Вне корпорации: как уйти на вольные хлеба и не сломать себе жизнь
Возможно, вас посещают мысли: «В найме я уже достиг потолка, в задачах уже нет вызова, доход особо не растет. Что дальше? Ведь с возрастом все будет только хуже». Возникают мысли о собственных проектах, но как к ним подступиться — непонятно. Расскажу о неочевидных моментах, с которыми придется столкнуться, если вы решите работать на себя, и о том, как безболезненно уйти из найма.
Почему вас тянет уйти из найма?
Это первый и ключевой вопрос, на который нужно себе честно ответить. Многим идея открыть бизнес кажется романтической. Ведь достаточно написать заявление на увольнение и положить под подушку, как ночью прискачет Аяз Шабутдинов на единороге и подарит миллион долларов. В реальности бизнес — это одновременно и достаточно муторная, и высокорисковая деятельность. Поэтому нужно отдавать себе отчет, что вы хотите от нее получить и чем готовы для этого пожертвовать.
Обычно люди руководствуются следующими мотивами, когда думают перейти из найма в бизнес.
- Хочется больше зарабатывать или, как минимум, обеспечить себе стабильный и независимый от конкретной компании источник дохода. Мотив очень понятный. Особенно, если вы понимаете, что карьера развиваться не будет (а инфляция будет!) и дальше путь только вниз. А если уволят, то на аналогичную позицию точно не возьмут, и деградация и тлен наступят еще раньше.
- Хочется больше свободы и саморазвития. Надоел круг задач, который приходится регулярно делать и делать по чужим правилам. Хочется самостоятельно принимать решения и брать интересные проекты. Да и вообще ощущение, что ваш потенциал не реализуется — грустное ощущение.
- Надоела сама работа. Иногда открытие своего дела связано с надеждой обрести смысл и спастись от профессионального выгорания. Если работа задолбала так, что нет сил на нее смотреть, бизнес может казаться хорошим выходом (но не обязательно им является).
И хотя любой из этих мотивов абсолютно оправдан, далеко не всегда нужно уходить из привычного корпоративного мира. И вот почему.
Неявные убеждения
У каждого из нас есть неосознанные убеждения, которыми мы руководствуемся при достижении целей. Так вот самое проблемное неочевидное убеждение, которое мешает состояться в бизнесе звучит так: «Я хочу делать все то же самое, что делаю в найме, только теперь на своих условиях».
Проблема тут в том, что найм обеспечивает вам все необходимое, чтобы вы могли заниматься своей работой. Например, чтобы дизайнер мог рисовать макеты сайтов клиентам кто-то должен запустить рекламу, обработать заявки, привлечь клиента, купить дизайнеру стол и компьютер, арендовать помещение, посчитать налоги и т.д.
Если тот же дизайнер решит, что теперь он сам по себе, то вместе со свободой на его плечи лягут задачи:
- Привлечь к себе внимание и объяснить, почему именно к нему стоит обращаться, когда в мире столько дизайнеров.
- Превратить заявки в деньги, то есть продать свои услуги.
- Выполнить работу и добиться, чтобы клиент ее принял.
- Обеспечить необходимую инфраструктуру, которая нужна для самостоятельного ведения дел: от покупки нужного оборудования до уплаты налогов.
Причем, что это самый минимум, поскольку при росте бизнеса в нем появляются люди, которыми нужно управлять, вовремя платить им зарплату и отвечать за результат их труда и т.д.
Именно поэтому быть самостоятельным, но делать то же самое, что в найме — нереальная задача. Вам придется освоить и роль маркетолога, и продажника, и управленца, и финансиста. А далеко не каждый человек к этому готов. Но это еще не все.
Обнуление
Переход из найма в бизнес часто сопровождается обнулением самооценки. В найме можно быть признанным экспертом из Яндекса или Касперского, выступать на конференциях, котироваться в сообществе, но стоит уйти из большого бренда или даже не уйти, а просто начать выступать от собственного имени, как происходят две вещи.
Во-первых, тень большого бренда, которая маячила за вашей спиной, бледнеет. Вы теперь уже не «эксперт Яндекса», а «экс-эксперт Яндекса», эксперт второй свежести. Неприятно осознать, что хотя ваш опыт и экспертность не изменились, после ухода из большой компании вас перестают звать на разные мероприятия и многие привычные двери оказываются закрыты.
Во-вторых, часто в новой роли неуютно именно потому, что возникает необходимость по новому проявляться. Например, раньше вас просто звали выступать на конференцию и требовалось всего лишь сделать хороший доклад. А в новом качестве надо регулярно писать посты, самостоятельно заявлять о себе, лезть под свет софитов и нарываться на обвинения в инфоцыганстве.
