Всё не то, чем кажется. Часть 1
Мы галлюцинируем, и обмануть нас очень легко. Особенно хорошо умеет это делать наш собственный мозг. 10 примеров — в статье.
Привет, я Андрей из Rocketyze и автор канала о практическом маркетинге. В статье из двух частей покажу, почему не согласен с теми, кто утверждает, что реклама на них не действует.
Но сначала посмотрите этот ролик:
А теперь этот:
Комментировать не буду, и так все понятно.
Я не случайно пишу этот пост в подсайт «Маркетинг», но об этом мы поговорим чуть ниже, а начну с оптических иллюзий для демонстрации идеи.
Таких иллюзий вы, конечно, видели миллион. Моя любимая эта:
И вот эта еще:
А вот оно в движении:
Еще парочка прикольных:
А хотите вообще сломать мозг?
Не могу удержаться, вот вам еще одна:
А теперь эксперимент
Можете перерисовать на лист бумаги картинку ниже — точку и крест на расстоянии примерно 10-15 см друг от друга, но должно сработать и с экрана.
Картинка располагается горизонтально: точка — слева, крест — справа. Смотрите на нее на расстоянии вытянутой руки. Правой рукой закрываете правый глаз, левым глазом смотрите на крест. Теперь медленно подносите экран или лист к лицу (или придвигайтесь к экрану), а левый глаз не сводите с креста. В какой-то момент вы заметите, что точка исчезла, а потом снова появилась.
Это происходит потому, что на сетчатке есть место, не чувствительное к свету — там, где нервные волокна собираются в зрительный нерв. Но причины для нас сейчас не важны. Важно, что мы не видим объекта реального мира (точку), хотя вот он прямо перед глазами. И что еще интереснее, никаких черных пятен тоже не видим, то есть даже не замечаем, что часть изображения отсутствует.
Дело в том, что это слепое пятно компенсируется вторым глазом и мозгом, который достраивает недостающую информацию. Но, если мы закроем один глаз, то никаких черных пятен в оставшемся нет. И вот сейчас тоже — второй глаз у нас закрыт, точку мы не видим, а белый фон под ней почему-то видим, хотя по идее видеть его не можем. Его нам рисует мозг.
А маркетинг-то тут при чем?
Моя главная мысль:
Многие считают себя этакими рациональными, осознанными продумАнами — мол мы все видим, все понимаем, все распознаем, нас не проведешь, маркетинг и реклама на нас не действуют.
Да достаточно почитать комментарии к статье о девятках в ценниках:
На эту тему я более подробно писал в статье о девятках в ценниках. Приведу тезисно:
- Мы ежедневно принимаем десятки тысяч решений, и большинство из них — неосознанно, автоматически. Если бы это было не так, наш мозг впал бы в ступор.
- Наш мозг постоянно анализирует огромные объемы сигналов, информации, идей, расставляет приоритеты, принимает решения. И, чтобы облегчить себе работу и сэкономить энергию, периодически «срезает путь».
- «Срезание пути» энергоэффективно и позволяет решить задачу, но совершенно необязательно это решение будет наилучшим или рациональным. Такие неоптимальности называются когнитивными искажениями.
- Когнитивные искажения влияют на наше поведение, даже если мы про них знаем. Оптические иллюзии показывают как раз для иллюстрации этой идеи: вы знаете, в чем подвох, но развидеть не можете. Когнитивные искажения — это своего рода иллюзии, только не оптические, а мыслительные.
Нами легко манипулировать
Сказали смотреть на карты, ну мы и смотрим и ничего вокруг не замечаем (это я про карточный трюк в начале статьи).
И вот мы думаем, что маркетинг на нас не действует.
Поэтому маркетологи обязаны изучать, как люди на самом деле принимают решения и каким образом на них влиять.
А не маркетологам (хотя и им тоже) лучше всё всегда подвергать сомнению, априори предполагая, что сейчас либо нами пытаются манипулировать, либо решение за нас принимает автопилот, подверженный искажениям, либо и то и другое одновременно.
Во второй части статьи я покажу примеры, как маркетологи (нормальные, а не школьники после трехдневных курсов) используют отличия между реальным миром и нашей его интерпретацией, чтобы влиять на наше потребительское поведение. И как этому противостоять.
Если вам интересные такие штуки, буду рад вас видеть в канале о маркетинге. А еще там много про продуктовый и стратегический маркетинг — без протухших новостей и надоевшей рекламы.
Прикольно.
Благодарю.
Жду вторую часть)
Пишу :)
Готово :)
То чувство, когда зашел на VC с утра и уже сломал глазки :) И в принципе, рад! Спасибо!
Ловите вторую часть :)
Шик!
А у меня мозг ломается, в том-то и дело :) Спасибо!
Кайф)
При том, я вот такие картинки быстро ловлю, например 3D волк
Ага я тоже, очки у волка 2018 :) Но это другая история все же.
Так и не смог понять, что здесь, кроме цветных размытых пятен?
Подскажите... :-)
Может с маленького экрана смотрите? Но у меня и с телефона получается в горизонтальной ориентации, только надо поближе к глазам. Сфокусируйте взгляд на центре картинки и подождите немного.
С настольного широкого экрана. Для чистоты эксперимента перекинул картинку на телефон и попробовал, как вы советуете, но все равно не могу, аж глаза слезятся ((
С настольного тем более должно получаться :) там пятна исчезают в итоге, остаётся только ровный серый фон.
Ааа, вот оно что, этот эффект я вижу, но посчитал его просто расфокусировкой глаз, ничего не значащей.
Спасибо, что не дали мне провести весь остаток дня в слезах ))
Это называется эффект Трокслера. Его показывают для демонстрации того, как мозг "убирает" неважную информацию. В нашем контексте - вот есть пятна, но мы при определенных условиях их не видим, потому что мозг решил, что нам оно не надо.
Spoiler alert
...
...
Сознание и Я, кстати, тоже иллюзия
Если это что-то метафизическое, то я вовсе не об этом - исключительно биология.
Иллюзии и когнитивные диссонансы — лучшие карты в колоде маркетолога
Есть продолжение :)
Вторая часть статьи:
Громкий заголовок, ещё бы написал к300. Конечно же манипулируют, как то нужно же работать Пастухом на удалёнке, потому всё это есть. Элементарно, на твоей странице можно собрать кучу когнитивных отпечатков, сотни штук, у тебя они автоматические "когнитивные паттерны" в противном случае зачем тогда ты тут нужен?
Вышли 10000 доната дядь