Пищевая пирамида бизнеса
Мы часто забываем что равенства одинаково работают в обе стороны. Если бытие определяет наше сознание, то точно также наши мысли определяют то как мы живем.
Например, классическая школьная пищевая пирамида показывает кто кого сожрал.
Если продолжить логику этой пирамиды, то такие примитивные организмы как гельминты и блохи должны быть выше медведя. Уверен, что целесообразнее показывать именно процесс перетекания энергии и рисовать такие вот пирамиды.
Солнце — это энергия первого уровня. Ее очень много и она очень чистая. Она доступна в среднем 12 часов каждый день в любой точке земного шара. Растения, которые питаются этой энергией, многочислены и разнообразны. Более того, некоторые растения могут жить по несколько тысяч лет. Солнечная энергия настолько универсальна, что позволяет растению самостоятельно синтезировать практически любое органическое вещество.
Растения — это энергия второго уровня. Она уже более ограничена как по доступности, так и по составу. Травоядным приходится постоянно искать новые растения, чтобы получать нужные им вещества. Зимой у травоядных большие проблемы с пищей. Самостоятельно возможности травоядных к синтезу нужных веществ ограничены. Долгожители среди травоядных даже близко не конкурируют с растениями.
Мясо — энергия третьего уровня. Количество питательных веществ ограничено, а витамины хищник получает только из желудка и печени жертвы. Кишечник у хищника очень короткий, чтобы успеть вывести остатки еды до того, как она начнет выделять ядовитые трупные газы. Жизнь хищника непродолжительна и проходит в постоянном поиске пищи, которой мало, поэтому недельное голодание для него это норма. К тому же еда постоянно убегает, и даже малейшее повреждение для хищника означает гарантированную смерть.
Органические отходы, которыми питаются сапрофиты (бактерии и грибы), настолько низкоэнергетичны, что даже не позволили развиться сапрофитам в сколь-нибудь сложную форму жизни. Это как тридцатилетний вебмастер, который живет в хрущевке с родителями и получает $150 в месяц от Адсенса.
Согласно правилу Линдемана, на более низкие уровни цепи передается 10% энергии. Так, хищник получает только 1% от той энергии, которую получили растения от солнца.
Как это применимо к бизнесу
В бизнесе точно так же. Чем ниже уровень вашего бизнеса, тем меньше энергии вам спускают верхние слои. И солнце здесь — покупатель, а энергия — деньги.
Если вы создаете софт для крупной госкорпорации не спешите радоваться — вы бизнес второго или третьего уровня. Вы получите ровно столько денег, сколько решат вам спустить с более высоких уровней. Если решат конечно. Вы пилите сервис для пользователей? Поздравляю с первым уровнем и постоянным потоком денег, который можно увеличивать бесконечно.
Ритейлеры всегда имеют живой денежный поток, который позволяет им быть на плаву даже при низкой эффективности. Они редко закрываются — в худшем случае их сразу же выкупают за дорого конкуренты. А вот обанкротившиеся производители и заброшенные заводы это норма. Перевозчик борющийся за крохи энергии спускаемой на третий уровень это обычная ситуация.
Если вы автор своего блога и зарабатываете на рекламе, то у вас бизнес 4 уровня. Допустим, магазин получил 10000 руб. прибыли. Из них 1000 рублей он отдает маркетинговому агентству на продвижение. Из этих денег 100 рублей агентство вкладывает в контекстную рекламу Адвордс. Гугл забирает себе 40%, а 60 рублей отдает вам. Большая часть энергии остается на первом уровне, и это закономерно.
Когда появились CPA партнерки, многие вебмастера сняли потертые джинсы и пересели в тойоты, ведь их доход вырос в среднем в 10 раз только за счет того, что бизнес поднялся на один уровень выше. Да, правило Линдемана здесь тоже работает.
Некоторые пошли дальше и стали торговать информацией, взлетев на вершину пирамиды и уже сами стали покупать рекламу у неудачников, сидящих на четвертом уровне и продающих контекстку. На первом уровне ты уже не бактерия перерабатывающая органических остатки для растений, ты сам растишь леса.
Чем ниже уровень бизнеса, тем вы более зависимы от решений, принимаемых наверху, и тем меньше денег (энергии) вы получаете.
