Я была уверена, что блог моей мастерской приносит деньги. Оказалось, это не так
Полгода я вела блог мастерской и магазина, чтобы привлекать покупателей из поисковиков. Видела, что идёт трафик, и радовалась. А потом вдруг обнаружила, что крупно ошибалась и публикации не увеличивают продажи. Расскажу эту историю с самого начала.
Я два года руковожу интернет-магазином и мастерской Fon.matte. Мы производим фотофоны — панели для съёмки, которые нужны фотографам и владельцам Instagram-магазинов.
Сначала мы продавали через Instagram. В 2016 году запустили сайт. Потом попробовали рассылку, не пошло. Создали блог, продвигались контентом, и вроде бы закрутилось. Так нам казалось.
В статье я расскажу, за какими метриками сайта следила с первого дня, как создала и вела блог, почему была уверена в его эффективности. И с помощью каких инструментов поняла, что радовалась зря.
Начало — сайт, «Яндекс.Метрика» и встроенная статистика Instagram
Для сайта Fon.matte мы выбрали CMS Vigbo, работаем на тарифе «Бизнес» за 7900 рублей в год. У CMS нет встроенной статистики.
Запустив сайт, я первым делом подключила к нему «Яндекс.Метрику». Выбрала именно ее, потому что для Google Analytics нужно создать рекламный кабинет и начислить минимальную сумму для рекламной кампании. Сумма небольшая, рублей 300, но дело не в деньгах. Показалось, что Analytics завязан больше на анализ результатов рекламы, чем на повседневную статистику.
Подключить счетчик «Метрики» к сайту на Vigbo — дело нескольких секунд.
Я без проблем подключила «Яндекс.Метрику» и уже через два дня увидела в дашборде статистику.
Вот метрики сайта, которые я ежедневно анализирую до сих пор:
- количество просмотров;
- количество уникальных посетителей;
- источники трафика на сайте: соцсети, прямая ссылка, поисковики;
- поисковые запросы, по которым приходят посетители;
- количество посетителей, перешедших в неделю из Instagram.
Конечно, слежу за количеством заявок и оформленных заказов.
А вот с соцсетями сложнее. Наш основной источник трафика — Instagram, анализировать аудиторию интереснее всего там. Но все, что доступно, это встроенная статистика для бизнес-аккаунтов. Вот на что я смотрела:
- просмотры публикаций;
- уникальные пользователи;
- пользователи, подписавшиеся и отписавшиеся от аккаунта.
По количеству прибывших подписчиков я отслеживаю эффективность рекламы в Instagram-ленте.
Средние показатели магазина:
- в день сайт посещает 90–120 уникальных пользователей, Instagram — 300–400, то есть в три с половиной раза больше;
- 70% посетителей приходят из поисковиков, из них 30% приходят в блог, 30% трафика сайта приносит Instagram.
В какой-то момент меня заинтересовало не только то, сколько человек заходит на сайт каждый день, а также зачем они заходят, какими разделами интересуются. И разумеется, какими способами можно увеличить количество целевых посетителей.
А еще появилась гипотеза о блоге, которую захотелось проверить. Но сначала расскажу, как вообще у магазина появился блог и почему я думала, что завести его — хорошая идея.
Неудачная рассылка натолкнула на мысль о запуске блога
Однажды я подумала, что пора запустить новый канал продвижения товаров. Выбрала рассылку — она должна была крепче привязать читателей Instagram к магазину, я могла делать через нее адресные спецпредложения. Блог казался менее эффективным.
Чтобы собрать базу, написала руководство по продвижению в Instagram. Это был простой PDF-файл с базовыми советами.
Я посчитала, что Instagram-подписчики заинтересуются руководством, потому что сами ведут бизнес в этой соцсети.
Курс по продвижению предлагала в Instagram всем желающим: присылаешь в директ свой email — получаешь курс. Откликнулись около 500 человек.
Чтобы почистить базу контактов, я собрала адреса в Excel-файл и прогнала через dadata.ru. «Дадата» исправила опечатки в именах и адресах, убрала одноразовые адреса.
Одноразовые электронные адреса — особенно неприятная штука, потому что визуально их не выявить. Такие адреса создают в специальных сервисах, чтобы не показывать настоящий адрес. Регистрируют, получают нужное письмо и забывают. Для рассылки бесполезно.
