{"id":14279,"url":"\/distributions\/14279\/click?bit=1&hash=4408d97a995353c62a7353088166cda4ded361bf29df096e086ea0bbb9c1b2fc","title":"\u0427\u0442\u043e \u0432\u044b\u0431\u0435\u0440\u0435\u0442\u0435: \u0432\u044b\u0435\u0445\u0430\u0442\u044c \u043f\u043e\u0437\u0436\u0435 \u0438\u043b\u0438 \u0437\u0430\u0435\u0445\u0430\u0442\u044c \u0440\u0430\u043d\u044c\u0448\u0435?","buttonText":"","imageUuid":""}

Маркировка рекламы - подробный гайд

Готовились целый год, но так ничего и не понятно. Да, это про маркировку рекламы, ведь за ее отсутствие с 1 сентября предусмотрены штрафы, и они не маленькие.

Мне позвонил знакомый, который ведет Телеграм канал и попросил проконсультировать по вопросу маркировки рекламы, т.к. его очень беспокоит то, что многие рекламодатели стали отменять бронь из-за того, что “не разобрались с маркировкой”.

Чтобы восполнить этот пробел, решила изучить вопрос глубже и систематизировать информацию. Делюсь и с вами.

На самом деле, регулятор давал целый год для того, чтобы “адаптироваться”, изучить вопрос и научиться правильно маркировать рекламу. В этот период операторы рекламных данных не взимали платы за регистрацию креативов и можно было тестировать этот процесс без ущерба для бюджета.

Какой документ регулирует маркировку рекламы?

Необходимость регистрации рекламы введена с 1 сентября 2022 года, в соответствии с Федеральным законом №347 от 02.07.2021, согласно которому, рекламодатели, рекламные агентства, операторы рекламных систем и распространители рекламы обязаны предоставлять информацию о цифровой рекламе в Единый Реестр Интернет-Рекламы, и делать они это должны через операторов рекламных данных (ОРД).

Что есть реклама

Есть 2 основных критерия, согласно ст. 3 вышеупомянутого закона, информация будет считаться рекламой, если:

  • она адресована неопределенному кругу лиц,
  • направлена на привлечение внимания к объекту рекламирования, создает интерес к нему и продвигает его на рынке.

Как следует из положений закона в части маркировки рекламы, речь идет именно об интернет - рекламе.

Есть исключения для социальной рекламы и теле- и радиорекламы, которые были перенесены в интернет без изменений, их маркировать не нужно.

Я бы выделила ряд критериев рекламы (в т.ч. саморекламы):

1. размещенная информация выделяет конкретный товар (услугу) и направлена на формирование интереса к ним
2. на сайте и в социальных сетях – стационарный баннер, размещенный на каждой странице и не связанный с контентом конкретной страницы, поп-ап, закрепленный пост и т.п.
3. слишком подробная, эмоционально окрашенная информация об отдельном товаре/ услуге, призывы к действию, адреса торговых точек и способы приобретения.

А что не реклама

Есть еще исключения - не вся информация будет считаться рекламой. Например, если вы рассказываете посетителям своего сайта или подписчикам своих соцсетей о видах товаров, которые продаете, о видах услуг, информируете об акциях и т.п. Считается, что так вы информируете клиентов, а не рекламируете.

Грань, на самом деле, очень тонкая и сильно зависит от формулировок, использованных в статье или посте. Можно сказать однозначно, что если есть призыв к действию, то такой материал 100% относится к рекламе и подлежит регистрации.

Даже если призыва нет, но вы в красках описываете, какой конкретный товар удивительный и замечательный, как он помогает человеку, и указываете конкретное наименование (марку, модель), выделяя товар среди прочих, даже без призыва “купить / заказать / прийти посмотреть”, то такой вариант подачи будет расценен как реклама, соответственно, надо маркировать.

Если же вы размещаете материал на сторонней площадке, даже если по вашему мнению материал является скорее информационным, то вероятность признания материалов рекламой кратно возрастает.

Если обобщить, то информацией (не рекламой), будут являться:

1. сведения справочно-информационного характера, не формирующие интерес к конкретному товару (кто это интересно может оценить, формируется интерес или все же нет)

2. информация на сайте, блогах и на страничках в соцсетях – общая инфа о деятельности, ассортименте, спецификациях, оформленная в едином стиле, где определенные товары не выделяются на фоне других

3. информация органично интегрирована и сама по себе не носит рекламный характер

4. нет явного призыва к действию

Хочу сделать важное дополнение к теме "реклама - не реклама". Кто-то сделал вброс в социальные сети и мессенджеры (я слышала от своих клиентов, рекламирующихся в ВК и Телеграм), что репост рекламного поста не будет являться рекламой и маркировке не подлежит. Т.е. типа я, например, в соцсети своей компании публикую рекламный пост, а блогер, которому я заплатила, размещает у себя не просто публикацию, а делает репост с моей страницы или канала.

Этой информацией все стали активно делиться и принимать ее за чистую монету, так вот, уважаемые участники рекламного рынка, не ведитесь на эти глупости и не подставляйтесь! В законе четко, черным по белому прописаны критерии рекламы, если упустили - вернитесь чуть выше, почитайте. А вот способ распространения нигде не прописан, кроме того, что маркировке подлежит вся реклама, размещенная в сети Интернет. Исключения в виде "репоста" в документах нет. Так вот, в регулирующем органе тоже не дураки сидят и тема "он (блогер) сам сделал репост и мы тут не при делах" не прокатит.

