(function(m,e,t,r,i,k,a){m[i]=m[i]||function(){(m[i].a=m[i].a||[]).push(arguments)}; m[i].l=1*new Date(); for (var j = 0; j < document.scripts.length; j++) {if (document.scripts[j].src === r) { return; }} k=e.createElement(t),a=e.getElementsByTagName(t)[0],k.async=1,k.src=r,a.parentNode.insertBefore(k,a)}) (window, document, "script", "https://mc.yandex.ru/metrika/tag.js", "ym"); ym(96541117, "init", { defer: true, clickmap:true, trackLinks:true, accurateTrackBounce:true }); ym(96541117, 'hit', window.location.href);

Щука, Бремен, Холоп 2 – почему слабое кино собирает так много

«Очередная сказка собрала больше 2 миллиардов в прокате!» – за последний месяц мы насмотрелись таких заголовков, а эти новогодние праздники стали самыми кассовыми в истории РФ. И это при том, что все хиты – абсолютно слабые даже по меркам российского кинематографа. Как же так получается?

На связи Тихон Вечерский, маркетолог журнала Awake.

Сразу скажу: я из тех, кто посмотрел, прежде чем обсуждать. Причем, все 3 фильма я посмотрел в кинотеатре. Причем, в компании семьи – здесь исключением стал только Холоп 2, его смотрел в абсолютном одиночестве посреди огромного пустого зала (но об этом позже).

Каждый раз на выходе из кинозала у меня были смешанные чувства. С одной стороны – я определенно получил некое удовольствие, местами даже погрустил и пустил одинокую слезу, местами растрогался и глупо лыбился. А с другой стороны – послевкусие было дурацкое. Знаете, как у паленой колы. Вроде глоток сделал и норм – но потом «остается осадочек».

Вы ведь тоже реально думали, что никто не поведет на это себя и детей?

Очень быстро я понял, в чем проблема – все фильмы из подборки абсолютно слабые. Но проблема в том, что это не очевидно ни со стороны, когда сидишь на уютном протертом диване и глядишь трейлеры, ни во время просмотра фильма. Это подтверждают и сборы:

  • «По-щучьему велению» – 2 573 524 480,17 ₽
  • «Бременские музыканты» – 2 823 697 748,63 ₽
  • «Холоп 2» – 3 732 744 259,81 ₽
Пока дурачки ловят звезду, рыжие девочки обеспечивают кассу

С точки зрения заработков для нашего кинематографа и проката все отлично! А с точки зрения кино и – омайгадбл – культуры…

Воняет слабостью!

Уж простите за пафос – сейчас, как говорится, попробую, попытаюсь объяснить. Буквально несколько моментов, чтобы вы понимали, что не так.

И начну с первого, что бросается в глаза еще до просмотра – визуала. Вы можете и сами сравнить постеры, трейлеры – и увидете, что фильмы очень похожи визуально. Как интервью ноунейм-каналов на Ютубе – при беглом пролистывании кажется, что все от одних создателей.

Ярко, красочно – идеально для районного ТЮЗа

Да, такая картинка привлекает внимание, задает настроение. Это уже некий фирменный стиль даже, ведь мы сходу понимаем, что сейчас будет какая-то сказка. В этом смысле красочность визуала работает, да.

Но есть и обратная сторона медали. В сказку эту не очень веришь – просто потому что одного цветокора не достаточно. Антураж, персонажи, декорации – все это, именно визуально, выглядит бедно. Да, тут есть разница: например, фильм про щуку выглядит сильно лучше, чем про музыкантов из Бремена. Но в целом оба фильма с точки зрения антуража – слабенькие. Холоп туда же.

Идем дальше – персонажи и сценарий. Вроде везде есть и то и другое, но на поверку более-менее прописанными будут только пара-тройка главных героев. Все остальные – на уровне декораций.

К примеру, Емеля – вроде и рожа лица такая крестьянская, и говор. Да и дуга есть, какая-никакая, персонаж вроде даже меняется. Но в том и дело, что только лишь «вроде». Разумеется, в расслабленном состоянии, находясь в приятной компании в полном зале, набитом детьми, под хруст попкорна – это не бросается в глаза. Но остается отпечатком в голове, поводом к размышлению и рефлексии.

Подобных моментов много, прямо каждый разбирать не вижу смысла, но пару-тройку общих давайте все-таки затронем – для понимания сути претензии. Которая сводится к одной простой мысли:

Сказка – ложь, созданная ради денег

Вот так, без всяких намеков. При ближайшем рассмотрении и анализе фильмов оказывается, что сделаны они буквально ради того, чтобы собрать как можно большую кассу как можно меньшими средствами. Понимаю, в этом нет никакого откровения: конечно, кинобизнес – это тоже бизнес, и его цель – в деньгах. Но сам подход – вот что важно.

