{"id":14284,"url":"\/distributions\/14284\/click?bit=1&hash=82a231c769d1e10ea56c30ae286f090fbb4a445600cfa9e05037db7a74b1dda9","title":"\u041f\u043e\u043b\u0443\u0447\u0438\u0442\u044c \u0444\u0438\u043d\u0430\u043d\u0441\u0438\u0440\u043e\u0432\u0430\u043d\u0438\u0435 \u043d\u0430 \u0442\u0430\u043d\u0446\u044b \u0441 \u0441\u043e\u0431\u0430\u043a\u0430\u043c\u0438","buttonText":"","imageUuid":""}

Почему я ненавижу копирайтеров на аутсорсе

За последние два месяца мы поработали с 22 авторами. В статье пытаюсь понять, почему так вышло, что 17 из них — профнепригодны, несмотря на отличное портфолио.

Привет, это Лена из PR-агентства Gate. Мы работаем с IT-компаниями и digital-продуктами, и в месяц пишем около 60 текстов. Большая часть из них — это лонгриды для онлайн-изданий типа Forbes и Inc, корпоративных сайтов и VC с Хабром.

Контекст

До этого лета мы обходились исключительно силами инхаус-авторов, либо ребят, которые хорошо с нами знакомы. В недавней статьей писала, что 80% внештатных авторов проходили у нас стажировку: это давало гарантии, что человек напишет текст так, как нам нужно, не сольётся в неожиданный момент.

В последние месяцы число проектов увеличилось, и старых авторов хватать перестало. Искать таланты через стажировки — игра вдолгую, поэтому, чтобы сократить время на поиск новых людей, идея была следующая:

  • отбираем авторов через hh.ru, Budu, чатики и биржи (всего собрали 700+ откликов)

  • сортируем отклики на основе качества и релевантности портфолио (30 из 700 оказались норм)

  • проводим установочную встречу и отдаем тестовый текст в работу (до встречи дошло 22 из 30)

  • 70% авторов выдадут хорошие материалы, и значит мы включим их в свой пул.

Ситуация на практике

На деле 17 из 22 авторов по итогам тестового текста оказались либо безответственными, либо бесталанными.

Можно сколько угодно упрекать меня в снобизме, но история, когда по ссылке у тебя классное портфолио, а в личке текст с бесконечными повторами, риторическими восклицаниями и штампами в духе «в стенах нашей компании» повторялась у редактора регулярно.

Несмотря на то, что тестовый текст мы оплачивали на условиях, озвученных авторами (сколько сказали, столько заплатим), некоторые из них умудрялись просить деньги перед каждой итерацией (хотя в стоимость включены были аж три), а некоторые просто отказались доработать текст, потому что «нет желания».

В чём проблема

Нет корреляции между стоимость услуг и их качеством

В числе ребят, которые круто пишут, была девочка, попросившая три тысячи рублей за сложную колонку. Среди отвратительных текстов были те, за которые мы отдали и семь, и десять, и семнадцать тысяч. Повторюсь, у всех копирайтеров, которые получили тестовое, в портфолио были материалы достойного качества, за которые не жалко отдать нормальные деньги.

Нет ответственности

Некоторым людям просто плевать на то, что будет, если не прислать текст в срок или устроить детокс-неделю в даты дедлайна. И на ранее поставленную галочку у слова «Нет» в вопросе «Бывает ли вам тяжело сдавать тексты в срок?» им тоже по-фи-гу.

NDA снижает мотивацию сделать классный текст

Около 60% текстов, которые мы пишем, идут под клиентским NDA. То есть автор не сможет положить текст себе в портфолио, даже если будет очень сильно им гордиться. В 1-1 встречах после завершения работы два человека признались, что им сложно найти в себе силы писать непростой материал, если не смогут им похвастаться публично.

Эго раздуто до небес

Я — токсик, и правки от меня в тексты — часто набор пассивной агрессии типа «б** ну что за **йня». А вот наши редактор и проджекты, которые взаимодействуют с копирайтерами, — ребята тактичные, которым не лень написать комментарий на пять абзацев с объяснением, что «было бы здорово доработать».

Но даже самые корректные правки часть авторов воспринимает как оскорбления, сомнения в таланте, удар спину, роспись в профнепригодности — в общем, нужное подчеркнуть. Вместо того, чтобы назначить звонок и обсудить комментарии, если вы с ними не согласны, некоторые люди предпочитают отвечать — «дорабатывайте тогда текст сами, я вложил в него душу и ничего исправлять не хочу».

