(function(m,e,t,r,i,k,a){m[i]=m[i]||function(){(m[i].a=m[i].a||[]).push(arguments)}; m[i].l=1*new Date(); for (var j = 0; j < document.scripts.length; j++) {if (document.scripts[j].src === r) { return; }} k=e.createElement(t),a=e.getElementsByTagName(t)[0],k.async=1,k.src=r,a.parentNode.insertBefore(k,a)}) (window, document, "script", "https://mc.yandex.ru/metrika/tag.js", "ym"); ym(96541117, "init", { defer: true, clickmap:true, trackLinks:true, accurateTrackBounce:true }); ym(96541117, 'hit', window.location.href);

Маркетинг за упокой – как бизнесу вести себя в день траура

«Они вырывали себе волосы и раздирали одежды» – так древние греки переживали траур. Но прошло 2 тыщи лет, и сегодня я открываю новости и удивляюсь – а зачем маркетологи заставляют людей страдать?

На связи Тихон Вечерский, маркетолог журнала Awake.

Как все мы знаем, в стране объявлен день траура по печальным событиям в Крокусе. В тот вечер я был в торговом центре и с ужасом читал новости о теракте, будучи в 2 тысячах километров от места событий.

Не смотря на все фильмы про Бондов, сериалы про бумажные дома, шутеры, кадры с фронта, страйкбол, даже тир и сборку калаша с малых лет в школе – я все равно не привык к тому, что такие жуткие события происходят в жизни. Да, оружие окружает нас повсюду, как и насилие – пусть и в виде постановки на экране. Но в жизни, в России, слава Богу, такое происходит редко – и от того так силен шок и контраст, эффект террора.

Но постепенно ужас сменился непониманием – когда я осознал, что сами новости о Крокусе настигли меня из каналов по маркетингу. Хотя я и подписан на новостные, но тут уже не было разницы – о Крокусе писали все. И ладно бы, просто писали (хотя зачем это, если вдуматься, кроме как отработать громкий инфоповод?), но ведь еще и советовали всякое: например, воздержаться от выпуска развлекательного контента.

Факт этого и дальнейшая реакция рынка и побудили меня написать эту статью – давайте вместе разберемся, как же именно нужно вести себя бизнесу, когда за окном траур.

Даже в тяжелые дни мы живем в мире маркетинга

А если точнее – в мире бизнеса. Да, сегодня в стране траур, да, произошли печальные, мрачные события – но это не значит, что рынок должен схлопнуться, что компании должны перестать функционировать, магазины должны закрыться, рестораны отменить все записи и так далее.

Пострадавшим не станет лучше, если еще и мы с вами будем страдать.

Понимаю, что это может звучать кощунственно, поэтому сразу уточню: весь этот материал пишется с максимальным сочувствием как к людям, так и к бизнесу. Мы, как сограждане и маркетологи, разделяем общую боль и в этой статье предлагаем то решение для бизнеса, которое поможет эту боль снизить – поддержать людей, помочь им пережить трудное время.

Я уверен, что ко всему в жизни нужно подходить с умом – в самом прямом смысле. То есть не бездумно. В том числе к факту общенационального траура. Каждому стоит задаваться вопросом – а как его действия помогут? Имеет ли смысл именно страдать, или, возможно, есть другой способ, как вести себя в траур – например, заменить страдание на сочувствие и доброту?

В структуре любого бизнеса маркетинг отвечает за главное – генерацию прибыли. Бизнес для этого и создается, чтобы в итоге количество денег становилось больше – такова его основная цель.

И именно маркетологи в этом смысле управляют компаниями: от создания продукта до того, как именно клиент вернется за следующей покупкой. В том числе одна из задач маркетологов – учитывать информационную повестку, инфоповоды и тональность происходящих событий. А затем действовать по ситуации – ситуативный маркетинг.

То есть любая «акция», любой жест или пост от лица бизнеса – это маркетинг, как в спокойное время, так и во время траура. А значит, за каждым таким действием стоит маркетинговая цель. Закрепили.

Теперь переходим к самой сути.

Формула маркетинга в неспокойное время

Делать больше добра, чтобы перекрыть случившееся зло. В помощь людям, на пользу бизнесу.

