{"id":14291,"url":"\/distributions\/14291\/click?bit=1&hash=257d5375fbb462be671b713a7a4184bd5d4f9c6ce46e0d204104db0e88eadadd","title":"\u0420\u0435\u043a\u043b\u0430\u043c\u0430 \u043d\u0430 Ozon \u0434\u043b\u044f \u0442\u0435\u0445, \u043a\u0442\u043e \u043d\u0438\u0447\u0435\u0433\u043e \u0442\u0430\u043c \u043d\u0435 \u043f\u0440\u043e\u0434\u0430\u0451\u0442","buttonText":"","imageUuid":""}

Что делать с пользователем, чтобы его первый день в продукте не стал последним? Онбординг в продукт и его геймификация

– Что не так с обычным скриптованным онбордингом?
– Игровой онбординг, как рецепт от вялого ретеншена;
– Способ повысить конверсии в глубину воронки.
Опыт улучшения процесса знакомства новичка с продуктом.

Кто не понял, на второй фотке новопосвященные моряки пьют морскую воду – такой вот суровый онбординг-ритуал. 

— Вы нам хреновый трафик льете — Быкуют на маркетологов продажники, продакт менеджеры и прочий люд, причастный к монетизации лидов. — Они не покупают, не регистрируются и глубже стартовой страницы не проходят.

— Ничего не знаем: льем тех, кого просили — Переходя из защиты в нападение отвечают маркетологи. — Корректируйте ваши офферы, допиливайте посадочные и вообще – работайте свою работу. У нас все отлично, конверсии хорошие, цена привлечения вкусная.

Извечная история. Толковые манагеры уже конечно научились разруливать такие конфликты, но поговорить сегодня хочется о другом:

Поставщики трафика могут быть сколько угодно правы и эффективны: и лиды могут быть качественными, и конверсии в переход выше бенчмарка по отрасли, да и стоимость привлечения может быть выдающейся. Однако даже самая упругая струя лидов может быть тупо спущена в унитаз без продуманного и эффективного онбординга новичков в продукте.

Справочно. Онбординг – это процесс адаптации пользователя к продукту, ну то есть знакомство с приложением/сайтом, освоение функций и т.д.

И как сейчас у большинства выглядит этот онбординг? Заскриптованный сценарий, как правило в виде всплывающих окошек – сходи сюда, нажми вот это. Скучно, заурядно и неэффективно. Даже немного отдает тухлятиной. А как показывает аналитика (тут конкретными цифрами не поделюсь – от продукта к продукту они разные) – юзеры все чаще и чаще прожимают кнопку пропуска онбординга:

— Ой отвалите-не мешайте, я просто зашел посмотреть.

Как итог, имеем юзера предоставленного самому себе и своей тупости: разберется с сайтом – считай повезло, не разберется – деньги на ветер.

Особенно жгучей болью в заднице эта история отзывается у тех продуктов и бизнесов, где стоимость привлечения приобретает вид двух-трех и даже четырех значных чисел. И речь конечно не о рублях!

А если продукт это какое-нибудь финансовое приложение, или какой-то сложный софт, то вопрос онбординга и обучения новичков приобретает экзистенциальный характер. С онлайн-шоппингом и заказом суши то уже все разобрались, а вот на сценариях посложнее башка потребителя начинает клинить и уходить в отказ.

С этими проблемами столкнулись в свое время и представители индустрии азартных игр (iGaming – это их толерантное название): получать клиентов становилось все дороже и сложнее, да и сами продукты простыми не назовешь. Пользователь должен сам миновать череду препятствий в виде регистрации, предоставления паспортных данных, верификации, и, вишенка на торте, пополнить счет своим же собственным баблом.

Настоящий ад для продактов. Представили себе отвалы по конверсиям в воронке? Не надо, а то плохо спать будете.

До поры iGaming конечно превозмогал и это – привлечение через жажду халявы и эксплуатация материальных мотивов заставляла людей проходить через любые препятствия. Но и это время прошло, о чем было рассказано в одной из предыдущих статей.

