Маркетинг Фёдор Скуратов
5 628

(Не)полный гайд по комьюнити-менеджменту — часть первая

Основатель сервиса аналитики для Telegram-сообществ Combot Фёдор Скуратов — о том, что такое комьюнити-менеджмент, зачем он нужен, как работает и почему у России, как всегда, особый путь.

В закладки

В последние месяцы слово комьюнити-менеджмент (или КМство, как говорят среди практикующих) с лёгкой руки многочисленных ICO-проектов едва не приобрело черты очередного модного выражения. Что характерно, как и год, и два, и пять лет назад, каждый вкладывает в это понятие что-то своё.

Для того, чтобы взглянуть на работу с сообществами с разных сторон, требуется как практический опыт комьюнити-менеджмента, так и разработки его методологии — с этим в России, мягко говоря, проблемы.

или не раскроет

В цикле из нескольких статей, которые изначально готовились по заказу сервиса JoinChat, однако в работу не вошли (ребятам всё равно спасибо за мотивацию к написанию), я постараюсь дать обзор наиболее интересных подходов к понятию комьюнити-менеджмента, определению сообществ как таковых, расскажу о рынке и продуктах.

Вкратце обо мне: больше десяти лет работаю с сообществами, последние два года мы с командой делаем Combot — самый популярный и крупный сейчас сервис для комьюнити-менеджмента в Telegram, а также параллельно развиваем маркетинговый сервис и рекламное агентство.

В первой части — о разнице подходов к понятию комьюнити-менеджмента, а также обзор первого из таких подходов и краткое изложение ситуации на рынке.

Разница подходов в западной и российской практиках комьюнити-менеджмента

В западной и, в частности, американской традициях комьюнити-менеджментом называется система управления общественными ресурсами, включающая в себя как материальные, так и нематериальные блага: от общественных пляжей и кондоминимумов до программного обеспечения в открытом доступе. Это определение неокончательно и обсуждается в рядах американских специалистов, однако нельзя не отметить единодушие в области ориентирования на результат такого управления, а не на его процесс.

Западный подход к комьюнити-менеджменту больше сфокусирован на менеджменте через коллективные действия волонтёров и стейкхолдеров (выгодоприобретателей). Примат собственности (частной или, в случае с КМством, общественной) есть источник идеологии комьюнити-менеджмента, который и определяет развитие отрасли.

В российской традиции комьюнити-менеджментом обычно (насколько это может быть обычно в стране, в которой культура сообществ практически отсутствовала чуть более, чем всегда) считается система субъектно-объектных коммуникаций с большими группами, имеющих общую идентичность, либо сбор таких групп. Упрощённо: в России делается упор на процесс сбора людей вокруг чего угодно: мысли, концепта, действия или симулякра (чаще всего, но не будем о грустном).

Комьюнити для тех, кто работает с комьюнити. В России это была бы партия, и деньги несли бы тебе, а в Америке, как видите, надо самим

Источником российской методологии служит скорее сам принцип объединения. Пролетарии всех стран, объединяйтесь — несмотря на шуточный тон, мемы и лозунги, это едва ли не самый яркий маркер.

Иронизируя: в России любое сообщество рано или поздно превращается в политическую партию с чётким кругом друзей и врагов, а на Западе — в профессиональную ассоциацию с платным членством.

Итого:

  • Западный комьюнити-менеджмент — про то, как управлять, сохранять и преумножать общественный ресурс (продукт), будь то ПО, «Википедия» или парк. Больше про менеджмент, чем про комьюнити.
  • Российский комьюнити-менеджмент — про то, как объединить людей, а что они там делать будут — это уже другой вопрос. Больше про комьюнити, чем про менеджмент.

Есть и третий — самый частый подход, особенно в рамках бесконечных поисков комьюнити-менеджера на ICO. Он не рассматривает комьюнити-менеджмент как систему в принципе, делая упор на обязанностях участников проектов (например, специалистов поддержки) по коммуникации с аудиторией как внутренней, например, клиентской, так и внешней — например, в социальных медиа. Но этот подход не просто ограничен, он неверен в принципе, поскольку в нём, как правило, нет ни менеджмента, ни комьюнити.

Четыре подхода к определению комьюнити-менеджмента

Важность определения и подхода с точки зрения любого практикующего специалиста, проекта или бизнеса — необходимость сфокусировать внимание на конкретной комбинации проблем или задач, которые могут быть решены с помощью методики.

Исходя из этого, описания будут комбинированными: разбирая каждый уровень определения комьюнити-менеджмента, я буду указывать основные проблемы при работе с этим определением и соответствующие способы их решения, включая, но не ограничиваясь, продуктовыми методами и сервисами.

