Как мы получили 8 миллионов просмотров и тысячи продаж без своего контента — JavaRush

Если стандартные способы «продвижения» бренда перестали для вас работать или стали слишком дорогими, то, возможно, вы в поисках чего-то необычного. Не уверен, что у вас получится повторить опыт JavaRush (как минимум потому, что эта статья – не инструкция). А вот для вдохновения на поиск ваших собственных механик этот текст в самый раз.

JavaRush — это онлайн-курс по изучению Java-программирования с нуля. Несколько лет назад наша команда перевела гарвардский курс по программированию «CS50» на русский язык. И хотя контент был не наш, это помогло серьезно улучшить узнаваемость бренда JavaRush.

В 2020 году мы попробовали повторить механику, только на этот раз мы перевели CS50 на польский и сделали это для нашего мультиязычного продукта – CodeGym.

В 2016 и в 2020 это сработало похожим образом, и все же – по-разному.

«Мы увидели, что переводы курса CS50 собирают много просмотров…»

В 2016 году мы в JavaRush посмотрели курс CS50 и он нам очень понравился — подачей информации, примерами, харизмой преподавателя, реакцией слушателей. А еще мы увидели, что переводы курса на некоторых языках собирают много просмотров и получают большой охват аудитории.

Поэтому мы решили перевести и бесплатно выложить курс на нашем YouTube-канале, тем самым улучшив узнавание бренда JavaRush на рынке.

Запостили видео на «Хабре» и выложили ролик в YouTube – и сразу получили 100 тысяч просмотров

CS50 можно распространять по условиям лицензии Creative Commons: это означает, что контент курса можно переводить, вырезать и вставлять в другие курсы. Единственное условие лицензии – не продавать этот контент.

Мы решили перестраховаться и написали создателям курса о том, что хотим сделать локализацию на русском языке. К тому времени мы перевели и опубликовали трейлер CS50 на нашем канале в YouTube, и он собрал около 100 тысяч просмотров.

Тот самый трейлер Гарвардского курса

Они ответили: «Круто, что есть такой интерес в СНГ к программированию. Мы только “за”»:

Ответ из Гарварда

Для перевода лекций мы нашли партнеров – студию (Vert Dider), которая адаптировала разные видеоролики на русский. В то время они работали на волонтерских началах или «за донаты» – студия просто создавала свое комьюнити, переводя и публикуя на своем канале небольшие научные видео.

Мы решили, что их может заинтересовать CS50. А для нас сотрудничество с ними было бы бесплатно (или как минимум дешевле, чем с профессиональной студией). Так и получилось – мы договорились о какой-то символической сумме, которую они тратили на привлечение дополнительных переводчиков, если это требовалось.

Дальше мы запостили первую лекцию на YouTube и в нашем блоге на «Хабре», и за первое время видео посмотрели 100 тысяч человек.

Все лекции по одной мы размещали на специальном лендинге. После каждой лекции мы указывали – «следующая лекция ожидается такого-то числа». А в конце лендинга было написано что-то вроде: «Еще у нас есть интерактивный курс по Java, который разрабатывает JavaRush – регистрируйтесь».

Следующий шаг – публикация практических задач из CS50 у нас на сайте

Многие слушатели переведенного CS50 часто писали о том, что этот курс – это не только лекции, но еще и практические задания, которые нужно решать и отправлять на сервер для проверки.

Тогда возникла идея: «А что если перевести еще и эти задачи? Что если объединить их с лекциями в формате нашего Java-курса (где лекции чередуются с практическими задачами), а затем опубликовать всё это в виде отдельного курса на платформе JavaRush?»

Так и сделали.

Зачем это было нам нужно? Мы предположили, что люди, которые будут проходить бесплатный курс CS50 на сайте JavaRush, увидят, как устроен наш сайт, привыкнут к интерфейсу и интерактивному формату обучения. Благодаря этому сформируется доверие к бренду, а значит появится и вероятность того, что позже эти люди попробуют наш платный курс.

Результаты нам понравились 😎

Подход сработал – мы получили не только просмотры, но и регистрации, покупки нашего продукта и даже хорошие позиции в поисковой выдаче:

  • Видео в YouTube посмотрели около 8 миллионов раз.
  • Минимум 600 тысяч посмотревших зарегистрировалось на сайте JavaRush.
  • В Google по запросам «cs50 javarush» или «cs50 на русском» можно найти статьи на крупных тематических ресурсах со ссылками на наш сайт или канал в YouTube.