Многие считают, что в индустрии азартных игр бабло считают не тысячами, а комнатами. Потолки в этих комнатах держат не стены, а туго набитые баксами, евро и фунтами кучи. Пусть так. Только вот даже при таком раскладе руководство в один момент начало замечать:

— Че-то у нас пол все ниже и ниже опускается.. Неужели денег меньше становится?

Осознав правоту своего предположения, озверевшие начальники начали осуществлять круговорот манагеров в природе. И так до тех пор, пока не нашлись те, кто решили проблему закрепления новичка в продукте.

От аннигиляции этих смельчаков спасло осознание сути проблемы: пользователя тупо невозможно провести через все эти препятствия без постоянной подпитки мотивацией. Каким бы понятным и прозрачным не был процесс – мало у кого хватит времени и желания довести его до конца.

После этого озарения дело пошло на лад. Онбординг начали оформлять в виде геймифицированного квеста. Таким образом каждый шаг новичка становился не только понятным, но и мотивированным наградой. Сам же сценарий из неудобного скрипта превратился в пошаговый квест с четкими и понятными заданиями. Таким образом, этот подход стал не просто более удобным для восприятия новичками, а еще и создавал “эффект отложенного удовольствия”. То есть все полученные в процессе выполнения заданий жирненькие и вкусные награды копились, но получить их можно было только после завершения онбординг-квеста.

Секрет успеха такого геймифицированного онбординга в следующем:

  • Большинство людей обожают, хоть и не признаются, когда ими командуют и ставят задачи. А такой квест – это одна из наиболее приемлемых форм управления человеком.
  • Идти по списку задач и видеть свой прогресс – огромное удовольствие. Я даже наталкивался на инфу, что некоторые люди ставя галочки в чек-листах получают выброс эндорфинов сравнимый с оргазмом.
  • У человека меняется отношение к процессу. Оно уходит от унылой обязаловки в сторону интерактивного приключения с наградами.

Индустрия азартных игр – не единственное место, где можно встретить такой онбординг. Крупные западные площадки по подбору психологов применяют такую же тактику, проводя в виде квеста первичный опрос пациента. По сути через такой квест они заставляют человека делиться своими самыми сокровенными тайнами – сексуальные предпочтения, пережитый травмирующий опыт, хронические заболевания и т.д.

Об интересных кейсах применения всяких геймифицированных фичей я иногда делаю посты в своем тг-канале.

Пробежавшись беглым взглядом по самым популярным приложениям я заметил – онбординг в них не изменяется уже лет 5-10. Ну, быть может их все и так устраивает.

Поэтому если вы еще считаете деньги тысячами, а не комнатами, то это отличная возможность подрезать на повороте некоторых конкурентов))

Онбординг – не единственное место, где применяются такие геймифицированные сценарии. С помощью них можно увеличивать продажи, обучать пользователей новым фичам, стимулировать частоту посещаемости, работать над удержанием в продукте. Все эти возможности применения поступательно рассмотрим следующими статьями. И лучший способ их не пропустить – подписаться на мой канал о геймификации в бизнесе.

Делайте бизнес играючи!

0
25 комментариев
Написать комментарий...
Вдумчиво о продажах

В советское время на флоте нужно было выпить три литра. Но могу ошибаться.

Ответить
Развернуть ветку
Дима Игротехник
Автор

Благо мы не на флоте))
Тем не менее, процесс освоения некоторых продуктов, по затрачиваемым усилиям, очень похож на питье морской воды))

Ответить
Развернуть ветку
Анатолий Я.

Российских военнослужащих вы не нашли для превьюшки?

Ответить
Развернуть ветку
Дима Игротехник
Автор

Да вообще фоток с этим ритуалом мало. А что?

Ответить
Развернуть ветку
Анатолий Я.

Это не моряки, а морская пехота, украинская морская пехота...

Ответить
Развернуть ветку
Дима Игротехник
Автор

Покопался, похоже вы права.
Фотография от 2011 года

Ответить
Развернуть ветку
Анатолий Я.

Че там копаться? Там водяной знак на пол картинки

Ответить
Развернуть ветку
Писец

вот тут даже я проорал ))

Ответить
Развернуть ветку
Анатолий Я.