Это очень понятная формула, в ней нет каких-то сложносочиненных компонентов. Достаточно держать в голове, что сожаление, боль, скорбь, мрак, ужас и прочее – это:

  • не то, что поможет как можно быстрее вывести людей из негативного состояния
  • не то, что сблизит их с вами
  • не то, что продает

Я напомню еще раз, что цель бизнеса – это, в итоге, продажа. И в этом нет ничего плохого, потому что продажа не равно «навариться на жертвах», нет. Более того, каждый из нас каждый день пользуется благами, созданными бизнесом как раз для нас: мы получаем что-то хорошее, бизнес получает от этого радость + деньги.

Грустно, на самом деле, что приходится это проговаривать, но я не понаслышке знаю, как склонны загоняться и ругать бизнес люди.

Итак, что бы ни происходило, бизнесу нужно помогать людям – это его задача по умолчанию. И в неспокойное время, во время траура, задача не меняется – людям тоже нужно помогать.

Теперь давайте пройдемся по каждому пункту формулы подробнее и определимся, как же именно вести себя, каких правил придерживаться – и разберем это на реальных примерах рынка, удачных и не очень.

Правило 1. Добро, а не боль – поддерживаем людей правильно

В 2018 году произошел пожар в «Зимней вишне» – я тогда был под колоссальным впечатлением и для паблика одного благотворительного фонда написал пост, в котором привел какие-то цифры по числу погибших, по тому, какой это ужас, и попросил всех не паниковать, а лучше – помочь пострадавшим. И прикрепил статью с инструкцией, как задонатить в Красный крест.

Сегодня, отвечая за SMM гораздо более крупных компаний и гораздо глубже разбираясь в маркетинге, я не делаю таких постов. Потому что понимаю:

  • Такие посты усиливают страх. А если погуглить этимологию слова «террор», то становится понятно, что это и есть основная цель террористов – сделать так, чтобы мы все боялись.Нет никого смысла в том, чтобы очередной паблик написал, как он выражает сочувствие или запостил свежую инфу по числу погибших – потому что каждый такой пост не уменьшает, а лишь увеличивает количество общей боли.
  • Не помогу бизнесу – значит не помогу и людям. Если вы напишете в канале про маркетинг, что где-то произошел теракт – вы ничего не получите. Ну, окей – сколько-то охвата и реакций на пост. А дальше что? Это никак не помогает вам с точки зрения маркетинга, никак не помогает вашим человечкам – и зачем тогда это делать?
  • Люди об этом не просили – это буквально так. Когда я подписываюсь на канал «Креатив со звездочкой» (153к подписчиков) – я подписываюсь на канал про маркетинг и медиа. Это буквально позиционирование канала, указанное в описании. И в основном я получаю то, зачем и пришел – посты по маркетингу. Но в день событий Крокуса именно от этого канала я узнал о событиях в Крокусе и о том, что всем нужно отменить развлекательные посты. Может показаться, что это хорошо – канал информирует. Но я, как и другие читатели, подписывался не за этим – а за контентом по маркетингу. Если же кто-то подписался на развлекательный канал – значит он хочет получить порцию развлечения.

Террор не должен порождать террор. Страдание никак не помогает бизнесу, а маркетологи, которые на нем настаивают – откровенно вредят как своим компаниям, так и людям, которые ждут в такое время, на самом деле, простого человеческого добра, тепла. Как раз-таки юмора, улыбки – потому что юмор оказывает терапевтический эффект и снимает напряжение. А его обязательно нужно снять, если вы реально хотите кому-то помочь в это непростое время.

Примеры вредного контента:

Пост с канала о маркетинге
Непрямой призыв к массовой сдаче крови
Констатация факта и напоминание: событие СТРАШНОЕ. Не забывайте, нужно бояться.

Этот контент вредный, потому что противоречит первому правилу – поддерживать людей, а не генерировать боль. Никому не поможет призыв отменить развлекательные посты – потому что у людей сохраняются желания, у людей сохраняется жизнь. Да, это ужасно и больно, что многие в тот день жизнь потеряли. Но я не думаю, что они бы хотели, чтобы и все остальные – даже всего на день – перестали жить свою жизнь, грустили или паниковали.

В ту же корзину посты а-ля «смотрите, вот адреса центров сдачи крови». Вы просто вдумайтесь: а для кого этот пост? В каком городе эти адреса? Зачем сдавать кровь? Почему автор думает, что человеку в принципе нужны эти адреса – неужели человек в какой-то беде и не сможет их нагуглить буквально за 30 секунд?

