Нейромаркетинг в 18 веке. Умный монарх
Я уже упоминал, что считается, что маркетинг появился в середине 19 века и действительно — это обще принятое мнение, в те времена маркетинг начал носить системный маркетинг. Но маркетинг, даже нейромаркетинг были еще раньше, когда таких слов даже не было. Предлагаю небольшую, но очень забавную и поучительную историю.
Нейромаркетинг — это:
Наука об изучении поведения потребителя и методах воздействия на него.
История короля Пруссии
Итак, на дворе 1756 год, у нас довольно сильная держава и крупный экономический кризис, который только усилил и без того сложную проблему голодания в стране. Как вы понимаете, ситуацию нужно было менять, иначе без народа нет и правителя и госудраства.
В те года, было одно проверенное и готовое решение — картофель. И чтобы его всем хватало, был издан специальный указ, что корнеплод должен выращиваться во всех регионах страны. Но потребитель и тогда был капризным, а еще и буйным. Картошка людям не зашла, от слова совсем. Чтобы не говорили, как бы не объясняли, люди отказывались есть картошку. И на вид не очень, да и консистенция была необычной для того времени.
Вообще-то грустно стало всем. Силы и время потрачены, а проблема как была так и осталась, причем только из-за самих нуждающихся, уверен, что у короля с меню было все в порядке. Но король бы мудрым, он решил выйти из стандартных рамок.
Решение проблемы:
Одним утром, на всех картофельных полях появилась усиленная охрана из солдат. Охрана довольно серьезная и всем видом уже намекала на ценность того, что растет на поле. Логичный вопрос, а в чем смысл?
Все просто: в голодное время, охраняемые поля еды — это просто вызов для всех жителей. Психология простая: азарт от кражи, и ценность наживы, а она ценная, стали бы ее иначе охранять? Конечно, солдаты закрывали глаза на воров, но старались все-таки припугивать — чтобы сохранять азарт, а наказание за кражу картофеля было отменено, даже если попался — просто об этом указе никто не знал.
Ну конечно, народ начал воровать, а когда бегать надоело у всех домов появились свои делянки с картофелем. План сработал.
Вывод:
Так что нейромаркетинг — это не что-то особенное и новое, а элементарные манипуляции потребителем и бихевиоризм, но рекомендую в такие штуки не играть, а если решитесь, то будьте аккуратнее.
Напомнило историю из "Что Где Когда". Матросы болели цингой, и нужно было их заставить есть то ли лимоны, то ли лук. Не вспомню. А они никак не хотели это делать. И тогда капитан корабля заявил, что "название овоща" выдавать только Офицерам. Матросы взбунтовались и потребовали "название овоща")))
Близко:)
Интересная история.
Понятно, что маркетинг начал существовать уже тогда, когда появился рынок.
Поэтому его следы можно найти и раньше, чем произошла эта история.
По идее нейромаркетинг должен заниматься не только поведением, а и выяснением причин такого поведения.
Поэтому к описанной истории есть вопросы.
Как написано, в стране был голод.
То есть была затронута одна из базовых потребностей человека, прямо связанная с выживанием.
Странно что в этой ситуации люди отказывались от еды.
Интересно по каким причинам они себя так вели?
Александр, это хороший вопрос, и тут я могу только предполагать. Итак, варианты:
1. Насколько мне известно, люди в начале очень много раз травились батвой, и это страшно. Эта история была во многих странах.
2. Потребительский консерватизм - он и сейчас силен, хотя слабеет с каждым годом.
Исходя из этого, моя версия, что традиционная кухня Пруссии, не очень была ориентирована на картофель. Консистенция, вкус, форма + слышал, что чей-то сосед отравился.
А на счет изучения поведения, причин и выстраивания паттернов, с этим же отлично справляется и психология.
Эмиль, спасибо за ответ.
Версия 1 вполне рабочая.
Было много случае отравления ботвой и это отпугивало.
Правда эта версия не объясняет почему вдруг они решились ее красть с охраняемых полей.
Ведь сам факт отравления наличие охраны никак не объяснял.
Более того, объяснение могло быть противоположным: охраняли от голодных людей, чтобы не отравились.
Согласен, что теперь это уже только догадки.
Потребительский консерватизм сразу отступает в случае угрозы голода.
С организмом в этой ситуации трудно спорить и отстаивать свои потребительские привычки:)
Относительно психологии.
Я всегда думал, что в основе хорошего маркетинга всегда лежит психология.
Тем более, если речь идет о нейромаркетинге:)
Ну версия один да, есть спорные камни, но документации нет:(
Что касается психологии, я считаю, что она более общая, и на основе её данных - уже можно строить гипотезы. Иначе получается двойная работа - это неэффективно:)
А консерватизм на мой взгляд, сложная штука, комплексная. Есть сотни примеров, когда люди из-за него попадали и в больницы и того хуже, правда ситуации были пострашнее, чем голод. Он не до конца изучен, и тут у нас с вами большое поле дочь творчества;)
Про поле для творчества - это точно:)
Маркетинг - это вообще творчество!
Как собственно и развитие бизнеса.
В условиях постоянно меняющейся внешней среды без творчества не получится:)
https://youtu.be/nMI5KLfYsq
Здесь этот кейс и ещё немного
Согласен, самое главе, что это все очень динамично и интересно)
Читал эту историю про Петра I
Ну он был не первый:)
А вот эта же история про Людовика XVI и его придворного фармацевта.
Этот был точно раньше Петра I:) Но я вас уверяю, так з историй очень много, не удивлюсь, если такая есть про Цезаря и Леонардо да Винчи. Я выбрал того, кто на мой взгляд, вероятнее всего истинный. Но а чего вы хотите добиться?
Того же самого, чего добиваются люди, говоря что этот анекдот ещё Авель Каину рассказывал :-)
Адам Еве тоже говорил, что они умрут, когда та притащила яблоко с запретного дерева....Но змей был тот еще маркетолог )))