{"id":14287,"url":"\/distributions\/14287\/click?bit=1&hash=1d1b6427c21936742162fc18778388fc58ebf8e17517414e1bfb1d3edd9b94c0","title":"\u0412\u044b\u0440\u0430\u0441\u0442\u0438 \u0438\u0437 \u0440\u0430\u0437\u0440\u0430\u0431\u043e\u0442\u0447\u0438\u043a\u0430 \u0434\u043e \u0440\u0443\u043a\u043e\u0432\u043e\u0434\u0438\u0442\u0435\u043b\u044f \u0437\u0430 \u0433\u043e\u0434","buttonText":"","imageUuid":""}

Где искать силы на реализацию идеи, в которую никто не верит?

Мало кто видит такое разнообразие идей, прототипов и готовых проектов, как ментор стартапов ранних стадий. Сотни удивительных людей, ярких или не очень презентаций, и идеи, которые должны изменить мир. По крайней мере, так думают люди, в головах которых эти идеи созрели.

Идеи иногда бывают странные, непонятные, совершенно оторванные от реальности. И, казалось бы, можно сказать фаундеру прямо: "Ты придумал то, что никому не нужно, оставь это". Однако, я так никогда не делаю, а наоборот, стараюсь подсветить возможности, показать то, что основатель стартапа не видит. Потому что желающих убить мотивацию и без меня много, а мне близка идея, что чем больше у фаундера возможностей, чем больше он проверяет гипотез, тем больше он учится и тем быстрее сделает успешный проект. Потому что основатель заряжен идеей, мотивирован, как никто другой.

Какая бывает мотивация у основателей стартапов

По моим наблюдениям, основные мотивации у фаундеров такие:

  • Личная страсть. Эта мотивация, на мой взгляд, самая сильная. Происходит от внутреннего влечения к созданию чего-то нового, инновационного и полезного.
  • Деньги. Желание быть успешными и достичь высоких результатов часто действует как сильный мотивационный фактор.
  • Власть. Не редко вижу людей с сильной мотивацией создать что-то, чтобы управлять, быть хозяином людей, ситуаций, ресурсов.
  • Саморазвитие. Это люди, которые получили много опыта в процессе развития в профессии и просто не могут не применять эти знания и навыки. Это логичный путь развиваться дальше, и здесь часто тоже очень сильная мотивация.
  • Изменить мир/убрать боль. Такая мотивация есть, когда основатель (или его близкие) сам прошел через что-то сложное, испытал дискомфорт, боль, трудности и хочет это изменить, чтобы другие люди не страдали, как он.

Мотиваций много, мотивации у всех разные. Но я хочу раскрыть тему с другой стороны: часто бывает, когда фаундер месяцами стучится во все двери в попытке запустить свой проект, а в ответ слышит: "А рынок где? Как ты на этом зарабатывать-то собираешься? Где команда твоя? Где твои продажи?" И даже очень сильная мотивация от таких слов угасает, взгляд тускнеет, силы заканчиваются. Это переломный момент, когда нужно делать выбор: продолжить или все бросить.

Одна из причин – это не только критика, но и то, что большинство фаундеров не умеет отслеживать положительную динамику. То есть маленькие достижения не фиксируются, и вся ситуация начинает выглядеть бесперспективной, а то и вовсе безнадежной. И вот на этом хочу остановиться и рассказать подробнее.

Почему люди фиксируются на негативе

Причина, на самом деле, не одна, а их целый клубок:

  • Эволюционная адаптация. В нас природой заложено учиться на своих ошибках, запоминать, где было больно, где поранились. Запоминать это, чтобы больше не повторять своих ошибок, чтобы выжить.
  • Эмоциональная интенсивность. Негативные эмоции (гнев, обида, страх) часто намного сильнее позитивных, что делает их запоминаемыми.
  • Социальное влияние. Негативные эмоции, которые были вызваны другими людьми (тут привет любителям гнобить чужие идеи), фиксируются очень сильно, так как, если окружение осуждает, значит отвергает, значит не поддержит, а в логике обычного человека это нищета, голод, смерть :).

Причин много, возможностей скатиться в негативное мышление полным-полно. И когда основатель скатывается в такое мышление, все чаще начинает задавать себе вопрос: "Зачем я вообще это делаю? Может, это и не работает вовсе?"