К чему пришли

Просить рекомендации

Поиск людей, которые работали с автором, займёт время, но снизит риск начать сотрудничество с плохим специалистом. В конце концов, мы так делаем с любым соискателем, которого хотим взять в штат — почему подход к фрилансерам должен отличаться.

Продолжить выращивать стажёров

Люди, которые к нам приходят на двухмесячную бесплатную (!) стажировку не умеют писать, не читали Ильяхова и не понимаю, что вообще такое этот ваш лонгрид. Зато они замотированы, любят учиться и лучше отделяют субъективную критику от желания помочь прокачаться.

Помолиться за здравие OpenAI с Альтманом или без

Мой любимый вопрос от знакомых-айтишников — почему мы не можем вместо найма копирайтеров купить подписку на ChatGPT 4.0. Подписка у редактора и проджектов есть: нейросеть помогает сгенерировать вопросы для написания статьи и выдать фактуру, чтобы разобраться в новой теме. Но, к сожалению, ИИ всё ещё не может сходить на созвон с клиентом, задать ему сгенерированные вопросы, написать драфт и внести правки.

Вы скажете, что все проблемы могут быть актуальны для сотрудничества с любыми фрилансерами, но нам повезло — иллюстраторы, веб-дизайнеры и даже фулстек-разработчики, которые привлекались к проектам в разное время, были супер (хотя найдены по тому же принципу, что выше).

Возможно, проблема поиска классных авторов в том, что освоить профессию копирайтера банально проще — в теории для работы им даже не нужен компьютер, набирать текст можно хоть с телефона. Поэтому сотни людей, уставшие перекладывать бумажки в офисе, покупают за 10 000 рублей курс от ноунейма, кладут в портфолио чужие тексты и выходят на рынок :(

0
71 комментарий
Написать комментарий...
Evil Pechenka

Про копирайтинг — всё просто. Много работал с копирайтерами и:

1. Если хочешь дёшево, то нужно просеять тонны мусора.
2. Ровно через полгода копирайтер подорожает, потому, что будет завален заказами.
3. Никто год по ₽5000 статьи хорошего качества в режиме конвеера писать не будет.
4. Берём какую-нибудь биржу Главреда и там хорошие авторы: https://work.glvrd.ru/ И дорогие.
5. Какой-нибудь Комаровский за сколько статьи пишет? Ну тысяч 300. И да, они хорошие. ( @Павел Комаровский — поправь если не так).

Резюмируя — если мы пытаемся добыть конфетку в куче г-на, за три копейки, то в чём претензия? Именно так и должно быть. Всё нормально.

Хотите иначе? Платите 50–100 за статью. Дорого? Ну будет вот так.

Это не претензия к вам, это просто про неуместность сетований, вы где-то на дне ползаете и удивляетесь, что там плохие авторы. А какие они там должны быть?

Ответить
Развернуть ветку
Griby Lenina

«Бывает ли вам тяжело сдавать тексты в срок?»
Нет, не бывает, потому что я никогда не сдаю их в срок!

Ответить
Развернуть ветку
Лена Комарова
Автор
Ответить
Развернуть ветку
Чайка О.

Я бы сократила заголовок: "Почему я ненавижу копирайтеров".
Впрочем, даже так: "Почему я ненавижу".

Ответить
Развернуть ветку
Миша

Позвольте мне сформулировать вашу мысль более точно. "Я ненавижу!"

Ответить
Развернуть ветку
4 комментария
Лена Комарова
Автор

Почему я

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Антон Глоба

Да, жиза.)
У меня ответ простой: копирайтерам часто платят за плохие тексты, у них нет мотивации стараться. Если он пропустил ддл, то забил и пошел в другое место, потом в другое, потом в другое и везде им платят по одному-два раза, пока не поймут, что это не погрешность и текст правда плохой. Хорошие копирайтеры часто просто не выигрывают конкуренции у наглых авторов.
Мы авторов долго отбираем и берем в шатат прозапас — это единственная выигрышная стратегия.

Ответить
Развернуть ветку
Лена Комарова
Автор

Антон, хороший комментарий :) Если не секрет — как отбираете?

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Вадим Д.

