Копирайтер, журналист, автор, редактор — какая разница
Разберемся, чем занимаются digital-текстовики и есть ли смысл называть их по-разному.
Мир медиа постепенно переходят в онлайн. Союз предприятий печатной индустрии уже сообщил об ожидаемом в 2019 году снижении рабочих мест в этой сфере — на 15%. Зато на рынке появилось множество digital-текстовиков, умеющих писать для интернета: копирайтеры, коммерческие авторы, журналисты, редакторы. Задача у них одна — привести людей к тексту и заставить прочитать как можно больше.
Проблема в том, что человек не прочитает текст, если не найдет его. Не найдет, если интернет или друзья о нем не расскажут. А рассказывать никто не станет, если текст к этому не готов. Так что подготовить текст для читателя и поискового робота — вот главная задача любого текстовика.
Копирайтер
Изначально копирайтером был креативный специалист, создающий исключительно продающие тексты или рекламу — тексты для роликов и листовок, рекламные статьи, описания товаров, приглашения.
Затем появлялись биржи копирайтинга и копирайтеры стали писать о женском здоровье, модных трендах и автозапчастях для корпоративных сайтов и статейников. Специалисты правильно использовали ключи и инструменты SEO, часто писали по ТЗ и скрупулезно проверяли, удовлетворит ли текст поискового робота. Теперь в этом значении слово «копирайтер» носит немного отрицательный оттенок. Считается, что он берет просмотрами вместо глубины прочтения и количеством вместо качества — сказывается привычка платить копирайтеру за знаки.
Интернет-пространство изменилось, а с ним изменились требования к контенту. Копирайтеры стали писать о своем опыте. Они научились инфостилю и используют понятный язык с примерами и без воды. Но им по-прежнему нужно отлично разбираться в SEO.
Он выполняет главную задачу, чтобы текст прочитали — помогает легко найти его. Причем речь не только о текстовых факторах. Интересный текст будут репостить и шерить сами читатели.
Копирайтер — очень широкая профессия. Любой текстовик, который хочет, чтобы его текст читали, должен создать для читателя подходящие условия. Часто работа захватывает не только SEO, но и SMM, email-маркетинг и другие смежные специальности.
Журналист
Журналист пишет новости, делится своим мнением, транслирует слова и истории других людей. Он ничего не рекламирует, у него нет продукта и нет заказчика. Но журналист тоже публикуется на сайтах. Его материалы размещаются на странице с H1 и Title, отображаются в поисковой выдаче и конкурируют с другими текстами — оптимизированными, рекламными или продающими.
Журналист сегодня понимает принципы SEO не хуже копирайтера. Если он хочет, чтобы текст прочитали, нужно привлечь не только читателя, но и поискового робота — грамотно сформулировать заголовок, подобрать ключи. На первый взгляд кажется, что журналистские жанры для SEO не подходят. Но ведь на индексацию влияют и другие факторы, а в хорошем интервью все равно есть структура и иллюстрации, текст стремится к уникальности и лаконичности.
Новостная журналистика не исключение. Новость — ситуационная статья, где главным фактором успеха оказывается скорость. Но цель и средства те же, что у копирайтеров — привлечь трафик на сайт СМИ с помощью в том числе органического поиска. Новостные заметки при этом отлично вписываются в SEO-среду. Вот 5 вопросов, которые по принципу перевернутой пирамиды раскрывают любую новость — что? кто? где? когда? почему? Главная формула новости и ее заголовка сразу адаптируется под большинство событийных поисковых запросов.
Ни по целям, ни по средствам не получается выделить отдельную профессию интернет-журналиста. Она теряет идентичность и сливается с другими гонщиками за трафиком.
Автор
Наверное, самое приятное имя текстовика. Оно вызывает ассоциации с великими авторами классических произведений и придает профессии статус. Слово намекает на созидание и уникальность, что ценится не только читателями, но и системами индексации.