Всего можно выделить четыре подхода к определению комьюнити-менеджмента:

  • Комьюнити-менеджмент как метанавык работы с сообществами (как в офлайне, так и в онлайне) и малыми социальными группами.
  • Комьюнити-менеджмент как модель лидерства.
  • Комьюнити-менеджмент как профессия.
  • Комьюнити-менеджмент как методология управления децентрализованными системами или системами с нулевым материальным стимулированием.

За редкими исключениями, я буду говорить об онлайн-сообществах, потому что эта тема ближе большей части аудитории, а охватить онлайн и офлайн без превращения цикла в книгу — невозможно. В будущем — да, но не сейчас.

Комьюнити-менеджмент как метанавык

Комьюнити-менеджмент, как и многие другие метанавыки, — сборная солянка из коммуникативных, социальных, управленческих и даже технических компетенций: от риторики и умения заткнуть троллей в гуманитарном варианте до знания теории графов и умения вычислить оппонента по IP — в хардкорном.

Нюанс в том, что практически все скиллсеты из числа доступных на русском и даже английском языках описывают не метанавык, а профессию, а это совершенно другая история, о которой — в следующих частях. То, что сейчас называют обучением комьюнити-менеджменту, начинается и заканчивается именно на этом уровне — отдельных умений, ситуаций и частных случаев применения скиллсета.

Если кто забыл, что такое графы, то у комьюнити vc.ru во «ВКонтакте» в 2012 году он был вот таким

Если выделять какие-то отдельные скиллы, входящие в метанавык комьюнити-менеджмента, можно выделить социальные и коммуникативные техники, риторику, знания в области личной и социальной психологии, системность мышления, способность к эмпатии, организационные умения (мы всё-таки говорим про тип менеджмента) и даже такие мелочи, как гуглинг.

Нетворкинг, фасилитация, медиация, геймификационные техники — если не тысячи, то сотни мелких и не очень скиллов. При этом узким специалистом быть недостаточно, чтобы вырасти из КМства как хобби или просто набора практик в работе: как правило, продвинутый уровень комьюнити-менеджмента как метанавыка требует либо высокой сложности когнитивного аппарата и системности мышления, либо, на худой конец, высочайшего уровня личной харизмы. Харизма сама по себе компенсирует нехватку множества техник, но об этом в другой части нашего цикла.

В повседневной жизни и работе комьюнити-менеджмент используется практически повсеместно: не ограничиваясь рамками деловых отношений и распространяясь на всю систему групповых коммуникаций с участием людей, находящихся друг с другом в нематериально мотивированных отношениях — от школьного класса или кружка юных спелеологов до волонтёрской организации или контрибуторов «Википедии». «Если вас больше трёх и вам за это не платят»...

Не менее любопытен и тот факт, что подавляющее большинство обнаруживших себя комьюнити-менеджерами практикуют и развивают этот метанавык будучи специалистами в совершенно других, по их мнению, областях. Их объединяет чаще всего лишь практика работы с сообществами. И здесь требуется уточнить, что же такое сообщество.

Социальные группы vs сообщества

Первое и самое важное — аудитория или даже клиенты — это не сообщество. Общих целей у них обычно нет, и в сообщество они превращаются, только когда подают против вас коллективный иск или травят вас в соцсетях.

Ситуативные сообщества, а также сообщества конкуренции и сообщества коллаборации — отдельная тема, которой стоит уделить целую статью, для базового же понимания хватит и того, что КМство как метанавык может применяться и в отношении аудитории или клиентов.

Кроме того, если нырнуть чуть глубже в определение сообществ, то надо отделить их от понятия социальной группы — для знакомых с социологией в первую очередь.

Сообщества и социальные группы, особенно малые (МСГ), хоть и похожи, но не равнозначны. Одно из методологически верных определений сообществ рассматривает их как добровольное объединение людей, связанных взаимными контактами и имеющих общую цель, которую они так же добровольно, без помощи материального стимулирования, достигают. Казалось бы, похоже на МСГ? Нет.

Классическое (социологи могут начать кидаться в меня камнями), определение МСГ в социологии — «немногочисленная группа людей (от трёх до 15 человек), которые объединены общей социальной деятельностью, находятся в непосредственном общении, способствуют возникновению эмоциональных отношений».

Как мы видим, это определение ограничивает число участников группы примерно до 15, что с практической точки зрения на сообщества не распространяется: классический размер эффективного сообщества колеблется в районе 150 (так называемое число Данбара), а при превышении этого значения, то есть для больших сообществ используется принцип 90/9/1 — когда 90% пассивно потребляет, 9% вовлекается в активность и 1% занимается основной контрибуцией.

