Одинаковый результат в 2 раза дешевле: как устроен продакшен малой группой
Считается, что рекламный продакшен должен быть большим. Чем больше бренд клиента, тем «серьёзнее» и больше нужна группа. Однако это устаревшее понимание индустрии. Креативный директор агентства Inbase Николай Бастраков рассказывает, как делать продакшен хай-уровня малой группой, чем он отличается от классического производства и сколько стоит.
Классический продакшен: каждый занят своим делом
Подход к съёмкам рекламы пришёл из киноиндустрии. Обкатанные на фильмах процессы стали применять в новой сфере — производстве рекламы.
Любой продакшен с оборудованием серьёзней фотоаппарата трудозатратен. Будь то фестивальный кейс, рекламное промо, интервью или что-либо ещё. Для съёмок требуется огромный ресурс: техника, люди, деньги.
Состав классической продакшен-группы
Количество задействованных людей может показаться раздутым, однако это далеко не предел. С масштабированием проекта добавляется новая прослойка персонала. Ассистенты, гримёры, визажисты и осветители увеличиваются в количестве пропорционально размеру съёмок.
Появляется административная прослойка: каждую группу специалистов необходимо координировать.
Основной каркас группы в виде режиссёра и оператора могут давно работать вместе. Однако когда необходимы 3 дополнительных осветителя и 5 гримёров, привлекают фрилансеров и тех, с кем прежде не сотрудничали. Скорее всего, специалисты прежде никогда не работали вместе. Между ними нет слаженности в работе, отсутствует понимание процессов. Это всё забирает внимание и человеческий ресурс.
Чем больше людей на площадке, тем больше становится хаоса. Такое количество людей тяжело контролировать. Крики на площадке растут пропорционально людям, гримёрка превращается в бедлам. Можно догадаться, на пользу ли идёт такая атмосфера.
В большом продакшене разделены все зоны ответственности. Каждый специалист занимается своим узким делом. Режиссёр объявляет сцену, фокус-пуллер настраивает фокус, гафер выставляет свет, супервайзер приносит раскрадровку и говорит, какой план и сколько снимать. Задачей оператора остаётся наводить камеру и отвечать за финальный результат на экране.
На съёмках режиссёр никогда не общается с художником-постановщиком напрямую. Коммуникация проходит через супервайзера или второго режиссёра.
Работу большого продакшена можно сравнить с редакцией журнала. В ней есть главред, издатель, шеф-редактор, автор, корректор, бильд-редактор. У каждого исполнителя своя функция — каждый участник процесса несёт ответственность только за свою часть.
Субъективно с точки зрения исполнителя такая смена проходит легче. Ответственность размазывается — у каждого участника меньше обязанностей и с него меньше спроса. Поэтому любой продакшен хочет больших групп.
Этот подход оправдан на потоковых съёмках в кино или сериалах. Когда необходимо отработать 50 смен, деление ролей необходимо, иначе с графиком справиться сложно. В рекламе это избыточно.
Как устроена малая группа
Как классический рекламный продакшен вышел из кинопроизводства, так и малая группа сформировалась при подготовке фильмов.
Исторический пул малой группы сложился в Америке в фильмах категории В и С. В отличие от флагманского кино фильмы категорий ниже не обладали большими бюджетами. Ограниченные ресурсы вынуждали придумывать новые решения и методы. Из экономии родился новый подход.
Но экономия — не порок, а двигатель прогресса. Процессы оптимизировались, техника становилась проще в использовании. Прогресс технологий позволил реализовывать прежние приёмы меньшим количеством людей. Из категории B приёмы переходили в фильмы категории А.
Например, Стивен Спилберг использовал подходы из категории B в фильме «Поймай меня, если сможешь». Так, фильм был снят в 147 разных местах всего за 52 дня. Такая мобильность при сравнительно небольшом бюджете кино была достигнута за счёт малой группы производства.
Принципы бюджетных фильмов также перекочевали в рекламную индустрию. В этой среде они оказались наиболее органичны.
Состав малой группы в рекламе
В работе используется столько человек, сколько минимально необходимо в проекте. Например, один человек может совмещать работу продюсера и режиссёра. Роль постановщика при этом делится между режиссёром и оператором, роль механика камеры отходит оператору и фокус-пуллеру.