Собрав и почистив базу, я разослала обещанный курс. Через некоторое время — спецпредложение на фотофоны. Но ни малейшего отклика на предложение не пришло, никто ничего не купил. Я решила, что всему виной неправильно оформленное письмо.
Тогда я подумала: люди явно интересуются курсом по продвижению. Статистика показала, что активность в моём Instagram выросла, и всё-таки 500 человек оставили адрес электронной почты! Раз рассылка не продаёт, значит, нужно сеять контент через другой канал.
Так на сайте магазина появился блог, полгода мы писали туда материалы. Казалось, всё идёт хорошо: блог привлекает людей из поисковиков, посещаемость сайта растёт.
И тут появилась гипотеза, которую захотелось проверить.
Гипотеза: польза от блога сопоставима с пользой от Instagram
Статьи в блоге мы писали на темы, популярные у активных пользователей Instagram. Они выходили в топ по нужным мне запросам и приносили посетителей.
«Яндекс.Метрика» отчитывалась, что все хорошо.
Если в месяц в раздел «Магазин» переходило 1200 человек, то удачные статьи из блога просматривали 707 человек. При этом я видела хороший отклик на статьи из блога в соцсетях, потому что ориентировалась на материалы для подписчиков: кондитерских, салонов красоты, цветочных салонов.
Казалось, что это отличный результат. Поэтому я сначала писала статьи сама, а потом наняла автора за 20 тысяч рублей в месяц.
Но однажды я захотела проверить, как всё это дело окупается. Нужно было проанализировать:
- как часто покупатели посещают раздел «Блог» на сайте;
- как часто те, кто пришёл из поисковиков в блог, интересуются каталогом товаров.
Я предположила, что клиент из Instagram и блога — один и тот же тип пользователя. И те и другие интересуются продвижением бизнеса в Instagram, потенциально готовы купить фотофоны и обладают одной и той же покупательской способностью.
«Яндекс.Метрика» и статистика Instagram не дают ответов на такие вопросы. Я начала искать инструмент помощнее.
Для изучения статистики понадобился продвинутый инструмент
Чтобы понять, какие инструменты используют аналитики в больших компаниях, я просматривала требования к их вакансиям. Обращала внимание на работодателей вроде ЦИАН и Profi.ru.
Так и узнала о mixpanel.com. У Mixpanel есть инструменты для детального изучения действий посетителя на сайте. Встретила упоминания и других сервисов, например, KIssMETRICS. Но подключение к нему показалось запутанным: требовалось оставить заявку и ждать, когда менеджер выйдет на связь.
В Mixpanel понравилась возможность быстро и бесплатно подключиться, а также понятный интерфейс. Здесь я получила возможность настроить сервис, чтобы следить за поведением посетителей сайта, отслеживать их путешествие по ссылкам.
Благодаря CMS подключилась к сервису в два клика. Просто зашла в панель для настройки статистики и добавила туда код по инструкции Mixpanel (она доступна в личном кабинете). Правда, понадобились минимальные знания программирования.
Так выглядит одна из вкладок рабочей панели на сайте Mixpanel.
Формат представления можно выбрать. Например, отразить статистику в виде линий или колонок.
Детальный анализ опроверг гипотезу о блоге
Я подключила Mixpanel и начала отслеживать поведение пользователей. За две недели собрала данные около 1200 посетителей, этого достаточно, чтобы проследить закономерность.
Первый важный результат: только 0.09% (!) пользователей, зашедших в блог, перешли затем на страницу «Магазин».
Путь клиента, пришедшего из Instagram, выглядит иначе.
Человек получает ссылку на магазин в переписке с менеджером или сам переходит на сайт с главной страницы нашего Instagram. И сразу после этого идет гулять по каталогу.
Затем человек возвращается к менеджеру в Instagram, чтобы уточнить детали. А потом переходит в корзину на сайте, чтобы оформить заказ. Такой клиент если и заходит в блог, то лишь случайно. Этот факт не является определяющим фактором покупки.
Итак, оказалось, что мои клиенты из Instagram совсем редко переходят в блог, чаще они кликают на раздел «Магазин». При этом посетители блога нечасто покупают мои товары.
