": "default" }