Классическая иллюстрация того, как выглядит социология в интернете. Другой у меня для вас нет. Или у «Яндекса»

Определение больших социальных групп из той же классификации нам также не подойдёт — оно сфокусировано на целых стратах, профессиях и общностях. Сообщества же с точки зрения российской социологии находятся вообще непонятно где, поскольку формалистский подход как к понятию малых и больших групп, так и первичных и вторичных исключает типизацию сообществ в принципе.

Впрочем, я не претендую на истину в последней инстанции и готов подискутировать на эту тему с социологами, если будет желание, однако, по моему глубокому убеждению, российская социология формализована и переклассифицирована до степени практической неприменимости.

Внимательный читатель уже заметил, что социальная группа — это про «российский подход», о котором я писал в начале (включая эмоциональные отношения между участниками), а сообщества — про западный. Так и есть. Гуманитарная школа не возникает на пустом месте, равно как и не остаётся без практических последствий.

Если выражаться простым языком, не вдаваясь в методологические споры, то малая социальная группа — это тусовка, а сообщество имеет ещё какую-то общую цель и связи, даже если оно стихийно собралось, чтобы закидать камнями ваш офис, а потом пошло пить пиво.

Теперь перейдём к практике — проблемам и решениям в работе с сообществами, когда КМство применяется как навык.

Проблемы и решения

Проблемы

Основные (или первичные) проблемы, с которыми сталкиваются как сообщества, так и малые социальные группы, лежат в области социальной психологии и групповой динамики: недостаточная групповая сплочённость или крайне слабая выраженность отдельных её составляющих.

Факторы развития таких проблем, как отсутствие единства, цели, слабой связности участников группы или сообщества, могут быть крайне разнообразны, но чаще всего лежат либо в области внутренних причин — слабо выраженного лидерства, плохой комбинации групповых ролей (смотри, например, классификацию по Белбину), непривлекательной или краткосрочной изначальной идеи, отсутствия целей и тому подобного.

Либо внешних — наличие сильных конкурентов, нехватка времени или внимания на вовлечение, внешнее давление на сообщество и так далее. Роль внутренних факторов при этом чаще всего кратно выше, чем у внешних. Каждая первичная не продуманная на этапе формирования сообщества проблема представляет своего рода логическую бомбу. Предсказать её конкретные проявления трудно или даже невозможно.

Первичные проблемы и риск их проявления чаще всего закладываются в сообщество или группу на старте, в процессе цикла жизни сообщества они могут как убывать, так и нарастать, вызывая те или иные вторичные проблемы.

Вторичные проблемы обычно связаны с процессами внутри сообщества: конфликтные ситуации, нехватка времени или внимания на вовлечение, эмоциональное выгорание участников, отсутствие фиксации промежуточных результатов совместной деятельности или отсутствие таких результатов вообще, разница в понятийных аппаратах участников — всё это ведёт к потере мотивации, сплочённости и продуктивности.

Особую сложность представляет из себя процесс диагностики проблем: несмотря на кажущуюся очевидность, фиксируется обычно конечное ухудшение ситуации: «Шеф, все пропало, сообщество развалилось, ваши подданные бунтуют».

Ремарка: без специальной подготовки или опыта бывает тяжело разобраться как в том, какие вторичные проблемы привели к стагнации или даже деградации сообщества, так и (тем более) выявить первичные. Поэтому роль комьюнити-менеджера — диагноста — одна из самых сложных.

Здесь мы перейдём к специфичным проблемам онлайн-сообществ, поскольку охватить проблемы и способы решения сообществ с доминирующим или сильным офлайн-компонентом в рамках одной статьи практически нереально.

Также мы не будем фиксироваться на мелочах. Классический пример таких третичных проблем — спам в чатах или онлайн-группах. Вызывается он недостаточной фильтрацией участников, которая свойственная открытым сообществам. А открытые сообщества чаще всего требуют массы времени и вовлечения на поддержание, что снова возвращает нас ко второму уровню.

Проще говоря, любую продуктовую проблему можно возвести ко второму или первому уровню, и приводить полный список причинно-следственных связей не хватит никакой бумаги или места на экране вашего компьютера.

Платформенные решения для комьюнити-менеджмента как метанавыка

Не буду пока останавливаться на решениях для отдельных задач вроде мониторинга — всё это будет позже. Сосредоточусь на верхнеуровневых продуктах — платформах. Платформ для комьюнити-менеджмента, с позиции метанавыка, практически бесконечное количество: любой коммуникационный сервис является игроком на этом рынке, и их востребованность обуславливается множеством факторов.

