Как я отговорила digital-агентство строить отдел контент-маркетинга

Вам не нужен свой отдел контент-маркетинга, если в бизнесе не отстроены другие жизненно важные процессы. Перечислила, что нужно проверить перед созданием отдела контент-маркетинга.

Недавно я проводила консультацию по построению контент-отдела в digital-агентстве. Владелец хотел создать отдел внутри компании — посчитал, что так дешевле и эффективнее, чем аутсорс. Цель — получать через контент стабильный поток лидов.

Вроде всё логично и достижимо. Сотрудник в штате будет больше погружен в фактуру, в особенности компании, чем подрядчик по контенту на аутсорсе. Но когда я внимательно посмотрела брифы и начала задавать дополнительные вопросы, выяснилось, что строить свой отдел контент-маркетинга ребятам категорически нельзя. И сейчас расскажу почему.

Без каких опор диджитал агентству не поможет даже контент-маркетинг

Для начала немного о том, почему у меня есть полномочия рассуждать на эту тему.

С 2006 по 2015 год я управляла своим Digital-агентством, где занималась продажами:

  • продавала сама;
  • нанимала и учила продавцов;
  • учила нанимать и учить продавцов.

Я точно знаю — чтобы контент-маркетинг приносил лиды и продажи, нужно обеспечить ему надежные опоры.

Подробнее о том, как выстраивать экспертный контент в компании, я объясняю на курсе «Экспертный контент в маркетинге». Подпишитесь на рассылку, чтобы не пропустить новый поток курса.

Первая – сформированный продукт и экспертиза агентства.

Если диджитал агентство готово браться за любые работы, не понимает, в чем его самые сильные компетенции, проблемы начнутся еще на стадии формирования контент-стратегии. И даже если мы разработаем уникальное торговое предложение, продумаем экспертное позиционирование, но продуктовая линейка агентства часто меняется и живет сама по себе — из нашей затеи ничего не получится. Придется либо транслировать несуществующие преимущества, и клиенты разочаруются. Либо все время менять продукты, позиционирование, и не получится создать единый образ с помощью контента.

Вторая — квалифицированный персонал.

На рынке труда в digital высокая конкуренция. Даже если поток лидов с контент-маркетинга налажен, это не гарантирует результат. Лиды необходимо качественно обработать, сделать хороший пресейл — для этого нужны квалифицированные менеджеры. Важны специалисты, которые смогут достичь показателей, обещанных клиенту на пресейле.

В первую очередь ищите сильных продавцов и хороших производственников. От работодателя требуется не только уметь их отбирать, но еще и делать так, чтобы они захотели у вас работать.

Третья — отлаженная система продаж.

Контент-маркетинг приносит лиды, но с ними нужно работать. Лиды, которые приходят с SEO-статей, вебинаров, находятся на верхней стадии воронки, в самом начале клиентского пути. Ваш доклад, статья, кейс может вызвать восторженный отклик и убедить в экспертности. Но слушатели конференции и читатели статьи, скорее всего, прямо сейчас не ищут нового подрядчика. Прежде чем они станут клиентами, их нужно «за ручку» с помощью контента провести по всем стадиям.

На каждой стадии - свои темы и форматы. В Студии экспертного контента мы разрабатываем стратегию движения потенциального клиента и постепенно нагреваем его до обращения в отдел продаж.

Но если ваш отдел продаж не готов к потоку трафика, вложения в контент-маркетинг бесполезны. Менеджеры должны быстро и качественно обрабатывать заявки, выяснять потребности. В противном случае лиды не конвертируются, потому что находятся на более высоком этапе воронки и не понимают, зачем им нужно ваше предложение. Подробно я описала это в статье «“Холоднее сарафана, но теплее холодного обзвона: какие лиды может получить диджитал агентство от экспертного контента», где поделилась кейсом внедрения экспертного контента в агентство.