Такие выводы я сделала:
- у клиента из Instagram и того, кто приходит на сайт из поисковика читать статью, разные интересы и цели посещения сайта;
- клиент, пришедший в каталог фотофонов, в 99% случаях не обращает внимания на блог;
- лишь 0,09% клиентов, пришедших в раздел «Блог» из поисковика, посещают раздел «Магазин».
С блогом нужно работать по-новому
Я поняла, что в целом статьи — крутой инструмент привлечения трафика, но с ним нужно специально работать и тестировать его.
Необходимо либо сменить темы статей в блоге, либо попытаться вовлечь читателей в более длительный контакт. Возможно, писать больше об эксплуатации фотофонов. Целенаправленно спрашивать пользователей из Instagram, какие темы им интересно читать. Таким образом я увеличу продажи, сформирую длительные отношения с пользователями, повышу лояльность и возвратность клиентов.
Анализ через Mixpanel обошёлся в ноль рублей, но благодаря ему я сэкономила 20 тысяч рублей в месяц или 30 рабочих часов, которые уходили на бесполезные статьи.
UPD: В комментариях подсказали, что Google Analytics бесплатный и никакого рекламного кабинета не нужно. Видимо, я ошиблась. Когда пробовала, нужно было закинуть деньги. Это было давно, возможно, правила изменились.
>как часто те, кто пришел из поисковиков в блог, интересуются каталогом товаров.
>«Яндекс.Метрика» и статистика «Инстаграма» не дают ответов на такие вопросы.
На самом деле Я.Метрика умеет очень много. Можно посмотреть всё, что вам было нужно в ней. С какого сайта/поисковика/рекламной системы перешли, на какую именно страницу перешли, какие страницы посещали, что именно делали, как долго, как взаимодействовали с сайтом, когда и с какой страницы ушли.
А если бы вы добавляли utm-метки к ссылкам в инстаграм, вы бы видели ВСЮ статистику в Метрике. )
про метки, не все cms их корректно воспринимают.
Я так понимаю, тексты в блоге несли информационный характер, а не целевую информацию к продаже оборудования. Поэтому и переходы были только для получения информации. Нужно правильно формировать цепочку от привлечения к конверсии.
Как статьи о "инстаграм" могут конвертировать клиента на покупку фотооборудования?
Тематику статей нужно менять. Лучше рассмотреть серию статей как улучшить свой инстаграм.
И способы улучшения с помощью оборудования, которое предлагаете.
Нужно привлекать именно целевой трафик и околоцелевой.
для Google Analytics нужен рекламный кабинет и деньги?
Видимо, я ошиблась. Когда пробовала, нужно было закинуть деньги. Это было давно, возможно, правила изменились.
И тут выяснилось, копирайтер был за 20р за 1000 знаков, самим статьи надо готовить. Мария))) ну ссылку хорошую вам статья точно даст.
Лол, ga добавляется на сайт так же как Метрика. Пополнить баланс нужно для google ads)
Отчеты такого уровня строятся в метрике за 5 минут через цели , по посещённым url.
Собирать базу емейлов для продажи фонов через продажу курса по продвижению в инстаграме, это кейс года, я считаю.
Продаж не было именно поэтому)
Статьи на сайте должны быть про продукт а не про Инстаграм )))
Статья огонь, мануал как делать НЕ НАДО!
Я не собиралась продавать фотофоны через продажу курса (курс, кстати, был бесплатный). Собиралась курсом привлечь трафик на сайт с последующий конвертацией в покупателей.
Насчет статей про продукт — вопрос спорный. Конкретно мой продукт никто не ищет.
В целом же да, я делюсь ошибками.
неплохо контент-маркетинг начинать со стратегии и портретов клиентов :)
почитайте, может что-то полезное почерпнете - https://vc.ru/marketing/44217-kak-delat-rost-zayavok-na-20-v-mesyac-prakticheskoe-posobie-po-onlayn-marketingu
ну и к повышению конверсии тоже нужно подходить системно - https://habr.com/post/295084/
Спасибо большое!
Всего 9 статей за полгода? 6 месяцев = 24 недели. Если писать минимум 1 статью в неделю, то у вас должно быть не менее 24 статей. За что вы платили 20К рублей. За полторы статьи?
Тайтл блога "Все об Инстаграм". Вам нужно фоны продавать или рассказать все тайны Инсты?
Выше написали, что статья у вас про то как делать не надо. Это правда. Но вы молодец! Свои грабли собрали.