А я отвечу – это делается либо бездумно, а значит вредно, либо ради отработки инфоповодов и не более. Что-то произошло, давайте об этом напишем и какую-то полезняшку запостим. Ну полезно же, знать адреса? Да конечно полезно. Только толку от этой пользы примерно ноль.

✅ Примеры полезного контента:

Автор на DTF объясняет, почему сдавать кровь лучше не сразу, а через неделю после теракта
Психиатр из Твиттера спасает нашу психику

Это примеры хорошего, действительно полезного контента. Как мы увидим дальше, многие компании почему-то считают, что они обязаны что-то объявить, присоединиться к скорби, дать срочные инструкции по тому, куда бежать и что делать. А в реальности это никому не нужно – ни им, ни людям.

Так почетный донор приходит и говорит: пожалуйста, подумайте, посмотрите карточки Службы Крови – и поймите, что кровь не надо бежать сдавать сейчас.

Твиттерский психиатр предлагает не смотреть жестокие кадры, если не готовы к ним. А ведь многие действительно смотрят, просто потому что чувствуют, что обязаны это видеть, обязаны разделить ужас. Нет, не обязаны.

И чтобы подробнее это рассмотреть, обозначим второе правило.

Правило 2. Определяем маркетинговую задачу, чтобы не стрелять себе в ноги

Еще раз: задача любого бизнеса – не объединение вокруг какой-то идеи траура или скорби. Нет, задача бизнеса – позаботиться о «своих» людях (своей аудитории, покупателях, пользователях, клиентах). Сделать им полезно и получать взаимность в виде денег.

Поэтому для меня странно, когда каждая вторая компания отменяет запланированные мероприятия и говорит, что таким образом присоединяется к трауру. Объясните: а зачем присоединяться к тому, что и так объявлено на федеральном уровне? Президент уже объявил день траура – и я его в этом поддерживаю, это абсолютно правильно и закономерно.

Но что неправильно – так это бездумный популизм ради… популизма. Под популизмом я подразумеваю свечки в сторис (от людей – супер, ок, но не от компаний), посты «скорбим вместе с вами». На мой взгляд, более чем очевидно, что по-настоящему скорбеть вместе с пострадавшими и семьями пострадавших не сможет никто. Выразить сочувствие – да, хорошо. Но какой толк семье погибшего в Москве от того, что кинотеатр в Мурманске не будет показывать фильмы? Какой толк от того, что детский парк развлечений будет закрыт – неужели мы хотим наказать сами себя за этот террор? Конечно нет! Но по факту получается, что таким образом бизнес это делает.

Хотя избежать этого очень легко, прям крайне легко – достаточно просто подумать о том, какой смысл в этом действии, как оно поможет аудитории, а значит и бизнесу. И получится, что если пользы от этого нет людям, то и бизнес только зря сам себе стреляет в ногу. А если есть – то и люди рады, и бизнес в плюсе. Чтобы не быть голословным, давайте рассмотрим на примерах.

❌ Примеры деструктивного маркетинга:

Семейная пиццерия, где отмечают детские дни рождения, отменила все мероприятия. Правильно, нечего детям веселиться!
Школа танцев, в которой обучают в основном детей, отменила занятия – иначе дети слишком отвлекутся от мрачных мыслей, а это недопустимо
Нечего в кино ходить – вас там смешить будут, а надо плакать и страдать. Не сметь отвлекаться от боли!

Все эти бизнесы бездумно взяли и отменили позитив разного рода – танцы, дни рождения, фильмы. Все то, что могло бы помочь людям отвлечься, расслабиться, немного прийти в себя хотя бы на 1-3 часа. Но нет – маркетинг этих заведений сработал максимально популистски.

Но почему маркетологи этих компаний приняли именно такое решение? О чем это может говорить – помимо того, что они в принципе не знают, как себя правильно вести в периоды чрезвычайных ситуаций?

Обратите внимание на такие метрики, как просмотры и реакции. Вы можете поверить мне на слово или пойти и самостоятельно убедиться, что, зачастую, такие посты и решения набирают сильно больше реакций и, соответственно, охватов. Что как будто бы плюс, да?

Здесь важно сказать, что любой инфоповод, даже самый страшный – это возможность к нему тем или иным образом присосаться. С точки зрения маркетинга, это очень хорошо для бизнеса – так компания может увеличить свою узнаваемость и даже лояльность, а еще получает много бесплатных охватов, потому что новости о действиях компаний разносят СМИ.

