{"id":14275,"url":"\/distributions\/14275\/click?bit=1&hash=bccbaeb320d3784aa2d1badbee38ca8d11406e8938daaca7e74be177682eb28b","title":"\u041d\u0430 \u0447\u0451\u043c \u0437\u0430\u0440\u0430\u0431\u0430\u0442\u044b\u0432\u0430\u044e\u0442 \u043f\u0440\u043e\u0444\u0435\u0441\u0441\u0438\u043e\u043d\u0430\u043b\u044c\u043d\u044b\u0435 \u043f\u0440\u043e\u0434\u0430\u0432\u0446\u044b \u0430\u0432\u0442\u043e?","buttonText":"\u0423\u0437\u043d\u0430\u0442\u044c","imageUuid":"f72066c6-8459-501b-aea6-770cd3ac60a6"}

Маркетплейсы в новых реалиях

В Госдуме готовится закон, который может серьезно ограничить права интернет-ритейлеров. Уже в апреле маркетплейсы Ozon и Wildberries вносят существенные изменения в свою работу. Оба онлайн-ритейлера отказываются от ряда привычных опций и сервисов. Например, Wildberries вводит плату за доставку в наиболее загруженные пункты выдачи, а Ozon прекращает поддержку устаревших версий мобильного приложения.

Чтобы легче было разобраться с происходящим на рынке онлайн-торговли, предлагаем познакомиться с ведущей пятеркой маркетплейсов России, с их трафиком и количеством реальных покупателей. Для начала немного истории.

История онлайн-ритейлеров

С момента появления в США компании Amazon в 1995 году началась эпоха маркетплейсов. Маркетплейс в переводе с английского – торговая площадка. В ХХI веке маркетплейсы работают в виртуальном поле online e-commerce. Это мощные онлайн-платформы, которые реализуют товары или услуги от различных продавцов. Узконаправленные интернет-магазины не в состоянии конкурировать с этими гигантами, так как у них нет достаточного разнообразия и объема товаров.

Количество маркетплейсов и их популярность неуклонно растут, начиная с 2014 года. Они легко справляются с конкурентами или поглощают их.

Маркетплейсы – это гипермаркеты нового поколения. Они предоставляют электронные полки всем продавцам и производителям, берут на себя складские услуги, доставку до клиента, и самое важное – они всегда под рукой – в приложении вашего смартфона.

В России маркетплейсы востребованы также, как и в остальном мире. Можно собрать топ-5, топ-10 и даже топ-20 маркетплейсов на электронных просторах нашей родины.

Самыми популярными онлайн-ритейлерами в РФ считаются:

  • Wildberries;
  • Ozon;
  • Яндекс. Маркет;
  • Мегамаркет;
  • AliExpress.

Предлагаем познакомиться с каждым поближе.

Wildberries

Ведущий маркетплейс России с 2016 года. Активно заявляет себя за рубежом: в Беларуси, Казахстане, Турции, США. Универсальная площадка электронных продаж. Точки выдачи в большом количестве разбросаны по всей стране, своя курьерская служба доставки, выстроен полный логистический цикл.

У Wildberries более 27 млн. активных покупателей, практически миллион заказов ежедневно при ежедневном трафике более 7 млн.

Сотрудничает с самозанятыми, ИП, юрлицами. Доставка товаров может осуществляться со склада маркетплейса и продавца.

Ozon

Старейшая универсальная площадка онлайн-продаж в России. Работает с 1998 года. Имеет обширную сеть точек выдачи, курьерскую доставку. Доставка может осуществляться со склада маркетплейса и продавца. Сотрудничает с самозанятыми, ИП, юрлицами.

Сегодня Ozon – это более 22.3 млн. поисковых запросов в Яндексе ежемесячно, более 25 млн. постоянных покупателей и около 200 000 заказов в день.

Яндекс. Маркет

Яндекс Маркет как универсальная торговая онлайн-площадка появился только в 2020 году и активно приступил к освоению виртуальных рынков России. Это одна из трех мощнейших электронных торговых платформ, где можно выбрать и купить любой товар.

Ежемесячный трафик маркетплейса составляет более 6 млн. человек. Каждый месяц совершается более 15 млн. покупок. Пункты выдачи разбросаны по всей стране, работает курьерская доставка.

Сотрудничает с ИП и юрлицами. Доставка товаров может осуществляться со склада маркетплейса и продавца.