Если в канале (соцсети) блогера посредством репоста опубликован рекламный пост - за него точно так же можно привлечь к ответственности. При чем, могут привлечь и блогера и рекламодателя, т.к. на него через пост (и через исходный пост, с которого сделан репост) выйти порой еще проще. А раз договора в таком случае нет, где была бы прописана обязанность и ответственность за маркировку, то отвечают оба. К слову, пост рекламного характера на собственных страничках соцсетей и каналах (самореклама) точно так же подлежит маркировке, только порядок более упрощенный. Так что, даже если не привлекут за репост, привлекут за саморекламу.

Недавно наткнулась на пост об официальной позиции ФАС относительно необходимости маркировки рекламы в Телеграм - так вот, там все однозначно и исключение одно - если вы своему другу переслали сообщение рекламного характера в личную переписку.

Так что, будьте внимательны и сами проверяйте информацию на достоверность, а то "экспертов" кругом завались)

Сейчас, когда еще много вопросов, следует внимательно следить за административной практикой, смотреть, кого и за какие материалы будут штрафовать.

Какая реклама должна маркироваться

Давайте разбираться, какие именно форматы (креативы), подлежат регистрации и маркировке:

  • Аудио- и видеотрансляции в режиме прямого эфира
  • Баннеры
  • Текстовые блоки (контекстная реклама, рекламные блоки в блогах)
  • Сложные креативы, включая html5-баннеры и товарные фиды
  • Статьи, SEO-статьи и ссылки в SEO-статьях
  • Видеоролики и аудиозаписи, транслируемые в интернете
  • PR-публикации, обзоры, и посты в блоге
  • Текстово-графические блоки
  • Арендные ссылки
  • Упоминания бренда в видеороликах блогеров или их подкастах

Т.е. фактически это почти вся интернет реклама, в т.ч. любимые всеми SEO-статьи и реклама у инфлюенсеров. С тем, какую рекламу надо маркировать, разобрались, давайте узнаем, как это сделать правильно, чтобы не получить случайных штрафов.

Процесс регистрации рекламы в ОРД:

Держите небольшой чек-лист, чтобы ничего не пропустить.

Передать данные о рекламе напрямую в ЕРИР (единый реестр интернет рекламы) не получится. Чтобы выполнить требование законодательства, придется сотрудничать с ОРД (оператор рекламных данных).

1. Выберите одного из 7 операторов рекламных данных, одобренных Роскомнадзором:

Других нет, поэтому если вам предлагают свои услуги другие компании - не торопитесь нести им свои деньги, как бы красиво не был оформлен сайт.

Выберите оператора, наиболее подходящего для вашего бизнеса. В основном, критерии выбора сводятся к двум моментам:

  • удобство использования (здесь придется потестировать, т.к. довольно субъективный критерий)
  • стоимость

Посмотрев ряд личных кабинетов ОРД, могу сказать, что функционал регистрации креативов плюс - минус схож, так что скорее придется потратить время на то чтобы понять, какого оператора выгоднее использовать в конкретном случае, т.к. способы тарификации разные.

ОРД Яндекс и ВК пока не тарифицировали свои услуги, но и работают в основном только под свои площадки. Остается надеяться, что созданы они специально для того, чтобы облегчить жизнь своим клиентам и не будут взимать дополнительных денег за передачу данных в ЕРИР по рекламным кампаниям, размещаемых у них (пока это именно так). За внешние площадки, конечно, будут, но вопрос сколько пока остается открытым.

У остальных ОРД тарифы начинаются от 5000 руб в месяц, это минимальный платеж. Исключение составляет только ОРД Медиаскаут, где минимальный платеж сейчас 1000 руб. Тарификация у каждого ОРД имеет свои особенности, этот вопрос требует дополнительного изучения. У кого-то тарифицируется креатив по весу загружаемого файла,, у кого-то берется процент с суммы рекламы. Думаю, это будет дополнительная статья - подробный обзор тарифов ОРД.

Конечно, в идеале было бы протестировать до 1 сентября, пока почти все ОРД предоставляли свои услуги бесплатно. Но, кто не успел, тот опоздал.

Итак, вы выбрали ОРД, что дальше.

2. Создайте аккаунт в выбранном ОРД, перейдя на сайт оператора.

3. Регистрация рекламы

1. Создайте кампанию. Определите тип кампании, ее цели, бюджет, расписание показов, целевую аудиторию и заключите договор.

2. Создайте рекламное объявление, выбрав формат рекламы, текст, изображение или видео.

3. Добавьте информацию об участниках рекламной цепочки, с которыми заключены договоры (указывая наименования и ИНН всех контрагентов).

По каждому контрагенту потребуется указать:

- номер договора (иного документа), дата заключения

- тип услуг

- предмет соглашения

- стоимость услуг (сумма договора).

Также необходимо определить роли участников по договорам: клиент / посредник / исполнитель. Особенно важно правильно определить роли при работе через рекламное агентство, наемного маркетолога или фрилансера, т.к. являясь элементами цепи, фактически, они являются посредниками, а не исполнителями.