Вопрос лишь в том, что именно в итоге о тебе напишут – что ты кому-то помог, или что ты что-то отменил и закрыл.

Вот и получается, что непредусмотрительные маркетологи пишут такие посты и принимают решения, чтобы как-то прокатиться на волне людской боли. Вместо того, чтобы взять на себя ответственность унять эту боль. Закрыть заведение на сутки – очень легко и хоть немного, но все-таки заметно в инфополе. А вот на те же сутки придумать специальный формат, что-то доброе и полезное – это сложно.

В каком-то смысле, такой бизнес поступает по аналогии с террористами, придерживаясь принципа «ломать – не строить».

Что можно было сделать:

  • Кинотеатры – вместо отмены сеансов сделать их их бесплатными на этот день. Для всех, кто хочет отвлечься. Или устроить марафон добрых, успокаивающих фильмов.
  • Пиццерия – могла объявить, что деньги от этих мероприятий, которые и так уже запланированы и распроданы, будут направлены в Красный Крест.
  • Школа Танцев – занятие сделать бесплатным и сделать больше занятий на этот день, звать вообще всех, кто хочет выплеснуть эмоции через танец.

Как маркетолог, я регулярно придумываю разные акции, спецпроекты, стратегии и прочие «штучки» – и точно знаю, когда маркетологи втирают дичь и халтурят, а когда стараются. И теперь давайте посмотрим на примеры хороших ситуативок.

✅ Примеры конструктивного маркетинга:

— Аэрофлот бесплатно обменяет или вернет полную стоимость авиабилетов на рейсы с 22 по 24 марта, если поездка отменилась из-за теракта.

— S7 Airlines бесплатно перевезет близких и родственников пострадавших в трагедии на своих ближайших рейсах в Москву и из неё.

— Победа вернет полную стоимость билетов пассажирам, вылетающим в Москву и из Москвы с 22:00 22 марта по 25 марта, если они хотят отменить поездку.

— СберМаркет предоставляет бесплатную доставку на все заказы по России 23 и 24 марта.

— Хоум Кредит Банк, Совкомбанк, Тинькофф, Сбер, Альфа-Банк, ВТБ, МКБ, ДОМ РФ, Уралсиб и Газпромбанк спишут задолженности по кредитам для пострадавших и членов их семей.

— Психологи из YouTalk окажут бесплатную психологическую помощь для всех пострадавших во вчерашнем теракте и их близких.

— Сервис Zigmund Online предоставит бесплатную психологическую помощь не только напрямую пострадавшим от теракта, но и тем, кто столкнулся с травматическими последствиями: тревожностью, стрессом и другими эмоциональными трудностями.

— СберЗдоровье и сервис «Понимаю» открыли круглосуточную бесплатную «Горячую линию» психологической поддержки для всех нуждающихся.

— Альтер анонсировал бесплатные консультации для пострадавших и всех, кто переживает из-за теракта.

— TalkTome оказывает бесплатную психологическую помощь.

— iTAB окажет бесплатную психологическую помощь.

— Кризисный центр «Без паники» оказывает бесплатную экстренную психологическую помощь.

— Ассоциация юристов России запустила работу бесплатной горячей линии правовой помощи для пострадавших и семей погибших.

— Яндекс Афиша вернёт деньги за все ближайшие запланированные мероприятия в Крокус Сити.

— Благотворительный банк еды «Русь» открыл приём продуктов питания от кейтеринговых компаний и от организаторов мероприятий, которые не состоялись.

— Яндекс Такси сделали бесплатными все поездки из района Крокус Сити Холл вечером дня теракта.

— Сбер и Красный Крест открыли благотворительный счет для жертв трагедии.

— Авито Недвижимость вернет предоплату за бронь до 31 марта, а арендодателям компенсируют отмены.

— Wildberries продлил срок хранения заказов в ПВЗ Москвы и Подмосковье.

— РЖД объявил, что любые билеты до 26 марта можно отменить без комиссий.

— Tele2, МТС, билайн и другие мобильные операторы отменили плату за звонки на телефоны экстренных служб.

— Ингосстрах ввел упрощенное урегулирование убытков для клиентов, пострадавших в теракте.

— М.Видео-Эльдорадо передаст часть дохода от продаж для помощи пострадавшим и семьям погибших.