Среди них, однако, можно выделить три основных составляющих любой системы (не только сообществ): формирование, процесс и результаты. А также две дополнительных, связанных с форматом коммуникаций: статичные — например, письма или сообщения в социальной сети, или моментальные — от телефонной связи до мессенджеров.

Стоит отметить, что в последние годы разделение становится всё более условным — скорость реакции на комментарии в Facebook может быть выше, чем на сообщения в чате. Разница лежит скорее в области восприятия.

1. Формирование сообщества. Востребованность в качестве повседневного инструмента прямой коммуникации

Яркий пример — лидерство Facebook как социального сервиса ведёт к популярности платформы Facebook Groups. Аудитория формирует сообщества, используя привычное решение для коммуникаций и крайне неохотно переходит на другие платформы.

Доступность и привычность кратно повышает конверсии в любые полезные для сообщества активности и снижает издержки. Доля онлайн-сообществ, выстроенных на базе привычной платформы, составляет около 95%.

Следует учитывать, что многие одновременно принимают активное участие в жизни более чем одного сообщества, в том числе на разных платформах (но редко более чем в трёх), так что не всё идёт в зачёт одному единственному игроку рынка.

Инструментов для упрощения работы с сообществами в этой модели бесчисленное количество, и их наличие обуславливается как программной или идейной открытостью той или иной платформы, так и её собственными инструментами и соответствующей экономической оправданностью дополнительных продуктов.

Для мессенджеров и других решений для моментальной коммуникации основными проблемами является фиксация результатов, полнота охвата и срок жизни коммуникаций. Для статичных — скорость и необязательность реагирования участников на такой формат коммуникаций в принципе.

2. Процесс жизни сообщества. Концентрация на специфическом формате коммуникаций, отвечающих требованию того или иного метасообщества

Метасообщества, хоть и не являются гомогенными и состоят из множества более мелких и однородных сообществ, во многих случаях предъявляют специфические продуктовые требования к формату коммуникаций. Растущая популярность Discord вызывалась в первую очередь комбинацией форматов коммуникаций, востребованных в среде геймеров. В частности, голосовых чатов.

Аналогичны причины успеха Zello — сервиса, органично вписавшегося в модель коммуникаций walkie-talkie раций, использующихся автомобилистами и водителями грузовиков. Доля таких сообществ составляет около 5%.

Основные проблемы этого типа решений — требование к высокой гомогенности сообщества и постоянству паттернов его коммуникаций. Платформа голосовых коммуникаций будет оставаться платформой голосовых коммуникаций, и другие сообщества или новые участники сообщества могут не иметь запроса на соответствующий формат.

Остальные проблемы так же обуславливаются концентрацией на статичном или моментальном способе коммуникаций.

3. Результаты работы сообщества. Концентрация на фиксации промежуточных и конечных результатов, продукте взаимодействия участников

Сразу оговорюсь — практически весь сегмент корпоративных мессенджеров относится к фактору результатов. Однако, так как сообщества хоть и могут возникать внутри организаций, но организация не всегда (чаще всего) является сообществом, рассматривать их стоит исключительно как пример.

Принцип систематизации, максимальной формализации процессов, каталогизации и категоризации участников сообщества, фиксирования задач — всё это является ключевыми факторами популярности множества платформ — от менее формального Slack до глубоко интегрированных решений от Atlassian, Salesforce, Microsoft и других (использующихся, повторюсь, в корпоративном сегменте, а не для организации сообществ), включающих в себя и мессенджеры, и многочисленные внутренние блог-платформы, CRM и так далее.

Доля сообществ на таких платформах минимальна и занимает доли процента, к примеру, Slack на конец 2017 года имел всего около тысячи публичных групп.

Основной проблемой таких систем является излишняя систематизация общения, избыточная за пределами сообщества. Большую часть времени пользователи таких платформ проводят в более привычных для них форматах общения, с помощью менее формализованных и заточенных под результат платформ, зачастую пренебрегая всеми удобствами сервиса.

Эта проблема, к примеру, широко известна всем интеграторам — продать инструмент для автоматизации бизнеса проще, чем внедрить его постоянное использование. Над решениями бьются почти все топовые разработчики коллаборационных сервисов, а практика использования множества нестандартных для бизнеса сервисов в рамках одной и той же компании считается одним из основных препятствий на пути в светлое будущее collaborative services.