Например, вы провели вебинар и получили 250 регистраций. Нужно быстро связаться, чтобы квалифицировать, валидировать и понять, с кем дальше работать, а кто вообще не целевой. Если сейчас в компании нет системы продаж, то лиды не будут конвертироваться.

Четвертая — четкие бизнес-процессы и сработавшаяся команда.

Бывают бизнесы, в которых нанятый мной контент-маркетолог сразу встраивается в процессы, и мы уже с первого месяца производим и распространяем контент с высокой скоростью. А где-то первые месяцы мы тратим на коммуникацию и бизнес-процессы: кто кому дает интервью и фактуру для контента, куда ставим задачи, как мотивируем специалистов заполнять брифы.

Пятая — финансы.

Контент-маркетинг это игра вдолгую. Вложения начинают приносить лиды с 2-3 месяца, продажи — с 4 или 5 месяца (лиды с контента более холодные, чем с сарафанного радио, плюс в digital в принципе длинный цикл сделки). А окупить вложения полностью и получать прибыль вряд ли получится раньше, чем с шестого месяца работы отдела. Всё это время нужно платить зарплату контент-маркетологу, вкладывать деньги в дистрибуцию. Если в агентстве нет финансовой модели, плана продаж, долгосрочного планирования, контроля дебиторки и маржинальности каждого проекта, может случиться кассовый разрыв.

Тот самый заказчик: почему мы не стали строить отдел контент-маркетинга?

Вернемся к моему клиенту. Компания существует с ноября прошлого года, это совсем молодое digital-агентство. В нем работают два основателя, заказы берут на фриланс-бирже, но хотят расти и работать в сегменте нормальным чеком.

До выхода на фриланс один из основателей работал в компании на рынке B2B, имеет глубокую экспертизу в таком клиенте. Но все кейсы с результатами относились к работе в найме, мы не можем показывать через них экспертизу агентства.

Какие риски я увидела?

Давайте представим, что мы нашли контент-маркетолога, и он начал создавать и распространять контент. У нас даже могут быть какие-то лиды, но в конечном счете деньги, потраченные на контент-маркетинг, не окупятся. Наступит разочарование в этом инструменте. Почему?

1. Не выстроена система продаж

В агентстве не было продавцов, с лидами работали основатели.

2. Переменчивое позиционирование

Основатель не мог точно сказать, в чем их компетенция и какие продукты приоритетные. Например, мы бы наняли контент-маркетолога, поставили перед ним задачи, определили преимущества, аудиторию и самые главные продукты. А через пару месяцев решили все изменить.

Это нормально — в начале пути пробуются разные гипотезы, и стратегия может меняться несколько раз. Но частая смена парадигмы может сильно демотивировать контент-маркетолога, которому нужно на ходу «переобуваться» и менять все ключевые посылы в контенте.

3. Отсутствие сильных кейсов

Без реальных кейсов, которые показывают работу именно этого агентства, получить лиды и продажи будет очень сложно. Да, можно попробовать писать теоретические статьи или микрокейсы, показывать отрывки, уже решенные задачи для разных заказчиков. Можно опираться на опыт и экспертизу, которая есть у основателя, либо на личный бренд, если он уже сформирован. И это могло бы сработать, если бы не следующий пункт.

4. Производство не тянет приведенных клиентов

Отдела производства тоже как такового не было, только 2 основателя и еще пара сотрудников на фрилансе.

Да, если основатель — сильный эксперт, сам работает с клиентами и сам контролирует весь проект, это бывает на руку клиенту агентства. По сути он получает вип-сервис, с ним работает самый сильный человек в команде. И это можно выставлять как преимущество, но это может обернуться и проблемой.

Если на одного клиента будут уходить все силы и ресурсы, на другого времени не останется. Это значит мало довольных клиентов, мало успешных проектов, которыми можно похвастаться в кейсе. И это замкнутый круг: нам не о чем писать, потому что нет кейсов, а нет кейсов, потому что нет клиентов.

Чем всё закончилось?

В итоге я отговорила клиента от построения отдела, потому что в одном проекте сошлось слишком много рисков сразу.