Решили повторить эксперимент в Польше

В 2020 году мы запустили и активно продвигали в Польше наш мультиязычный продукт CodeGym. Мы стартовали со стандартных способов продвижения – рекламировались в Google, Facebook и получали упоминания от польских медиа.

Поскольку тогда о CodeGym в Польше знали мало, мы запускали разные кампании, направленные на повышение узнаваемости бренда. В том числе, мы подумали о кампании с гарвардским курсом. Идея была следующая: если гипотеза с CS50 сработала с аудиторией СНГ, то стоит попробовать и с польской аудиторией тоже.

Мы немного продвигали переведенный на польский курс на Youtube, но в основном делали это в локальных соцсетях – например, на польском аналоге Reddit, одном из крупнейших сайтов Польши – Wykop.

Мы создали на Wykop страницу компании, где сообщали о публикации новых лекций. Первый пост о выходе CS50 на польском хорошо «разошелся» – его «пролайкали» много людей и он органично попал в тренды сайта. Мы решили использовать эту ситуацию по полной:

1) Сначала мы спарсили ники всех, кто «лайкнул» пост.

2) Когда вышла следующая лекция, мы тегнули в посте всех, кто «лайкнул» первый пост, с месседжем: «Вам понравилась прошлая лекция, ловите следующую»:

3) Мы продолжали делать так с каждой новой лекцией и каждый раз получали много реакций:

Вообще, конечно, за такие массовые «теги» можно было получить и тонну негатива от пользователей. Если вы пользуетесь Reddit, то примерно можете понять, какая в некоторым смысле агрессивная аудитория у польского Wykop-а.

Но такого не произошло. Если где-то и был негатив в нашу стороны, то буквально в паре комментариев. Думаю, это потому, что мы распространяли действительно классный контент. Еще и бесплатно.

Кстати, в этот раз перевод мы делали сами.

Так как мы запускаем CodeGym на разных рынках, в том числе в той же Польше, Германии, Франции и т.д., у нас сформированы маленькие команды (в среднем по 3 человека на каждом рынке), которые помогают с локализацией. Так как эти команды специализируются на теме программирования, для них перевести тексты CS50 на польский язык – не проблема. В общем, в этот раз с переводом нам было даже чуть проще, чем когда мы переводили на русский.

Эксперимент удался, но повторить его вряд ли получится

Основная цель нашей кампании в Польше – повышение узнаваемости.

Идея была такова: использовать одновременно и продвижение стандартными способами (платная реклама, SEO, PR), и попытаться повысить знание о нашем бренде с помощью необычных кампаний.

По охватам и другим метрикам, которые мы смотрели в рамках кампании по переводу CS50 на польский, можно сказать, что цель мы выполнили. Хотя уверен, что еще рано говорить о полном эффекте: у нас есть много идей, как “завернуть” и “упаковать” переводы в бесплатный продукт. И люди еще, собственно, приходят.

Приятный бонус этой кампании в том, что нас стали узнавать не только потенциальные ученики, но и некоторые польские партнеры, с которыми мы впервые пытаемся наладить контакты.

Но, к сожалению, нельзя сказать, что это какая-то масштабируемая история, которую можно повторять кучу раз. Таких курсов как CS50 аж… один.

Когда-то мы пробовали перевести еще несколько популярных курсов для JavaRush. Мы думали, что раз CS50 зашло, то стоит попробовать эксплуатировать эту тему дальше. И это не сильно сработало. Потому что тематически подходящих нам бесплатных курсов такого уровня (качества) больше просто нет.

Мы нашли другие классные курсы (не от Harvard). В итоге мы часть перевели, запостили, и… реакции никакой. Хотя мы и говорили, что курс, созданный специалистами из всем известной крупной компании, это не сработало. Потому что курсы такого уровня как CS50 никто больше не делает.

А какие эксперименты с продвижением бренда делали вы? Жду ваших историй в комментариях ;)

{ "author_name": "Алексей Еленевич", "author_type": "self", "tags": [], "comments": 31, "likes": 39, "favorites": 122, "is_advertisement": false, "subsite_label": "marketing", "id": 236501, "is_wide": false, "is_ugc": true, "date": "Tue, 20 Apr 2021 18:25:15 +0300", "is_special": false }
0
31 комментарий
Популярные
По порядку
Написать комментарий...
9

Недавно закончил ваш курс.

Переделайте вашу теорию, она отвратительна.