Естественно, уверенность в себе от этого жухнет. Возникают переживания: «Куда я лезу? Есть же люди куда меня экспертней, а они сидят тихо. Нужно ли мне это все?». Синдром самозванца расцветает пышным цветом. Предпринимать действия, связанные с маркетингом и продажами, становится все труднее.
Печальный финал
Самое грустное, когда специалист ввязывается в историю с бизнесом и попадает под двойной удар. С одной стороны, ему не хватает новых навыков в маркетинге, продажах и управлении. Он расходует силы попусту, фокусируется не на том и не добивается результатов. С другой стороны, испытывает стыд из-за необходимости продавать, разочаровывается, что все оказалось не так, как представлялось, и усилия не приносят плодов.
Остается лишь ощущение, что деньги и время были потрачены зря, разочарование в себе и чувство, что «бизнес — не мое».
Возникает вопрос: «Можно ли без резких движений и лишних рисков подготовиться к жизни за пределами корпорации?» Да, можно.
Как обрести самостоятельность
Способ, про который я расскажу, хорошо подходит, если вы хотите оказывать услуги, заняться консалтингом или обучением. Его огромный плюс в том, что он прекрасно совместим с наймом и позволяет оставаться в нем до тех пор, пока вы не будете уверены, что вам по душе самостоятельное плавание (я, кстати, настоятельно рекомендую оставаться в найме до тех пор, пока ваш «доход на стороне» не сравняется с корпоративным).
Дорожная карта выглядит так.
Разбираемся с психологическими барьерами, которые мешают реализовать свой замысел. Понять, что барьеры есть — просто. Вы хотите действовать, но не действуете. Возникает страх: «Ой, как же я начну, ведь мне уже 28 (32, 37, 45) лет», возникают смущение и стыд: «Что обо мне подумают коллеги?», возникают прокрастинация и пустота в голове, когда надо взяться за свой проект.
Тут важно разложить свои страхи по полочкам, поскольку в общей куче они выглядят более угрожающе. Ко мне как-то пришел клиент, который работал в Роскосмосе и рассказал, что уже 2 года делает свой личный проект и никак не может его запустить. Мы поговорили, и оказалось клиенту мешали стыд и ощущение: «Фигней какой-то занимаюсь, кому это может быть нужно».
Когда клиент это осознал, то смог поговорить со своей командой. Оказалось, что ребята испытывали похожие чувства. А лучшее противоядие от стыда — это сделать его видимым и обсудить. Когда команда смогла поговорить, стыд ушел, и в течение месяца ребята запустили проект, который не могли запустить 2 года. Проект оказался успешным и востребованным.
Формируем предложение. Когда вы разобрались с психологическими затыками, важно не запутаться в действиях. Часто специалисты начинают с того, что хорошо умеют — с самого продукта или услуги. А начинать надо с их презентации.
Опишите, кому вы предлагаете свою услугу, чем ваше предложение отличается от аналогичных, каким будет результат, за счет чего вы его достигните. Начинать с упаковки вашего предложения полезно еще и потому, что вы начинаете яснее видеть, что важно клиентам, а что нет. Иначе есть риск начать делать что-то только потому, что это нравится вам или вы это хорошо умеете, а не потому что это нужно людям.
Кроме того, формируя предложение, вы начинаете прокачивать свои навыки в маркетинге, а это важно для будущего успеха.
Проверяем, востребовано ли предложение. Когда предложение сформировано, важно понять — будут ли у вас покупать или это лишь ваши фантазии. Как проверить?
Отправиться к потенциальным клиентам и поговорить с ними. Существуют специальные механики для таких опросов, которые помогают одним разговором убить двух зайцев:
- Понять, как люди видят свою проблему, как пытались ее решать до вас, какой результат сочтут приемлемым, какие сомнения у них есть в отношении работы с вами.
- Выяснить, интересно ли им предложение в том виде, в котором вы его сформулировали, готовы ли они его купить, а если нет, то почему.
Прелесть этих разговоров в том, что, во-первых, вы гораздо лучше начинаете понимать своих клиентов и можете скорректировать свое предложение под их реальные проблемы. Во-вторых, вы оттачиваете навык экспертных продаж, суть которых не в том, чтобы дожимать и орать «налетай, подешевело», а в том, чтобы понять, что нужно клиенту и предложить релевантное решение.
Часто продажи случаются уже на этом этапе даже без доработки вашего предложения, а если не случаются, вы дорабатываете предложение и заходите на второй (третий, четвертый) круг.
Проходим весь путь. Когда вы продали ваши услуги, важно оказать их так, чтобы клиент остался доволен. На этом этапе полезно собирать детальную обратную связь от ваших клиентов:
— Что им понравилось в работе с вами?