Исполнитель - это всегда рекламная площадка, где будет размещен креатив.

Важно! Креатив в ОРД регистрирует только один из участников цепочки.

Свой договор с привязкой к изначальному договору (это первый договор в цепочке - рекламодателя с агентством или рекламодателя с рекламораспространителем) - регистрируют ВСЕ участники цепочки.

4. Подача рекламного объявления на модерацию. После создания рекламного объявления, необходимо отправить его на модерацию, где будет проверено соответствие объявления требованиям оператора.

5. Запуск рекламной кампании. После успешной модерации рекламного объявления, вы можете запустить его в рамках своей рекламной кампании, при этом обязательно соблюдая маркировку объявления.

Основных требований к маркировке 3:

  • Обозначение словом "Реклама".
  • Указание информации о рекламодателе. Это может быть фирменное наименование и / или ссылка на сайт.
  • Размещение идентификационного кода (токена), который вам выдал ОРД. Токен должен включать произвольный набор цифр, с возможностью дополнения буквенными символами.

Важно! Токен следует разместить в видимой части объявления так, чтобы пользователь мог скопировать его перед переходом на сайт рекламодателя.

Пытаясь разобраться, зачем кому-то копировать токен из рекламного объявления, пока нашла следующие возможности применения для пользователя - чтобы отправить жалобу в ФАС или подать на вас в суд за убытки (в конце статьи об этом почитаете).

Или, что более вероятно, скопировав номер, его можно будет проверить в ЕРИР. Вряд ли эта функциональность потребуется простому пользователю, просматривающему рекламный пост, вероятнее это для удобства проверяющих органов. Вопросы конечно остаются, возможно позже появится более развернутая информация.

Но, т.к. это требование регулятора, пренебрегать им нельзя, т.к. если токен нельзя будет скопировать, это размещение рекламы с нарушением маркировки и штрафа не избежать.

Держите лайфхаки по размещению токена, чтобы не было вопросов:

  • токен можно поместить в кликабельную ссылку (щелчок правой кнопкой мыши на баннере) или в Меню AdChoice. Это преимущественный способ, есть возможность добавить в ссылку - нужно добавить. Выглядит такая ссылка следующим образом: https://site.ru/?erid=Xchj56fIk? где, site.ru - это url вашего сайта, а набор символов после erid= это идентификатор рекламы (токен).
  • в посте блогера можно указать токен в начале поста (но нужно проверить, позволяют ли технические возможности сайта копировать текст). Не в конце поста, как многие делают это до сих пор, а именно в начале, это требование приказа Роскомнадзора № 191 от 30.11.2022г. Если разместить в конце поста, это так же будет нарушением и повлечет штраф.
  • на YouTube токены можно разместить в описании под видео.

Обратите внимание! После регистрации в системе ОРД внесение любых изменений в рекламный материал запрещено, так как это приведет к изменению веса файла и может привести к неправильному отображению в системе Роскомнадзора.

И в этом случае объявление будет считаться не соответствующим зарегистрированному в системе ОРД рекламному объявлению. И снова штраф за нарушение маркировки.

Частый пример, когда рекламодатель указывает токен в виде текста прямо на графическом креативе (пишет символами на картинке), так вот в этом случае токен не получится скопировать и такая маркировка 100% будет считаться не соответствующей закону.

Проверка рекламы на соответствие законодательству

Перед тем, как зарегистрировать рекламу, необходимо убедиться в ее соответствии требованиям оператора рекламных данных и законодательству в сфере рекламы.

Существует ряд правил и законов, регулирующих публикацию контента в социальных сетях в России, это Федеральный закон "О рекламе", Закон "О защите прав потребителей", Федеральный закон "Об информации, информационных технологиях и о защите информации", Законы, ограничивающие рекламы отдельных товаров (например, табака, алкоголя и другие нишевые правила.

Чек-лист “Как проверить креатив”

  • Ознакомьтесь с текстами законов, регулирующих публикацию контента в социальных сетях.
  • Проанализируйте свои посты, рассмотрев каждый из них отдельно, и ответьте на следующие вопросы:
  • Содержат ли они рекламные материалы? Если да, был ли соблюден порядок предоставления информации о рекламе в Единый Реестр интернет-рекламы?
  • Включают ли они изображения людей крупным планом? Получено ли разрешение на публикацию от субъектов изображенных на фотографиях
  • Являются ли они переработкой чужих произведений или содержат заимствования? Получено ли разрешение от автора?
  • Промаркированы ли они возрастными ограничениями (при необходимости)?
  • Используются ли в материалах чужие товарные знаки и получено ли разрешение правообладателя на их использование?
  • Если используются личные данные, соблюдено ли законодательство о персональных данных и получено ли согласие от субъекта персональных данных?
  • Иные важные требования если они есть в рекламируемой нише (например, необходимость наличия лицензии на рекламируемые услуги, или сертификатов на товары).

Звучит, конечно, страшновато, кажется, что узнать и соблюсти все эти требования не реально и всем нам грозят большие штрафы (о них читайте чуть ниже).