Почините ваш валидатор. 

Уберите лекции по темам которые уже неактуальны (Swing). Или был целый уровень по ThreadGroup, а оказалось, что Java светила считают это недоразумением и призывают им не пользоваться) и такого у вас много.

Если вы обещаете тему, обучайте ей. После 20 уровня, есть уровни, в названиях которых есть технологии которым вы не учите.

Добавьте наконец (лет 5 прошло) Spring и Hibernate.

Перестаньте давать темы в задачах которые не пройдены, мотивирую тем, что программист должен уметь гуглить. Гуглить я и бесплатно могу.

А так спасибо, 27 летний гуманитарий научился худо бедно кодить)

P.S. если кто то захочет проходить курс, проходите первые уровней 20, максимум 25. Дальше ерунда идёт, просто на подписку удлиняют)

Ответить
6

Спасибо за честный отзыв :)

На счет теории. В начале года мы обновили теорию в некоторых квестах. Первый квест по сути сделали с нуля – новые лекции, новые задачи, опросы, тесты и т.д. Если интересно пройти обновленные квесты, напишите мне на почту alex.elenevych@javarush.co.

На счет "задач из будущего" (или задач с отметкой Epic). Действительно, раньше нам казалось, что очень сложные задачи / задачи по темам, которые еще не проходились, это именно то, что хорошо прокачивает мозг, навыки искать информацию и именно это делает студентов более закаленным. Поэтому, мы добавляли 2/3/5 таких задач на уровень, чтобы пользователь прокачивался таким образом.

Но стоит признать, что такой подход эффективен не для всех. Поэтому, в обновленном квесте "задач из будущего" нет и все задачи идут строго вместе с теорией.

И еще важный момент.

Так как все пользователи разные (разный стартовый уровень, разные цели обучения, разные потребности, разная реакция на геймификацию и т.д.) мы стараемся больше внимание уделять персонализации.

В обновленном курсе на старте обучения пользователю предлагается пройти стартовое тестирование, рассказать о своих целях / предпочтениях, после чего на основе полученной информации система строит персонализированный курс.

Ответить
0

Сколько времени ушло на 20 уровней?

Ответить
1

2 месяца

Ответить
0

а цель то какая изучения была? писал что-то, аль захотел джуном пойти?

Ответить
0

Нет, всю жизнь мечтал уметь программировать).

А так я всегда на себя работал)

Ответить
1

Майнкрафт уже можешь сделать? 

Ответить
4

Да майнкрафт каждый дурак сделает. Для этого покупать javaRush не нужно

Ответить
0

Я больше про веб🙃

Ответить
0

А можно будет сделать майнкрафт после прохождения 20 уровней? 

Ответить
0

Нет, это просто база) дальше есть смысл переходить в реальные проекты и там уже доходить до Майнкрафта)

Ответить
5

Хорошие переводы CS50, хорошие курсы. Уровней 20 прошел вечерами на данный момент, в целом очень круто.

Ответить
5

Спасибо большое 😊

Рад, что все понравилось! 

Ответить
5

Добрый день, Алексей. Прошёл 27 уровней, худо-бедно научился кодить.
В отличие от большинства я не считаю задачи на гуглёж злом, по-моему идея классная, но с их количеством, конечно, был перебор
Дважды покупал лицензию на год, но не смог пройти курс из-за того что возникали прилетала адская нагрузка на работе и приходилось откладывать. После 2го года плюнул и решил на третий не брать, всё-таки для регионов большая :).
Раньше у вас была пожизненная лицензия (какой же я дурак, что её не купил). Верните её, кому-то наверняка пригодится. Я бы лучше заплатил больше и всё-таки допрошёл бы когда-нибудь (тут, конечно, кто-то может возразить, что раз уж за 2 года не справился, то лучше бросать это дело, но я уверен, что прошёл бы этот путь до конца).
Но в любом случае спасибо за вашу работу. JavaRush - топ. Реально горжусь, что в России (ну или Украине) есть такой проект

Ответить
4

Свой путь программиста начинал с вашего перевода cs50. Спасибо, ребята!

Ответить
3

Огонь!
А как вы поняли, что оно распространяется по Creative Commons?
Пытался найти на этом и других их бесплатных курсах (интересовала тема продаж) - нигде не нашел доков о распространении 

Ответить
2

Информация о лицензии была указана на сайте Гарварда и на сайте курса – http://cs50.tv/2015/fall/#lectures,license

Тем не менее, чтобы перестраховаться мы дополнительно общались с представителями Гарварда и обсуждали разные нюансы. 

