1 000% прибыли на продаже атласной ленты. Мои выводы за 11 лет цветочного бизнеса
7 лет я работал электромонтером в Ростелекоме. Моя задача была выкачать воду из колодца, зайти в колодец и там все помыть.
В 2013 году я сыграл свадьбу. Она была специально для сбора денег. Накрыл маленький стол на 5к, получил 70к. Возврат инвестиций 1300%. Я арендовал точку в ТЦ Олимп в Нефтекамске, взял б/у холодильники на авито, прилавок сделал из 5 поддонов, которые поставили один на другой. Их нашел на улице.
Магазин закрылся через 2 месяца, потому что не было заказов. Следующий магазин стал лучшим в городе по продажам в интернете.
В статье поделюсь выводами, которые вынес за 10 лет бизнеса и ни разу не прорекламирую франшизу.
Вы прочитаете: почему цветочный магазин нужно открывать рядом с ларьком из 90-х, как лайфхаки хранения цветов могут все испортить и почему у вас не получится вести бизнес, если вы флорист.
ДИСКЛЕЙМЕР: Статья написана для блога МойСклад на основе интервью с предпринимателем Булатом Вахитовым, основателем сети cvetov.ru
Содержание:
1. Не хотел появляться в магазине никогда в жизни
2. Совковый магазинчик рядом — хороший знак
3. Яндекс.Директ и таргет в цветах запускать не выгодно
4. Если вы умеете быть флористом у вас не получится стать предпринимателем
5. Не берем на работу опытных флористов
6. Лайфхаки хранения делают так, чтобы клиент купил, а цветы испортились дома
Не хотел появляться в магазине никогда в жизни
Я продолжал работать в ростелекоме и чтобы вести бизнес параллельно мне важно было его автоматизировать.
Поставил МойСклад и камеру, в надежде никогда не появляться в магазине.
Когда в 2013-м я открывал первый магазин, то я был одним из первых пользователей МойСклад. Мне просто повезло, что сервис стал топовым в своей нише, а не закрылся через месяц.
Мне писали примерно 60 человек в год, когда я выложил видео как настроить МойСклад, денег не брал, но зато много с кем познакомился в цветочной индустрии.
Когда я открылся, то вел в системе учет остатков. Знать, сколько товара осталось на складе — самая важная функция.
Когда открыл франшизу, было важно вести аналитику всех магазинов. Я всегда мог посмотреть какой товар продается плохо, на какую сумму продал сотрудник и сколько % выручки приносит один клиент. Однажды я увидел, что 20% выручки идет от одного клиента и отправил ему бесплатный букет с благодарностью.
Маржинальность цветов — 100-200%, а упаковки 1 000 процентов
Здесь можно зарегистрироваться в сервисе МойСклад. Там веду всю аналитику, провожу инвентаризацию и списание товаров, вижу остатки по товарам и рентабельность каждого магазина
Совковый магазинчик рядом — хороший знак
Это моя фишка, которую я понял еще в самом начале пути. Если рядом с вашей локацией нет конкуренции, то спроса нет. Нужен совковый магазин рядом, чтобы с первых дней забрать у них часть клиентуры.
Мы указываем этот пункт даже в договоре с франчайзи — в 50 метрах должен быть советский цветочный магазин.
Важно внимательно выбирать помещения. Однажды даже я со своим опытом облажался. Я не учел несколько вещей:
— парковку могут прикрыть жильцы дома. А основной поток продаж идет с машинного трафика
— вечерний трафик ни о чем не говорит. Надо считать и днем и в будни. Конечно, минимальные продажи были и я даже выходил в плюс. Но отсутствие парковки и дневного трафика сделали свое дело. Поэтому решил переехать. В новом магазине за неделю выручка в розницу была больше на 200%, чем в старом магазине.
Часто хитрые арендодатели просят заключать договор на 11 месяцев. Так им не нужно будет платить налоги. А после этого вас могут выгнать. При этом вы уже вложились в вывеску, холодильную камеру и ремонт. За 11 месяцев вы точно это не окупите. Поэтому заключайте договор сразу на 3-5 лет.
Как-то пришел согласовывать вывеску, мне сказали:
Яндекс.Директ и таргет в цветах запускать невыгодно
Есть смысл вкладывать в эти каналы, только если вы уверены что тот клиент который придет, вернется к вам снова. Для этого нужно делать «вау», а не просто красивый букетик.