— Что не понравилось?
— Какими были их ожидания? Насколько они оправдались?
— Что было ценного для клиента?
— Как он описал бы результат, который получил?
— Что можно улучшить?
Зачем все эти вопросы? У вас на это 5 причин:)
Во-первых, ответы на эти вопросы помогают улучшить продукт.
Во-вторых, снизить риск, что ваше предложение создает ожидания, которые не выполняются.
В-третьих, если клиенту не понравилось с вами работать, он сможет высказать вам все, что считает нужным — это снизит негатив с его стороны, а вы сможете улучшить продукт.
В-четвертых, сам по себе факт, что вы собираете обратную связь (если вы делаете это правильно), говорит о том, что вам не наплевать на клиента. Клиенты это ценят и это формирует к вам лояльность.
В-пятых, вы получаете отзывы клиента.
Собственно, если все прошло успешно, поздравляю, вы построили рабочую модель бизнеса в миниатюре. Осталось превратить экспериментальный образец вашего бизнеса в серийное производство, но это отдельный большой этап, о котором в другой раз.
Давайте пообщаемся?
Я с огромным уважением отношусь к людям, которые решаются открыть свое дело, неважно в формате самозанятости или полноценного бизнеса, поэтому если у вас есть такие планы, но вы не знаете, как к ним подступиться, оставьте заявку на бесплатную диагностическую сессию. Я помогу вам наметить пошаговый план для создания дополнительного источника дохода и покажу, как можно за 1 месяц получить первые заявки. Это отличный подарок на Новый год!
Если статья вам понравилась, подписывайтесь на канал, где я много пишу о том, как идти к своим целям vopreki неблагоприятным обстоятельствам.
Забыли самую частую причину уйти из найма: начальник долбоёб
Я когда увольнялся 2009 думал примерно также. Через год понял, что долбаеб в этой истории это я! Сходить на фриланс или в бизнес на пару лет точно пойдет на пользу. Попробовать стоит всем. Лучше по молодости, пока родители могут содержать на случай провалов.
После неудавшихся предпринимателей хорошие инициативные сотрудники получаются.
уйти из найма и самому стать начальником-долбоёбом – сделано!
Бывает, но есть нюанс:)
1. Если дело только в конкретном начальнике, можно найти другую работу
2. Если отношения не складываются со всеми начальниками, то, похоже, у человека вообще не очень получается отношения с людьми строить, но в бизнесе вместо начальников будут клиенты, не факт что будет легче
С клиентами иначе: не нравится - послал и всё
Ну да, а потом тебе есть нечего))
С такой логикой можно и начальника послать)
И все, нет клиентов :)
Ага, самый быстрый способ уйти из бизнеса в найм)
Всех будешь посылать?
Нахер всех, только тупых
Судя по твоим комментам в ветке, тупой здесь это ты))
А компанию сменить?
это не самая частая, это скажем так основная, ну кто вообще не думает о своем начальники плюс минус так же, я таких людей не знаю. Нет конечно, говорить то и писать везде будут только положительные вещи, но на уме....
Хороший текст. Вроде, капитан Очевидность, но очень ясно и наглядно всё разложено. Особенно первая часть текста вдохновляюще прямолинейна. Наглядность примера про графического дизайнера понравилась (в найме и вне).
Лайк, текст в закладки, подписка.
Спасибо!
Чтобы не уходить из найма лучше туда вообще не заходить. Тогда вы не познаете мир где за вас все решает дядя, более того - вы будете бояться этого мира. То есть как на первой картинке, только наоборот
Это в корне не верное представление. У "дяди" есть дела поважнее, чем решать ваши тактические задачи. Его интересуют более глобальные вещи, а значит на своем уровне у вас есть полная свобода действий.
Более того, вам даются ресурсы для выполнения задачи. Причем вы напрямую можете влиять на объем этих ресурсов. Если в своем деле это будет скупой источник, то в корпорациях это фонтан.
В том, чтобы работать на себя есть много преимуществ. Все это знают, но не все к сожалению делают это. Возможно из за страха, что ничего не получится!
Я раньше рассуждал так, если только 1 из 10 бизнесов успешен, то это очень рискованно. А теперь так: с 1 раза точно получится!
Хотя обычно раньше получается, но не факт, что с первой попытки
Может, и хорошо что не все
С регистрацией, крутой чел в очках!
Как фрилансер с 30-летним стажем "один умный вещь скажу, только Вы не обижайтесь". Мифы это все, в найме есть зависимость от начальника, во фрилансе и бизнесе от заказчиков, конкурентов, налоговой, персонала и т.д. В отличие от наемника у предпринимателя нет выходных в полном смысле этого слова, он все время и на работе и вне работы (мой приятель разбирался с заказами в день свадьбы, я много раз работал под новый год). Частности конечно разные бывают, но в целом квалифицированный наемник получает больше начинающего предпринимателя на час труда. И т.д. и.т.п.
