{"id":14291,"url":"\/distributions\/14291\/click?bit=1&hash=257d5375fbb462be671b713a7a4184bd5d4f9c6ce46e0d204104db0e88eadadd","title":"\u0420\u0435\u043a\u043b\u0430\u043c\u0430 \u043d\u0430 Ozon \u0434\u043b\u044f \u0442\u0435\u0445, \u043a\u0442\u043e \u043d\u0438\u0447\u0435\u0433\u043e \u0442\u0430\u043c \u043d\u0435 \u043f\u0440\u043e\u0434\u0430\u0451\u0442","buttonText":"","imageUuid":""}

«Тайный орден айтишников»: собрали 2000 человек на ночной IT-конференции за счет черного рынка и промо в стиле масонов

Есть много способов провести IT-конференцию, но мало кому удается выделиться и оставить отпечаток в сердце айтишника. За решением такой задачи к нам пришел Иннополис: мы задизайнили 8 локаций в стиле масонов, добавили пасхалки, рубрики с батлом, исповедью, баром и пульсом ведущего. Показываем, как прошло первое собрание «Тайного ордена айтишников».

Мы в ITD Agency 10+ лет помогаем IT-компаниям креативно привлекать лучших спецов с рынка и повышать узнаваемость бренда. Инструментов в нашем арсенале много — тут и IT-ивенты, и PR-кампании, и креативные тимбилдинги, и спецпроекты. В этой статье расскажем об инструментах ивента — здесь много тонкостей, без которых онлайн-событие останется проходным, а деньги на него будут потрачены зря.

Что общего у айтишника и масона?

Концепция тайного ордена айтишников родилась неожиданно — в процессе брейншторма с командой Иннополиса. Иннополис — самый молодой и технологичный город страны со своим IT-университетом, где каждый третий житель является ученым или IT-специалистом. Мы обменивались идеями и перебирали, чем айтишники отличаются от других людей. И сошлись во мнении, что они:

  • пишут на языке, который часто понятен только им;
  • создают свои секретные алгоритмы, которые меняют мир;
  • собираются в сообщества и общаются на непонятные темы;
  • любят поработать под покровом ночи;
  • зарабатывают хорошие деньги, разбираясь в непонятных материях, чем создают вокруг себя ореол мистики и избранности для обычных людей.

И тут нас инсайтнуло: «Это ж новые масоны!» Братство со своей идеологией, ритуалами, способами влияния на мировую повестку. Только вместо циркуля и наугольника у них клавиатура и код.

Так зародилась идея собрать айтишное братство на конференции IT Nights и создать атмосферу заседания тайного ордена. Эта концепция сразу решала несколько задач: гарантировала интерес и вовлеченность аудитории, повышала чувство сопричастности к избранному кругу. И заодно давала простор для креативной рекламы.

Но об этом позже. А пока вот тут ролик-расследование, с которого начиналось заседание нашего ордена.

5 инструментов креативного ивента: «Тайная ложа» вместо зала и игра на коины вместо просмотра

Классическая ошибка организаторов IT-конференций — сосредоточиться на пользе и забыть об эмоциях. Кажется, если спикеры уважаемые, а доклады содержат кучу умной инфы, это уже заявка на победу. Так не работает.

Чтобы отвлечь людей от рутины и увлечь просмотром докладов, одной пользы мало. На каждом этапе нужно добавить эмоции: азарт, интерес, удивление, волнение, ожидание и много чего еще. Для этого есть ряд инструментов. Вот пять главных из них, которые мы добавили в конференцию.

1. Эстетика локаций создает первое впечатление

Всё начинается с картинки. Скучный белый фон за спикером или простенький антураж вебинарной комнаты превратят событие в «любительский» эфир, который не держит внимание аудитории. Люди в онлайне любят глазами. Поэтому красивый кадр — первое, что влияет на вовлеченность.