Через год на второе восьмое марта будет очередь если обслужите так всех.
Неопытные предприниматели на старте тестируют все каналы — ищут, где дешевле. Но на самом деле на старте нужно сразу выбрать 1 канал и бить туда.
У нас настроены пуш-уведомления на сайте и в мобильном приложении для всех, кто когда-либо делал заказ — это хорошо увеличивает продажи.
Естественно, таргетированные смс и реклама ВК, email-рассылки, контекстная реклама.
Если вы умеете быть флористом, у вас не получится стать предпринимателем
Единственное, о чем нужно думать в цветочном бизнесе — продажи и маркетинг. Если у тебя классный продукт, то через год без рекламы на 8 марта будет очередь. Но целый год будешь работать в ноль.
Нужны только предпринимательские способности. И речь идет даже не про маркетинг и аналитику, а про управление персоналом. Вы должны уметь нанимать нужных людей и увольнять ненужных. Это ваша главная ежедневная работа.
Бизнес закрывается не из-за плохой вывески, не из-за плохого флориста или стола или плохого помещения. Он закрывается, потому что нет заказов.
Ваша задача решать предпринимательские задачи, например я:
Я всегда на связи со своими сотрудниками. Когда мне звонит сотрудник с вопросом, на который у меня нет инструкций, я говорю ему, что через полчаса скину ссылку на видео или текстовую инструкцию. Моя цель — сделать так, чтобы по этому вопросу ко мне больше не возвращались.
Я лично работаю с отзывом каждого клиента. У нас в магазине есть правило: клиенту не понравилось качество или сборка букета — меняем за 24 часа.
Еще помимо рутины вам придется разгребать форс-мажоры:
— На нас подавали в суд из-за отсутствия трудоустройства. Суды длились более 3 месяцев. Грозил штраф около 250к + трудоустройство и выплата ЗП за полгода. Все разрешилось в нашу пользу только в мае.
— На 8 марта пришел некачественный товар с задержкой — 7 марта. В это время продажи уже шли полным ходом. Пришлось поменять поставщика. Теперь мы закупаем чуть дороже, но зато уверены, что все придет вовремя и хорошего качества.
— На нас пытались подать в суд за использование товарного знака. Пришла претензия: отдать сайт и товарный знак владельцу. Представьте, вы годами строите бизнес, вкладываете деньги в развитие бренда и вам приходит такое письмо. Можно получить инфаркт. Так как товарный знак Точка Цветов зарегистрирован в Роспатенте, все разрешилось в нашу пользу. А все потому, что мы 2 года назад не пожалели 50к на регистрацию товарного знака.
— В мае заблокировали основной лицевой счет, куда поступают деньги с сайта и эквайринга. Налоговая Нефтекамска не отправила информацию о платежах в пенсионный фонд Казани. Пришел штраф 122 000₽. Разблокируют неизвестно когда, так как передают функции пенсионного фонда в налоговую. Счет все еще заблокирован.
Не берем на работу опытных флористов
Флорист с опытом — это чаще всего люди старой закалки, которые много лет работают в цветочных. Они уже не знают, какие букеты в тренде. За 2-3 года рынок сильно изменился. А еще могут левачить. Поэтому мы нанимаем инициативных новичков и сами их обучаем.
Лайфхаки хранения делают так, чтобы клиент купил, а цветы испортились дома
Мы не продаем цветы, которые вот вот завянут и не используем лайфхаки. Если начать так делать — есть риск, что цветы завянут дома у человека и он больше никогда не вернется. У нас с поставщиками договор: весь брак возвращается в течение суток. Списания проводим раз в 2-3 дня.
Цветы берем на базах, все думают, что будут брать напрямую в Голландии, но в Голландии выгодно только если у тебя несколько точек. Когда выросли начали закупать сами. Жена хорошо знает английский, поэтому общается напрямую с производителями: Кения, Эквадор, Голландия, Испания, Израиль.
В 2018 году было так:
Сейчас пришли к тому, что норма списания — 4%. За ее соблюдение даем флористам премию.
Титры
Мы ведем блог для малого бизнеса. Рассказываем новости для предпринимателей, ошибки и лайфхаки в учете, инструменты продвижения, обновления сервиса МойСклад.