— Газпромнефть бесплатно заправлял топливом и кормил бригады экстренных служб в ночь на 23 марта.

— Нотариат предоставит бесплатную правовую помощь пострадавшим.

— Сервис Мета окажет бесплатную кризисную поддержку.

— Ostrovok, Tutu, Яндекс Путешествия и МТС Travel сделали бесплатной отмену бронирования отелей в Москве и Подмосковье.

Тут спасибо каналу «Кабачковая икра по акции» – благодаря ему не пришлось шерстить интернеты, все акции собираются в один пост.

Показательно: вот так можно своим примером ненавязчиво пригласить людей к чему-то доброму

Выше мы посмотрели на внушительный список разных маркетинговых решений от компаний – что их объединяет?

  1. Каждая из этих акций конструктивна – направлена на возмещение, утешение, помощь. Не «сочувствуем, поэтому отменим и заставим страдать», а «сочувствуем, поэтому поддержим и поможем».

  2. Компании ориентируются на конкурентов – а точнее, на более выигрышного из конкурентов. Так, если не ошибаюсь, первым о погашении всех кредитов пострадавших заявил Хоум Кредит Банк – и вслед за ним подтянулись все остальные.

    Тут стоит учитывать, что если бы это решение привело к трудностям для банка, то его бы не приняли. Никто не стал бы раздавать последние деньги – что, разумеется, не умаляет важности этого доброго и благородного поступка. Я лишь хочу напомнить, как важно оценивать маркетинговые решения именно с точки зрения маркетинга.

    И тогда будет очевидно, что решение «а давайте закроем кредиты» означает, что общий эффект от такой новости – в плане медийности, лояльности – будет значительно выше, чем финансовые затраты.

    А за решением одного банка подтягиваются и другие – чтобы и самим откусить от пирога медийности и лояльности, и конкуренту не дать так уж сильно вырваться вперед. Если вдруг кажется, что я предлагаю это осудить – нет, это норма, так и должно происходить на рынке. Так выглядит закулисье маркетинга.

  3. Сделать бесплатным – просто и действенно. Для ограниченного круга лиц – например, пострадавших и семей – или для всех. В любом случае эффект будет позитивный, такой маркетинг будет конструктивным.

Выводы и чек-лист

Что бы ни происходило – траур, стихийное бедствие, нападение инопланетян – маркетинг всегда остается с нами, потому что именно маркетинг определяет, как будет поступать бизнес.

Маркетинг – это всегда про пользу для компании через пользу для других (даже если эта польза сомнительная, как, например, алкоголь или табак). Иными словами, маркетинг – это про закрытие болей. Вот что-то болит у человека – и бизнес стремится эту бобошку закрыть, задуть, погладить и получить за это денежку.

И в дни траура стоит помнить, что принцип остается тем же самым:

В помощь людям – на пользу бизнесу.

Точно так же, как и всегда, нужно подумать о боли пострадавших, о боли всех сограждан, боли инфополя – и найти решение, которое со стороны конкретной компании не усугубит эту боль, а пусть хоть немного, но уменьшит.

И вот небольшой чек-лист для проверки себя перед запуском любой маркетинговой активности – и особенно во время траура:

◻ активность приносит пользу вашим людям (аудитории)

◻ активность однозначно трактуется как проявление сочувствия

◻ активность касается вашего продукта, вашей сферы

◻ активность позитивная

◻ активность социальная – в ней можно участвовать (не свечка в сторис)

◻ активность обоснована с точки зрения финансовых затрат

Придерживайтесь хотя бы этих 6-и пунктов, и тогда вы сможете избежать как вертолетной раздачи денег, так и бездумных свечек и отмен мероприятий.

Наша общая маркетинговая задача – не усилить страдания, а сократить и помочь людям выкарабкаться из ям. Надеюсь, этот материал выйдет не слишком поздно и будет полезен.

Берегите себя.

0
67 комментариев
Написать комментарий...
C. Steel

Странная логика у автора статьи. Допустим, умер человек, родственники перенесли свадьбу на другой день. Автор искренне считает, что это неверное решение?

Ответить
Развернуть ветку
Awake Journal
Автор

Как вы пришли к выводу, что я так считаю?

Ответить
Развернуть ветку
C. Steel

Например, прочитав вот этот ваш искрометный сарказм:

Семейная пиццерия, где отмечают детские дни рождения, отменила все мероприятия. Правильно, нечего детям веселиться!

