Колдунщики «Яндекса» и Google: кто это и как они влияют на ваш бизнес
Пользу или вред наносят репутации бизнеса «Колдунщики»? Можно ли контролировать их присутствие в поисковой выдаче, повлиять на отображаемые в ней сервисы? Рассказываем подробнее в нашей статье.
Материал подготовлен на базе выступления на Optimization-2020 Владислава Синчугова, руководителя департамента SMM&ORM «Ашманов и партнёры».
В чем проблема?
Поисковые системы всегда стремились давать быстрые, простые и максимально релевантные ответы на вопросы пользователей. С этой целью создавались разные алгоритмы и инструменты. Так в поисковиках появились колдунщики. Еще в 2005 году Google представил специальные элементы поиска One-Box, а в 2006 году появился первый колдунщик Яндекса – модуль для работы с цветом. Планировалось, что с ними поиск станет проще. Однако что-то пошло не так…
Какая связь между колдунщиками и управлением репутацией?
Ответы колдунщиков начали влиять на репутацию компании, а значит – и на покупателя, на его решение о покупке услуги или товара.
Например, подмешивая в выдачу сервисы карт, колдунщики отображают отзывы пользователей прямо в выдаче. Сниппеты колдунщиков к тому же визуально отличаются от других ссылок и бросаются в глаза. Пользователь меньше смотрит органическую выдачу и теряет мотивацию переходить на сайты самих брендов.
Возьмем стандартный репутационный запрос «бренд + отзывы». В типичной выдаче по нему из 4 первых позиций 2 занимают колдунщики Яндекс.Дзен и Яндекс.Кью. Также на первой странице появляются Яндекс.Район и Яндекс.Карты.
Обратите внимание, что нашем примере Яндекс.Карты подтягивают негативный отзыв, поэтому опасно не работать с репутацией в этом сервисе.
Становится понятно, что игнорировать колдунщиков в выдаче ни в коем случае нельзя. Надо научиться их отслеживать и влиять на них, и тем самым контролировать выдачу, и свою репутацию в онлайне.
Как мониторить колдунщиков и влиять на них в Яндексе?
Чтобы ответить на эти вопросы, надо понимать, кто решает, что попадет в выдачу, и кто управляет колдунщиками. У Яндекса, например, есть технология «Блендер». Она обеспечивает ранжирование и встраивание блоков с вертикальными поисками – картинкам, видео, товарными предложениями – в поисковую выдачу. Блендер определяет, какой колдунщик попадет в выдачу. Пример: запрос «синий цвет».
Блендер оценивает показатель запроса: он может показать сразу 3 колдунщика подряд, а может вывести их только на 5-6-7 позиции. Какой из них популярнее по показателю запроса с точки зрения Яндекса, тот и будет выше. На самом деле Яндекс не крадет позиции, в чем его регулярно обвиняют, а добавляет новые, в виде сниппетов. Безусловно, это увеличивает соблазн для пользователя прямо из поиска уйти на сервисы Яндекса. Но колдунщики не забирают позиции у вашего сайта, хотя, возможно, делают его менее привлекательным для перехода.
Далее рассмотрим подробнее 3 площадки — Кью, Дзен, Карты.
Работа с репутацией в Яндекс.Кью
Этот сервис поможет организации создать себе репутацию эксперта. Рекомендуем вам завести карточку своей компании на этом колдунщике. Для этого достаточно перейти в Кью, нажать кнопку «Организациям» и заполнить свой профиль.
Обязательно сделайте красивую обложку, укажите всю информацию о компании по максимуму. И создайте профиль официального представителя, который будет отвечать на вопросы по тематике вашей компании. Он может быть реальным человеком или собирательным образом — неважно. Но у него должны быть указаны имя и фамилия, так как это вызывает доверие.
Вообще, мы посвятили отдельную публикацию работе с Кью, почитайте ее здесь.
Работа с репутацией в Яндекс.Дзене
Дзен выдается и по брендовым, и по репутационным запросам. На этой площадке высокая вовлеченность – пользователи переходят из ленты в каналы, комментируют, ставят лайки. В основном это жители крупных городов старше 25 лет: 52% женщины, 48% мужчины.