«Нет желания» — аргумент, конечно (-:

Ответить
Развернуть ветку
Лена Комарова
Автор

Это еще и особенность поколения :)

Ответить
Развернуть ветку
6 комментариев
Анастасия Ищенко

Моё любимое за последнее время от копирайтера на просьбу отредактировать текст это — «Эти предложения были написаны конкретно мной, я могу посчитать нужным их не писать» )))

Ответить
Развернуть ветку
Лена Комарова
Автор

Если предложений, к которым были вопросы, нет, то нет и этих вопросов (с)

Ответить
Развернуть ветку
Любовь

мое любимое у копирайтеров - забыть, что в статье есть начало, середина и конец (с СТА)

Ответить
Развернуть ветку
Лена Комарова
Автор

)) у меня, кстати, нет CTA

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Алексей Волчанский

С какого мяу в статье с описание программы (для примера) должен быть призыв к действию? Хватит строчить лендинги-однодневки!

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Artem Suhenko

Я уже давно понял, что софт скиллы должны быть на первом месте, а уже потом твои харды. Ты можешь сколько угодно иметь развитый технический/профильный навык, но если ты токсичный человек либо безответственный, или у тебя с коммуникацией проблемы, то нам не по пути. Все описанное относится не только к копирайтерам, но и маркетологам, и сммщикам, и много кому еще.

Ответить
Развернуть ветку
Лена Комарова
Автор

Все так, все так :) Харды подтянуть обычно проще)

Ответить
Развернуть ветку
Denis
почему мы не можем вместо найма копирайтеров купить подписку на ChatGPT 4.0

Сразу видно что тексты о которых вы говорите нужны только райтеру (чтобы продать) и вам (чтобы перепродать) :)
По сути, вы генерируете спам :)

Ответить
Развернуть ветку
Лена Комарова
Автор

Как вы пришли к такому выводу? 🥴

Ответить
Развернуть ветку
Наталья Никулина

Оказывается, проблемы примерно те же, что и 10 лет назад) Когда я сама искала копирайтеров и решила выбирать начинающих (т.к. мал бюджет), часто слышала что-то вроде «У меня были пятерки за сочинения». За сочинения, епт! Многие еще считают себя «творцами» — от таких я никогда не видела нормального текста для бизнеса)

Ответить
Развернуть ветку
Yaroslav Kramskoy

«Роспись в профнепригодности…».

«Роспись…»

Какая? Гжель? Хохлома?

Уровень «профессионализма».

Будем тактичными.

Ответить
Развернуть ветку
Лена Комарова
Автор

Да упаси господь мне писать тексты

Ответить
Развернуть ветку
Дмитрий Романов

уточните, кто вы в этом пиар-агентстве? Я — токсик, и правки от меня в тексты — часто набор пассивной агрессии типа «б** ну что за **йня». А вот наши редактор и проджекты, которые взаимодействуют с копирайтерами

Почему вы пишите копирайтерам, если есть редакторы и пм?

Ответить
Развернуть ветку
Лена Комарова
Автор

Суть в том, что если бы копирайтерам давала правки я, то понятно, почему бы они уходили или не хотели бы вносить правки.

Но фидбек им дает редактор, который умеет корректно формулировать обратную связь. При этом часть людей даже милые правки не готовы доработать.

Надеюсь, стало понятнее.

Ответить
Развернуть ветку
4 комментария
Дмитрий Гурин

Сегодня ночью шайка копирайтеров подкараулит вас под домом и устроит вам темную

Ответить
Развернуть ветку
Александр Правиков

но если дать им фидбек, большинство разбежится)

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Textodromo.Agency

К сожалению, частая проблема, можно только увеличением охвата соискателей (= отбором большего процента нормальных авторов) решить.

Ответить
Развернуть ветку
Лена Комарова
Автор

Да, но это блин жутко дорого)

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Александр Правиков

Да, рекомендации — лучше всего. И тестовое. По опыту, из 10, получивших тестовое, возвращаются хорошо если трое) Из них, если повезет, один будет норм. Или нет.

А плохих копирайтеров много по банальной причине — большинство заказчиков не отличит добро от зла и ориентируется только на цену или на свой небезупречный вкус (не знаю, что хуже). Ну и порог входа ниже, чем для тех же дизов, это да.

Ответить
Развернуть ветку
Дмитрий Романов

И тестовое вы оплачиваете по ставке копирайтера?

Ответить
Развернуть ветку
3 комментария
Дарья Яромич

*судорожно отправляю статью всем знакомым копирайтерам, потому что жиза*

Ответить
Развернуть ветку
Abnatop Sky
почему так вышло, что 17 из них — профнепригодны, несмотря на отличное портфолио.

