Всеобщую «мобилизацию» уже не остановить. Хватит мыслить десктопом
Откройте свой сайт в телефоне и протестируйте его как обычный пользователь. Быстро? Удобно? Понятно? Красиво? Если нет, вы живете в прошлом и явно зря сливаете деньги на полировку дизайнов и фич под ПК. Рассказываем, почему пора перестраивать сознание на тренд mobile first.
Привет! С вами Евгений Чуранов, директор по маркетингу WebCanape, эксперт Яндекса по обучению. Я заметил, что практически перестал пользоваться компьютером для онлайн-покупок: ищу товары, читаю отзывы, оформляю заказы и оплачиваю их только с мобильного. Исследования доказывают, что так делают больше половины покупателей, а по моим ощущениям и статистике клиентов — все 80%.
Люди вообще проводят в смартфоне треть бодрствующей жизни — в среднем 5 часов в день, как показывает отчет State of Mobile 2023 data.ai. Но почему-то до сих пор каждый второй заказчик в малом и среднем бизнесе все еще ориентируется на десктоп! Чтобы не повторить судьбу динозавров, пора начать думать в парадигме mobile first. Рассказываю, как это сделать.
О чем говорят цифры
Для начала немного данных из глобального исследования по диджиталу, которое провели DataReportal, Meltwater и We Are Social (самые важные выводы, цифры и инфографики — в этом материале).
- На начало 2023 года мобильные телефоны есть у 5,44 млрд человек — почти у 70% населения планеты.
- Количество уникальных юзеров мобильных телефонов за последний год выросло на 3,2%, или 168 млн человек.
- Доля пользователей, которые выходят в сеть с компьютеров и планшетов, упала на 7,9%.
- Сплит экранного времени между смартфонами и ПК, ноутбуками и/или планшетами сместился в сторону мобайла. Люди проводят в среднем 56,9% времени в интернете в день с мобильных устройств, с компьютеров — 43,1%. Кое-где — в Индонезии, Таиланде, Индии, Китае — доля смартфонов больше 60%.
В России, по данным Global Digital 2023, у мобайла 46,1%. Хотя тут я больше верю Яндекс.Радару: сервис показывает, что за последний год доля мобильного трафика колебалась от 62 до 70%.
И хотя пока в мобайле больше трафика, чем конверсий, частота покупок с мобильных гаджетов растет. Еще в 2017 году российские потребители делали 7 из 10 покупок с помощью компьютеров, а уже в 2021 году все было наоборот: 6 из 10 покупок пришлись на смартфоны. Такую статистику приводят Яндекс.Маркет и GfK Rus.
Да и вообще, почти 80% населения нашей страны уже совершают онлайн-покупки через смартфоны! Об этом говорят в Ipsos, а я убежден, что через несколько лет цифра приблизится к 100%, ведь большинство сервисов фактически умерли на десктопе. Вспомните, когда последний раз вы заказывали такси или пиццу с компьютера? В конечном итоге ПК нам будет нужен только для работы.
Что касается ниши, то, по моим наблюдениям, мобайл безоговорочно побеждает в b2c. Вот живое доказательство того, как изменился трафик одного из наших заказчиков — интернет-магазина мебели. Казалось бы, такие габаритные товары проще разглядывать и сравнивать на компьютере, но все равно сейчас на сайт чаще заходят со смартфонов, а доля десктопного трафика за десятилетие упала с 90 до 40%.
Еще несколько свежих примеров, как у наших клиентов (и b2c, и b2b) соотносятся мобильный и десктопный трафик.
Мобильный трафик не доминирует только в одной сфере — промышленности, довольно сложном сегменте, где основная аудитория сайтов — закупщики с рабочими ПК.
Наверняка кто-то скажет, что b2b навсегда останется за десктопом и не будет в этой нише никакой мобилизации. А я скажу: взгляните на цифры. Пусть мобильный трафик там пока отстает, зато конверсия выше на смартфонах.