Согласна. Начинающий, да. Может получать намного меньше человека, работающего в найме. Но! Я работала с разными клиентами и все они были предпринимателями. И увидела вот что: предприниматели тоже делятся на 2 категории. Исполнители и Авторы. Допустим, вы директор маркетингового агенства. Директор, который делегирует своим работникам ВЫПОЛНЯТЬ заказ клиента и всё идёт от желания клиента. Вы можете быть собственником такого бизнеса, получать высокий чек , но Вы- исполнитель.
Есть другой вид предпринимателя - Автор. Допустим Вы владелец онлайн школы каких- либо курсов. Вы продаете Свою методику. Не выполняете ничьих заказов, а предлагаете Свое детище.
Вердикт: прежде чем открывать свое дело, нужно определиться кто ты по жизни - Исполнитель или Автор. Так легче выбрать то, какую нишу в бизнесе занять. Сэкономишь время и силы
Пишите хорошо, аж задумалась, а не открыть ли свой магазин
Спасибо. А что продавать собираетесь?
Декоративные свечи и ароматический воск
Это не бизнес, это убыточное хобби.
Только это не про бизнес, а про фриланс скорее
Для меня фриланс ассоциируется с разовыми задачками и биржами фриланса. А в этом случае ничего не меняется. Маркетинг фрилансеры почти не прокачивают, поскольку привязаны к своим биржам. Навык продаж тоже умеренно. По сути фриланс сильно похож на тот же найм, только начальников много
Ок, самозанятость
Да, как первый шаг. Просто если человек не представляет как вообще бизнес строить, то странно начинать рассказывать про создание команды и процессы
Все четко и по делу. Без розовых соплей. Спасибо. Всем знакомым, которые мне завидуют и хотят работать на себя, рассказываю примерно то же. Что им САМИМ надо будет себя продвигать, продавать, быть в постоянном поиске и развитии. Работать поначалу в 0 и не с 9 до 18, а постоянно. Остаются в найме😆😆потому что и презентовать, продавать себя у нас многие
1. Не умеют
2. Боятся
3. Не любят
Спасибо!
Мемчик про травлю прям огонь!
Мне тоже нравится
Да страшно просто куда-то уходить, ответственности больше, не для всех это
Согласен, вообще не для всех. Но я как раз для тех пишу, кто хочет, но не понимает как вообще на этот путь вступить. Тут ведь еще вопрос привычных моделей поведения. Разговариваю с клиентом и он говорит: "В моем окружении отличные ребята, но они все в найме, они не могут мне рассказать, как стать предпринимателем". То есть путь кажется страшным, поскольку он непонятный для многих
Я почти всех своих заказчиков спрашивал, как они свой бизнес начали.
Если этой первый бизнес, то это почти всегда желание сделать "нормально", а не как в найме было.
При этом часто оказывалось, что "нормально" все равно не получалось, но уже был свой бизнес.
Мотивацию про деньги ни разу не встречал. Я бы предложил 100 раз подумать начинать свой бизнес, если основная мотивация - деньги.
Опрашиваемые кривят душой, все равно бабки первичны, все эти: сделать лучше, для нас сам факт хорошего продукта важнее - это может сказать вьюноша в 20 лет, но не директор в 40 лет. Просто начитаются коучей и пытаются казаться, а не быть
Так деньги и не являются мотивацией, это лишь мерило успеха, одно из них.
Бабки это конечный результат, а все остальное это достижение данного результата. Понятно,что если продукт говно, маркетинг говно, то и результата бабок у тебя не будет. Хотя можно пойти в гостендеры, там другие механизмы работают, можно дерьмо продавать и делать и быть при деньгах
Интересно. Про сделать нормально тоже встречал, но реже и больше в формулировке "хотелось свое". А про деньги мне многие, причем, достаточно крупные ребята говорили (миллионеры и даже миллиардеры)
Я думаю, что деньги они как-то на заднем плане были, но подразумевались. где-то около 50 предпринимателей опросил, малый и средний бизнес. Чаще малый.
Спасибо за текст, оценил
Смешной сайт. Материться можно.
А так то материалы норм
Комментарий недоступен
Годно
Спасибо
КДПВ заставила сильно задуматься)
Обвинения в инфоцыганстве порой более чем обоснованы. Вот тут бухгалтерша - инфоцыганка все пишет, например. Курсики продает. Ну дрянь и цыганка самая натуральная :) Что я теперь ее пожалеть должен, эту бизнесменку сраную? :))