Приведем в пример кейс: компания — крупный производитель спецтехники — ведет канал на Дзене. Казалось бы, кто будет про это читать? Но здесь есть и узкоспециализированная аудитория: водители погрузчиков, крупногабаритной техники и т.п. Был сделан цикл статей конкретно под эту аудиторию: чем отличаются гидравлические системы с открытым и закрытым центром, как обслужить элементы воздушного фильтра. Люди реагировали, задавали вопросы по теме, благодарили за полезную информацию. Уважение к компании как к эксперту возросло.
При создании репутационных статей лучше всего в заголовках указывать на проблемы, а в текстах помогать их решить. Включайте слово «отзывы» в название статьи, если хотите отработать негатив, который появился в сети о вас.
Работа с репутацией в Яндекс.Картах
В Картах ваш бизнес как на ладони. Здесь есть все про вас: фото, отзывы, оценки — и все это влияет на мнение о вас. Поэтому необходимо регистрироваться в Картах и следить за репутацией в их поисковом пространстве.
В целом у Карт огромная аудитория: ими пользуется более 50 млн человек в месяц, 46% из Москвы и области, 47% в возрасте 25-34 лет. При этом почти половина пользователей поисковых систем выбирает компанию для покупки товаров/услуг из картографических сервисов (Яндекс. Карты, Google Maps, 2 GIS). Работа с репутацией здесь имеет явный акцент на B2C. Карты публикуют отзывы простых пользователей, не требуя подтверждения, что они действительно воспользовались услугами данного бизнеса.
Карты появляются в поиске не только, когда люди ищут адрес организации, но и при запросах «где купить стальные трубы оптом», «где купить цветы в Строгино» и так далее. В таком случае в выдачу попадают карточки компаний. После заполнения профиля на 100% и прохождения проверки модерацией в вашем сниппете появится знак «информация подтверждена владельцем», что вызывает доверие у пользователей.
Подробно о том, как работать с картами и как они влияют на вашу репутацию, мы говорили здесь.
Общие рекомендации по работе с колдунщиками Яндекса
Итак, важно зарегистрироваться везде, актуализировать карточки, указать все филиалы и максимум информации. Рекомендуем настроить автоматический мониторинг и медиаанализ при помощи инструментов Brand Аnalytics, YouScan и др., которые помогают отслеживать и анализировать упоминания в социальных сетях и СМИ. Дополнительно следует вести ручной мониторинг или отдельный автоматический мониторинг геосервисов при помощи инструментов Тoweco или Repometr, которые позволяют работать с отзывами на основных площадках.
Как можно быстрее реагируйте на негатив с профиля официального представителя или аккаунта компании согласно правилам площадки. Не забывайте благодарить за позитивные отзывы.
Учимся работать с репутацией в колдунщиках Google
Здесь ситуация иная. Колдунщики Google менее навязчивы, в поисковой выдаче их меньше, чем у Яндекса. При этом поиск Google любит конкурентов! Например, часто бывает, что в выдаче Google показаны Яндекс.Карты или 2GIS, а GoogleМарs нет.
Важно, что колдунщиков Google гораздо меньше, чем у Яндекса, хотя в целом и их немало. С одной стороны, это плюс – поисковая выдача более чистая и честная. Но есть и минус: у вас меньше контролируемы позиций, вы не можете сделать свой Кью или Дзен и через них влиять на выдачу.
Сниппет GoogleMyBusiness – по сути карточка компании. Здесь много информации (адрес, режим работы, сайт), сюда же подтягиваются отзывы. Организация создает свой профиль GoogleMyBusiness, который автоматически попадает в поиск Google и GoogleMaps. Обязательно надо полностью заполнить профиль и получить доступ ко всем своим точкам (филиалам). Не забудьте разместить фотографии! В профиле GoogleMyBusiness вы получите статистику по звонкам, поиску маршрутов, переходам на сайт и другим действиям пользователей в профиле вашей компании. Важно, что здесь также есть отзывы, на которые необходимо отвечать. Прямо в профиле можно размещать события, обновления, спецпредложения, формируя у пользователей положительное впечатление о своей деятельности.
Параллельно с Google My Business существуют геосервисы GoogleMaps (аналог Яндекс.Карт, где можно отмечать компании, прокладывать маршруты) и Local Pack. Последний представляет собой колдунщик с картой над результатами органического поиска. Его формирует поисковый алгоритм Google, распознавая локальные намерения по запросу, при том пользователь может не обозначать географию поиска.