Ответить
3

Привет, мой первый коммент здесь, не смог пройти мимо.
Уже несколько месяцев прохожу ваш курс, сейчас на 32 лвл. Снеговик по делу сказал, поддерживаю. И свои заметки: есть очень болезненные задачи (типа архиватора), которые идут перед лекциями на эти темы. Получается сначала делаешь с горем пополам, а потом тебе рассказывают материал. И таких моментов немало встретил. Ещё немного несоответствие в скиллах в описании к квестам и по факту всему, что даётся в этом квесте (пр. упоминается Jsoup в квесте 3, но его там не было). Не могу не вспомнить задачи на алгоритмы типа Армстронга, просто зубодробильные. А ещё на 4 квесте повторяются какие то простые вещи типа операторов. 
В остальном все здорово, обучаюсь, узнаю новое, чего недодали в универе, а в лоб загуглить в голову такое не придёт. Спасибо.

Ответить
3

Очень круто. Даже не знал о таком. Посмотрел первую лекцию и затянуло.

Ответить
2

Молоды, хороший контент, хороший маркетинг
По поводу >CodeGym
Могу сомневаться, но помню, как в раздевалке Платиниума видел рекламу что-то про кодинг, там ещё киберпанк стилистика была, вы были?  

Ответить
2

1) смотришь лекцию CS50 по Java: эмоции фонтанируют
2) работаешь в ERP по Java: сука, бля

Ответить
0

сука, бля

Правильно будет «Ух, сука, бля, подажжи" 

Ответить
2

Че молодцы..отличная работа...

Ответить
2

Крутой кейс!)

Ответить
0

То есть все остальные онлайн-школы делают за бабки, а вы бесплатно. А в чём подвох? Из текста не уловил) Пост понравился.

Ответить
5

Спасибо!

Никакого подвоха)))

В нашем продукте (в JavaRush) есть и бесплатная, и платная часть.

А вот доступ к Гарвардскому курсу CS50, о котором я рассказываю в посте (и локализацией, которого мы занимались), полностью бесплатный и его можно найти на нашем YouTube-канале (https://www.youtube.com/watch?v=Sy_wba7l1UU&list=PLawfWYMUziZqyUL5QDLVbe3j5BKWj42E5) или на нашем сайте (https://javarush.ru/quests/lectures/questharvardcs50.level00.lecture00). 

Ответить
1

Там есть платная часть. Бесплатно - только вводные уроки

Ответить
1

Этот переведённый курс бесплатно - он на Ютубчике выложен, а школа платная. 

Ответить
0

Спокойно проходил курс, но неожиданно подписка продлилась на месяц, автоматически снятось 1800 руб. Оказалось стояла галка которую нужно было снять (!) чтобы автоматом не продлевалось. Желаю вам подавится моими деньгами. Пользоваться сервисом который без спроса "по умолчанию" у меня с карты деньги ворует я не хочу, обидно. 

Ответить
2

Егор, мне жаль, что вы получили негативные эмоции из-за списания средств, которого вы не ожидали. Сам не люблю, когда что-то идет не так, как я ожидаю. Особенно, когда это касается денег.

Ситуация следующая: при первоначальной подписке мы обязательно указываем всю информацию о том, что оплата за доступ к контенту будет списываться автоматически 1 раз в месяц. Это стандартная модель подписки для многих приложений – и для нашего в том числе. Но я понимаю, что это могло быть для вас неочевидно и в итоге получилось как получилось.

Напишите, пожалуйста, в нашу службу поддержки свою почту/ссылку на профиль и описание ситуации (можете просто продублировать этот комментарий) – и попробуем что-то придумать с вашей ситуацией 🙂

По поводу следующих месяцев – вы можете отключить автосписание в любой момент времени.

Ответить
0

Спасибо за ответ и что пожалели меня 😎 дело в том что у меня привычка сразу после пробной или специальной подписки снимать все галки автоматического продления. Там где это невозможно я плачу виртуальной картой на которой не храню деньги. И я был уверен стопроцентно что галку снял. И меня не покидает ощущение что это ваш ушлый робот который учится программировать эту галочку незаметно обратно включил. Вобщем у меня не негативный опыт а ощущение что меня нагрели, втихаря галку нажав. Прямого согласия списывать с меня деньги я точно не давал.

Ответить

Комментарии

null