Доказательство — тот же кейс промышленной компании, где только треть трафика на сайт идет через мобильные устройства, остальное приносит ПК. Но конверсия у десктопа ниже — всего 1,48%, тогда как у смартфонов — 1,61%, у планшетов — 2,08%.
Что мы делаем в WebCanape
Мы в студии давно следим за ростом мобильного трафика, а несколько лет назад начали изучать и внедрять принцип mobile first. Но дело шло медленно: многие из команды продолжали работать за десктопом и, соответственно, «думать десктопом». Чтобы наконец изменить это, 2023 год в WebCanape мы объявили годом тотальной мобилизации. Теперь все, что делаем для себя и для клиентов, учитывает сначала требования смартфонов, а уже потом десктопа.
Как это выглядит в процессе разработки сайта
- Перед началом работы над сайтом обязательно анализируем текущие показатели мобильности трафика в Яндекс.Метрике. Если проект новый и данных нет, ищем у себя похожие проекты и смотрим, какая статистика у них.
- Там, где победа мобайла над десктопом очевидна, предлагаем клиенту начать работу именно с мобильных макетов, уделяем им больше внимания при разработке дизайна.
- Обязательно внедряем мобильные фишки и убираем десктопные вроде pop-up элементов. Используем разные возможности телефона, которые упрощают взаимодействие с сайтом — даже очевидные фичи вроде автопереключения клавиатуры с буквенной на цифровую в форме для ввода телефона.
- Тестируем сайты с учетом mobile first, используем для этого специальные расширения и браузеры.
- Вместе с тестировщиками выборочно проверяем сайты не только на эмуляторах, но и на реальных устройствах под iOS и Android.
Как это выглядит в процессе продвижения и рекламы
- Анализируем статистику рекламы, SEO и позиции сайта в выдаче в разрезе мобайла/десктопа.
- Отдельно оцениваем рекламные показатели и проверяем, как выглядят мобильные объявления в Яндекс.Директе, а сниппеты — в мобильной выдаче.
- Настраиваем специальные цели в системах аналитики для мобильных, например «клик по номеру телефона».
Что стоит сделать вам
Чтобы рынок не отставал от тренда на мобайл, недостаточно ориентированных на смартфоны разработчиков и сервисов аналитики. Нужно, чтобы поменялось мышление заказчиков — предпринимателей, маркетологов и сейлзов. А оно пока остается устаревше-десктопным. Причем чаще эту ошибку допускает малый и средний бизнес, с которым мы в основном и работаем, тогда как крупные игроки давно осознали важность мобилки (поэтому у всех есть приложения).
Вот рядовой пример
Еще одна похожая история
Что хочу сказать: если в Яндекс.Метрике вы до сих пор смотрите только общие цифры по трафику, вы точно отстали от жизни, и этот чек-лист жизненно необходим.
Итак, чтобы не терять лиды, которые уже живут в мире mobile first, нужно, как минимум:
- при разработке дизайна сайта больше внимания уделять мобильной версии;
- оценивать статистику сайта и анализировать трафик и конверсии в разрезе мобайла/десктопа;
- тестировать работу основных страниц сайта с телефона: смотреть на скорость, верстку, тексты, формы;
- проверять, есть ли на сайте мобильные способы связи вроде Whatsapp и Telegram;
- анализировать эффективность рекламных каналов с учетом мобайла/десктопа.
Еще 10 лет назад сказал один из вице-президентов Google Джейсон Сперо.
Полностью с ним согласен — и статистика тоже: по данным Google, 61% пользователей вряд ли вернутся на мобильный сайт, с которым у них возникли проблемы. Так что самое время изучить юзабилити своего сайта с учетом мобильного трафика — и инвестировать в мобайл вместо бесконечной полировки десктопа.
Можете в комментариях поделиться статистикой своих проектов. Думаю, это будет многим интересно.
А если хотите получить данные по другим сферам бизнеса, тоже пишите в комментариях. Я попробую поискать статистику среди наших проектов.
Было полезно и интересно?
Делитесь этой статьёй с вашим маркетологом и подписывайтесь на мой авторский Telegram-канал «Сомелье маркетинга». Здесь только актуальные исследования и реальные кейсы.