Рассмотрим роль режиссёра. В кино он нужен, в том числе, чтобы взаимодействовать с актёрами, вводить их в курс дела. Объясняет, какой идёт съёмочный день, что за события случились у героя перед сценой, какие от него нужны эмоции.
В рекламном производстве не всегда есть необходимость в режиссёре. Эту роль может взять креативный директор проекта. Актёру не нужен долгий онбординг. Он приходит на 4 часа: у его героя нет глубокого бэкграунда, у него не было читки и совместных прогонов. Отыграть счастливого отца, кормящего семью завтраком можно и без этого. Потребность в режиссёре-координаторе попросту отпадает.
Малая группа — не монолитный состав. Он также может масштабироваться в зависимости от размера проекта. Однако его сила в том, что большинство задач можно решать ограниченным числом персонала.
Когда на площадке нет толпы, нет потребности в большой административной прослойке. Сокращаются итерации в общении, коммуникация становится проще.
Малая группа требует более ответственного подхода от самой группы. Людям необходимо больше включаться в процесс. Когда некому задать глупые вопросы, а супервайзер в любой момент не прибежит на помощь, приходится ещё до начала съёмок подумать о том, как снимать. Не все специалисты к этому готовы.
Если большой продакшен оправдан на длинных проектах, малая группа к ним совсем не подходит. Например, на съёмки больше 3 дней понадобится два состава малой группы — иначе группа устанет, снизится концентрация и качество. По итогу проект выйдет дороже производства классическим продакшеном.
Однако в рекламных форматах малый продакшен имеет преимущество: команда более подвижна, для реализации требуется меньше ресурсов. А ещё это дешевле.
Форматы для малой группы
- Рекламные ролики
- Креативные кампании
- Интервью
- Тревел-видео
- Клипы
Сколько стоит продакшен большой и малой группой
Классический продакшен может охватить больший пул задач, имеет больше людей в штате. Однако больше — не всегда лучше.
Мы никогда не снимаем на камеры ниже RED. С хорошей камерой можно вытянуть картинку в любую сторону, сделать на постпродакшене часть работы. «Фотоаппаратный» продакшен не даст того же качества. При равном оборудовании разнится лишь количество задействованных людей.
Важно понимать, что камера — не самая дорогая часть продакшена. Гораздо дороже стоит работа продюсеров, операторов и съёмочной команды.
Много людей — дороже процесс. Большой продакшен стоит 4-5 миллиона рублей. Это не завышенный ценник — столько стоит любой рекламный ролик.
Не имея 1 500 000 рублей на съёмки, можно не думать о большой группе.
Для Inbase 1,5 миллиона — это хороший бюджет. Даже на 800 тысяч рублей можно создать качественный ролик.
Наш подход к съёмкам другой: мы трезво смотрим на задачу и стараемся делать её минимальным количеством людей. При необходимости — число людей увеличивается.
В нашем производстве задействованы надёжные, профессиональные специалисты с хорошей оплатой. Но за счёт того, что мы работаем малым количеством, сокращаются ненужные итерации и бюджет.
Вместо вывода
Нельзя сказать, что один подход лучше другого. Для каждой группы есть задачи, с которыми они справятся лучше. Вопрос в том, насколько это рационально.
Если это не сверхбольшой проект, не кино или сериал, классический продакшен не нужен. Те же задачи можно решить дешевле, быстрее и меньшим количеством людей.
Посмотрите наши кейсы и приходите сотрудничать в Inbase. Мы знаем, как делать видео, которые привлекут внимание.
Рената Литвинова-богиня
Полностью согласны!
Так вот он какой — настоящий продакшен!
столько людей работают над продакшеном, это так здорово
Без обид, но ролик OKOLO - как то не понял. Природа там, все такое, но затянуто и непонятно о чем. Да это бренд, можно было подумать, но бренд чего? Если убрать кадры с квадрика, то может и на телефон такое можно сделать? или лучше и без группы.
Не имел желания задеть каким то образом участвующих в процессе. Всем мир.
Комментарий удален модератором