Авторов обычно берут создавать контент в корпоративные блоги — в Т— Ж , Дело, Нетологию. Это опытные эксперты, которые знают, о чем говорят. Но гениальными творцами в интернете не быть — для авторского стиля установлены четкие границы. Например, меткий заголовок с тонкой метафорой перед публикацией редактор поправит на более прямой и информативный. Не потому что с текст с необычным заголовком не станут читать — его просто мало кто сможет найти. А значит, придет мало трафика, будет мало комментариев и репостов. Какая бы цель ни стояла перед автором, просто хорошего материала для интернета недостаточно. Граница с задачами копирайтера окончательно стирается.
Редактор
Редактор не стоит в одном ряду с другими пишущими текстовиками, но их все равно часто путают. В Школе редакторов учат не только копирайтингу, но и верстке, управлению, праву. Считается, что редактор — капитан корабля, который отвечает за контент в целом, но не всегда сам его создает. Еще он занимается редактурой — помогает авторам создавать хорошие тексты, правит не только язык, но структуру и подачу материала.
Часто под редакторами понимают тех же авторов, которые пишут в небольшой коммерческий блог и на других задачах заняты мало. В таком случае это те же копирайтеры. Но как только блог начнет расти, количество управленческих задач будет увеличиваться и статьи перейдут к копирайтерам.
Что все это значит
Мир digital-профессий меняется настолько быстро, что язык за ним не успевает. Под новые функции подгоняют старые профессии, которые каждый работодатель трактует по-своему. Остается только опираться на главную задачу — создать текст, который читатель сможет найти и захочет прочитать.
А теперь в тезисах:
Копирайтер — любой, кто пишет тексты в интернете и понимает, как они попадают к читателю.
Интернет-журналист — копирайтер, работающий в онлайн-СМИ.
Автор — опытный копирайтер со знанием экспертной области, но чаще просто копирайтер.
Редактор — тот, кто управляет написанием текстов в интернете: задает направление для авторов, редактирует, пишет.
Получается, любой текстовик в интернете — копирайтер. Но не любой копирайтер — журналист, автор или редактор. Выбирайте сами, кем вы хотите работать и внимательно читайте вакансии.
Короче, из всех реально нужен только автор-эксперт. Остальные просто как прилипалы — паразитируют на чужом продукте (тексте) и сосут бюджет: в кризис таких быстрее всех выкидывают. А по тексту видно, что автор начитался Ильяховщины, а теперь типа гуру-стал :))
Ильяховщина не всегда во вред.
Вот из-за таких статеек и получается путаница.
Копирайтер - это маркетолог, который умеет делать рекламу, единственная задача которой "продавать" или готовить клиента к покупке.
Копирайтинг, как часть маркетинга, предназначен для того, чтобы «готовить Клиента к покупке» (Питер Друкер). Готовить, убеждая его и помогая ему принять ПРАВИЛЬНОЕ решение о покупке с помощью тщательно созданной ПРОДАЮЩЕЙ ИНФОРМАЦИИ, ядром которой являются т.н. «ПРОДАЮЩИЕ МОМЕНТЫ», выявляемые с помощью маркетингового АУДИТА.
Интернет-журналист - это ЖУРНАЛИСТ, который никакого отношения к копирайтингу не имеет. Автор может быть публицистом, который пишет книги. Может писать и в жанре нон-фикшн. Автор научной работы, автор закона. Очень широкое понятие.
Любой текстовик в интернет - веб-райтер, коммерческий писатель. Изучите, пожалуйста, историю рекламы. Очень слабая подготовка.
Отлична статья на эту тему: https://denisbogomolov.ru/internet-zhurnalistika-i-kopirajting/
Ну и буллшит там по ссылке, право слово.
Комментарий удален модератором
С историей никто не спорит. Но значение слова стало шире, такое бывает. Я рассказываю про современные реалии. Посмотрите, кого ищут на рынке
Мда
«Задача у них одна — привести людей к тексту и заставить прочитать как можно больше.»