Писец подкрался незаметно

Ответить
Развернуть ветку
Серега Якимов

У нас что-то похожее HR внедряет
Кому-то даже нравится

Ответить
Развернуть ветку
Дима Игротехник
Автор

Да, в HRе тоже применимо.
Очень помогает снять загрузку по адаптации новичка с текущих сотрудников. Автоматизирует процесс

Ответить
Развернуть ветку
Серега Якимов

Немного по другому они делают
Скорее для знакомства и сплоченности коллектива и чтб люди не только на работе общались, а ещё и в кино кафе там ходили

Ответить
Развернуть ветку
Дима Игротехник
Автор

Понимаю о чем речь)
Да, направлений применения может быть великое множество

Ответить
Развернуть ветку
Евгений Ма

Слитно в обоих случаях. Пошёл читать дальше

Ответить
Развернуть ветку
Дима Игротехник
Автор

Спасибо!)

Ответить
Развернуть ветку
Евгений

Что делать с пользователем, чтобы его первый день в продукте не стал последним? Онбординг в продукт и его геймификация — Маркетинг на vc.ru

• Обычный скриптованный онбординг может снизить конверсии и эффективность знакомства новичка с продуктом.
• Онбординг - процесс адаптации пользователя к продукту, включающий знакомство с приложением/сайтом и освоение функций.
• Заскриптованный сценарий онбординга часто скучный и неэффективный.
• Юзеры все чаще пропускают онбординг, что может привести к потере денег на привлечение новых клиентов.
• В индустрии азартных игр проблема закрепления новичка в продукте стала особенно острой из-за сложности продуктов и процедур регистрации.
• Геймифицированный онбординг может сделать процесс адаптации пользователя более удобным и мотивированным.
• Такой подход создает "эффект отложенного удовольствия" и меняет отношение пользователя к процессу.
• Индустрия азартных игр и крупные западные площадки по подбору психологов также используют геймифицированные квесты для адаптации пользователей.
• Геймифицированные сценарии могут быть использованы для увеличения продаж, обучения пользователей новым фичам и стимулирования частоты посещаемости.

Ответить
Развернуть ветку
Дима Игротехник
Автор

Мне в моей редакции больше нравится))

Ответить
Развернуть ветку
Тимофей Павликин
Большинство людей обожают, хоть и не признаются, когда ими командуют и ставят задачи. А такой квест – это одна из наиболее приемлемых форм управления человеком.-я наверное из той части людей, что не признают этого, потому что я лично ненавижу когда мной командуют)
Ответить
Развернуть ветку
Дима Игротехник
Автор

Понимаю вас)
Универсальных механик от всех болезней и для всех пользователей, по моему опыту, пока не придумали. А эта как раз призвана, чтобы этот "командирский" тон максимально сгладить и сделать удобоваримым для большинства.

Ответить
Развернуть ветку
Евгений Бурыгин

Тут еще важно учитывать грань между геймификацией и решением задачи пользователя. Терпеть не могу когда сервис простой и понятный, но меня пытаются вести по инструкции из 156 шагов чтобы обучить как и что. В итоге хочется забить и просто найти другой сервис

Ответить
Развернуть ветку
Дима Игротехник
Автор

Это вообще всегда в основе основ лежит. Любая такая механика должна быть с самим продуктом тесно увязана. Раскрывать и подсвечивать его, а не уводить человека в сторону

Ответить
Развернуть ветку
Андрей Мельников

Как же я понимаю проблемы боли с онбордингом. Чтобы мой продукт заработал и начал приносить эффект нужно подключить нас, платежную систему и иногда интегрироваться с третьей. Сейчас доходимость до успеха мягко говоря не высокая. Работаем уже над этой задачей и больше всего видим проблемы в онбординге. Хотя для б2б приложений трудно представить геймификацию)

Ответить
Развернуть ветку
Дима Игротехник
Автор

Успехов!
И если появится желание покреативить – велком)

Ответить
Развернуть ветку
Павел Комиссаров

Как минимум что б не турнули, делать надо всё правильно

Ответить
Развернуть ветку
Владимир Мухин

Работать над продуктов денно и нощно?

Ответить
Развернуть ветку
22 комментария
Раскрывать всегда