Отчетность

Срок отчета наступает в месяце, следующем за месяцем размещения рекламы. Т.е. например, за публикацию, размещенную в августе, нужно будет отчитаться в октябре. И рекомендую не откладывать отчет на последний день, потому что в документах фигурирует цифра "в течение 30 дней", и если отчитаетесь 31-го числа, рискуете не успеть.

Важный момент, который упускает 90% звеньев рекламной цепочки, это то, что отчитываться должен каждый, кто участвует в рекламной цепочке.

Мы разобрались, что только один из участников цепочки регистрирует креатив и именно он будет подавать отчет по статистике размещения (показы, просмотры и.т.п).

Рекламодатель - регистрирует в ОРД креатив, свой договор на размещение рекламы (с посредником или с рекламной площадкой) и подает статистику по креативу.

Но, рекламодатель - это единственное лицо, кто может делегировать эти функции и не подавать в ОРД ничего ,при условии, что эти функции он по договору делегировал посреднику либо рекламной площадке.

ВСЕ остальные участники (агентства, иные посредники и рекламная площадка) в ОРД данные обязаны подавать.

Их отчет - это регистрация в ОРД Акта выполненных работ (к уже зарегистрированному ранее договору). В этом акте указываются даты размещения и сумма, полученная именно за размещение рекламы (т.к. в договоре могут быть и другие услуги).

Скоро планирую написать подробную статью с примерами по отчетности, т.к. есть нюансы, которые не описать одной строкой, а растягивать статью не хочется, итак объемная вышла. Как статья выйдет - добавлю ссылку.

В итоге, конечно, все “научатся” работать с интернет - рекламой так, “как нужно” и начнут регулярно отчислять ОРД. Так же, как когда-то мы привыкали оплачивать подписку на сервисы с фильмами, когда нас приучали, что скачивать и смотреть фильмы просто с интернета, никому не заплатив, это не хорошо. Процесс этот будет не быстрый, и кто-то под раздачу попадать будет, поэтому учиться придется.

Ответственность за нарушение правил регистрации рекламы в ОРД

Ответственность может варьироваться в зависимости от характера нарушения, а вот кто ее несет, здесь вопрос, т.к. в законодательных и подзаконных актах обязанность маркировать рекламу возложена на: рекламодателя (изготовитель, поставщик, продавец), рекламораспространителя (например, сам блогер или посредник - рекламное агентство).

Т.е. реклама должна быть маркирована одним из участников цепочки, а кто это сделает и кто будет нести ответственность, если требования законодательства не соблюдены, стороны должны определить между собой.

Пока не понятно как регулятор будет искать “виновного”. Вероятнее, что будет требования в первую очередь будут предъявляться к рекламной площадке, ведь именно на ней орган контроля сможет обнаружить рекламу.

Так что, если блогер не хочет получить штраф, он должен либо заняться маркировкой,. либо, при заключении договора на рекламу, возложить обязанность маркировки и отчетности по креативу на рекламодателя или агентство.

Кстати, многие блогеры, особенно не очень опытные, подписывают договоры на рекламу особо не читая, и зря. Сейчас, очень часто рекламодатели, пытаясь снять с себя лишний груз, добавляют пункт о том, что блогер должен сформировать креатив, зарегистрировать его в ОРД, получить токен, а потом еще и отправить отчет.

И они вроде как не при делах, а если прилетит - то блогеру, а не им, ведь есть документ. Так что, будьте бдительны!

В общем случае, нарушение правил регистрации рекламы может привести к наложению штрафов или блокировке рекламной кампании.

Например, если реклама была зарегистрирована с нарушением требований к контенту или формату рекламы, оператор Рекламных Данных может отклонить или заблокировать рекламу, а также наложить штраф.

За нарушение правил маркировки рекламы предусмотрены штрафы, размер которых определен положениями статьи 14.3 КоАП РФ "Нарушение законодательства о рекламе". В данную статью были добавлены подпункты 15-17.

Штрафы при непредставлении данных или нарушениях сроков подачи (30 дней после рекламной кампании) в ЕРИР:

Физическим лицам (в т.ч. самозанятым) — от 10 до 30 тысяч руб.;

Юридическому лицу — от 200 до 500 тысяч рублей

На ИП или должностное лицо (если обязанность возложена должностной инструкцией на конкретное лицо) — от 30 до 100 тысяч рублей

Если токен отсутствует в рекламе или размещен неправильно:

Физическим лицам (в т.ч. самозанятым) — от 30 до 100 тысяч рублей;

Для ИП и должностного лица — от 100 до 200 тысяч рублей;

На юридическое лицо — от 200 до 500 тысяч рублей.

Кроме того, если нарушение правил регистрации рекламы приводит к ущербу, например, если реклама является вводящей в заблуждение и приводит к финансовым потерям клиентов, юридические и физические лица могут обратиться в суд для получения возмещения убытков.

Это, кстати, интересный момент. Видимо, это вариант борьбы с контрафактом и фальсификацией. Опять же, есть риск для тех, кто любит сильно приукрашивать свойства своего товара или услуги. Ведь теперь, по сути, если товар не соответствует написанной в рекламе информации и ожиданиям клиента, он может подать в суд заявление о возмещении убытков. Конечно, если клиент перед покупкой скопирует токен с креатива)))

Поэтому, другого пути нет, начинаем разбираться, изучать требования к рекламным материалам, учимся их соблюдать и размещать рекламу в соответствии с законодательством.