Критичными для понимания масштабов рынка платформ для онлайн-сообществ являются в сухом остатке следующие факторы:

  • Около 95% сообществ (и малых социальных групп) с сильным онлайн-компонентом, в которых комьюнити-менеджмент применяется как метанавык, в принципе не испытывают потребности в автоматизации или использовании внешних сервисов, поскольку сообщества являются закрытыми и представляют из себя относительно стабильную группу, активность которой кратно ниже, чем лимит cognitive surplus (излишка внимания) её участников. Например, более 80% групповых чатов в Telegram, по нашим данным, состоят менее, чем из десяти человек. В таких группах и сообществах практически нет потребностей по использованию дополнительных инструментов.
  • Универсальных решений для всех форматов и платформ не существует, что связано и с продуктовыми различиями платформ, и с их открытостью, и с форматом коммуникаций (статичный или моментальный), и с продуктовыми предпочтениями разных метасообществ.
  • Продуктовые предпочтения разных метасообществ плохо стыкуются друг с другом. Для художников более удобен Deviantart, для водителей — Zello, для геймеров — Discord или Twitch. Практика присутствия на одной узкозаточенной платформе множества метасообществ практически отсутствует — в случае с комбайнами аудитория выбирает привычные платформы первого типа.

Резюмируя

Комьюнити-менеджментом пронизаны все сферы жизни. Если вы социальны, то, так или иначе, постоянно или периодически, являетесь субъектом или объектом комьюнити-менеджмента как навыка — в игровой гильдии, фан-клубе, даже комментах на vc.ru.

Однако это лишь первый подход к определению, и измерять им всё не стоит — можно запутаться самим, запутать других и в конечном счёте не раскрыть всего потенциала методологии. В следующей части я расскажу про комьюнити-менеджмент как модель лидерства, а пока — осиливших весь лонгрид прошу оставлять свои замечания и предложения. Всем комьюнити.

#маркетинг #комьюнити

Материал опубликован пользователем. Нажмите кнопку «Написать», чтобы поделиться мнением или рассказать о своём проекте.

Написать
{ "author_name": "Фёдор Скуратов", "author_type": "self", "tags": ["\u043c\u0430\u0440\u043a\u0435\u0442\u0438\u043d\u0433","\u043a\u043e\u043c\u044c\u044e\u043d\u0438\u0442\u0438"], "comments": 60, "likes": 20, "favorites": 29, "is_advertisement": false, "subsite_label": "marketing", "id": 33950, "is_wide": false, "is_ugc": true, "date": "Wed, 28 Feb 2018 06:00:44 +0300" }
{ "id": 33950, "author_id": 422, "diff_limit": 1000, "urls": {"diff":"\/comments\/33950\/get","add":"\/comments\/33950\/add","edit":"\/comments\/edit","remove":"\/admin\/comments\/remove","pin":"\/admin\/comments\/pin","get4edit":"\/comments\/get4edit","complain":"\/comments\/complain","load_more":"\/comments\/loading\/33950"}, "attach_limit": 2, "max_comment_text_length": 5000, "subsite_id": 199113 }

60 комментариев 60 комм.

Популярные

По порядку

Написать комментарий...
5

Тема интересная, но читать очень тяжело, из-за обилия иностранных терминов для которых есть простые и понятные слова на русском языке. И еще при чтении почему-то вознкала чувство примерно такое "вот на западе все умеют, а в России опять шняга", что неверно впринципе ... такое писали лет 10 назад в журнале сноб. Более того, культура управления сообществами в России всегда была, самый простой пример - гильдии, профсоюзы, колхозы, общины.

Ответить
2

Спасибо, хорошая критика про термины. Поработаю с этим, есть неразбериха.
По поводу чувства - я старался избежать, более того, я считаю что в России база методологическая и теоретическая сильнее. Много общался с КМами из разных частей мира, они куда более практики, как и я пишу. Однако процесс не менее важен, чем результат (и наоборот).

А вот про культуру управления - здесь я не могу согласиться и планирую раскрыть мысль в следующих частях. Если вкратце, то я процитирую заранее кусок про корни сообществ:

В протестантских странах сильнее клановость профессиональная - наследство гильдий, торговых городов да и цеховых истоков протестантизма с зацикленностью на труде. Что бы вы не сделали, сообщество получится профессиональным - и лобби во власти также будет отраслевым с наибольшей вероятностью.

В Азии сильнее клановость родового типа. Дяди, тети, внуки, сильная традиция наследной монархии в любом варианте (от Японии до Северной Кореи).

А у нас чаще всего по признаку территорий (ты с какова раена) и по типу дружбы и совместного преодоления лишений (от армейской дружбы до походов). Связано это с климатическими и военными тяготами прошлого, в том числе.

В России, на мой взгляд, все "сообщества" шли сверху и были навязаны. От цехов (целовальники, например, пошли ДЛЯ и ИЗ госмонополии на водку) до колхозов.

Ответить
1

Обеспечить однозначность понимания смысла для иностранного термина значительно проще, чем русскоязычного. Последний, зачастую, наделен нагрузкой в виде множества различных смыслов, иногда не совпадающих.
Новый термин - новый смысл.