Люди посчитали, что будет неуместно веселиться сразу после такой масштабной трагедии. Что не так?

Зато вы одобрили вот этот полный буллшит:

— Хоум Кредит Банк, Совкомбанк, Тинькофф, Сбер, Альфа-Банк, ВТБ, МКБ, ДОМ РФ, Уралсиб и Газпромбанк спишут задолженности по кредитам для пострадавших и членов их семей.
Ответить
Развернуть ветку
Awake Journal
Автор

Потому что все в мире взаимосвязано лишь в головах политиков и философов. А на деле условному чукче на Чукотке не интересно, кто и где умер, если это не касается его напрямую. Можно злиться на чукчу, беситься, пытаться его посадить за это в тюрьму или вовсе утопить. Но от этого факт не перестанет быть фактом: то, что кто-то лишился жизни, не должно портить жизнь других. Это так сложно понять?

Вернемся к примеру с пиццерией. Туда буквально приходят родители с детьми отмечать дни рождения, и "мероприятия", которые они отменили - это детские мастер-классы и те самые дни рождения.

Бизнес - это функция по удовлетворению потребительского спроса. Если бы они хотели помочь людям, то сказали бы: "Всем, кто хочет отменить мероприятия на 24 марта - вернем деньги без вопросов. Тем, кто хочет прийти и хоть немного отвлечься от трагедии - пожалуйста, приходите, поможем."

Вот это подход, это помощь. А что-то "посчитать" за людей - вот это действительно неуместно. Напомню, что люди умирают каждый день, в том числе на фронте - это горько, но правильно ли я понимаю, что по вашей логике все обязаны жить в этой горечи?

Ответить
Развернуть ветку
Ekaterina Romanova

В вашей позиции, которая просматривается и в "статье", и в ваших комментариях, нет и грамма того сочувствия и желания быть полезным, о котором вы пишете. Действительно, - кто-то умер, мне-то какое дело? Я же живу в другом конце Москвы, и "Пикник" не слушаю, пойду дальше танцевать свои танцы.

Отдельно стоит отметить циничный заголовок и картинку. Вы осуждаете желание "отработать громкий инфоповод", а сами "отлично" с этим справляетесь.

И вот еще что. Иногда действительно нужно "пожить в этой горечи" - из солидарности, из сочувствия. Для осознания. Подумайте об этом.

Ответить
Развернуть ветку
Awake Journal
Автор
нужно "пожить в этой горечи" - из солидарности, из сочувствия. Для осознания.

Чтобы осознать что? Что терроризм - это плохо? Что люди не должны умирать насильственной смертью? Это не понять без сознательных страданий?

нет и грамма того сочувствия

Потому что вы неверно считываете мои ответы. Дело в том, что страдальцы в комментариях - это страдальцы в комментариях. Я не буду сочувствовать тем, кто сознательно принял решение ходить с грустным видом, причем показательно - и призывает к этому других.

Статья, комменты - я нигде не призываю людей бежать и танцевать радостно, праздновать случившуюся трагедию. Но если человек хочет отметить день рождения - с какой стати кто-либо может ему это запретить? Если дети собираются в этот день развлекаться - почему они не должны этого делать?

Есть очень правильная поговорка: насильно мил не будешь. Террористы сотворили насилие. И вы предлагаете продолжить это насилие и распространить его вообще на все население.

Если бы у вас были дети, вы бы знали, что когда ребенок плачет - нет никакого смысла садиться с ним рядом и плакать еще громче. Ребенок в данной аналогии - пострадавшие. А родитель - общество, которое должно проявить к ним участие, постараться отвлечь от боли, помочь. Сидеть и плакать - это не помощь. Закрыться дома и показательно не пойти в кино - это не помощь.

Вы говорите, что у меня нет сочувствия, однако при этом статья пропитана сочувствием - реальными примерами и подсказками, как можно и нужно в такое сложное время ПОМОГАТЬ. Не ныть, злиться, изливаться токсичными комментариями друг на друга - а помогать. И помощь эта заключается, повторюсь, не в пепле, не в слезах - а в генерировании как можно большего добра и тепла.

Подумайте об этом.

Ответить
Развернуть ветку
Ekaterina Romanova

"Чтобы осознать что? Что терроризм - это плохо? Что люди не должны умирать насильственной смертью? Это не понять без сознательных страданий?" - Знаете, наверное, этот мой совет не для вас, раз вы не понимаете, зачем людям нужно знать, почему они сопереживают, и отказываются от празднования дней рождений.