Надеюсь, не сильно устали, статья получилась объемной, но мне искренне хотелось разобраться самой и поделиться с вами максимально подробной и понятной информацией.

Поделитесь, начали ли маркировать рекламу и передавать отчеты? Есть ли трудности в работе с маркировкой рекламы?

Всем успешных кампаний и хорошего настроения!

P.S. если Вам понравилась статья, делитесь ссылкой на нее в своих блогах - пусть будет больше людей, кто разобрался, и меньше штрафов)))

0
83 комментария
Написать комментарий...
Protein Wars

от души, закинул в закладки.

Ответить
Развернуть ветку
Lily Fox
Автор

спасибо, я старалась)

Ответить
Развернуть ветку
Алёна Никифорова

Спасибо за статью, очень информативно!
Есть вопрос, может, получится его разъяснить: у меня на ведении группа ВК, как мне публиковать рекламу в сообществе я поняла, но у меня есть администраторы - если они публикуют рекламу и не выполняют требования закона - кто несет ответственность - админ, или я, как владелец группы?

Ответить
Развернуть ветку
Lily Fox
Автор

Алена, благодарю за высокую оценку материала! Если документально этот момент не оформлен, т.е. прямо с договоре с Администратором не прописано, что он должен соблюдать требования закона о рекламе и несет ответственность за публикацию материала без маркировки или с нарушением маркировки, то ответственность всегда будет на владельце

Ответить
Развернуть ветку
Roktur

Единственный пост о рекламе, где нет воды! Однозначно в закладки! Спасибо👍

Ответить
Развернуть ветку
Lily Fox
Автор

Спасибо за высокую оценку материала!

Ответить
Развернуть ветку
Sviatoslav Shatunov

1 и 2 пункты. Кто создает этот аккаунт в ОРД ? Рекламодатель или рекламораспространитель? Сама компания или агентство/контрагент ?

Ответить
Развернуть ветку
Lily Fox
Автор

Святослав, аккаунт может быть и у тех и у других, либо, у кого-то одного. Креатив должен зарегистрировать либо тот, либо другой, любой элемент рекламной цепочки. Т.е. законодательство сейчас диктует, что креатив должен быть маркирован, а кто это сделает - вопрос договоренности сторон. То же и с отчетом.

Например, я рекламодатель и регистрирую креатив, захожу в свой аккант в ОРД, загружаю креатив и указываю что я - рекламодатель + указываю кто рекламораспространитель (например, блогер), получаю токен, маркирую, отдаю блогеру. После выхода рекламы формирую отчет.
Второй вариант, та же самая реклама, с теми же участниками, но довоговорились, что регистрирует и сдает отчет блогер. Тогда блогер заходит в свой кабинет, загружает мой креатив, меня указывает рекламодателем, себя рекламораспространителем, получает токен, маркирует рекламу и в дальнейшем сдает отчет.

Ответить
Развернуть ветку
Jonny White

Про отчёт не выхватил. Не совсем понимаю как его формировать и куда направить?) Пост хорош, спасибо

Ответить
Развернуть ветку
Lily Fox
Автор

Здравствуйте! Отчет оформляется раз в месяц в личном кабинете ОРД, там тоже много нюансов, хватит на отдельную статью - я ее сейчас пишу, чуть позже опубликую. Если вкратце, то отчет по креативам должен подавать тот участник цепочки, кто зарегистрировал и получил токен на креатив. Основные данные - охваты и стоимость в деньгах + указываются данные закрывающих бухгалтерских документов.

Ответить
Развернуть ветку
4 комментария
Артур Денисов

Здравствуйте!
Два вопроса.
1. Призываю людей пройти на бесплатную консультацию. Это реклама?
2. В своей группе ВК в комментариях под постамм призываю подписаться ещё на свой тг канал. Это реклама?

Ответить
Развернуть ветку
Lily Fox
Автор

Здравствуйте, Артур!
1. Реклама, да, потому что есть факт привлечения к услуге, то момент, что услуга бесплатная, не важен.
2. В своих соцсетях Вы можете призывать подписаться на свои же соцсети или блоги, это не будет считаться рекламой. Во всяком случае, в инфографике от ФАС так. А вот если в своих соцсетях призываете подписаться на чужие соцсети, это уже реклама.

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Алекс Хинт

Спасибо огромное! Отличный материал и все по полочкам!

Ответить
Развернуть ветку
Александр

Отличная статья, но есть вопрос по отчетности. Везде все пишут по-разному. Если мы площадка, и мы прописали в договоре, что маркировкой полностью занимается агентство/рекламодатель, у вас написано, что отчитываться могут они, площадке делать ничего не надо. Но во многих статьях написано, и многие юристы говорят, что мы тоже должны после выхода рекламы отчитываться, подав акт. Кому верить? Есть ли в законе какая-то формулировка насчет этого, на которую можно сослаться?

Ответить
Развернуть ветку
Алекс Хинт

Александр, по деньгам отчитываются все участники цепочки (регистрируют договоры и подают данные актов), а по креативу только тот - кто его зарегистрировал.

