{"id":14275,"url":"\/distributions\/14275\/click?bit=1&hash=bccbaeb320d3784aa2d1badbee38ca8d11406e8938daaca7e74be177682eb28b","title":"\u041d\u0430 \u0447\u0451\u043c \u0437\u0430\u0440\u0430\u0431\u0430\u0442\u044b\u0432\u0430\u044e\u0442 \u043f\u0440\u043e\u0444\u0435\u0441\u0441\u0438\u043e\u043d\u0430\u043b\u044c\u043d\u044b\u0435 \u043f\u0440\u043e\u0434\u0430\u0432\u0446\u044b \u0430\u0432\u0442\u043e?","buttonText":"\u0423\u0437\u043d\u0430\u0442\u044c","imageUuid":"f72066c6-8459-501b-aea6-770cd3ac60a6"}

Почему AB тесты не работают?

За что мы так любим AB тесты? За то, что они помогают нам сделать больше продаж, получить больше подписок и наконец сказочно разбогатеть. Стоп, а ведь с последним они не помогают, а мешают даже. Сейчас обсудим как это происходит.

“Невероятный” пример

Допустим, вы маркетолог или модный нынче продакт-менеджер и делаете ручки для дверей. Продукт зрелый, появился где-то в неолите. Но это вас все равно не печалит, вы же инновативный-инноватор: постоянно добавляете новые технологии и делаете исследования с AB тестами. Ваши ручки бодро зажигают: подписки и ревенью постоянно растут, конкуренты плачут кровавыми слезами, и скоро вы к черту монополизируете весь рынок...

Но не тут-то было. Внезапно где-то на Тибете просыпается инфекция, которая перекинулась человеку от кротов. Никто не знает, зачем тибетцам понадобилось жрать этих долбаных кротов, видимо, думали, что улучшит потенцию и долголетие. В результате расклад теперь примерно такой: инфицированный человек потрогал ручку, 80 человек из 100 не заразились, 19 перенесли бессимптомно и пошли заражать другие дверные ручки, а у 1-ого из 100 руки почернели и отвалились. История с перчатками сразу не проканала, так как если в этих перчатках потрогал ручку, а потом нос, то почернел и отвалился нос. СМИ усиливают панику, в соцсетях, вы постоянно видите людей с отвалившимися руками, носами, ушами и прочими местами. Где-то откручивают ручки, где-то вообще выпиливают двери и оставляют проход открытым, в рестораны теперь можно только по QR коду. А это тут причем? А сами не знаем, просто очень старались.

Так вот, вашему бизнесу с дверными ручками пришел пушистый конец. И дело не в том, что вы сделали неудачный интерфейс или неправильно провели AB тест. А в том, что пользователи почему-то стали относиться к вашему интерфейсу иначе и теперь иначе с ним взаимодействуют.

Скептики возразят: “Да какие кроты в тибете, хватит фантазировать, такое невозможно.”

Мой ответ: “А представьте, что завтра в этих ваших Тик-Токах объявят челлендж “Смажь дверную ручку вареньем”? Когда понимаешь принцип, то и кроты из тибета не нужны, можно использовать инструменты попроще!”

Что мы упускаем при AB тестировании?

Когда потребитель взаимодействует с нашим продуктом, то дело не только в самом продукте. Дело в навыках, дело в предыдущем опыте, дело в представлениях и заблуждениях, которые пользователь тащит в своей башке взаимодействуя с нашим продуктом. Да, AB тест дает вам снимок как есть сейчас, но это может измениться мгновенно. Люди, которые уже измазали руки в “варенье”, будут иначе проходить все последующие AB тесты!

А как правильно тогда тестировать?

А теперь давайте подумаем что бы нам такое исследовать и протестировать, чтобы все-таки разбогатеть? Можно ли, не меняя продукт и не меняя интерфейс, изменить взаимодействие пользователя с вашим продуктом? Как мы уже протестили на кротах и на “варенье”, еще как можно. Но хочется бросить вызов стихии, и сделать эти процессы более управляемыми и более подвластными маркетологам и менеджерам продуктов новомодным.

Представьте у вас есть какой-то элитный тематический отель. В нем есть правило “открываем двери попой”. Вы тут впервые, и когда швейцар открывает вам дверь, он делает это попой и таинственно шепчет вам: ”У нас так принято!” Вы заходите внутрь и видите, что весь персонал, постояльцы и все вокруг открывают двери попой. А как только вы пытаетесь ухватиться за дверную ручку, то все смотрят на вас с осуждающим недоумением. Вам все постоянно показывают и рассказывают, как правильно взаимодействовать с дверями. И вы либо к черту съезжаете от этих придурков, либо решаете, как все, разрабатывать ягодицы.