По-щучьему велению, по Кологривому хотению…

Переходим к самим примерам:

1. Любовные линии. Рыба-Василиса почему-то влюбляется в дурачка Емелю. Принцесса – в Трубадура. Король – в мерзкую Атаманшу. Все это происходит «по волшебству», вопреки логике и здравому смыслу. Для этого нет никаких поводов.

Например, Емеля весь фильм игнорит красотку-щуку, мечтая занять место при дворе. Размышляя буквально так: ну какая цыпочка самая клевая? Ну конечно царская дочка – вот ее и хочу в жены.

А к концу кина прозревает – и понимает, кто ему ближе, дороже, кто ради него на все был готов, а кто (царевна) динамил и не достоин его стараний. Даже внешне актрисы подобраны так, чтобы подчеркнуть глупость выбора Емели – ну конечно Василиса круче.

Взгляд Василисы на Емелю с первых кадров и до конца фильма

Но проблема здесь не в Емеле, а именно в Василисе – она-то почему в Емелю влюбилась? Да еще и настолько, что ради него на мученичество пошла? Ответов нет – ведь это сказка.

С Трубадуром и Принцессой история еще хлеще. Если оригинальный мультфильм намекает нам на то, что персонажи узнают друг друга, вдохновляются и влюбляются – то в кино Трубадура буквально до взросления держали в тюрьме, а потом сразу дали красотку-принцессу – давайте, гормоны, делайте свое дело!

Атаманша захватывает славный город Бремен, пинком под зад (буквально) выпинывает Короля в болото – а затем повторяет его судьбу. Там они и влюбляются. Ведь в жизни это именно так работает: нормальные, психически здоровые люди мечтают сочетаться браком с теми, кто учиняет над ними насилие и держит в страхе.

2. Приключение без приключения. Понятно, что сказка, по возможности, должна быть интересной. Насыщенной событиями, которые и будут иллюстрировать и давать почву для раскрытия тех самых жизненных уроков. Необходим некий вызов и препятствия на пути героев, преодоление.

Но черт, насколько же все эти приключения сделаны просто ради хронометража!

А мы пока над агентами запада поглумимся…

Хочется напомнить, что в возрасте 6+ – а именно такое возрастное ограничение у «Щуки» и «Музыкантов» – дети уже зачастую посмотрели Гарри Поттера. Причем все части, а не только первую. А еще они уже наслушались сказок, в том числе русских народных – тех самых, где черепа со светящимися глазами висят на заборе.

Окей, тот же Паддингтон – тоже 6+. И он действительно интересный и детский!

А в случае с нашими фильмами-сказками картина следующая – вроде действия на экране есть, события какие-то происходят, персонажи, шутки – все есть. Но как такового классного приключения – его нет.

И это вы еще горящих заживо музыкантов не видели (повезло)

Перед Емелей ставят разные подвиги. Пойди туда, принеси то. Вот же оно, пространство для событий, для жизненных уроков! Но в итоге развязка каждого квеста притянута за уши – а зачем продумывать, ребенку же и так будет норм, верно?

Скажем, нужно одолеть кота-людоеда – сценарист играет козырь под названием «внезапное прошлое героя, о котором мы слышим впервые».

А вот и отсылки для синефилов подъехали…

Или все приключения Трубадура – кто-то куда-то пытается дойти, но по пути передумывает и возвращается, но потом идет назад, но затем… «Ну понимаешь, да?».

Так происходит, потому что…

3. Создатели не понимают, кто такие дети. Для них дети – это такие веселые милые телепузики, которые будут смеяться над любым пуком на экране и восторгаться сменяющимися картинками.

Для меня это корень всех зол. Ведь достаточно изменить только этот, один единственный момент, суть подхода – и качество кардинально вырастет.

Вспомните, чем были круты старые детские мульты и фильмы? Чем крут тот же Гарри Поттер или, например, Винни Пух? Они сделаны для детей – это значит с любовью и заботой, с неким посылом. Сделаны так, чтобы ребенок не просто весело провел время – а получил пищу для размышлений, некий пример, урок. Провел время с пользой.

А самое главное: детям ведь действительно интересно, когда есть возможность подумать или посопереживать. Когда история классная, персонажи живые. Когда понятно, почему добро – доброе, а зло – злое.

В случае нашего кино подход иной – оно создается в целом не для того, чтобы подумать, а чтобы убить время в ключе мажор. Короче, похрустеть попкорном под чем-то на вид детским, пусть и слабо проработанным. Зато ярким!

Вот и получается, что язык не повернется сказать: мы посмотрели злое кино. Нет, оно не злое. Наверное, оно даже доброе. Но речь ведь о другом.