Ответить
Развернуть ветку
2 комментария
Lily Fox
Автор

Александр, да, у меня ив ОРД должны отчитаться все участники цепочки, как верно заметил в комменте Алекс, все кто получает доход (акт - отчет по полученному с РК доходу), и участник цепочки, кто зарегистрировал креатив, отчитывается по статистике размещения (показам).
Т.е. получается все агентства и рекламораспространитель в любом случае подают отчет. А вот рекламодатель, если он делегировал по договору получение токена на креатив агентству или рекламной площадке, единственный, кто может не отчитываться.
Получается если вы - рекламная площадка, зарегистрировать доходный договор (привязав его к изначальному договору), должна после открутки креатива подать данные акта (т.е. там вы указываете сколько денег вы заработали с данной рекламы). А по креативу отчитывается рекламодатель или агентство.

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Unknown

Спасибо за информационную статью! Очень полезно!

Ответить
Развернуть ветку
Юлия Веселкина

Благодарю за подробную и доступно изложенную информацию!👏

Ответить
Развернуть ветку
Павел

1) Если баннер на своем же ресурсе (например, сайте) ведет на соседнюю страницу, то его надо маркировать?
2) Если статья в своем же блоге содержит перелинковку на продуктовую страницу на том же домене, то такую статью надо маркировать?

Ответить
Развернуть ветку
Lily Fox
Автор

Павел, сейчас я думаю это лотерея, никто не знает, как ФАС расценит конкретный баннер. Не знаю, что у Вас за товары, расскажу на примере газонокосилок.
1. Если баннер оценить по критериям рекламы (в статье есть) и он под эти критерии подходит, то да, надо маркировать. Условно, если баннер с посылом "Инструкции здесь" - конечно, не реклама. Если баннер, на котором группа товаров, а не конкретный товар из каталога (условно, раздел каталога "газонокосилки", здесь и ниже ) - не маркируем, т.к. по сути это переход в каталог.
А если конкретная газонокосилка, с фото и характеристиками (т.е. конкретно к ней привлекается внимание) - маркируем. Т.е. каждый случай нужно оценивать соответствует понятию "реклама" или нет. А место размещения уже не так важно, свой сайт или чужой.
2. Тоже индивидуально. Если ссылок будет несколько, например, делаете "обзор газонокосилок" и в статье несколько ссылок на разные модели, при этом, нет явного выделения какой-то конкретной модели и вы даете потенциальному клиенту возможность выбора, то не надо маркировать. А если в красках конкретную газонокосилку в статье описываете - то да, маркировать надо.
Т.е. в каждом случае индивидуально.

Ответить
Развернуть ветку
Ира

Добрый день! Спасибо за материал, но все равно есть вопросы, можно?
1. Если у меня оффлайн-магазин с косметикой, например. Товары разных производителей. И мой ТГ-канал посвящен тому, что я рассказываю про каждый товар. В день по посту. Получается, что каждый пост надо маркировать? Рассказываем про свойства товара, его характеристики. Без призыва прийти купить, без цены, без адреса магазина. Каждый пост не выбивается из общей стилистики.
2. Если я в посте буду писать про несколько товаров и сравнивать их (плюсы и минусы) - это надо маркировать?
3. Если я в сентябре опубликовала 30 постов, в октябре за них отчиталась, но в октябре же опубликовала еще 30 постов - мне в ноябре надо и за сентябрьские отчитываться, и за октябрьские? ведь они же вечные, не удаляются из канала.

Ответить
Развернуть ветку
Lily Fox
Автор

Ира, здравствуйте! Если ответы еще актуальны.
1. Если все так, как пишете, не думаю, что нужно маркировать каждый пост, на первый взгляд, докопаться не к чему
2. Если при этом явно не видно что среди пяти товаров вы хотите продать именно 4-й (эмоциональная окраска, явные преимущества на фоне других) и нет призывов и других вышеперечисленных признаков рекламы, то, думаю что такой материал - это обзор. а не реклама.
3. За рекламные вечные посты да, нужно отчитываться ежемесячно, пока реклама размещена. Но если мы выяснили, что посты - информирование об ассортименте, а не реклама, то и отчитываться не нужно.

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Daria

Привет! Спасибо большое за статью, но вопросов все равно больше, чем ответов. У меня, например, магазин автозапчастей, нет никаких договоров на рекламу, более того один и тот же товар может придти от разных поставщиков. Как мне выкладывать посты с информацией о товаре? :( Например, если хочу "проинформировать", что приехало новое моторное масло Смазочка.

Ответить
Развернуть ветку
Lily Fox
Автор

Дарья, выкладывание вами в собственных соцсетях информации о товарах (поступлениях, новинках и т.п.) это - информационная деятельность компании, а не реклама. Под рукой нет, но было такое разъяснение РКН. Важно не переусердствовать - все посты должны быть в одной стилистике и желательно без явных призывов купить. Или, если есть возможность, про несколько товаров в одном посте написать, без выделения фаворита. Если сомневаетесь, то лучше промаркировать. А от каких поставщиков не важно же, вы же не поставщиков рекламируете, а товар. Креатив загружаете в разделе ОРД "самореклама", там есть такой. Т.е на свое ИП/ЮЛ формально в ОРД заводите договор саморекламы (его физически не существует), получаете токен на пост и публикуете пост с маркировкой. Одно но - придется ежемесячно статистику подавать по креативу.