То есть нужно пытаться тестировать не только сам интерфейс, но и правила взаимодействия с ним. Последователи Якоба Нильсена и его Юзабилити ответят мне, что интерфейс должен быть таким, чтобы не требовал правил взаимодействия и обучения. Уважаю Нильсена, но реальность такова, что писать на клавиатуре нужно учиться, взаимодействовать со смартфоном нужно учиться, ездить на велосипеде нужно учиться, ездить на гироскутере с вэйпом и фалафелем и то нужно учиться. И от того, как вы научитесь, зависит, как вы будете взаимодействовать.

Тестировать нужно не только сами правила взаимодействия с продуктами, но и способы донесения этих правил до потребителя. Понятное дело, что если вы напишите инструкцию, повесите всплывашку, влепите бессмысленный онбординг - это не получится. Придется потратить много ресурсов чтобы научиться влиять на безумие в голове потребителя. Кстати, в той истории с кротами в итоге выяснилось, что инфекция передавалась не через дверные ручки, а через воду. Извините, ученые и СМИ угробили ваш бизнес на пустом месте. Попробуйте теперь переубедите их, что ваши дверные ручки безопасны и удобны, когда все научились жить без них.

А что же почитать, посмотреть, чтобы углубиться в тему?

Мне очень помог курс Роберта Сапольски “Биология поведения человека”

Вот тут на английском: https://youtu.be/NNnIGh9g6fA

Вот тут на русском: https://youtu.be/ik9t96SMtB0

Там 27 лекций, ссылку даю только на первую.

Заключение

Я написал эту статью, чтобы в очередной раз пригласить вас подумать над тем, что продукт - это не только условия, интерфейс, конкурентные преимущества, но и то что варится у человека в голове. И когда вы делаете AB тесты, я хочу чтобы вы задумывались: “Тестирую ли я взаимодействие продукта с покупателем? Или же я тестирую способы изменить отношение покупателя ко всему классу продуктов.” Разбогатеть можно, только если научитесь менять отношение. И научиться этому можно!

Меняем интерфейс VS меняем отношение

А теперь давайте перейдем к практике. Чтобы лучше разобраться в том как волшебство в голове потребителя влияет на его взаимодействие с интерфейсами нам нужно больше примеров. Вот тут я собрал несколько. Присылайте мне в комментарии или в личку примеры из вашей жизни, когда вы или другие люди использовали продукты не так как это было задумано производителем. Я с удовольствием добавлю их в эту статью!

Это не просто, придется голову поломать!

1. Поясная сумка

Пришиваем сумку к поясу - получаем поясную сумку, но модники носят ее через грудь.

2. Мешалка для кофе

На пластмассовую мешалку для кофе сделали удобную ручку для пальцев, но все думают что это не ручка а мини-ложка и мешают ею.

3. Укороченные носки

У носков отрезали верх и они стали по щиколотку - круто носки для лета, но модники носят зимой потому что стильно.

4. Символьная графика

На компе столько классных графических пакетов, но кто-то до сих пор рисует символьной графикой.

5. Игры для знакомств

Многопользовательские игры заточены под игру, но кто-то использует их как сайт знакомств.

6. Заметки в мессенджерах

Столько сервисов заметок, но многие делают заметки в неудобных чатах вотсапа, телеграма, фб, а некоторые даже в вк.

7. Из проктологии (пример от Валерии)

У хирургов-проктологов целая коллекция вещей их пациентов, использованных не по назначению :)

8. Дорожки для велосипедистов (пример от Алексея)

Дорожки для велосипедистов были сделаны, чтобы они не мешали пешеходам, а многие мамы с колясками любят по этим дорожкам ходить потому что "ну там же пусто!"

0
56 комментариев
Написать комментарий...
Александр Смажук

Говоря про А/В тесты не нужно путать мух с котлетами. Данный вид тестирований предназначен для улучшения интерфейса его удобства и "читабельности". Да рынок и потребитель меняются. Именно потому, подобные тестирования ведутся по полгода для получения достоверного результата.
Касаемо глобальной "смены вектора" так тут не только тесты, тут и весь остальной маркетинг может накрыться медным тазом))) От такого фиаско спасти может только диверсификация инвестиций... Но это уже совсем другая история.
Касаемо А/В тестов, как и любых других маркетинговых инструментов, их не нужно переоценивать, но нельзя и недооценивать.
Например, если из всех посетителей сайта заявки оставляет 10%, при этом 50% заявок отпадает на уровне отдела продаж - сначала нужно протестировать именно отдел продаж.
Глобально же, нужно совершенствовать каждый элемент. Ведь повысить продажи на 50% за счёт только тренингов для продавцов или A/B тестов - достаточно сложно. А вот улучшив всего на 1-2% уровень отдела продаж, на столько же качество рекламы, тот же интерфейс сайта и ещё десяток параметров - на выходе можем получить и +100% к продажам.

Ответить
Развернуть ветку
Федор Добрянский
Автор

Александр, но как же быть с ручками измазанными "Вареньем"? Должны ли мы относиться к этому как к стихийному бедствию, или можно этим управлять?