Ответить
0

В СССР было много сообществ "по интересам" и "по необходимости".

Дачные и гаражные кооперативы, это по необходимости.

А по интересам - хипповская система, движение коммунаров, любители книг и туристы, охрана памятников.

В общем тысячи организаций, миллионы людей.

Ответить
0

Да, субкультуры никто не отменял. Но это не сообщества. С точки зрения классификации вообще довольно запутанная система, если заморачиваться. Допустим, ленинградский рок-клуб - сообщество, а рокеры вообще - нет.

ДСК/ЖСК/ГСК были, я и не говорю что сообществ не было, тот же Гараж Разянова прямо классический пример взаимоотношений в добровольно-принудительном сообществе:)

И все-таки у нас гораздо более акцент был и есть на процесс, а не на результат. Обьединимся в тысячу сообщество но зачем? Да просто чтобы обьединиться. Это видно хорошо и с точки зрения профессии. Постарался акцент сделать на этом, но недостаточно.

Вижу, что надо развернуть эти тезисы и подкрепить их большим количеством примеров. Спасибо!

Ответить
0

1) про суб-культуры я и не говорил. Упомянул только "систему" хиппи, но если у тебя есть записная книжка с контактами, и ты можешь вписаться чуть ли не в кадом городе СССР, это уже сообщество. На мой взгляд.

2) Да не просто сообщества были. А весь СССР, был пронизан ими. Другое дело, что многие из них были формальными: слушали-постановили.
Но и реальных было более чем достаточно.
А цели были вполне реальными. Для общества охраны памятников, - спасти очередную церковь. Для турклуба, - ходить в походы и обеспечить ресурсы для этого. Для дачи, развивать общую инфраструктуру.

P.S. Сейчас "Гараж" Рязанова выглядит по другому. Никого не удивляет, что топ-менеджер получает больше рядовых сотрудников.

Ответить
0

1) Это скорее "среда". Но да, могу согласиться, в каком-то смысле это были сообщества - хотя и своего рода мета-сообщества. Как про-геймеры, допустим - это именно мета.

2) Соглашусь, такие были. Но они все застряли на одном уровне, а для сообществ это критично - сообщество, которое варится само в себе и не переходит на другой уровень влияния на систему (как например переходят проф. ассоциации) - обычно окукливается, что и произошло с теми же туристами/кспшниками, они все выродились в тусовочки.

Уместно в таком случае провести, думаю, водораздел по линии влияния сообществ на повестку общества в целом, или выраженности именно того, вокруг чего они обьединяются (и ради чего) и к чему это приводит.

Ответить
0

Возможно. Только тут хорошо бы исследование провести.

Поскольку да, в СССР был "потолок" выше которого они прыгнуть не могли, а могли и закатать.

А с другой, когда СССР кончился, так их вообще слушать перестали. Беззаконие началось.

Ответить
0

Согласен про исследование. Культура сообществ в СССР. Благо и материал есть и люди живы.

Ответить
2

Отлично :) Жду продолжения!

Ответить
2

Спасибо за статью.
Про сложность терминов соглашусь, появляется не очень приятная тяжесть ))

Три года назад спонтанно и интуитивно решила провести (и провела) конференцию COMMUNIY.conf В основном цель была обменяться опытом работы с комьюнити как с инструментом развития бизнес-проектов, творческих проектов, общественных проектов и т.д. никакой теоретической базы в моем распоряжении тогда не было, и спикеров и темы вбирала интуитивно, руководствуясь чувством здравого смысла. Получилось очень интересно. В основном обсуждали оффлайн сообщества. Поговорили о сообществах фотографов, HR-менеджеров, айтишников, сообщество арендаторов бизнес-центра, коснулись темы волонтерства. В общем, в одном комментарии не написать )) Уже три раза такую конференцию провожу раз в год.

Ответить
0

Спасибо за обратную связь! Про комьюнити конф - интересно, не знал о вас. Погуглю

Ответить
1

В рамках упражнения по коммьюнити-менеджменту удалил ветку с бездарным переругиванием.

Ответить
–1

Жму на сердечко.

Ответить
0

Ниже спины себе сожми.

Ответить
–4

Дядь, ну камон. Тебе за сорокет, выглядишь на полтос, пилишь 10 лет никому не нужный проект какой-то, тебе отказали в венчурном финансировании, ты носишься по комментариям на Виси и весь твой социальный капитал - плюсы к нескольким сотням комментов разной степени едкости.