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
Mikhail Che

такие статьи надо начинать со слов "а теперь давайте покопаемся в дерьме"

Ответить
Развернуть ветку
Lily Fox
Автор

точно) долго и нудно покопаемся)))

Ответить
Развернуть ветку
Михаил Сергеевич

1 вопрос - вы прорекламировали операторов рекламы в данной статье? Судя из этого закона можно ЛЮБУЮ статью подвести под рекламную.
2 вопрос - что делать, если кто-то закажет кучу ссылок на разных площадках, закупит посты и потом подаст в роскомнадзор на владельца рекламируемого товара? Тыж не докажешь, что это не ты рекламировал, а кто-то другой.

Ответить
Развернуть ветку
Михаил Сергеевич

Плюс что делать с теми постами и ссылками, что были созданы ранее. Например пару лет назад. Никто же не будет даже разбираться когда и кто публиковал, просто бери и шлепай штрафы всем подряд.

Ответить
Развернуть ветку
2 комментария
Lily Fox
Автор

Михаил, по вашим вопросам:
1. Нет, операторы, пусть и со ссылками, перечислены списком, никто из операторов не выделен (к нему не привлекается внимание, не выделены явно преимущества и тп). Т.е. такое написание можно подвести к формату «каталог», где человек может выбрать подходящий сервис.
Однако, соглашусь, что статьи сейчас писать куда сложнее, если я например захочу написать про какой-нибудь сервис, потому что он мне просто нравится, а не потому что заплатили, по логике сегодняшнего дня - это реклама и ее надо маркировать 😬
2. Вот этот вопрос вообще прям спорный. Думаю, ФАС должны будут проверить данные, запросить данные по оплатам с рекламных площадок. И даже если наложат штрафы, то их можно будет оспорить в суде

Ответить
Развернуть ветку
Ирина Михалицина

Спасибо, но остались вопросы, можно выложу?)
- каждый токен оплачивается отдельно ?
- примерная сумма оплаты за токен в телеграм канале на баннере?
- сумма абон платежа за личный кабинет ОРД , на котором происходит маркировка и отправка данных примерно одинаковая - 5 т р

Ответить
Развернуть ветку
Lily Fox
Автор

Ирина, конечно)
1. За получение самого токена Вы ОРД ничего не платите, оплата считается по отчетам. Схема расчета и тарифы у всех ОРД разные.
Напишу на примере медиаскаута, мои клиенты на нем сидят.
Т.е. тариф считается по сумме открученных на рекламу денег. Если вы участник, который подал только договор и акт по доходу - то с этой суммы 1%.
С тех договоров, где вы регистрировали токен и подавали статистику по нему - 1,1% от суммы акта.
Но, у того же медиаскаута есть минимальный платеж, 1000₽, который платится в любом случае, даже если в месяце не было размещений. Если по тарифу получается меньше - платится 1000, если больше - то по факту.

2. Все зависит от стоимости рекламы по договору, в 1 пункте ответ)
Нет такого понятие средняя стоимость. От рекламы в 40тыс счет орд будет 440₽, от рекламы в 5тыс -55₽. Но надо учитывать, что суммы надо будет провести по налогам (а это 4-7% со всей суммы) + вся бумажная волокита с документами и нюансы корректной работы с ОРД (большой объем данных, где должна быть 100% прослеживаетесь). Потому блогеры вынуждены повысить цену, что уже и делают.

3. В основном да, медиаскаут - 1000 минимальный, вк и Яндекс пока бесплатные, но обещают вот-вот выкатить тарифы. И там нюансы есть

Ответить
Развернуть ветку
Максим Егоров

Просто супер! Все по полочкам! Автору огромное спасибо)

Задам вопрос про репосты в ВК.

Если рекламодатель отправляет мне ссылку, которую я должен репостнуть в своем сообществе ВК. (он при создании поста, его никак не маркировал).

Могу ли я промаркировать данный пост в комментариях к данному репосту в своем сообществе в вк? (указать ерир и пометку).

Если нет, то где это лучше указать? (изначальная маркировка при создании поста рекламодателем не в счет)

Ответить
Развернуть ветку
Lily Fox
Автор

Спасибо, Максим)
Думаю, будет разумно поставить маркировку сверху поста (в своем комментарии перед репостом, т.е. чтобы не менялся состав креатива, а в ОРД вносите текст и графику исходного поста.

Ответить
Развернуть ветку
Марк Майер

Единственный материал, после которого в голове хоть какая-то схема выстроилась. Спасибо, от души!

Ответить
Развернуть ветку
Максим Егоров

Еще возник вопрос)
Я - рекламораспространитель.
Создаю договор в орд с рекламодателем.

Такой вопрос, должен ли рекламодатель создавать еще и у себя в орд договр со мной? или хватит договора который будет у меня в орд?

(т.к. некоторые рекламодатели могут предоставить не свой ИНН)

Ответить
Развернуть ветку
Lily Fox
Автор

Максим, а токен кто регистрирует? Если все делаете Вы, регистрируете договор, получаете токен, а потом закрываете актом + подаете статистику размещений, то рекламодателю не нужно ничего вносить. Если токен получает РД, то по идее, тоже он не сможет отчитаться по креативу, если у него не будет занесен договор с РР. Только не совсем поняла про ИНН. Вся привязка в ОРД идет по ИНН и если он будет не корректен, то рано или поздно ошибки выявятся системой.