Посмотрел 3 статьи. От 1500 до 2500 знаков с пробелами. Ну это не статьи. Это так.
Статьи у вас должны быть как общие по тематике, так и про вашу сферу бизнеса к кнопкой действия. Которая будет побуждать переходить в каталог товаров.
ну как бы да. смысл писать статьи, которые не продают на продающем сайте?
В комментариях ад какой-то. Десять человек, которые гордятся сакральным знанием о бесплатности Analytics и ещё столько же, кто даёт советы, не понимая о чем речь.
Мария, первым делом, забудьте о всех псевдоинструментах, которые якобы что-то анализируют. У вас все в метрике, проблема в том, что вы не работали с семантикой для блога и не составили контент-план на ее основе. Вам нужна коммерческая семантика, которая будет работать на магазин.
Сергей, спасибо за теплые слова! Сегодня я много лучше знаю про семантику, тогда было только начало и я много ошибалась.
1) Посетителей из блога надо конвертить в магазин. Пробуйте разные инструменты конверсии
2) С точки зрения СЕО посещаемость блога (если он на том же домене, что и магазин), очень хорошо влияет на продвижение магазина. В принципе, посещаемость сайта - это хорошо.
Продумайте просто как зацепить этих пользователей, заставить вернуться, подписаться, купить.
Спасибо!
По 1) — думаю именно в этом направлении. Какие инструменты конверсии вы могли бы посоветовать? Что реально работает?
С 2) согласна. Посещаемость дает более высокие позиции в поисковиках по другим запросам, так что совсем уж бесполезным блог я не считаю.
И еще.. Google Analytics во всем лучше метрики)
Разве что вебвизора нет и тепловых карт))
Ну на вкус и цвет, как говорится. В GA слишком много инструментария, который "обычному пользователю" может и не пригодится совсем. Да и сходу разобраться тяжеловато.
Я тоже люблю GA. :)
Google Analytics бесплатная и там есть встроенный отчет который так и называется "Основные пути конверсии". А если товар сложный и время до покупки большое, так Google Analytics еще и атрибуцию по первому/последнему клику показывает.
Если ваша CMS не поддерживает utm метки, то нужно ее менять. Без utm меток работать это прошлое десятилетие.
По самим текстам. У вас кроме title и h1 в блоге нет заголовков. Ну или в той статье которую я смотрел на предмет.
Изучите материал на тему "Как правильно писать и оформлять статьи, чтобы их полюбили посиковики"
следующий этап посчитать юнит-экономику и сделать новые открытия. Например, те кто покупал из блога могут оказаться прибыльнее тех, кто покупает из инстаграмма ;)
Маша молодец, ставит эксперименты, ошибается, ебашит дальше, успех рано или поздно будет :)
Спасибо большое! Примерно так все и получается :)
Кайфовый бизнес и работы. Давайте мы про вас историю компании в Клубе директоров напишем. Это будет для вас бесплатно. Аудитория 250 000 управленцев и собственников из России и зарубежья.
Пишите мне в Фейсбук, пожалуйста
Скажем так, Мария оказалась очень близка к построению Сложной цепочки аналитики, которую используют крупные компании, и это крайне редко встречается в небольшом бизнесе. Мы бы с руками оторвали такого человека.
Первая стадия - Аналитика и Метрика, вторая стадия - Mixpanel. Третья - Segment.com. Да, требует программера, но позволяет вывести LTV, самую главную метрику из всех.
Ну и по хорошему надо переходить на модель «по подписке» - заплати $9 в месяц и получи 5 фонов, заплати $29 и получи бесконечные фоны. Или что-то в этом духе.
Тогда вылазят все СааСные метрики - MRR, LTV, CAC. На них строится маркетинг и бизнес :)
Подайте заявку во ФРИИ, там разъяснят что и как...))
Минуснул вас ибо попахивает рекламой. Никакой сложной цепочки тут нет. Все можно сделать в Метрике. Это обычный ИМ.
P.s. - не на 100% уверен что этому бизнесу нужно что-то подобное, возможно Метрики будет достаточно. Но если рассчитывать на тысячи юзеров / клиентов - придется выстраивать цепочку.
Спасибо за теплые слова и советы! Насчет фонов по подписке — очень любопытно. Не уверена, что из этого что-то выйдет, но интересно.