Казалось бы, мысль очень простая и очевидная. Именно поэтому эта статья, написанная три года назад, так и осталась лежать в черновиках. Но как-то я поймал себя на мысли, что делая аудит сайтов я, в первую очередь, смотрю на уровень бизнеса, и думаю о том, как его повысить. Почти все успешные проекты — это бизнес первого уровня.
Возможно, для вас быть тигром в глубоком B2B престижнее и интереснее, но расти секвойей в B2C все равно выгоднее.
Всем минусующим - если что я нейтрально отношусь и к веганам и к мясоедам) Никого не хотел обидеть)
Ты мог случайно обидеть. А за такое поставлю ка я тебе лайк
Простая мысль, однако при создании нового проекта следует над этим чаще думать.
Комментарий недоступен
Есть частные случаи. Тот же Газпром, который вообще 3-5 уровня. Но если посмотреть на рост/падение стоимости компаний за последние 10 лет, то Газпром - мелкие неудачники по сравнению с Амазоном или Гуглом.
Вообще, сравнение с экосистемой не совсем удачно, хоть и выглядит современно. Гораздо лучше сравнивать с морской эскадрой в стиле "Pirates of Caribbean", если уж речь о бизнесе в условиях капитализма. Каждая бизнес-единица - своего рода корабль, где есть кэп, боцман и команда. Кто хороший капитан, к тому же смог найти ключ к богине океана Калипсо - тот во главе тихоокеанского флота. Остальные: кто в высокомаржинальной торговле - тот на первоклассном бриге, кто промышляет мелким разбоем - тот на шхуне с рваными парусами. Кто нарвался на древнее проклятие налоговиков - тот конкретно попал и перешел в разряд призраков, и т.д. и т.п. Такая пирамида пиратских статусов более точно отображает положение дел в бизнес-среде, но независимо от статуса, в любом случае необходимо чтить Кодекс и быть мастером в переговорах (Parle).
Да уж, правда в глазах смотрящего )
Самое что прикольное, это то что автор находится на минус 1 этаже его иерархии, так как он делает аудит работы того, кто делает сайты кому-то там.
Забавно, очередной сапожник без сапог. Пытается впарить инфо-товар. "Я знаю как сделать крутой сайт с высокой конверсией". Поэтому у меня блог в котором не сделаны элементарные действия по сео оптимизации (хотя это один из этапов его аудита).
Странно , что человек который пишет о "сео оптимизации" мнит из себя знатока SEO. Вы для начала почитайте, что эта аббревиатура означает.
Но самое интересное, что вы решили поставить диагноз моему сайту даже не поинтересовавшись его целью. С чего вы вообще решили, что цель моего сайта привлечение поискового трафика?
Очень простая мысль. Поэтому столько гениев, познавших дзен, хотят открыть свой фейсбук. Ведь фейсбук это как раз тот бизнес первого уровня
А приведите примеры последних попыток создать ФБ?
Сейчас в основном появляются стартапы в стиле
Сервис для любителей петь караоке на автобусных остановках
Сервис:Найди попутчиков чтобы пожарить шашлык в парке. Итд итп
Это тезисы книги «Антихрупкость»
В любом случае я не претендую на оригинальность. Уверен такую мысль много раз высказывали до меня. Книгу почитаю, спасибо)
При каком условии блогер на первом уровне окажется ??
Продавать свой продукт. Если отбросить инфоцыганщину, то это может быть услуга: настройка сервера, создание сайта, продажа сайтов, SEO... Есть примеры когда люди делают, например интересные туры, и продают их подписчикам. В общем любая услуга в которой вы компетентны. Ниша должна быть достаточно узкой, чтобы не было сильных конкурентов, но и достаточно широкой чтобы было достаточно заказов.
Физический товар сложнее создать и отправлять. Но в этом направлении тоже можно поразмыслить - кукольные дома, фоны для фудфотографов.
Но большинство блоггеров хорошо себя чувствуют и на втором уровне - просто продавая товар по рефссылкам или аудиторию прямым рекламодателям.
Например Трансформатор со своим клубом предпринимателей
Я на 4 уровне 😭
Google и Facebook с вами. 😁
Смотря какой проект считать успешным. Есть просто прибыльные проекты - успешные, а есть мега-прибыльные - успешные. Мегаприбыльные, инфраструктурные проекты - крайне редкий кейс, результат счастливого случая (в нужное время в нужном месте). Создать такой бизнес целенаправленно невозможно, большинству остается довольствоваться нижними слоями пирамиды.