Для рубрик тайной встречи айтишников мы оформили восемь локаций. Над локациями работали профессиональные художники-декораторы: делали эскизы, собирали винтажную мебель, доставали декор по всему городу. Часть реквизита кастомизировали.

Например, у нас была рубрика «Рыцари круглого стола», где спикеры должны были раскрыть спорную айтишную тему вроде «Введут ли в будущем унифицированный язык программирования?». Мы оформили локацию для нее в стиле гостиной масонского сообщества с винтажными стульями.

Чтобы создать атмосферу, расставляли по комнатам вазы, книги, винтажные часы, вешали объемные занавески. Даже носки ведущему подобрали под фирменный стиль.

У стены поставили винтажное трюмо с подсвечником, настольными часами и другими атрибутами эпохи

Перед дискуссией каждый участник делал ставку, насколько острый соус он готов съесть, если проиграет в дебатах. Победителя выбирали зрительским голосованием, а проигравший должен был расплатиться вкусовыми рецепторами.

Спикерами этой локации был легендарный состав IT-подкаста «Подлодка»

Еще одно слагаемое картинки — правильный свет. Например, вот так выглядел компьютерный клуб Университета Иннополиса до нашей работы — это одна из локаций, откуда вели трансляции. Офисный свет совершенно не подходит для места тайной встречи.

Здесь не хватает только уснувшего на бинбеге морлока и коробок из-под пиццы
С приглушенным светом мониторов и арт-объектами локация заиграла новыми смыслами

2. Кастомная платформа дополняет визуальную форму в онлайне

Трансляция события проходит в онлайне. Чтобы обеспечить крутое виртуальное присутствие, мало офлайн-картинки — онлайн-платформа для трансляции должна быть не менее захватывающей. Можно сразу забыть про стандартные Zoom, Бизон или Вебинар.ру. Ну какая, в питон, тайная встреча на Вебинаре.ру?

Платформу делали кастомную: дизайн, копирайт, функционал, даже реакции — всё адаптировали под тематику тайного сообщества. Ссылку на платформу участник получал в пригласительном билете и по логину с паролем мог подключиться к трансляции в день эфира.

Так выглядел плеер на черновом этапе разработки. Мы хотели добиться эффекта эксклюзивного подключения, когда виртуальная обертка продолжает идею, заложенную в концепте

На платформе было два зала:

Зал 1. Тайная ложа. Здесь шла прямая трансляция со вставками уже записанных видео. Выступали самые топовые топы — 16 спикеров из лидирующих IT-компаний мира: Яндекса, Фейсбука, VK, F5 Retail.

Зал 2. The X-Files. Второй зал был для спонсоров, и его мы позиционировали как зал с хардовыми лекциями. Выступали представители Альфа-Банка, Мир.Платформы, Semrush, Dell и другие.

Но на одних выступлениях интересное не заканчивалось. Даже с таким звездным составом нам нужны были дополнительные стимулы, чтобы аудитория не просто сидела перед монитором, а вовлекалась в происходящее действием. Для этого нужны следующие два инструмента.

3. Игровые механики вовлекают действием в процесс обучения

Во всех залах участники могли получать игровые коины — баллы за активность. Для этого нужно было участвовать в викторинах, побеждать в играх, активничать в чате и изучать инфу. Коины стали валютой на нашем виртуальном «черном рынке» — самые активные ребята могли обменять их на худи, футболки, боксы и другой мерч от IT Nights и партнеров.

Коины превратили мероприятие в игровой ивент и помогли удержать внимание участников на платформе

В дополнение к коинам в каждой рубрике была спрятана особая пасхалка. Если собрать все восемь, узнаешь номер телефона — по нему можно было позвонить и пообщаться с ведущими шоу. А среди дозвонившихся мы разыгрывали поездку в Иннополис на следующую встречу IT Nights.

4. Взаимодействие со спикерами добавляет эмоции живого общения

Любое мероприятие в онлайне конкурирует одновременно с Ютубом, новой серией сериала и мемами в мессенджерах. Чтобы выиграть это соревнование, зрители должны оставаться в гуще событий и в постоянном взаимодействии со спикерами. А это не только реакции и комментарии — есть более продвинутые приемы.