Я бы пожалел тебя, но ты просрал свою жизнь на херню и сейчас занимаешься поднятием самооценки в КОММЕНТАРИЯХ НА VC. Тебе не стыдно?
Ты просрал полимеры, один раз набросил на экс работодателя в лице промсвязьбанка (за что тебя заминусовали) и РЕАЛЬНО думаешь, что это тебя спасет от никчемной старости? :)

Ответить
0

Что скажешь про мой третий сверху зуб - пора идти или ещё простоит?

Ответить
0

Спроси у Соколова, он тут тоже носится с минусами по комментам - ему тоже не дали финансирования. Шайка-лейка неудачников :)

Ответить
0

Блин Федя не перегибай палку. Я тут в статье про инфобизнесменов развлекаюсь. Увидел твой "добрый" комент. Зашел почитать. Ты реально злой чувак. Мне не дали финансирования в самый первый набор ФРИИ. Но это совсем же не причем. Свою позицию к ФРИИ и тебе я озвучивал. Неудачники? У меня все ок. Чего и тебе желаю.

Ответить
0

Стас, ты делаешь ровно то же самое что и несколько других людей на Виси - веерно рассыпаешь минусы по комментам, регулярно.

Ок, согласен, сейчас я тебя может и зря обидел. Наши идеологические споры про ФРИИ не в тему.

Ответить
0

Ты не прав про минусы. Я очень редко минусую за позицию. Минусую за хуйню в каментах или откровенную рекламу или некомпетентность.

Ответить
0

Ну тут я не могу с тобой согласиться, но это совсем не про кмство, как-нибудь в треде про ФРИИ продолжим :)

Ответить
0

Ути-пути, минусики на виси словил.

Ответить
0

Мужик, я с тобой переписываюсь только для того, чтобы в какой-то момент ты, сидя на комментах в Виси, осознал беспросветную бесперспективность своего существования пошел за квалифицированной помощью к психологу, если еще не поздно (ну или повесился). Не из-за того, что тебя тут кто-то правдой рубит, а по совокупности твоих результатов.

Что-то среднее между развлечением и желанием избавиться от токсичного тролля, регулярно бегающим по комментариям, и жалостью, смешанной с брезгливостью. Интент нехороший, конечно, но по крайней мере честно декларируемый. Относиться к нездоровым ментально провокаторам с равнодушием надо учиться, мне еще далеко.

Ответить
0

Минус исключительно за переход на личности. Статью сейчас честно прочитаю.

Ответить
0

Ок, принято. Мои извинения тебе за то, что "прилепил" тебя к общей теме треда.

Ответить
0

Краткое содержание удаленного блока от мастера клммуникаций

Ответить
0

Можете уже оба набить друг другу лица по-мужски, чтобы не забивать нам комментарии этой пургой?

Ответить
2

Детям - мороженое.

Ответить
0

Кость, бить душевнобольных - так себе занятие :)

Ответить
1

Фёдор, доброе утро)

Ответить
0

И тебе того же!

Ответить
1

Фёдор, благодарю за отличную статью.
Структурировал понятия.

Ответить
0

Ну недавно же ходили, слушали, не понятно было, не структуировано?

Ответить
0

+ завтра с Фёдором на одном мероприятии и на одной сцене будем говорить о моём проекте. Делать "разбор".
Так вот, для презентации я взял из этой статьи, точнее — переформулировал, написанную ранее мысль:
"Объединить активных и талантливых людей, создать им среду и благоприятные условия и для улучшения Мира вокруг себя".

Ответить
1

Дай Бог вам терпения, и травмат.

Ответить
0

:) Разное обсуждали, Пролис.
На слух — одно, из текста — другое.
И подача разная и структура в мозге откладываются по другому. ;)

Ответить
1

Сложноватый язык изложения. Есть несколько мест, где ощущался копипаст с интернета. В целом тема довольна интересная и полезная для многих. Жду продолжения.

Ответить
0

От тебя ценно, спасибо! Копипаста кстати нет, это я так пишу (значит коряво пишу кое где)

Ответить
0

Ну я всегда за конструктив. Даже когда ругаюсь. Да и прошло то время, когда хотелось выцепить по IP и наказать. В общем с годами люди точно мудреют. Но не все. :)

Ответить
1

Хорошее чтиво, молодец Федор. Покидаю своим кмщикам

Ответить
1

У меня тоже было ощущение «сложно написано», но кмк, ещё и потому, что довольно обширные вопросы запиханы в одну часть. Почти всё хотелось бы поподробнее и с примерами (понятно, что в формат статьи могло не уложиться), и последнюю часть про платформы вообще бы отдельно вынесла. То есть вроде как статья для тех, кто хочет основы понять про КМство, но "нулевой" человек тут нифига не поймёт с первого раза, надо сидеть рядом и разжёвывать, что к чему и с чем связано =)) Хотелось бы поймать золотую середину между "КМство для чайников" и "КМство для VC/Хабра". Но может, это лично мне.