Потому что для того чтобы - нужно разбираться не только лишь, а вообщще. Типичный пример говнокопирайтинга - статьи одного "местного представителя".

Краткий анализ:
https://vc.ru/marketing/913091-razveivaem-mify-lokalnoy-elektrifikacii

Ответить
Развернуть ветку
Alex K

Примерно такая же статистика с дизайнерами, таргетологами, сео-шниками и etc...

Ответить
Развернуть ветку
Миша Тепловодский

» по ссылке у тебя классное портфолио, а в личке текст с бесконечными повторами

Обычно в портфолио результат работы команды, включающей редактора или главреда, корректора, возможно, ещё креативщика и проджекта. Если коммерческий текст, то ещё и заказчик послеживал, чтобы текст доносил какую-то понятную мысль, решал задачу.

Параллельно с портфолио интересно запрашивать тексты, которые автору нравятся, к которым он стремится

Ответить
Развернуть ветку
Майнкрафтер Фирамир

Хантите авторов после стажировки «Сделаем», «Редакции Рыба» или школы редакторов Бюро Горбунова — и будет вам счастье. Они ими сами на страницах хвастаются: пишите по контактам и в путь)

Ответить
Развернуть ветку
Лена Комарова
Автор

Это хороший совет :)

Ответить
Развернуть ветку
Дмитрий Романов

бесталанными? Пришлите ваш внутренний критерий оценки таланта?

Ответить
Развернуть ветку
Дмитрий

1. Я противник нудных и бестолковых собеседований, но определить своя или чужая статья в портфолио очень просто. Берете любую статью из портфолио и начинаете изучать, как она была написана (самый простой пример, это использование в ней непубличной информации) и на собеседовании начинаете человека спрашивать откуда он информацию взял, если он с пеной у рта начинает доказывать, что эта информация есть в сети, а ее там нет, значит он не писал данный текст. Можно поспрашивать по тематике статей, если в портфолио статьи автомобильные, а человек в автомобилях "плывет", значит статья не его. И.т д.
2.Что касается правок, если Вы исправляете грамматические, стилистические и фактические ошибки это одно, если улучшаете статью другое, если реализуете свое эго третье. Реакция разной будет.Мне, например, лучше всего работалось с редакторами у которых третьего нет вообще, а по первому и второму они все делают сами. Хотя это от качества текста зависит конечно. Бывали случаи, когда редактор вставлял такую ерунду, что я требовал или убрать "исправления" или убрать мою фамилию. Те, кто правит тексты не святые.

Ответить
Развернуть ветку
Лена Комарова
Автор

Не соглашусь, что редактор должен сам исправлять стилистический и фактические ошибки. Ок, если копирайтер на разовый проект и больше с ним работать не планируют, но если с человеком хотят работать регулярно, то важно подсвечивать ему моменты в тексте, которые необходимо дорабатывать и которым стоит уделять больше внимания. Иначе он будет каждый раз присылать тексты с одними и теми же ошибками

Ответить
Развернуть ветку
Michael Ivonin

Можно ли написать книгу про Excel, если не разбираешься в теме? Нет. Точно так же нельзя написать даже абзац текста, если не разбираешься в теме. Копирайтинг - зло, ибо профанация.

Ответить
Развернуть ветку
Наталья Никулина

В том и смысл, что нужно разобраться, а не просто буквы в слова складывать, как «душа просит». Журналистов по этой причине и называют профессиональными дилетантами — приходится как минимум по верхам разбираться во многом. Ну а текст копирайтера в агентстве проверяет клиент, который уж точно разбирается в своем предмете. Так что никакого зла, просто работа такая.

Ответить
Развернуть ветку
2 комментария
Дмитрий Романов

а в личке текст с бесконечными повторами - в какой личке?

Ответить
Развернуть ветку
Лена Комарова
Автор

В личке редактора) Мы общались с авторами в ТГ

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Владимир Лопатин

У вас просто прямолинейный подход к работе. Имеете право, вы же музыку заказываете

Ответить
Развернуть ветку
Кто-то
В числе ребят, которые круто пишут, была девочка, попросившая три тысячи рублей за сложную колонку.

Вы ей так и заплатили три тысячи? :(

Ответить
Развернуть ветку
68 комментариев
Раскрывать всегда