ааа, вы не про ту мобилизацию говорите, ну ладно
Про ту мобилизацию лучше молчать🫢
% трафика это следствие. Причина - характер использования. Если он естественен для человека в движение или дома на диване, тогда да, глазеть и принимать решения через окошко телефона комфортнее. Представить линейного сотрудника в офисе комфортно и производительно работающего через телефон нереально.
Валентин, вы правы, что десктоп в мире офисного сотрудника никуда не исчезнет. Но анализируя статистику клиентов, видим, что все больше покупок делают с телефона.
Это просто потому, что у вас характер использования софта и инета у клиентуры такой. В рынок офисных приложений сложнее зайти. Попробуйте конкурента Эксела, например, слепить. Учат же в школе выделять причину и следствие.
Валентин, мы делали анализ клиентов из разных сфер. Да, конечно есть такие, где десктоп не победить, но большая часть сферы b2c торговли и услуг ушла в мобайл.
Я же не сомневаюсь в результате вашего анализа. Просто отметил, что вы анализируете результат, а не причину. Это как анализировать и рассуждать о скорости таяния снега, без учета анализа температуры воздуха и почвы.
Давайте тогда добьем этот тему. Если анализировать причину, то какой вывод можете сделать вы?
Выводы можно делать только после проведения самого анализа. Я же не пифия. Тут я просто обратил внимание вас и читающих этот пост, что проведен анализ следствия, а не самой причины явления.
Да, недавно даже Тильда увеличила кол-во экранов для вёрстки в нулевом блоке под разные размеры моб и декстопов. Что стало гораздо удобнее интегрироваться под пользователя
Тильда в этом плане в тренде!
Цитата: "Я заметил, что практически перестал пользоваться компьютером для онлайн-покупок".
У меня как был десктоп так и остался на первом месте, смартфоны только там где разработчики по каким-то своим внутренним псевдо-принципам, нарочито делают десктоп версии неполными и просто заставляют пользоваться смартфоном. Не может большой комфортный экран заменить смартфон. Кому не понятно, что у любого приложения должны быть версии для разных устройств, так это у кого и десктоп версии не пользуются спросом.
Тоже так думал ранее, пока не увидел статистику.
Познавательная статья, спасибо автору) По мере улучшения ui/ux тельчики плотнее закрепят свои позиции в онлайн сейлах, имхо разумеется
Антон, спасибо за оценку.
У нас в EdTech в покупках перевес на стороне мобильных, а вот обучаются потом люди больше на десктопах
Интересно, а какое распределение в процентах у вас?
покупают: 60/40 - мобильные/десктопы
учатся: 30/70 - мобильные/десктопы
Я когда последний раз учился онлайн, почти все проходил с телефона. Но правда там в основном были видеоуроки.
В статистике про туризм, это какой у вас сайт? Турагентство?
Да, это туры по России.
Комментарий недоступен
Крутая оценка! Лайк вам!
Какие прогнозы по аудитории мобильных устройств в мире и в РФ? Будет ли расти дальше или остановится?
Судя по статистике, рост мобильной аудитории продолжается. И в мире и в РФ.
На скольких % остановится, как считаете? )
Вот данные по годам. Думаю за 2-3 года дойдем до распределения 70/30 в пользу мобайла.
И в графике, написано "Медицина", но наверное корректнее будет лекарства "Фармакология".
Нет, это именно услуги.
Красивый кликбейт, очень жаль, что скрыли дизлайки, хотелось бы посмотреть как люди на него отреагировали.
Докладываю про индивидуальную конверсию для статистики: открыл, понял, что не про ту мобилизацию идёт речь, поставил пресловутый дизлайк, закинул автора в чс, статью читать не стал
Ну хоть комментарий оставили. Уже плюс)
А я всегда говорил, что мобилизация - это когда мобилы раздают, а мне не верили
Это не значит что все эти телефоны - смартфоны
Все верно, мы же это не утверждаем. Вот статистика по использованию телефонов
я думал кликбейт сработает интересней