Мегамаркет

Мегамаркет, он же СберМегаМаркет, – современная универсальная платформа от Сбер, которая заявила о себе в 2021 году и составила значительную конкуренцию тройке лидеров. На сегодняшний день, компания имеет более 60 тыс. пунктов выдачи, так как активно использует предприятия, входящие в структуру Сбер: Почта России, Пятерочка, Ашан.

Ежемесячно Мегамаркет посещают более 15 млн. пользователей. Ежедневно оформляется более 100 тыс. заказов, которые отправляются покупателям с помощью курьерской службы.

Сотрудничает с ИП и юрлицами. Доставка товаров может осуществляться со склада маркетплейса и продавца.

AliExpress

AliExpress основан в 2010 году. Это международная площадка интернет-торговли из Китая, которая активно проявляет себя не только в России, но и во всем мире. Она на равных соперничает с глобальными конкурентами и ни в чем не уступает им.

Ежемесячно сайт AliExpress посещают более 30 млн. человек, которые трансформируются в течение года в 26 млн. уникальных покупателей.

Сотрудничает с самозанятыми, уплачивающими НДП, ИП, юрлицами. Доставка товаров может осуществляться со склада маркетплейса и продавца.

Для продавцов из России действует ограничение: регион торговли – территория РФ.

Внимание государства к маркетплейсам

С каждым днем маркетплейсы оказывают значительное влияние на развитие бизнеса во всем мире, а значит, продвижение товаров и услуг на этих площадках может значительно упрочить коммерческие позиции. Еще недавно маркетплейсы рассматривались как инструмент развития только малого и среднего бизнеса, сегодня здесь можно встретить и крупных игроков рынка.

В январе 2024 года ФАС установило «коллективное доминирующее положение Wildberries и Ozon – ритейлеры вместе занимают 80% рынка.

Согласно данным Росстата, в ноябре 2023 года объем интернет-продаж вырос на 13% за месяц и на 29,4% за год. Лидерами среди российских интернет-компаний были Ozon и Wildberries.

Выручка Wildberries, по данным ФНС, в 2023 году составила 538,7 млрд. руб. (на 69,8% больше, чем в 2022 году), а чистая прибыль – 18,9 млрд. руб. (на 87% больше). По данным исследования Tinkoff eCommerce, в 2023 году средний чек на маркетплейсе составил 1789 рублей.

Многочисленные жалобы от продавцов и потребителей говорят о необходимости законодательно урегулировать деятельность маркетплейсов в России. До 2024 года в стране не существовало отдельного закона, который регламентировал бы работу этих онлайн-площадок.

В марте в Госдуму был внесен законопроект, который определяет права и обязанности владельцев маркетплейсов, продавцов и владельцев пунктов выдачи заказов. Авторы закона уделили особое внимание договорам. Одним из обязательных требований к договору является явное и понятное изложение условий сотрудничества.

Так, ФАС, согласно закону, получит полномочия контролировать работу маркетплейсов, выносить решения о нарушении антимонопольного законодательства.

Неконтролируемый рынок маркетплейсов начинает приобретать четкие рамки. В 2023 году было зафиксировано снижение числа селлеров на основных площадках. Впервые число ушедших с маркетплейсов продавцов оказалось выше зарегистрированных.

К примеру, за пять месяцев 2023 года доля Wildberries по числу селлеров снизилась с 74% до 67%.

Маркетплейсы заставляют измениться, поэтому меняться придется и продавцам. В выигрыше останутся те, кто умеет показать себя и товар «лицом», кто уже запустил свой бренд.

В сложившихся реалиях недостаточно просто открыть кабинет, выставить неупакованный товар и ждать покупателя. Нужна команда профессионалов, которая сможет проанализировать нишу, определить целевую аудиторию, грамотно презентовать товар, выстроить стратегию продвижения компании на онлайн-рынке.

0
4 комментария
Виталий Синюков

Куда ж без маркетплейсов-то? Как гайки не закручивай, а обороты говорят сами за себя.

Ответить
Развернуть ветку
Анна Ивченко
Автор

Мы к ним привыкли, вроде бы и удобно. Но жалоб очень много поступает, вот и решили порядок навести. Одни забастовки владельцев пунктов выдачи чего стоят.

Ответить
Развернуть ветку
Виталий Синюков

Выйдет как всегда: ёжики кололись, плакали, но продолжали есть кактус ))

Ответить
Развернуть ветку
cTapu4ok

Очередная недореклама коньченой компашки дормоедов...

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Раскрывать всегда