Лучшее что читал из статьей за последнее время
Что я только что прочитал? Выколите мне глаза. Хрень полнейшая... Деньги не от покупателя идут а от цб. И ЦБ вместе с гельминтами - депутатами сколько даст столько и будет. Классические законы Адама Смита и Маркса в экономике ХXIвека уже не работают.
В теории есть один косяк. Бизнесы второго, третьего и т.д. уровня могут работать с неограниченно большим числом компаний более высокого уровня. Например, Яндекс (а именно Директ) бизнес второго уровня. Но Яндекс имеет оборот значительно больший, чем любой из интернет-магазинов, которые он рекламирует. И с точки зрения стабильности выглядит значительно лучше.
Сам по себе бизнес поисковика очень уязвим. Любая революционная технология, например облачная нейросеть в смартфоне исключает поисковик из цепочки (производитель - покупатель). А эта цепочка будет неминуемо сокращаться. Потому что ее сокращение это экономия времени и денег.
А теперь посмотрите куда развивается Яндекс - у него все новые сервисы первого уровня - еда, такси, авиабилеты, Я.деньги...
Вообще есть ниши где на третьем уровне может быть комфортнее чем в другой на первом. Уровни это не только о количестве денег, это еще о длине цепочки.
А наемные работники кто в этой пирамиде?
Комментарий недоступен
Наемным по большому счету все равно в бизнесе какого уровня работать. Они всегда будут получать среднерыночную ЗП. На первом уровне будет владелец больше зарабатывать на четвертом меньше, вот и вся разница.
Сапрофиты
А как в этой пирамиде расположить маркетплейс и продавца, который продаёт товар покупателю, но платит площадке?
Продавец первый уровень. Он хоть и платит площадке, но принимает деньги напрямую. Здесь платеж маркетплейсу по сути как CPA. Маркетплейс это тогда второй уровень.
Алиэкспресс - первый уровень. Он получает деньги сам и выдает, после доставки товара покупателю, продавцу его деньги за вычетом комиссии. Продавец на втором уровне здесь.
Кто получает деньги (взаимодействует с покупателем) тот и первый уровень.
Я даже вторую картинку сохранил себе)
Вот вам еще бонус. Усовершенствованная третья пирамида с чиновником на нулевом уровне)) Он выше всего этого)
Круто, спасибо 👌
"сняли потертые джинсы и пересели в тойоты"
А я подозревал, что в тойотах ездят без штанов :)
Я ждал когда, кто-то это заметит)) Вы первый)
Комментарий недоступен
Мне понравилась статья, интересно, познавательно. Спасибо.
Как по мне - чушь это все. Нужно смотреть не на единицы компаний типа Google и экстраполировать их на всех а на более значимые выборки.
Количество денег зависит от уникальности вашего продукта в данный момент времени и его востребованности в данный момент времени.
Посмотрите на список самых крупных компаний мира. Fortune global 500, Forbes global 2000
Банк и финансы лидируют.
А биржи, те, кто торгуют на биржах итд вообще по вашей теории не должны существовать. Они же на 20 уровне.
Вы все неправильно поняли. Вот вы сами себе противоречите. "Количество денег зависит от уникальности вашего продукта". Как раз на первом-втором уровне и есть уникальность. Чем ниже уровень тем проще продукт и ниже его уникальность. Где вы видели уникальное сырье?
Молочная ферма на третьем уровне может производить только молоко. Молоко уникализируется уже на более высоких уровнях. Газпром только газ. Производители конкурируют только ценой.
То что банки в лидерах, вполне закономерно. Это не просто первый уровень (они продают уникальные продукты для всех уровней). Они даже выше - они кредитуют даже вашего покупателя.
И почему вдруг биржи на 20 уровне? Брокер оказывает услуги тоже первому и второму уровню. Услуга не очень уникальная они зарабатывают не очень большие проценты от сделки. Классический второй-третий уровень. Все их заработки исключительно за счет оборотов.
Ты забыл написать про сперматозоид. Интересно, это какой уровень?
так есть какая-то инфографика побольше?