Просто допустите, что есть в жизни такие моменты, когда "зарабатывание денег" отходит на второй план даже для бизнеса. Должно отходить на второй план.

Одна девушка написала в том блоге, в котором вы так удачно пропиарили свой текст: "Если честно, я не знаю как взять и снова рекламировать платья… Очень кажутся они не к месту сейчас…", а другая ей ответила, что после этого поста ей захотелось купить у нее платье. Вот так работает сочувствие и солидарность, вот настоящий удачный пример ситуативного маркетинга, сработавшего не искусственно.
Возможно, вы просто неудачно подобрали примеры, или не смогли донести свою мысль.

"Я не буду сочувствовать тем, кто сознательно принял решение ходить с грустным видом, причем показательно" - здорово вы сейчас обесценили настоящие чувства миллионов людей, которые в шоке от трагедии, которые приходят к Крокусу, плачут и скорбят, и несут тонны цветов к этой братской могиле, в желании хоть как-то поддержать пострадавших и родственников погибших.

"Террористы сотворили насилие. И вы предлагаете продолжить это насилие и распространить..." - вы называете себя маркетологом, а сами даже логичные выводы делать не можете и все время приписываете людям то, чего они не говорили.

"Но если человек хочет отметить день рождения - с какой стати кто-либо может ему это запретить? Если дети собираются в этот день развлекаться - почему они не должны этого делать?" - я знаю человека, у которого в этот день был день рождения. И он отменил его шумное празднование, потому что это НЕУМЕСТНО, праздновать, когда страна скорбит, захлебнувшись в крови.

"Если бы у вас были дети, вы бы знали, что когда ребенок плачет - нет никакого смысла садиться с ним рядом и плакать еще громче. Ребенок в данной аналогии - пострадавшие. А родитель - общество, которое должно проявить к ним участие, постараться отвлечь от боли, помочь". - Правильно, отвлеките пострадавших вашим "полезным" постиком в соцсетях и бесплатными билетиками в киношечку. А лучше просто поймите, что иногда нужно просто заткнуться и унять свою графоманию. Вас не зря тут в 17 тыс. знаков упрекают.

И да, со своими детьми я не пошла в эти выходные развлекаться. Потому что моральных сил ни у кого на это не было. Мы провели тихий вечер дома, играя и общаясь, а детям объяснили, что сегодня такой день, когда этого делать не стоит, надо это понять. И они в свои 3 и 5 лет поняли. Но у вас другие методы воспитания, насколько я поняла. Может, это и хорошо для вас - так легче жить, конечно. Вечный праздник.

Ответить
Развернуть ветку
Awake Journal
Автор

Откровенно, у меня нет желания вас переубедить. Напомню лишь, что ни в статье, ни в комментах я никого ни к чему не принуждал, а главный мой тезис звучит так: помогайте другим, увеличивайте количество добра.

Если вы с этим не согласны, или если вам срочно требуется выплеснуть свою боль здесь в комментах - пожалуйста, конечно. Не думаю, что кто-либо против.

Ответить
Развернуть ветку
Ekaterina Romanova

Претензия лишь в том, что главный тезис и раскрывающие его в 17 тыс. знаков примеры противоречат друг другу.
Всего хорошего.

Ответить
Развернуть ветку
Awake Journal
Автор

В каком же месте примеры противоречат?

Ответить
Развернуть ветку
Ekaterina Romanova

Ну, например, что адреса центров сдачи крови - ненужная и не полезная информация.

Или что фото со свечкой, как вы его подписали, несет следующее: "Констатация факта и напоминание: событие СТРАШНОЕ. Не забывайте, нужно бояться". Здесь черным по белому написано: СКОРБИМ. Люди скорбят и соболезнуют, понимаете? Ну не хватило приведенному вами в пример цветочному салону креативности сделать "акцию" со скидкой на цветы - и слава богу, ведь обвинили бы в желании нажиться на горе, и были бы правы!

А про кинотеатры вам уже ответили в комментариях, повторю с небольшой корректировкой: там, где более 50 человек - массовое мероприятие. Таковые в связи с произошедшим были отменены на государственном уровне.

