«Слёрм» — highly addictive. Как превратить междусобойчик в глобальный проект
Несколько лет назад в Google придумали Kubernetes, инструмент построения сверхнадежных серверных кластеров. Если банк хочет, чтобы его приложение для смартфона было доступно 99,99% времени (а это простой меньше 5 минут в месяц), он запустит его в кластере Kubernetes.
На карте CNCF, организации, владеющей Kubernetes, в России есть всего 2 точки: Москва и Лиски, городок в Воронежской области с населением в 54 тысячи человек.
Как так вышло?
Дом, который построил Джек
Раскроем интригу сразу.
Лиски — это город, где зарегистрирована компания Southbridge, где работают исключительно удаленные сотрудники, для обучения которых придумали курс «Слёрм». Он набрал такую популярность, что прошел международную сертификацию.
Именно сертификация Слёрма и привела к тому, что по версии CNCF в России Kubernetes преподают только в Лисках.
Как познакомиться с исполнительным директором после 7 лет плодотворного сотрудничества
История Слёрма начинается с удаленной работы. Southbridge изначально делала ставку на людей из провинции.
Southbridge спокойно росла и процветала, хотя сотрудники никогда не видели друг друга.
Учиться, учиться и еще раз учиться.
Главный актив — это люди. Все, что делает компания, появляется не из воздуха. Всё делается руками сотрудников, благодаря их уму, упорству, любознательности, самоотдаче. Кадры решают всё.
Если делаешь ставку на человеческий капитал, в этот капитал стоит вкладываться по максимуму. В первую очередь — учить людей.
Получается самоподдерживающийся процесс: человек учится, лучше и быстрее работает, берет более сложные проекты, больше зарабатывает, компания дороже продает его услуги, вкладывает деньги в его обучение и так по кругу.
Админ доволен: его ценность растет, оплата растет, работа становится интереснее.
Клиент доволен: у него компетентный и энергичный подрядчик.
Компания довольна: бизнес растет.
И тут пришел Kubernetes
В 2014 году вышла первая версия Kubernetes. В 2018 году в России поднялся хайп: в Яндексе количество запросов Kubernetes выросло с 1000 в месяц до 5000, на переговорах все чаще звучало это слово. Бизнес еще не поверил в Kubernetes, но уже активно к нему приглядывался.
Но нельзя просто взять и научить людей. Удаленных сотрудников в офисе не соберешь, их нужно везти из Челябинска, Хабаровска и Калининграда. Kubernetes — тема сложная, за пару часов не освоишь, а отложить все дела на неделю не каждый способен.
И передать знания не так просто, нельзя сесть перед вебкой и вложить коллегам в голову все, что знаешь сам. Нужно структурировать материал, спланировать лекцию, подготовить презентацию, придумать практическое задание.
Чтобы обучение состоялось, надо подготовить программу, снять отель, вырвать всех из рутины, усадить в конференц-зал и экспресс-методом закачать знания в головы.
А если мы снимаем отель и конференц-зал для своих, почему бы не продать десяток мест? Отобьем немного денег на билеты.
Так родилась идея Слёрма.
«Слёрм-1»: в первый раз всегда больно
Концепция Слёрма непрерывно менялась. Мы проведем его в «Поселке программистов под Кировом». Нет, переезжаем в отель под Москвой. Делаем программу на неделю. Нет, на 3 дня. Рассчитываем на 30 участников. Нет, на 50. Практику проходим на ноутбуках. Нет, в облачном кластере.
Учиться на Слёрм приехало 20 человек из Southbridge. Мы практически без рекламы продали еще 30 билетов по 25 000 ₽ (что очень дешево с учетом проживания), и еще человек 30 зарегистрировалось в очередь ожидания. Стало ясно, что спрос на такие курсы огромен.
2 августа 2018 года, участники съезжаются в отель, и шквал организационных проблем больно бьет нас по голове.
В конференц-зале, где должен проходить Слёрм, не закончен ремонт. Нет столов: то ли доставка из Икеи задержалась, то ли отель и не собирался их закупать, а нам вешал лапшу на уши. Треть номеров непригодны для жизни. Администрация отеля выглядит так, как будто еще вчера доила коммерсов, а девушки на ресепшене умучены, как те самые коммерсы.
Тем не менее, за первый день все животрепещущие вопросы были решены: столы собрали со всего отеля, «ограбив» ресепшен и столовую, самых пострадавших гостей поселили в «Корстоне» в близлежащем Серпухове, заодно оплатив им такси, наладили подвоз воды и питание.
