Кейс: как продуктовое исследование помогло спасти проект от убытков
Команда Antro провела исследование и сэкономила профориентационному стартапу миллионы рублей.
В июле 2022 к нам обратилась команда Информационной Образовательной Системы РОСТ. Они развивают стартап Карьера.Онлайн — сервис цифровой профориентационной диагностики учащихся и студентов. Это совместный проект Информационной Образовательной Системы РОСТ и Центра тестирования и развития «Гуманитарные Технологии». Центр основан на базе факультета психологии МГУ им. М. В. Ломоносова.
Цель проекта — помочь молодёжи разобраться, что они хотят, и помочь компаниям в привлечении молодых специалистов. Для этого они собирают оценки, отзывы и результаты тестов в профиль студента и связывают их с предпринимателями.
Требовалось узнать, чего хотят от профориентационной диагностики будущие пользователи сервиса: вузы и работодатели. На основе этих данных стартап построит новые гипотезы, скорректирует текущие задачи и поймёт, в какую сторону развиваться.
Подготовили 112 вопросов для руководителей
До начала исследования нам было важно точно обозначить его цель. Мы разработали 112 вопросов для интервью с каждым управленцем: продакт-менеджером, директором по развитию и руководителем проекта.
На проработку цели и задач нам потребовалось шесть часов онлайн-конференций. Мы разобрались, как устроена компания, какие планы ставят руководители, какие опасения у них есть, и каким они видят продукт в будущем.
Команда стартапа выслала нам свои наработки: презентации, внутренние обзоры и документы. Эти данные мы задействовали позже, когда прорабатывали дизайн исследования.
Выделили гипотезы и построили исследование
После изучения всех вводных мы начали собирать наше исследование. Главная гипотеза — «Компании, которые занимаются целевым обучением, заинтересованы в профориентационной диагностике школьников и студентов. Это поможет им находить работников эффективнее». Эту гипотезу необходимо исследовать подробнее.
Результаты исследования покажут, насколько правильно сформулирована идея, которая лежит в основе продукта. Поможет выстроить скрипты продаж и продумать интеграцию с образовательными системами.
При выборе респондентов мы опирались на сценарий рекрутинга в представлении клиента. Предполагалось, что на заинтересованных работодателей можно выйти через кафедры университетов.
Мы выделили две группы для интервью: представители университетов и представители бизнеса. В выборку попали руководители карьерных центров трёх основных вузов города и пять представителей крупного и среднего бизнеса.
Для университетов мы подготовили 51 вопрос, 43 — для компаний. Узнали об устройстве карьерных центров и HR-отделов, стажировок, процессе набора абитуриентов и найме сотрудников, показателях эффективности, сервисах, которые используют организации.
Провели 16 часов интервью
Подключили знакомых, промониторили блок контактов на сайтах компаний и университетов. Так получили список телефонов и электронных почт: с теми, на кого вышли по знакомству, сразу договорились о встрече, остальным — через официальное обращение.
На каждого респондента у нас ушло в среднем по два часа. Чтобы общение выходило плодотворным, мы не только предусматривали мотивацию, но и высылали памятку собеседнику. В ней просили респондента выделить время и не отвлекаться, предварительно пообедать, покурить, взять воды на интервью — это простые советы, которые снижают нервозность. Если не учитывать этих мелочей, интервью может пойти не по плану: собеседник будет отвечать торопливо, чтобы скорее перекусить или заняться другими делами.
Выделили пересекающиеся тезисы и оформили выводы
Для клиента мы предоставляем не только итоги, связанные с гипотезами, но и весь остальной материал исследования: расшифровки интервью, промежуточные выводы, статистику и другую информацию от респондентов.
Несколько промежуточных итогов, которые мы выделили для учреждений высшего образования:
- определили главного конкурента — сервис, которым пользуются университеты, но при этом сотрудникам интерфейс кажется неудобным;
- выяснили, как сотрудники кафедр участвуют в целевом трудоустройстве: KPI, планы приёма и алгоритмы работы;
- узнали, как университеты замеряют динамики трудоустройства, какие инструменты для этого используют.
Промежуточные результаты по интервью с компаниями:
- определили, как компании оценивают качество рекрутинга. Сравнили, чем отличается процесс набора и оценивания кадров в компаниях разного размера. Узнали, что они ожидают от кандидатов.
- выяснили, как компании работают с университетами для привлечения кадров. Определили ожидания бизнеса от учреждений высшего образования.
Конечные выводы и все промежуточные результаты мы не можем предоставить по соглашению с клиентом. Главные итоги исследования: команда стартапа определила слабые места своего продукта и скорректировала планы на будущее. Из-за того, что понимание аудитории и рынка стало шире, компания удержалась от развития невыгодного направления и сэкономила свои ресурсы.
Итоги
Мы провели исследование и предоставили клиенту полный отчёт с промежуточными итогами и конечными выводами. По каждому результату мы продумали рекомендации, которые представили команде ИОС РОСТ на обсуждение.
Через время мы связались с командой стартапа и расспросили, как исследование повлияло на работу. Сотрудники компании вынесли тезисы на внутреннее обсуждение, и сейчас корректируют развитие своего проекта с учётом наших результатов.
Комментарий недоступен
За счёт исследования выяснилось, что сегменту аудитории продукт неинтересен и нужно иначе подходить к проектированию функциональности. Соответственно, мы сэкономили на разработке значительную сумму :)
Молодцы получается? Получается так.
Офигеть, так же реально можно было пару миллионов вникуда спустить...
В том и результат, спасибо!
"Для исследования методом глубинного интервью не требуется много респондентов. Гораздо важнее, чтобы выборка была однородной". Как раз наоборот, выборка в качественном исследовании должна быть максимально неоднородной, чтобы охватить все возможные сценарии использования продукта. Один из критериев (условной) «репрезентативности» выборки – информационное насыщение категорий, когда каждый новый случай (респондент) уже не приносит новых данных о предмете исследования.
Звучит сомнительно, что "продакт-менеджеры, директора по развитию и руководители проекта" потратят 2 часа на интервью ради услуги или скидки. Гонорар может сработать, но озвучьте тогда сумму гонорара.
Ну насыщение — это не репрезентативность, конечно :) Под однородностью мы понимали схожие функции опрашиваемых, что в случае в ВУЗами, например, было отдельной сложной задачей, так как структура каждого заведения отличалась
Естественно, цель в рамках глубинок была вытащить максимум информации, но мы исследовали не столько сценарии использования, сколько потенциальную пользу и процессы в самих ВУЗах и компаниях, чтобы понять, сможет встроиться туда продукт или нет
Привлечь человека к интервью — отдельный скилл, мы не давали денег, только «ранний доступ» к продукту
Статья напоминает неудачный рекламный пост начинающего писателя. Без деталей, цифр и интересных примеров - полная ерунда. Пожалейте время читателей.
Читайте одни заголовки и подзаголовки и не тратьте драгоценное время. По заголовкам все понятно.
Комментарий недоступен
полезная информация, класс!
Нам тоже нравится!
Разве для таких исследований не нужна выборка побольше? Работодателей же можно больше найти, чтобы данные были более точными.
В чём смысл такого исследования? Разве по восьми интервью можно что-то понять?
И как вы не задолбались столько говорить))
Полезно, спасибо!
Интересно 👍
И сколько же стоил этот эпический труд заказчику?
Почему эпический?
потому что работы было проделано много