Например, в рубрике «Адреналин» мы добавили опцию: следить за пульсом ведущего. Выступал Валерий Бабушкин из Фейсбука — рассказывал, как корпорации оценивают разработчиков. Параллельно с рассказом мы выводили на экран уровень его пульса и сопровождали изменения визуальными эффектами.

В зависимости от уровня пульса менялось освещение: когда спикер спокоен, код оставался белым

К спикеру подходил актер и совершал разные действия для повышения пульса. Если пульс повышался, цвет стен менялся на красный

Чтобы добавить экшена, мы ввели еще одно правило: на пульс спикера зрители могут влиять сами. По ходу выступления мы проводили голосование, и участники решали, что будет происходить в комнате дальше. Например, админ трансляции мог неожиданно лопнуть шарик, позвать зомби. Или еще неожиданнее — сделать спикеру массаж головы.

5. Яркие ведущие расставляют акценты в выступлениях

Ведущие IT-конференции делают половину успеха. Они должны быть в теме IT, при этом обладать харизмой и талантом удерживать внимание, развлекать, расставлять акценты и общаться с аудиторией через экран.

Кроме того, между главными ведущими обязательно должен быть конфликт. Например, один — айтишник до мозга костей, а второй — не совсем из этой тусовки, но умеет работать с аудиторией и может поднять настроение уместной шутейкой. Мы долго искали эту парочку, но за два дня до конференции пришлось менять состав.

Два месяца искали ведущего, а он не смог прилететь и узнал об этом за два дня до эфира

На поиск ведущих мы потратили два месяца беспрерывной работы. Ночами смотрели шоу и подкасты на Ютубе, а днем обсуждали кандидатов и проводили отбор. В качестве вариантов рассматривались:

  • Сергей Дружко — медийный персонаж, адепт передачи «Необъяснимо, но факт»;
  • Антон Зайцев — ведущий легендарной программы «От винта», первого шоу о компьютерных играх в начале 90-х;
  • Владимир Маркони — вел шоу «Реутов-ТВ» на «2×2», а сейчас снимается в возрожденном «Галилео»;
  • Михаил Шац — ведущий с огромным опытом в шоу-бизнесе;
  • Ян Топлес — шарит за IT, к тому же любит разбирать тайны и легенды.

В итоге на роль заводилы и ответственного за юмор мы позвали Влада Аганова, ведущего подкаста «Идеальный подкаст» с 30 млн просмотров на Ютубе. При этом Владу пришлось сильно готовиться к специфике и изучать, что и как шутится у айтишников. На роль заядлого айтишника мы позвали Алексея Картынника — автора подкаста «АйТиБорода».

И тут вмешалась жизнь. За два дня до съемок выяснилось, что Алексей Картынник не сможет прилететь из Беларуси — нужно срочно искать замену и всё переигрывать. Что делать?

Мы прикинули, кто из спикеров рубрик сможет справиться с ролью ведущего. Из Силиконовой долины в качестве спикера для рубрики «Исповедь» к нам летел Барух Садогурский — Head of DevOps Advocacy и Developer Advocate. Он уже участвовал в предыдущих IT Nights и понимал задачи конфы.

Барух летит в самолете и получает от нас СМС с просьбой стать новым ведущим. И соглашается! После нескольких перелетов без сна он выучил сценарий за один день. И просто потрясающе справился с ролью, воплотив свою глубокую экспертизу, харизму и недосып в прекрасном образе Head of Masons.

Кстати, Барух прилетел в Иннополис в свой день рождения — мы поздравили его всей съемочной командой и отметили это событие

Барух также выступил в рубрике «Исповедь», на которую летел изначально. Он рассказывал, как построить личный бренд в IT, при этом находился в специальной шумонепроницаемой будке для исповеди.