Парадигма marketing first («маркетинг впереди»), когда мы сначала налаживаем поток лидов, а остальные отделы подтягиваются, имеет право на существование. Но в случае с digital-агентством есть слишком много рисков, что мы потратим деньги, энергию и время, а ничего не получится.

Это и стало результатом нашей консультации — построение отдела поставили на паузу. Зато клиент принял решение обратиться ко мне за созданием контента на аутсорсе, такой моя команда тоже делает.

Обращайтесь в мою Студию экспертного контента за консультацией: разберёмся, какой контент и в каком количестве нужен вашей компании сейчас, чтобы потом считать заявки, а не убытки от контент-маркетинга.

0
10 комментариев
Написать комментарий...
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Виктор Петров

А как агентству, которое в принципе работает только с аутсорсерами, вообще пришла в голову идея лезть в контент-маркетинг? Чтобы что? Просто писать тексты на заказ?

Ответить
Развернуть ветку
Светлана Ковалева
Автор

Виктор, контент маркетинг нужен был исключительно для решения своих задач по продвижению: привлекать клиентов. О том, чтобы оказывать услуги по созданию контента в этой статье и в этом агентстве речь не шла

Ответить
Развернуть ветку
Виктор Петров

Понял. Но тогда тоже странно: всё же контент-маркетинг - это далеко за рамками лидгена и работы с брендом.
Та же "Текстерра" как самый заметный проповедник КМ в России в конце концов свалилась в традиционную сеошку.

Ответить
Развернуть ветку
Светлана Ковалева
Автор

Виктор, почему за рамками? я работала с парой десятков диджитал агентств, контент-маркетинг в этой нише - главный и чуть ли не единственный способ показать экспертность и привлечь лиды. Вот например, описала кейс, с цифрами и подробностями https://vc.ru/marketing/660642-holodnee-sarafana-no-teplee-holodnogo-obzvona-kakie-lidy-mozhet-poluchit-didzhital-agentstvo-ot-ekspertnogo-kontenta

Ответить
Развернуть ветку
Виктор Петров

Контент-маркетинг - это не только и не столько лидген. Да и "экспертность" какая-то давно превратилась в жупел. Вроде как слово есть, а что оно реально значит и как поверяется?
Едва ли у диджитал-агентства есть какой-то настолько сложный продукт, что по нему нужен специфический контент в принципе. А всё остальное укладывается в рамки крауд-маркетинга, каких-то социальных подтверждений и прочих совсем простых вещей.

Ответить
Развернуть ветку
Светлана Ковалева
Автор

Мы живём в каких-то разных реальностях, вот вам ссылка на кейс, где контент маркетинг приносит агентству 60 процентов новых клиентов
https://www.expert-content.ru/kak_organizovat_otdel_kontent-marketinga

Ответить
Развернуть ветку
Ivan Grinkevich

В описанной ситуации команде из двух человек строить начинать с построения отдела маркетинга тоже считаю не целесообразно. Продажи в этом случае на собственнике висят, второй за продакшн отвечает. Ну либо за партнерку (смотря какая модель реализации проектов). Если хочется писать - проще нанимать на подряд, но придется время потратить на отсев как при полноценном найме штатного сотрудника.

Ответить
Развернуть ветку
Aleksey Golovkin

Все супер здорово, все по делу, продажа собственных услуг закрыта очень качественно, но какой в итоге дальнейший путь клиента? Наступит ли день, когда скажете:"ок, ты готов, больше не нужно идти к нам за контентом - нанимай людей в команду."

Ответить
Развернуть ветку
Светлана Ковалева
Автор

Возможно наступит, а возможно и нет 🤷‍♀️. Мне на первом этапе брифования заказчика главное в работу не взять проект, который заведомо закончится провалом. А агентств и других бизнесов, готовых к внедрению контент маркетинга на рынке ещё много, мне хватит) нет задачи продать каждому

Ответить
Развернуть ветку
7 комментариев
Раскрывать всегда