{"id":14285,"url":"\/distributions\/14285\/click?bit=1&hash=346f3dd5dee2d88930b559bfe049bf63f032c3f6597a81b363a99361cc92d37d","title":"\u0421\u0442\u0438\u043f\u0435\u043d\u0434\u0438\u044f, \u043a\u043e\u0442\u043e\u0440\u0443\u044e \u043c\u043e\u0436\u043d\u043e \u043f\u043e\u0442\u0440\u0430\u0442\u0438\u0442\u044c \u043d\u0430 \u043e\u0431\u0443\u0447\u0435\u043d\u0438\u0435 \u0438\u043b\u0438 \u043f\u0443\u0442\u0435\u0448\u0435\u0441\u0442\u0432\u0438\u044f","buttonText":"","imageUuid":""}

Как мы ставим ТЗ копирайтерам, чтобы получалось не ХЗ

Рассказываю, как работать с авторами в штате и на аутсорсе, чтобы они выдавали хорошие тексты для СМИ и блогов

Контекст

Для клиентов агентства мы пишем около 700 статей в год. Часть создаётся копирайтерами из штата компании, часть — проверенными фрилансерами (80% из них проходили у нас стажировку, но не смогли по разным причинам принять оффер на фуллтайм).

За три года мы прошли путь от «писали статью всей командой три недели, а клиент всё равно раскритиковал» до «автор написал всё за неделю, клиент внёс пару правок». Последнее происходит, конечно, не в 10 из 10 случаев — периодически даже хорошо выстроенный процесс не спасает от критики клиентов или редакций СМИ, потому что тексты — вещь, как ни крути, субъективная.

Как устроена коммуникация с авторами

Независимо от того, работает автор в штате или нет, у него обязательно есть доступ к проектам в таск-трекере, для которых он пишет тексты.

В любом проекте помимо доски с задачками есть база знаний: видео от аккаунт-менеджера, где он рассказывает про клиента и задачи агентства на проекте, и файлы с важными деталями — брендбук с прописанным ToV, подборка статей-референсов, описание предыдущего опыта работы клиента с той или иной площадкой.

Отдавая текст копирайтеру, менеджер проекта одновременно помещает соответствующую задачу на доску и согласовывает удобный слот для созвона с автором — без созвона риск написать сомнительного качества текст доходит до 50%.

Что содержится в задаче

В ТЗ для копирайтера мы пошагово прописываем следующие пункты:

Тема материала, формат и от чьего лица (официально) текст будет опубликован

Как правило, мы готовим тексты от лица одного из топ-менеджеров компаний, и автору нужно не просто представлять, что это за человек, но и понимать, как он говорит в жизни: для этого важно в ТЗ добавлять ссылки на соцсети эксперта или записи его выступлений.

Кроме того, нельзя забывать и про формат: экспертная колонка, кейс или исследование должны быть примерно одинаковыми по объёму символов, но совершенно разными по подаче.

Куда пойдёт материал

Имеет значение и то, где планируется разместить текст — в Forbes или РИА Новости, на VC, Хабре или в блоге компании.

У любой площадки есть свои особенные требования, которые нужно учитывать: объём текста, как должен строится лид, можно ли в тексте дать ссылку на сайт с UTM-меткой.

Референсы

Делитесь с авторами ссылками на похожие тексты, которые вы готовили ранее (например, если требуется подготовить для клиента кейс, а вы уже их писали и не раз, но с другими копирайтерами).

Необязательно ограничиваться примерами только из портфолио вашей компании: так, готовя тексты для VC, мы регулярно приводим как образец посты конкурентов.

Фактура внешняя

Автор — человек самостоятельный и точно умеет гуглить, но если вы уже погружены в тему —сэкономьте ему время и подскажите проверенные источники, на которые можно опираться.

В этом разделе рекомендуем давать ссылки не только на полезные статьи, но и просто на список ресурсов, которым можно доверять. В последних ТЗ видела, что ребята даже советуют авторам лучшие промты для ChatGPT.

Фактура внутренняя

Если готовить материал только на основе открытых источников, получится скучно и вторично, поэтому копирайтер обязан в тексте использовать данные (цифры, мнение, кейсы), которыми оперирует клиент.

И здесь, как правило, два пути. Либо менеджер сам готовит пул вопросов для клиента и передаёт автору уже готовые ответы (в идеале они должны быть получены в рамках отдельного созвона с клиентом). Либо автор берёт на себя сбор информации от клиента и самостоятельно связывается с ним.

Выбор варианта зависит от того, с каким числом контактных лиц изначально пожелал коммуницировать клиент, срочности материала и его темы.

План работы и дедлайны

Заключительный раздел ТЗ — порядок действий автора и крайний срок, когда каждый из этапов должен быть завершён.

Пример, как может выглядеть план:

  1. Изучить фактуру, задать вопросы по ТЗ и опорным данным — 18 октября
  2. Подготовить структуру материала и ключевые тезисы —19 октября
  3. Написать драфт и прислать на согласование редактору —21 октября
  4. Подготовить ТЗ дизайнеру по инфографике к тексту — 22 октября
  5. Внести правки, прислать текст вместе с инфографикой на финальное утверждение — 23 октября
  6. Внести правки от клиента — 25 окбяря
  7. Внести правки от редакции — 1 ноября

В этом же разделе можно дополнительно дать примеры хорошей структуры с тезисами и указать сервисы, где стоит проверить текст перед отправкой редактору (например, на Главреде и Text.ru).