А ты хорош
Комментарий удален модератором
Зато потом все в семью)
Слава, где ты берешь столько бизнесов с интересными историями?
Андрей, с Булатом познакомили коллеги из МойСклад. А я обычно бегаю за знакомыми или кто-то приходит сам)
Видимо, в 2023 развелся. Поэтому опять нужны деньги. Из-за чего начал писать рекламные статьи для МойСклад.
ахаха если и играть свадьбу, то только по этой причине
Я думал что-то интересное почитаю, а там в первом абзаце хвалебные оды какому-то ноунейм сервису складов. Дальше читать не стал
ты серьезно думал что человек который играет свадьбу ради денег может написать что-то просто полезное за бесплатно?)
Ну то было 10 лет назад, человек мог что-то понять в жизни, например.
Так статья с аккаунта этой фирмы. Это я так понимаю пересказ чужой истории.
А это как-то отменяет все вышенаписанное?
Так да, это просто мув чтобы получить еще какие-нибудь ништяки от этой компании. Если бы человек хотел просто так делится своими знаниями, взлетами и падениями чтобы это пообсуждать, он бы и так это делал
Так вышло, что предприниматель лично поставил сервис коллегам больше двухсот раз, поэтому в этом месте вышло хвалебно
Ага, так совпало. Понял, конечно.
Это МойСклад ноунейм?
Спасибо!
Я обычно начинаю с чтения комментов)
🤦 Маржа не может быть выше 100%.
100% = получил бесплатно продал за деньги. Если наценка 100%, то маржинальность 50%, если наценка 200% маржинальность 66%.
Если наценка 1000%, то маржа 90,9%.
/Форточка офф.
Он перепутал с наценкой наверно
Да, речь о наценке
Извините.
"Невыгодно" в данном случае пишется не раздельно, а слитно. потому что нет противопоставления ;)
Спасибо, Евгений, поправили
респект за системный бизнес, обожаю когда все по полочкам и по таблицам. Упаковку не покупаю, как заранее знал что на ней накрутка большая 😂
А ещё можно кофе и чай только дома пить)
Хороший лайфхак "не тестировать все" в плане трафика. Я много таких бизнесменов видела. В итоге они не дожимают ни один канал и уходят с мыслью "канал не работает". А на деле просто не дожали. Но на самом деле это непопулярная позиция. То ли БМ, то ли кто-то еще как раз говорит обраное — "тестируйте все". Всегда удивлялась, где предприниматель должен взять на это все деньги и время.
Конверт монстер тоже рекомендует тестировать все
Помимо жены есть ещё любовница, секретарша, мама, дети, и прочие.
Там список дат надо заводить.
Как можно вообще не помнить ДР дорогих тебе людей? Тем более, когда за годы само запоминается. Я так все даты помню. А список списком, но цветы секретарше — как будто перебор. Да и детям мороженное.
Так это для того, чтобы клиенту бонусные рубли получить.
Так все наоборот - я помню про ДР жены, а про цветочный за углом - нет. А тут они бац и напомнили о себе, все логично.
Цветы и точка
Интересно про флористов, что увеличение опыта работы негативно сказывается на востребованности)
Флорист - работа на один раз)
Это во многих сферах в сфере обслуживания. Опытного сложно переучить и он знает все уловки. Такие и новичков быстро переучивают.
не слышал о таком, спасибо!
увеличение опыта работы негативно сказывается на востребованности - вообще уже не понятно что нужно
А мы не берём рекрутеров с опытом. С ними тоже непонятно что делать. У них долго, дорого и с умным видом.
С опытом умный вид в подарок)
Да уж, подарочек))
О, узнаю букет от «флористов»
Знаю классных опытных флористов.
Может просто не хочется тратить на сотрудников деньги?
«Всё в семью»
Извините, но в букетах на фото нет работы флористов, есть цветы в упаковке. Моя аудитория это не оценит, потому что цветы они видели не только на открытках, так же им будет плохо от вашего ассортимента, хоть вы его не особо представили, но догадаться не сложно. И опытный флорист понимающий все тонкости, которые вы даже пока не понимаете к вам просто не пойдет, потому как будет недооценен.
+100500 абс.согласен
Что за сервис в предпринимательских задачах с квадратиками?
Комментарий удален модератором