Ответить
Развернуть ветку
Awake Journal
Автор

Да, призыв сейчас сдавать кровь - это популизм и натуральный вред государству. Человек из самых чистых побуждений пойдет и сдаст кровь, немножко почувствует себя героем. А по факту никому не поможет. Чтобы помочь, нужно прийти не сейчас, а через неделю-две. Но это будет сложно, конечно - ведь уже нужно будет напоминать, а зачем вообще что-то такое делать.

ведь обвинили бы в желании нажиться на горе, и были бы правы!

Нет, не были бы правы. Вы же сами говорите, что люди покупают цветы, несут их. Так что плохого в скидке? А обвинять наш народ любит, это однозначно и вы это подтверждаете в нашей беседе.

Таковые в связи с произошедшим были отменены на государственном уровне.

Можете привести подтверждение? Потому что сам я нахожу в интернете обратную информацию, что на государственном уровне ничего не запрещается специально в день траура.

По поводу массовых мероприятий - не видел, чтобы закрылся хоть один торговый центр в городе. А там и фудкорты, и прочие Ленты, в которых людей сильно больше 50 человек. То же самое касается и общественного транспорта - в котором тоже больше 50 человек, и никто его не отменил. Как думаете, почему?

Ответить
Развернуть ветку
Ekaterina Romanova

1. Я. например, запомнила два адреса, которые мне удобны, и пойду через некоторое время, чтобы сдать.

2. Даже не буду комментировать. Высказала мнение в предыдущем комментарии.

3.https://www.forbes.ru/biznes/508847-vse-torgovye-centry-vegas-v-podmoskov-e-zakryli-na-neopredelennyj-srok

Ответить
Развернуть ветку
Awake Journal
Автор

Так и причем тут государственный уровень и "больше 50 человек"?

Ответить
Развернуть ветку
Ekaterina Romanova
Ответить
Развернуть ветку
Екатерина Петрова

Не нужна никому такая солидарность. Будто обязаловка. Когда в 2015м во время теракта погибли близкие мне люди, через время меня вывел из шока именно детский смех. Потому что жизнь продолжается, дети смеются - это главное. Лучше радуйтесь из солидарности, а не горюйте

Ответить
Развернуть ветку
Ekaterina Romanova

Екатерина, мы тут вроде поведение брендов в соцсетях обсуждаем, нет? Я об этом, а не о том, что надо себя заживо похоронить.

Ответить
Развернуть ветку
C. Steel

То есть вы бы не возражали, если бы на следующий день после вашей трагедии, к вам пришли бы веселые гости с шумным праздником?

Ответить
Развернуть ветку
Екатерина Петрова

Да ради Бога, если люди при этом не глумятся над моим горем. Нельзя горевать за компанию, это неискреннее поведение. Притворные рыдания оскорбляют больше равнодушия.

Ответить
Развернуть ветку
C. Steel

Полагаю, вы кривите душой. Ведь тогда получится, что они не сопереживают вам, что они ничего не чувствуют и им совершенно плевать, что вам не до веселья.
Да и с чего вы решили, что это притворные рыдания? Если у друзей не дай бог случится горе, лично мне тоже будет весьма грустно, без всякого притворства.

Тут тонкая грань между притворным сочувствием и чувством неуместности веселья в данный момент.

Я не осуждаю тех, кто не хочет скорбить за компанию - это их личное дело. Погибли чужие люди, а горевать по всем несправедливо пострадавшим не хватит никакого психического здоровья.
Но и осуждать как автор статьи тех, кто не захотел веселиться тоже не намерен.

Лично я скорее отношусь ко вторым, но понимаю обе точки зрения.

Ответить
Развернуть ветку
Екатерина Петрова

И вместо того, чтобы просто высказать свое мнение, Вы решили привлечь к себе внимание, выдумывая за автора новые смыслы статьи? Ок. Рада, что помогла Вам сформулировать наконец-то мысль и сообщить ее автору и читателям.

Ответить
Развернуть ветку
C. Steel

Пошла демагогия, ни слова по теме, зато пошли какие-то оценки моего персонального поведения.

Ок. Рада, что помогла Вам сформулировать наконец-то мысль и сообщить ее автору и читателям.

Вам бы стоило порадоваться, что наконец-то поняли простейший тезис. Мне пришлось его даже разжевывать специально для вас.
Да и какие тут читатели? Не смешите, никого в этой ветке, кроме меня да вас нет.

Ответить
Развернуть ветку
64 комментария
Раскрывать всегда