Но, не смотря на качество кино, народ продолжает идти. И происходит так за счет нашего любимого маркетинга – вот, спустя продолжительное вступление, мы и подошли к самой сути материала.

Я выделил 3 причины огромных кассовых сборов – пойдем по порядку.

Причина 1. Ограниченный кинематограф

Многие громкие премьеры официально не проходят в России. Что-то проходит через программу «серых» (пиратских) показов «То кино». Но пальто не то.

Если помните, кинотеатры начали умирать еще во времена ковида. Прокатчики жаловались и ныли, народ привыкал к онлайн-кинотеатрам, залы простаивали пустыми. Затем случились те самые события – и к пустым залам прибавился пустой репертуар. Что характерно, именно это и стало благодатной почвой для отечественных творцов.

#сосмыслом

Если вы думаете, что кинотеатры должны были умереть, то откройте афишу театров своего города. А затем детских театров. Предвижу ваш шок: скорее всего, билеты будут выкуплены на недели вперед. А ведь спектакли тоже можно смотреть на том же Ютубе, но почему-то люди предпочитают живые выступления.

Ровно по тем же причинам было странно полагать, что кинотеатры умрут. Возможно, когда-нибудь, когда в принципе социальные активности будут массово заменены виртуальными – но точно не сейчас и не в ближайшем будущем.

Соответственно, у людей буквально возник голод по походам в кино.

Здесь сделаю отступление для читателей, у которых нет детей. Дело в том, что проводить время с детьми хочется по-разному. И поход в кино – это один из самых простых и классных способов совместного досуга. Посмотреть кино дома взрослому – ок, но ребенку хочется и нужно куда-то выбираться.

По себе скажу – доходило до того, что мы ходили с детьми на какие-то бразильские, французские и российские мультики, сделанные графоманами на коленке. Просто потому что ничего более достойного в кинотеатрах не крутили.

Понимаете, какое бинго сложилось? Пустые кинотеатры, нет репертуара в целом – что для взрослых, что для детей. Точнее есть, но все стремное.

Паззл сложился, маркетинг сделал свое дело – нашел классную точку сбыта и незанятую нишу детского кино:

  • Сказки давно известные, проверенные.
  • Если «То кино», то это НАШЕ КИНО – на такое не грех и деняг из бюджета выделить.
  • А самое главное – на сказку поведут ребенка, а значит купят минимум 2 билета. Сами подумайте – а какой смысл снимать кино, которое будет продаваться по одному билету, если можно снимать сразу такое, на которое будут покупать по 2-3 и больше в одни руки?

Причина 2. Ностальгия

Опять же, для тех, кто в танке – уже сейчас снимают и тизерят следующие фильмы на основе сказок, а также советских фильмов и мультиков. Тут важно понимать, что это именно маркетинговая стратегия, а не спонтанное гипотетическое решение: все было просчитано задолго до релиза текущих кассовых хитов.

Отечественный кинематограф точно взял курс на адаптацию классики – и это удачная ставка, с коммерческой, с маркетинговой точки зрения.

Во-первых, ностальгия усыпляет бдительность потребителя. Сразу подключается с десяток маркетинговых триггеров:

  • безопасность – сюжеты проверенные, мы знаем, что от них ждать
  • страх – а вдруг там будет что-то эдакое, и я это пропущу?
  • интрига – интересно, а как они адаптировали…
  • ограниченность и массовость – все сходят, а я не успею…

И так далее.

Понятно, что часть триггеров звучат универсально и их, как будто бы, можно отнести вообще к любому фильму. Но это не так, потому что именно ностальгия создает для них почву, разблокирует их.

Взять, к пример, ограничение по времени – понятно, что любой фильм будет в прокате ограниченное время, но не любой фильм заставит вас переживать по этому поводу. В данном случае триггерит именно ностальгия по старому.

Вот и получается, что в нас одновременно просыпается и внутренний ребенок, который с удовольствием готов посмотреть на знакомые с детства сюжеты и снова послушать любимые песни – и предок, желающий таким образом передать потомку собственный опыт, разделить переживания.

Опять же, если вы думаете, что для этого достаточно просто включить тех же оригинальных Бременских Музыкантов и все – это не так. Потому что современные дети, как ни странно, хотят видеть современные мультфильмы. И если те же старые мульты Диснея классно оцифрованы и сегодня выглядят отлично, то, например, Музыканты смотрятся «ну так» – для ребенка норм, но только из-за песен. Визуал, конечно, устарел.

Причина 3. Сарафанное радио

Фильмы-сказки умело мимикрируют под детские – являясь, фактически, просто глуповатыми историями с щепоткой фэнтези.