«Выбрала именно ее, потому что для Google Analytics нужно создать рекламный кабинет и начислить минимальную сумму для рекламной кампании».
Нет.
Я пробовала давно, возможно, правила изменились. Может быть, просто ошиблась.
На мой взгляд, всё же важно то, блог чего или кого и о чём, и что именно продаётся. Фотофон или новогодняя гирлянда - вещь понятная, визуально, материально. Да и нужно очень многим (это если про воронку продаж). Видишь картинку и цену и покупаешь.
Другое дело, когда это более технически сложный товар или, тем более, услуга! Вот здесь блог выполняет совершенно иную функцию. PR в действии.
Вы напрасно усложняете все, прогоняя базу клиентов через сторонние сервисы. Дополнительные инструменты аналитики тоже не нужны. Метрики хватит за глаза. Вы должны отслеживать только те показатели, на которые можете влиять. Все остальное - "для красоты".
Продавать фотофоны через блог - дело заведомо проигрышное. Вам нужны люди, которые ведут инстаграм-аккаунты или сотрудники интернет-магазинов, где продаются красивые штуки. Здесь вам поможет реклама в соц. сетях и грамотный таргетинг.
Ну и сайт нужно заточить под продажи. У вас даже фоток с примерами товаров на фотофонах нет. Кота в мешке никто не покупает.
Изначально неправильно поставили вопрос, что Вам необходимо измерить, по этой причине и возникли ложные гипотезы. Такие грабли называются опыт.
Да, все так.
Прочитал статью, подписался на блог. А там, глядишь, и куплю досочку.
Спасибо!
- Запустив сайт, я первым делом подключила к нему «Яндекс.Метрику». Выбрала именно ее, потому что для Google Analytics нужно создать рекламный кабинет и начислить минимальную сумму для рекламной кампании. Сумма небольшая, рублей 300, но дело не в деньгах.
Открою вам секрет - не нужно создавать никаких рекламных кампаний для подключения Google Analytics к сайту.
Видимо, я ошиблась. Пробовала давно, возможно, правила изменились.
Очень интересный текст и доступно изложен. Но я заметил особенность: маркетологи почему-то навязывают зависимость между продвижением и продажами и показывают положительную статистику как некую свою заслугу. На самом деле, эти инструменты сильно преувеличены, ожидания от них тоже. 10000 прочтений продающей статьи не означает наличие покупок. Даже если статья написана толково. Это просто 10000 прочтений. Заказчики, сливающие бюджеты маркетологам и прочим SMM-щикам, давно должны снять розовые очки.
А куда заказчикам следует сливать бюджеты, предназначенные на продвижение, если не маркетологам?
прикольно да. мы вообще много чего лишнего делаем знать бы что.
еще и в аналитике иногда зря копаем.. ахаха
Что вы можете посоветовать по поводу нашего http://price-matrix.ru/blog - как лучше анализировать, в чём, и какие параметры?
Полезная и сложная статья про правильную аналитику блога и как с ее помощью отслеживать продажи на сайте - https://netpeak.net/ru/blog/kak-my-sdelali-analiticheskiy-instrument-dlya-bloga-netpeak/
Использовать надо и Метрику и Гугл Аналитику. Лично мне в Метрике удобно настраивать сегменты и смотреть отчеты по утм меткам, а в Аналитике ну очень много полезных отчетов для анализа контента. Например, раздел поведение - контент сайта.
Может запустите контекстную рекламу на поиске - таким способом узнаете продающие запросы, и потом напишите статьи в блог на тему этих запросов?
"Выбрала именно ее, потому что для Google Analytics нужно создать рекламный кабинет и начислить минимальную сумму для рекламной кампании. Сумма небольшая, рублей 300, но дело не в деньгах." - чтобы зарегиться в гугл аналитиксе, не нужно пополанять баланс google ads.
Когда пробовала, нужно было закинуть деньги. Это было давно, возможно, правила изменились.
Может, тогда речь шла про Google Adwords?
Цели что ли не настраивали вообще?
Фотофоны у вас ручной работы? Разместите у нас на https://handsforyou.ru/ свой магазин. Доставка по России у нас бесплатна (на всех платных тарифах).
Объясните зачем такое задротство. Если Гугл аналитик видит конверсии из блога
Все, дальше можно не читать.