Несмотря на все проблемы, людям понравилось то, ради чего они ехали: содержательная часть. Поэтому на третий день Слёрма мы приняли решение повторить его осенью. Попутно опросили участников по интересующим темам и собрали задел на продвинутую программу. Мы назвали её «МегаСлёрм».
Слёрм-2: работа над ошибками
Слёрму нужен нормальный отель. Выбираем пятизвездочный «Царьград».
Желающих больше, чем может вместить зал, и не все могут себе позволить командировку. Организуем удаленные занятия: онлайн-трансляцию, общение в телеграм-канале, группу саппортов для помощи удаленным студентам.
Студентов становится значительно больше. Систематизируем и автоматизируем процессы: создание кластеров, рассылку доступов, сбор вопросов аудитории.
Мы уже не впопыхах принимали организационные решения, а создавали технологию мероприятия.
Теперь вскрываются концептуальные проблемы.
Люди не хотят ехать в загородный отель. Нам казалось, это круто: вырваться из текучки, отправиться туда, где тебя не догонит работа и домашние дела, погрузиться в Kubernetes по уши. Оказалось, это лишний напряг. Кроме того, отель больно бьет по бюджету мероприятия.
Финотделы не хотят оплачивать сотрудникам учебу в зале, когда есть более дешевый онлайн. А ведь мы задумывали онлайн как паллиатив для тех, кто живет в дальних уголках России и в других странах, и не собирались превращать Слёрм в трехдневный вебинар.
Отдельно порадовало, что на МегаСлёрм приехало 40 человек, хотя мы изначально рассчитывали на 15-20. Среди них много участников первого Слёрма.
Слёрм-3: здравствуй, Питер!
Проводим Слёрм в Питере. Делаем одинаковую цену на «живое» и удаленное участие.
И промахиваемся с размерами зала.
Выбираем небольшой аккуратный зал на 50 человек. Заявки медленно капают, и вдруг наступает конец декабря. Компании принимаются стремительно осваивать бюджеты 18 года и буквально за неделю раскупают все места.
Весь январь люди пишут: «Мы из Питера, только узнали, хотим в зал, найдите, пожалуйста, местечко». И мы добавляем еще 20 мест. По расчетам выходило, что все поместятся, но когда мы начинаем расставлять столы, получается очень тесно.
На третьем Слёрме кристаллизуются требования к размерам, планировке и оборудованию зала.
Как обычно, вскрывается новый слой проблем: наши спикеры круты как технари, но не как преподаватели. Мало иметь хорошую программу, надо донести ее до аудитории.
После третьего Слёрма у проекта появляется методическое сопровождение.
Слёрм-4: куколка превратилась в бабочку
Четвёртый Слёрм стал прорывным: 120 участников в зале, ведущий, методист, группа саппортов из 20 человек, все вылизано и отрепетировано.
Не обошлось без толики позора. Со словами «Мы админы, сетевики, мы сейчас раскинем свой суперский вайфай», мы установили точки доступа, потом кто-то задел ногой сетевой провод, идущий в Микротик, тот по вайфаю подключился к соседней точке, образовалось кольцо. В результате первые полдня «наш модный вайфай» еле работал.
Секрет успеха
Год назад мы воровали столы из столовой, чтобы рассадить 50 участников.
Сейчас мы прошли сертификацию в Cloud Native Computing Foundation: хозяева Kubernetes подтвердили, что мы можем его внедрять и ему учить.
Следующий Слёрм проходит в сентябре в Питере: Теперь Selectel, крупнейший российский хостер, пригласил нас в свой конференц-зал.
Записана и продается онлайн-версия курсов.
Присматриваемся к загранице: ведем переговоры с Казахстаном и Германией.
Самое время раскрыть секрет успеха.
А его нет.
Вовремя в руки попалась горячая тема. Нашлись специалисты, готовые ее объяснять. Они согласились стать ведущими. Были деньги на организацию. Каждый раз, когда мы упирались в кадры, на горизонте появлялся нужный человек. Все совпало самым благоприятным образом.
А главное — прекрасная аудитория. Люди, которых мы помним в лицо и по именам, и здороваемся при случайной встрече. Будь критики чуть больше, а благодарностей чуть меньше, мы бы не рискнули продолжать после первого Слёрма.
И, все же...
купите писателя, что ли
Комментарий удален модератором
У вас цена на оффлайн и онлайн участие одна и та же- 25000 руб?
Комментарий недоступен
Комментарий недоступен
Да. Готовим мероприятие в Алмате, ведем переговоры.