Художники-декораторы собрали будку для исповеди из шумоизоляционных панелей

Дьявол ивента — в мелочах: удивляли и завлекали айтишников разными фишками

Айтишники — искушенная публика. Чтобы им было интересно на мероприятии, нужно говорить с ними на одном языке, шутить их шутками, понимать внутреннюю кухню и «мифологию». В своих ивентах и других продуктах, которые направлены на эту ЦА, мы учитываем сотни мелких деталей, чтобы оживить коммуникацию и добавить эмоции. Вот примеры трех фишек, которые использовали на тайной встрече.

Стелс-комната. Стелс-технологии — это технологии, которые защищают объект от распознавания локации. В одной из рубрик мы обыграли эту тему по-своему: спикер находился в специальной стелс-комнате, которая могла незаметно перемещаться в любую точку планеты. В ходе голосования зрители выбирали, куда отправится комната, и в окне менялась картинка локации.

Стелс-комната была оформлена в стиле жилища айтишника: диван, компьютер и куча коробок от пиццы

Сыворотка правды. Где еще айтишнику поговорить за жизнь, как не у барной стойки. Мы создали эту стойку из местного ресепшена: участники пили за ней коктейли и общались на айтишные темы. При этом мы пригласили настоящего бармена, который делал настоящие коктейли для спикеров.

За барной стойкой Кевин Ханд, один из основателей KazanExpress, рассказывает, как развивать стартапы в России

DeBattle — Java или Kotlin. Что может быть приятнее, чем поспорить на айтишную тему, в которой нет правильного ответа. В рубрике «Острая тема» мы устроили дебаты про популярные языки программирования: поставили железную сетку, трибуны с названиями языков и обыграли поле батла подходящим светом.

Тагир Валеев и Артем Панасюк сравнивают проверенный язык Java и относительно новый Kotlin

Эти и многие другие фишки из мира айти помогают нам создать среду, в которой зритель чувствует себя в своей теме, в своем кругу, внутри своего мира, от которого не хочется отрываться и листать новости в Телеграме параллельно с трансляцией. Зритель с удовольствием проводит это время с нами. А потом еще и делится инфой о событии в своих соцсетях.

Запустили вирусную рекламу для Тайного ордена и шокировали Минкультуры

Виральный эффект играет на руку при проведении повторных мероприятий. Но чтобы собрать первых зрителей, приходится выкрутить свой креативный скил на максимум. Для продвижения IT Nights мы комбинировали офлайн- и онлайн-инструменты.

Световая реклама в Иннополисе. В один из вечеров на доме в центре города появилась проекция с неоновым логотипом IT Nights. Люди подходили, фотографировали, делились в соцсетях и пытались понять, что тут происходит. Проекцию широко обсуждали в телеграм-канале города — это главный канал коммуникации жителей Иннополиса.

Логотип IT Nights неделю высвечивался на здании в центре Иннополиса: это дешевле печатной рекламы и привлекает больше внимания

Бумажные письма. Однажды ночью на улицах Иннополиса появились люди в темных мантиях, они ходили по городу и бросали черные конверты в почтовые ящики. Внутри писем было секретное послание с приглашением на собрание тайного ордена. Так мы сделали обычную курьерскую рассылку событием, которое привлекло внимание.

В тексте письма спрятали промокод со скидкой на билет

Таргет, контекст, блогеры. Параллельно запустили все онлайн-инструменты: продвижение у блогеров, таргет в соцсетях, контекст, посевы на 150 чатов в Телеграме и VK. Моделями в рекламных креативах были только тру-айтишники — никаких вылизанных актеров с идеальными лицами.

На всех фотографиях был фирменный логотип — розовая звезда с зеленым глазом

Приглашенные спикеры тоже продвигали событие в своих аккаунтах, для каждого из них мы сделали свою обложку с персональным промокодом на скидку.