Общие рекомендации по работе с колдунщиками Google
Google не так активно продвигает свои стандартные колдунщики, как Яндекс. При этом из видеоколдунщика, в отличие от Яндекса, можно сразу перейти на YouTube, потому что YouTube, как известно, тесно связан с Google. Общие принципы работы с колдунщиками Google аналогичны Яндексу: создаем профиль организации, формируем позитивное впечатление при помощи контента, информации и фотографий в профиле, мотивируем клиентов писать позитивные отзывы, оперативно реагируем на негатив.
Выводы:
- Бояться колдунщиков не надо — надо с ними работать. Это инструмент влияния на репутацию, с которым нужно учиться работать
- С помощью колдунщиков можно работать с негативом, подтягивать отзывы и привлекать специализированную аудиторию.
- Необходимо регистрировать официального представителя и активно общаться с пользователями сервисов, которые предполагают такое общение.
- Не оставляйте негатив без реакции! Объясняйте ситуацию, старайтесь убедить если не автора отзыва, то аудиторию сменить мнение. Фальшивые отзывы постарайтесь удалить через администрацию площадки.
Сжечь на костре
Комментарий недоступен
есть видео)
"На самом деле Яндекс не крадет позиции, в чем его регулярно обвиняют, а добавляет новые, в виде сниппетов" - весьма спорное утверждение. Вот по моему, именно что крадет.
Их меньше не становится. Их становится больше. Сдвигает - мб, но не крадёт
Первое место поисковой выдачи, а это то, ради чего человек пришел на Яндекс, уже часто находится на 4м экране. Четвертом, Карл!
Похоже, что когда ушел Сегалович, с Яндексом случилось что-то ужасное.
С ним случился Худавердян
да всё збс
@Яндекс вам так норм?)
Отличный текст, но зачем придумывать термин "колдунщики"?)
Это официальное название Яндекса, после запуска Андромеды) правый большой баннер справочника, например
устоявшийся термин в SEO, достаточно старый
Тоже никогда не любил это корявое название. Применение его к Гуглу вообще выглядит как издёвка.
Яндекс в целом, как и студия Лебедева, никогда не блистал приятными на слух названиями
Я сжёг тех кто вообще что-то ищет в Яндексе. Люди зачем?)
Как минимум ради адекватных результатов поиска. Смысл ковыряться в списке старых сайтов, которым доверяет Гугл?
Полезная статья. Спасибо автору. Всегда с осторожностью отношусь и буду осторожен.
К чему?
Вообще.
И это правильно.
Хорошо описана работа с вытеснением не релевантных ссылок, используя кью и дзен. Я бы ещё добавил о самой работе со справочниками, по мимо отзывов, важно добавить все услуги и товары организации, новости и акции. Побольше красивых картинок для коикабельности. Если колдунщик выглядит полноценно, много полезной инфы, больше переходов на сайт. Даже если организацию нашли случайно, через поиск по категории.
На отзовик.ком, чтоле Яндекс.Карты подтягивают? Это не их собственный рейтинг, отзовика?
«Обратите внимание, что нашем примере Яндекс.Карты подтягивают негативный отзыв, поэтому опасно не работать с репутацией в этом сервисе.»
Чиво, где? Отзовик и Айрекомменд подтягивает разметку собственного рейтинга компании, на основании чего определяются острова негативного контента. А Кью и Дзен под ними - нейтральные.
Колдунщика от Яндекса в выдаче на примере вообще не видно. Может, упустили?..
спасибо, да редактор, видимо, откуда-то не оттуда взял эту фразу) или спикер оговорился
Проблема не в колдунщиках, а в самом Яндексе. Лидеры на то и лидеры, чтобы быть самыми большими хищниками. Как технология, колдунщики делают выдачу удобнее. Но Яндекс на правах владельца площадки продаёт лучшие места тому, у кого больше денег. Нищебродские страдания его не волнуют. Поисковик давно уже превратился в газету "Из рук в руки". И я не вижу ничего, что бы могло эту тенденцию изменить. Сейчас поиск Яндекса - это отличный движок + сотни мегабайтов навязываемой дряни (потерпят). Яндекс лучше не станет, поскольку все их действия исключительно во имя монетизации, соответственно технологии отжима денег (у нас) будут всё эффективнее и эффективнее. А тем, кто не хочет платить деньги, станет гарантированно хуже, вопрос - когда и как.