Ответить

Комментарий удален

0

Сложно написано? Ок, учтем. Спасибо.

Ответить

Комментарий удален

Комментарий удален

0

понятно. дядь, ты старый хрыч который носится под комментами на виси.
Ты б работу себе нашел что ли, чо ты лезешь туда где не понимаешь ничего)

Ответить

Комментарий удален

0

Беда чуваков под сорок, влачащих существования в полумертвых проектах - путать комьюнити-менеджмент с искрометными переписками в комментах на ЖЖ середины нулевых или на худой конец на D3. Но слава богу, добродушно общаться с ограниченным хамьем входит в обязанности разве что саппорта :)

Ответить

Комментарий удален

0

Sociate, дорогой (на самом деле дешевый) Руслан, наши партнеры и с 2016 года работают с Телеграм через наше рекламное API.
Проснись, ты обосрался.

Ответить

Комментарий удален

0

У меня нет задачи создавать крепкое комьюнити в комментах на VC. Я могу позволить себе назвать барнаульского маркетолога, делающего пять ошибок в двух словах, хамом.

Дело в том что у нас нет "разных точек зрения". Есть моя, обоснованная опытом и скомпилированная в виде статьи (к которой вполне принимается аргументированная критика) и твоя - выплюнутая в виде бессвязаного выкрика в комментах. Твоя за точку зрения не считается, а для того чтобы считать, что у тебя пригорело - с чего бы, интересно :)

Ответить

Комментарий удален

0

Бездумное использование лурчанки при отсутствии хоть какого-либо фокуса на сленге любого из core сообществ выдает ньюфага.
Оставайся в Барнауле, пожалуйста и никогда оттуда не уезжай. Когда-нибудь вас выпустят, это точно.

Про красные волосы - класс, узнаю стиль провицинальной гопоты :)

Ответить

Комментарий удален

0

Представь себе, я писал на Лурк статью про Стекловату в 2008 году еще ;)
И я ненамного тебя младше, поэтому никакой войны поколений нет. А природа хорошая. Только люди агрессивные и лезут в комментарии хамить, а не обсуждать.

Ответить
0

О, а у вас есть авторские исследования по вопросу комьюнити-менеджмента? Может есть примеры работ по теме, где все то же самое было собрано на русском? Можно ссылки?

Ответить
–1

Аргументы?

Ответить
0

Прямой эфир

[ { "id": 1, "label": "100%×150_Branding_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox_method": "createAdaptive", "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfl" } } }, { "id": 2, "label": "1200х400", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfn" } } }, { "id": 3, "label": "240х200 _ТГБ_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fizc" } } }, { "id": 4, "label": "240х200_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "flbq" } } }, { "id": 5, "label": "300x500_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfk" } } }, { "id": 6, "label": "1180х250_Interpool_баннер над комментариями_Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "bugf", "p2": "ffyh" } } }, { "id": 7, "label": "Article Footer 100%_desktop_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjxb" } } }, { "id": 8, "label": "Fullscreen Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjoh" } } }, { "id": 9, "label": "Fullscreen Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjog" } } }, { "id": 10, "disable": true, "label": "Native Partner Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyb" } } }, { "id": 11, "disable": true, "label": "Native Partner Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyc" } } }, { "id": 12, "label": "Кнопка в шапке", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "bscsh", "p2": "fdhx" } } }, { "id": 13, "label": "DM InPage Video PartnerCode", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox_method": "createAdaptive", "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "bugf", "p2": "flvn" } } }, { "id": 14, "label": "Yandex context video banner", "provider": "yandex", "yandex": { "block_id": "VI-223676-0", "render_to": "inpage_VI-223676-0-1104503429", "adfox_url": "//ads.adfox.ru/228129/getCode?pp=h&ps=bugf&p2=fpjw&puid1=&puid2=&puid3=&puid4=&puid8=&puid9=&puid10=&puid21=&puid22=&puid31=&puid32=&puid33=&fmt=1&dl={REFERER}&pr=" } }, { "id": 15, "label": "Плашка на главной", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "byudx", "p2": "ftjf" } } }, { "id": 16, "label": "Кнопка в шапке мобайл", "provider": "adfox", "adaptive": [ "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "byzqf", "p2": "ftwx" } } }, { "id": 17, "label": "Stratum Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fzvb" } } }, { "id": 18, "label": "Stratum Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "tablet", "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fzvc" } } }, { "id": 19, "label": "Тизер на главной", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "cbltd", "p2": "gazs" } } } ]
Компания отказалась от email
в пользу общения при помощи мемов
Подписаться на push-уведомления