Спецпроект на Хабре. Для продвижения конференции на этой площадке мы запустили криптографический тест. Достаточно хардовый — специально для аудитории Хабра. Всем, кто справился с тестом, отправили промокод на тайную встречу.

Тест с первых строк погружал в концепцию мероприятия. Участникам нужно было ответить на семь вопросов: разгадать шифры и тайные знаки

Видеоролики для таргета на Ютубе. Самый забавный случай произошел на съемках видеороликов. Мы хотели провести съемки в антуражном месте, максимально похожем на масонское ложе: отсмотрели десятки локаций и выбрали здание со столетней историей — дом Ушковой в Казани. Здание является объектом культурного наследия федерального значения. О съемках договорились с администрацией, приехали и начали снимать.

Все актеры были в масках и мантиях. Локацию украшали свечи. Со стороны посмотришь — ну точно спиритический сеанс. В этот же день посетить дом Ушковой приехала министр культуры Татарстана — и попала прямо в разгар съемочного процесса.

Министр увидела съемочный процесс и остолбенела: масоны захватили объект культурного наследия!

В итоге наша команда писала объяснительное письмо и перед публикацией роликов согласовала всё с Минкультом Татарстана. Получили одобрение и запустили видео на Ютубе. А также крутили его в технопарках партнеров в Казани, Сколково и других.

Зацените те самые скандальные видео:

Чек-лист для сильного эдьютейнмент-ивент в онлайне

Каждая конференции IT Nights — как часть в «Гарри Поттере»: история со своей отдельной концепцией, правилами, шоу, смыслами. Например, для IT Nights в 2020-м мы собрали всех спикеров в одном большом доме, вдохновившись идеей, что главные айтишники в мире придумывали гениальные идеи в гараже.

В каждом запуске IT Nights мы воплощаем все базовые принципы эдьютейнмент-ивента и плотно работаем с инхаус-командой клиента, чтобы докрутить фишки. Вот пять рекомендаций, которые помогают нам собрать и не потерять зрителей.

Работайте в эфире, а не в записи. Эффект живого участия не сравнить с обучением в записи: возможность общаться с другими участниками, влиять на то, что происходит в кадре, зарабатывать баллы, получать подарки и моментальный фидбэк от спикеров — бесценна.

Сделайте зрителей частью истории. Люди любят истории, а особенно — когда они становятся частью этой истории. Наша забота о зрителе проявляется в том, чтобы вовлечь его в историю через продуманный концепт, дизайн и копирайт на всех точках касания: от сайта до финального сообщения в соцсетях.

Ютубный формат шоу. Позаимствуйте крутые приемы у популярных ютуб-шоу: картинки, заходы, рубрики, соотношение юмора и полезной инфы. Шутки по ходу выступлений — это вообще база, которую многие упускают.

Создайте вселенную мероприятия. Яркая эстетичная картинка, объединенная общей концепцией, — это тот самый фон, который создает дух мероприятия. От освещения до мебели на локациях, от написания музыкального трека для перебивок между рубрики до форматов рубрик, от игровых активностей до смайлов в реакциях — каждая деталь должна укладываться в общую вселенную.

Используйте удобную платформу. Людей бесит, когда приходится ходить по сломанным ссылкам, заполнять десять форм авторизации и переподключаться из-за нестабильного соединения. Убедитесь, что к платформе легко подключиться участникам, или положите ее в открытый доступ.

Какие события и мероприятия для айтишников в онлайне вас поразили и запомнились? Посоветуйте в комментариях, что бы вы еще включили в такой концепт.

0
66 комментариев
Написать комментарий...
Сергей Аликин

Уже пришлось извиняться перед оскробленными верующими? Что-то не то вы делаете, пока вся страна в едином порыве освобождает соседей от морока...

Ответить
Развернуть ветку
ITD Agency
Автор

Сергей, обошлось) у наша целевая аудитория к счастью с чувством юмора и другими чувствами все в порядке)

Ответить
Развернуть ветку
63 комментария
Раскрывать всегда