Нет. Если человек, например, пишет тексты для интерфейса, у него совсем другая задача. Чтобы пользователь нажал определенную кнопку, например. Да и во многих других случаях задача — вовсе не заставить прочитать как можно больше. Иногда задача вообще сократить текст до минимума.
«Журналист…. ничего не рекламирует, у него нет продукта и нет заказчика.»
Или есть.
«В Школе редакторов учат не только копирайтингу, но и верстке, управлению, праву. Считается, что редактор — капитан корабля, который отвечает за контент в целом, но не всегда сам его создает. Еще он занимается редактурой»
Ух ты, редактор занимается не только вёрсткой и правом, но и редактурой!
Вообще, очень много в тексте путаницы, конечно, всё остальное даже ковырять не хочется.
Нет. Для интерфейса пишет UX-копирайтер или UX-писатель, в статье речь о них не идет. Под текстом тоже понимаю здесь статьи, а не микрокопии.
Иногда задача вообще сократить текст до минимума.Это как раз один из способов заставить прочитать как можно больше, то есть в идеале дочитать до конца. Об объеме текста я не говорю, у всех свои приемы.
У журналиста есть продукт и заказчик? Нет. Не считаю заказные статьи журналистикой.
Я пишу для интерфейсов, сайтов и приложений. И я редактор. А вы?
Заставить дочитать до конца цели всё-таки нет, если это какой-то лендинг, будет хорошо, если человек оставит лид на первой странице. Если нет, может и до конца долистать, но цель-то не в том, чтобы показать ему как больше экранов.
И да, у журналиста есть заказчик, хотя это не производитель товаров, а редакция. Но это свои заказы и свои цели, . Даже если это расследование, например.
Гордое звание копирайтера не будет восстановлено до тех пор, пока спрос на копирайтеров, пишущих за 3 копейки будет выше, чем спрос на авторов.
вы автор эксперт?
Я пишу очень редко и только из своей практики. Но с проблемой копирайтеров по 10 рублей за пучок знакома.
вы автор эксперт.
полностью согласна
На первом фото слева направо: копирайтер, журналист, автор и редактор
А ещё есть пишущий редактор, специальный корреспондент, контент-менеджер и другие. Сегодня заказчику нужно и этого и того, но чего именно не понятно до момента самой работы. Профессии сливаются, а после появления ии копирайтеров (как в алибабе, например) задачи текстовиков станут более строгими.
Согласна с автором. Границы профессий стираются, компаниям нужны универсальные авторы (гибриды) - чтобы копирайтер писал, разбирался в теме и имел в запасе несколько полезных навыков (редактура, например), разбирался в базовых требованиях seo к тексту, smm и так далее. Все это только на пользу автору и плюс к стоимости его работ. :)
Да. Жаль только, что не все компании действительно готовы за это платить
Я так понимаю редактор этой статьи все же исправил первоначальный заголовок: "разбираемся в сортах г**на"
Нет редактора. Только автор-эксперт :)
Ну автор-эксперт по-хорошему и должен объединять в себе всех персонажей, названных выше. А вы какого года рождения, что у вас пикачу на аватарке? :)
Покемоны были популярны 30 лет назад, тут же не феи винкс на аватарке, все хорошо
А знаете, почему я об этом не написал? Потому что не додумался.
а вы автор эксперт?
Бездельники какие-то
Джозеф Шугерман - яркий пример копирайтера.
Болше сюда не пиши бля, от тебя блят гавной воняет
Копирайтеры пришли защищаться?
я автор экспер
Ты писать-то по-русски не можешь, болван.
1000 знаков 150 рублей тебе цена
Это все чувак который получает по 0.5 рубля за слово и обычно он из бедного бывшего снг
Пользуясь случаем:
Если есть копирайтеры/авторы, умеющие писать на тему хостинга сайтов, прошу написать на [email protected]
Спасибо.