А зачем потом ещё и звонок

Потратить дополнительные полчаса менеджера на обсуждение и так внятного ТЗ с автором может казаться излишним микроменеджментом, однако в работе с людьми до сих пор работает правило: встреча > звонка, звонок > письма.

На коротком синке с автором можно дополнительно проговорить ключевые опасения, которые менеджер связывает с текстом, поделиться эмоциями, которые в нём нужно отразить, и сразу обсудить бутылочные горлышки, которые могут быть у работы с этим материалом.

Кроме того, у звонков есть ещё один примитивный плюс: живое общение помогает менеджеру укрепить связь с автором, и второму уже не так просто молча сорвать дедлайн.

Резюмируя

Есть гениальные авторы, которые умеют писать выдающиеся тексты, даже получив задачу в четыре слова: «сделай хорошо, плохо не делай».

Для работы со всеми остальными оставляю шаблон ТЗ: возможно, пригодится :)

Тут должна быть ссылка на мой канал в Telegram, но я не пишу там ничего умного.

Поэтому если хотите поговорить про PR, пишите в личку — @lnkmrv, если нужны статьи на VC — оставляйте заявку

0
19 комментариев
Написать комментарий...
Лилия Батталова

Спасибо. Как копирайтер скажу: когда вот так сразу дают от чего отталкиваться, легче формулировать вопросы и вливаться в тему. Вашим ребятам повезло)

Мне вот тоже предстоит искать авторов, пока готовлюсь, благодаря вам увидела, что еще стоит сделать.

Ответить
Развернуть ветку
Лена Комарова
Автор

Вы формируете редакцию или почему ищите еще авторов? Если не секрет :)

Ответить
Развернуть ветку
Huge Ammone

Сайт у вас конечно жесть https://thegateagency.ru/ .
Вдохновлялись сайтом "вырви глаз"? https://vc.ru/design/879376-sayt-vyrviglaz

Ответить
Развернуть ветку
Valentin Krutov

Стильный и актуальный сайт по современным меркам (как я понял). Только мы с вами видимо слишком старые, чтобы оценить

Ответить
Развернуть ветку
Лена Комарова
Автор

Вдохновлялись UI/UX-тестами ;)

Ответить
Развернуть ветку
Лилия Батталова

Как минимум нужен копирайтер-помощник на посты и корректуру, а дальше как пойдёт)

Ответить
Развернуть ветку
Лена Комарова
Автор

Здорово! Желаю успехов!

Ответить
Развернуть ветку
Rusakov

А где в ТЗ пункт "вписать 67 раз фразу "купить мягкая мебель СПб" из них 22 раза в подзаголовках и не менее 5 в списке"?

Ответить
Развернуть ветку
Лена Комарова
Автор

Если без шуток, то вероятно в ТЗ на SEO-тексты это и правда должно быть :) Мы в них не особо эксперты)

Ответить
Развернуть ветку
Юлия Антонова

Хорошая статья, спасибо

Ответить
Развернуть ветку
Aleksei Shabelskii

«база знаний: видео от аккаунт-менеджера, где он рассказывает про клиента и задачи агентства на проекте, и файлы с важными деталями — брендбук с прописанным ToV, подборка статей-референсов» — вот это прям очень круто )

Ответить
Развернуть ветку
Орбитальный Тигр

Хорошо. Думал, что опять про агенство, которое выкинуло копирайтеров, а тексты пишут нейросети по запросам енотов.
Значит будете первыми, когда все боты деградируют, а нейрохайп пройдет)
Кстати, у Форбс есть какие-то особенные требования к публикациям?

Ответить
Развернуть ветку
Лена Комарова
Автор

Если говорить про содержание, то довольно базовые требования: глубокое погружение в тему, подкрепление аргументов цифрами и исследованиями из достоверных источников. А вот согласовать с ними темы — всегда небольшой челлендж для агентства, поскольку редакция готова брать материалы, которые очень сильно вширь (про глобальные тренды, макрорынки), а клиенты обычно хотят выпустить в Forbes что-то конкретно про себя любимого)

Ответить
Развернуть ветку
Grib

У вас не забалуешь))

Ответить
Развернуть ветку
Лена Комарова
Автор
Ответить
Развернуть ветку
Юрий Хабаров

тз, хз, а нормальные слова будут?

Ответить
Развернуть ветку
Илья Дементьев

А как вы нанимаете авторов? Можно как-то подать заявку на внештатное авторство?

Ответить
Развернуть ветку
Лена Комарова
Автор

Можно, конечно. Напишите на [email protected] с пометкой, что хотите писать тексты на аутсорсе. Сразу лучше прикрепить примеры кейсов на VC и (или) Хабре, лонгридов в деловых и (или) технологичных СМИ.

Ответить
Развернуть ветку
Text.ru

Очень интересно. Рады, что наш Сервис пригодился 👍🏻

Ответить
Развернуть ветку
16 комментариев
Раскрывать всегда