Так где же искать мотивацию, если ты ее потерял

Фиксация на достижениях, успехах, положительных эмоциях работает так же, как и фиксация на негативе. То есть, чем больше ты замечаешь положительных моментов, осознаешь их, фиксируешь, тем больше будешь видеть возможности, чтобы все это преумножить. А еще большинство стартаперов не умеет работать с долгосрочными целями, а это значит, что они не умеют видеть динамику продвижения к ним, а значит, не фиксируются на маленьких победах.

Исходя из сказанного выше, хочу подсветить пару рецептов, которые я применял для себя.

  • Нужно больше общения с людьми, которые понимают и поддерживают вашу идею. Ищите людей, которые не критикуют, а наоборот, подсвечивают возможности и дают практические советы.
  • Если на всех питчах вы слышите только критику, значит, есть над чем поработать. Подумайте, как быстро можно получить первых клиентов, сделать первые продажи и подтвердить (в первую очередь для себя), что вы делаете не фигню.
  • Максимальная декомпозиция больших, длинных задач на короткие и быстро выполнимые. Так вы можете быстро решать маленькие задачки и фиксироваться на достижениях, а не плавать в неопределенности.
  • Фиксация достижений поможет видеть прогресс. Записывайте все положительные моменты, расписывайте их подробно! Используйте блокнот, канбан-доску и стикеры – выбирайте любые способы фиксации, но главное – не забывайте.
  • Ежедневная вечерняя рефлексия над достижениями за день поможет их приумножить. Например, вы познакомились с позитивным человеком, который дал конструктивные советы, и вы хорошо пообщались. Задайте себе вопросы: как вы еще можете повзаимодействовать? Может быть, этот человек может познакомить с кем-то еще (явно же он общается с подобными себе)?
  • Обращайте внимание на все хорошее, что с вами происходит, верьте в свою идею и ищите людей, которые хотят вас поддержать.

Сейчас рассказываю про 45 тренируемых навыков фаундера стартапа, и это был 12-й, #мотивация . Больше в моем телеграмм-канале @karanevich.

0
11 комментариев
Написать комментарий...
Олег Черкалин

Прекрасный материал. Всё так. Видел ни раз людей с крутыми идеями — да, фиксация на негативе. И да, неумение смотреть в разрезе долностроя. Всё жизненно, надеюсь, статья обязательно кого-то из стартаперов вдохновит. С фиксацией промежуточных положительных результатов — отличный лайфхак.

Ответить
Развернуть ветку
Андрей Коньшин

Ох, как глубоко! Открыл статью, думал что сейчас будет простое решение из разряда успешного успеха)) оказалось нет его, спасибо, ушел подумать!

Ответить
Развернуть ветку
Павел Караневич
Автор

Ого, спасибо за такую высокую оценку

Ответить
Развернуть ветку
Polina Savilova

Хорошая статья. Сила маленьких шагов - очень важное понимание, уметь её использовать - очень полезный навык. Альберт Сафин (психолог, автор и ведущий курса развития стратегического мышления) советует каждое утро составлять себе план на день, каждый вечер подводить итог и хвалить себя за результаты.

Ответить
Развернуть ветку
Павел Караневич
Автор

Полина, да, рефлексия над положительными моментами дня, очень хорошо сказывается на мотивации и качестве жизни.

Ответить
Развернуть ветку
Василь Закиев

Любой вопрос на питче это повод что-то поменять в презентации так, чтобы в следующий раз вопрос не задавали. Высший пилотаж – чтобы вопрос задавали, но тот, на который ты уже заготовил замечательный ответ;)

Ответить
Развернуть ветку
Павел Караневич
Автор

Питчить >> дорабатывать >> питчить >> менять >> снова питчить, но главное, не терять уверенность в себе и продолжать.

Ответить
Развернуть ветку
Олег Бовин

Главное чтоб вы верили в вашу идею и может быть она осуществится

Ответить
Развернуть ветку
Olga Zavadska

Вопрос - это повод и возможность посмотреть на свой продукт под другим углом. Услышать и что-то поменять, определить ЦА

Ответить
Развернуть ветку
Павел Караневич
Автор

Ольга, 💯%

Ответить
Развернуть ветку
Павел Караневич
Автор

Олег, спасибо за обратную связь, это очень ценно для меня

Ответить
Развернуть ветку
8 комментариев
Раскрывать всегда