Ответить
Развернуть ветку
8 комментариев
Михаил Рыженков

Удобнее положить дуршлаг в кастрюлю и слить воду, а не вываливать макароны на дуршлаг.

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Федор Добрянский
Автор

не понял, а подробнее?

Ответить
Развернуть ветку
3 комментария
Nathan Zachary
Столько сервисов заметок, но многие делают заметки в неудобных чатах вотсапа, телеграма, фб, а некоторые даже в вк.

Чем избранное телеграма не угодило?

Ответить
Развернуть ветку
Федор Добрянский
Автор

тем что это чат, который используется не по назначению -)
а избранное - это только название

Ответить
Развернуть ветку
2 комментария
Valeratal Val

По отдельности вроде понятно, а как это складывается то? дизайны ручек и их полное отсутствие по причине кровида или варенья?
как маркетолог должен предусмотреть отказ от продукта и главное, ему то что делать? Какого рода А/B тесты проводить?

А примеры про "нецелевое использование" вообще очень странные. Те же заметки можно делать кучей способов - отправить себе в телегу (избранное) , отправить письмо самому себе, написать в блокноте список покупок и сфоткать, написать этот список именно в приложении для заметок в телефоне.

Ответить
Развернуть ветку
Федор Добрянский
Автор
А примеры про "нецелевое использование" вообще очень странные. Те же заметки можно делать кучей способов - отправить себе в телегу (избранное) , отправить письмо самому себе, написать в блокноте список покупок и сфоткать, написать этот список именно в приложении для заметок в телефоне.

В том-то и дело! Что чаты для заметок не предназначены изначально. Да примеры очень странные, они кажутся странными, т.к. заставляют думать иначе. А всякий раз когда приходится думать иначе - все кажется странным.

Надеюсь, что моя статья показалась вам максимально странной -)

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Федор Добрянский
Автор
 как маркетолог должен предусмотреть отказ от продукта и главное, ему то что делать?

Если можно организовать искусственно отказ от продукта, значит можно и наоборот!

Ответить
Развернуть ветку
4 комментария
Федор Добрянский
Автор
Какого рода А/B тесты проводить?

A/B тесте надо так теперь проводить:
- группе пользователей A рассказали, что можно делать действие 1
- группе пользователей B рассказали, что можно делать действие 2
 

Ответить
Развернуть ветку
3 комментария
Федор Добрянский
Автор
По отдельности вроде понятно, а как это складывается то? дизайны ручек и их полное отсутствие по причине кровида или варенья?

Эти вопросы не понял

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Александр Жарков

Зашёл узнать что такое ab тест, а тут про вирусы и поясные сумки..

Ответить
Развернуть ветку
Федор Добрянский
Автор

А тут шапито какое-то -(
Сорян, сам в шоке

Ответить
Развернуть ветку
Бильская Валерия

У хирургов-проктолог целая коллекция вещей их пациентов, использованных не по назначению :)

Ответить
Развернуть ветку
Федор Добрянский
Автор

Бомбовый пример, добавил в статью

Ответить
Развернуть ветку
Алексей Шуваев

Пример1: Электросамокаты были придуманы для удобства передвижения, а кто-то на них сбивает людей.
Пример2: Дорожки для велосипедистов были сделаны, чтобы они не мешали пешеходам, а многие мамы с колясками любят по этим дорожкам ходить потому что "ну там же пусто!"
Пример3: Компьютеры были созданы для облегчения жизни человека, а теперь мы решаем массу проблем, вызванных появлением компьютеров!

Ответить
Развернуть ветку
Федор Добрянский
Автор

Спасибо, добавлю про Дорожки в статью -)

Ответить
Развернуть ветку
9 комментариев
TotaIly AIive
Столько сервисов заметок, но многие делают заметки в неудобных чатах вотсапа, телеграма

Обычно для заметок делаю скрины или сохраняю картинки/видео + текст, и во всякие тудуисты или трелло это нормально не прицепить 

Ответить
Развернуть ветку
Федор Добрянский
Автор

В трелло же идеально все цепляется? Картинки 100%

Ответить
Развернуть ветку
3 комментария
Nathan Zachary

Дел

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
Александр Смажук

Федор, наверное, все же нужно уточнить какие AB-тесты Вы подразумеваете. Потому как, по моему субъективному мнению, большинство подразумевает обширные тесты на сайтах Интернет-магазинов и маркетплейсов, где в течении достаточно длительного периода (3-6 месяцев) на большой выборке (100.000+ пользователей) производится определение более действенных: цветов и размеров кнопок и шрифтов, расположения блоков, типа контактных форм и прочих моментов. Именно такие тесты очень важны, ведь они производятся в "полевых условиях" на реальных пользователях в реальных условиях.
Скорее всего, Вы говорите про что-то иное...

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
53 комментария
Раскрывать всегда