После просмотра таких фильмов и родители и дети выходят довольными. Родители – потому что ничего такого, что прям нужно было бы объяснить, проговорить или обсудить с ребенком в фильме не произошло. Потому что фильм для этого простоват и глуповат – но для родителя заготовлено утешение: фильм ведь детский.

Ребенок тоже понимает, что все несерьезно. И все счастливы.

Оригинальная шутка из фильма

А родители – это такие взрослые люди, которые, чаще всего, регулярно контактируют с другими родителями. Просто потому что у ребенка есть друзья и коллеги по школе и садику, и, так или иначе, пересекаться с ними ты будешь.

Обычно родители болтают не о погоде, а о детях, досуге, каких-то приколах. Кто куда сходил, какие новые места открыли, где впечатления получили. А еще договариваются между собой сходить на такой-то фильм или мультик – если по отзывам ну и так, внешне, он более-менее норм. И уж тем более если это какая-то проверенная история, вроде «Бременских Музыкантов».

Особенно, когда из каждого утюга говорят и СМИ, и сами актеры, и другие родители – что кино супер, надо идти. Очень, очень высока вероятность, что скорее всего ты пойдешь. Тем более в новогодние праздники, когда и развлечений других не так уж много. А театры, напомню, раскуплены еще с ноября.

То есть с датами релиза, с выбором произведения и целевой аудиторией все продумано так, чтобы сарафанное радио работало на всю катушку и люди шли в кино – напомню, семьями.

Вместо вывода – прогноз

7 марта 2024 – «Летучий корабль». По одноименному мульту. Интересно, что фамилия режиссера совпадает с фамилией одного из продюсеров.

18 апреля 2024 – «Сто лет тому вперед». Про Алису Селезневу. Интересно, что у актрисы в главной роли фамилия совпадает с одним из продюсеров.

19 декабря 2024 – «Домовенок Кузя». Выглядит крипово, но когда нас это останавливало?

1 января 2025 – «Финист. Первый богатырь». Про Финиста Ясного Сокола. От режиссера «Чебурашки» и «Последних богатырей». Между прочим, бюджет 980 млн – у других он не указан. А еще в трейлере прямо заявляется, что это именно то, чем мы будем заняты в следующий Новый год. И не поспоришь.

А еще фильм по «Огниву», а еще… Как видите, на ближайший год расписание точно составлено. Причем по датам все подбито так, чтобы занять мартовские, майские и новогодние праздники.

Как долго продлится этот тренд – сказать сложно. Я думаю, что еще как минимум заденет 2025 и 2026. Финисту окупаемость обеспечена 100 % – это значит, что минимум 2,5 млрд он соберет. Кузя – соберет 1,5+ млрд. По остальным – сложно. Но, думаю, даже не в новогодние тот же «Летучий корабль» должен собрать свои 2+ млрд.

С одной стороны, цифры довольно щедрые – но и предпосылок к уменьшению нет, людям все очень даже нравится. Опять же, повторюсь, хоть фильмы и слабые, но на Корабль и Финиста лично я точно схожу, из любопытства.

С другой стороны – уже сейчас слышны заявления представителей индустрии о том, что государство должно выделять больше денег, и текущих бюджетов мало.

Ответить хочется словами Дмитрия Песцова.

Человек, который заплатил деньги, он не хочет чувствовать себя идиотом. И он будет смотреть до конца, будет мучиться и будет пытаться понять, что же в этом фильме хорошего, что так зазывают на него телевизор и все на него бегом бегут.

И если «По щучьему велению» такой изврашенный, вывернутая наизнанку попытка рассказать русские сказки, то «Бременские музыканты» - это просто какая-то попытка переиначить наш известный блестящий советский мультфильм 1969 года.

Мне не нравится, что людей обманывают таким образом, но, к сожалению, вот есть такая история.

Дмитрий Песцов, актер
Ну все, все, финалим!

Закончить хочется конструктивно. Во-первых, маркетологи в любом случае красавчики и делают свою часть работы – остальное уже в руках «творцов». Во-вторых: чуваки, ну вы хоть не упустите момент и вовремя соберите всех в собственную вселенную а-ля Марвел! Кассовые рекорды будут обеспечены!

Как вам новый сказочный российский кинематограф?
Огонь!
Хороший, мне норм.
С детьми пойду, в одиночку нет.
Детей в кресла посажу, сам снаружи погляжу.
Мне не нравится.
Показать результаты
Переголосовать
Проголосовать
0
86 комментариев
Написать комментарий...
Созвонова

Уж лучше ничего не видеть, чем эти рассчитанные на массу дураков фильмы

Ответить
Развернуть ветку
Awake Journal
Автор

Тем не менее, кассу они собирают

Ответить
Развернуть ветку
83 комментария
Раскрывать всегда