Ответить
Развернуть ветку
Вячеслав Ставицкий

Отличный материал, благодарю.Есть несколько вопросов, качающихся подкаста:

1) Скажите, если я веду свой подкаст как эксперт. Ко мне приходят гости другие эксперты (безоплатно) и мы обсуждаем различные темы, не рекламирую конкретную услугу друг друга. Это не будет рекламой?

2) Если весть мой подкаст в формате диалогов с другими людьми формирует образ эксперта, и имеет ссылку, например, на бесплатную консультацию. И соответственно призыв (не эмоциональный) что есть такая возможность. Это будет рекламой?

3) Если в подкаст пригласил гостя, у которого есть другой подкаст, или сообщество... и мы обсуждаем общие вещи без прямой рекламы, но мы же информируем свою аудиторию что есть такое сообщество, или другой подкаст? Или рекламируем? И важно ли при этом что за такую рекламу никто никому ничего не платил?

4) Вопрос процессного характера. Если я сам эксперт, веду свой экспертный подкаст, через который вызываю интерес к своим услугам, и решил его маркировать на всякий случай. Как мне вообще все это отражать, учитывая что я единственная сторона в этой истории, и сам себе ничего не платил. Договор с самим собой и 0 сумма? )) Вот тут совсем ничего не понятно

Ответить
Развернуть ветку
Lily Fox
Автор

Вячеслав, по Вашим вопросам:
1. Если конкретная услуга не выделяется, на акцентируется и нет явных призывов к действию - то это не реклама.
2. Тут немного спорно, т.к. призыв все же присутствует, т.е. внимание привлекается. Вопрос платно или бесплатно не важен, ФАС часто об этом пишет. Лучше маркировать такую ссылку
3. История примерно как и во 2 вопросе, ФАС может посчитать рекламой. У них есть даже материал в котором написано. что "призыв подписаться на соцсети / блоги других людей / компаний это реклама. Рекламой не считается призыв подписаться на другие свои ресурсы (например, если в ВК предлагаем подписаться на свой же ютуб). По идее, если сделать сильно нативно, т.е. в описании, кто гость, указать ФИО, регалии - достижения, и, например, ссылку на подкаст. Тут наверно может "прокатить"
4. Если информирование на собственных ресурсах о собственных услугах в едином стиле (однотипные посты, каталог на сайте, например, не знаю как это в подкасте может быть - цикл записей об услугах наверно)) - то это не реклама.
Но если эмоционально окрашенные предложения, с CTA, акцями и явным привлечением внимания к конкретной услуге, то это уже самореклама. Ее надо маркировать, у ОРД есть отдельный функционал под саморекламу. Загружается креатив, ежемесячно сдается отчет. Договор формальный, как сущность, т.е. только чтобы занести. Физически договора нет.
Надеюсь, смогла помочь, если актуально еще (в отпуске была)

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
Lily Fox
Автор

как лихо нативочку закинули)))

Ответить
Развернуть ветку
Дмитрий Романов

информируете об акциях ... Вы это отнесли к не рекламе. ?

Ответить
Развернуть ветку
Lily Fox
Автор

Дмитрий, Вы правы, что момент спорный, но такой комментарий присутствует в комментариях ФАС, и ключевое здесь не слова "акция", а то, как представлена информация. Акции же разные могут быть. Плюс, может быть страница сайта "спецпредложения и акции", или ветка в соцсети, где изначально предусмотрено размещение информации об акциях компании. Это же не будет считаться рекламой. А если закрепленный баннер, поп-ап или другой блок, явно привлекающий внимание, к информации, не профильной просматриваемой странице - то реклама, пусть даже и информационное содержимое одно. Но грань действительно тонкая, и как в каждом конкретном случае расценит ФАС - не известно.

Ответить
Развернуть ветку
Иван Викторович

Добрый день,
Подскажите, есть наш подрядчик ("агент-продавец"), он хочет сделать о нас репост в своем блоге (до 1000 подписчиков) указав промо код, мы ему не платим, как быть?

Ответить
Развернуть ветку
Иван Викторович

Del.

Ответить
Развернуть ветку
Lily Fox
Автор

Здравствуйте! Смотрите, все перечисленные моменты не важны: репост или прямой пост, количество подписчиков, отсутствие оплаты за пост, раз посыл рекламный (промокод на услугу / товар) - надо маркировать. К сожалению, позиция ФАС такая. В их разъяснениях видела вопрос, очень похожий на Ваш, ответ был однозначный.

Ответить
Развернуть ветку
2 комментария
Doca Kids

Спасибо большое! Очень подробная статья. А подскажите, пожалуйста, не нашла в законе где сказано, что все стороны, должны размещать договор предварительный в орд, если не сложно скиньте статью и предусмотрен ли за несдачу договора штраф? Ситуация - я размещаю на канале через админтат и перфлюенс рекламу, они сами все маркируют, я только слежу чтобы посты были правильно оформлены. Получается мне ещё необходимо договор в орд решать?

Ответить
Развернуть ветку
Lily Fox
Автор

По идее, если реклама размещается через агентство, они могут взять на себя функцию по передаче информации в ЕРИР. Это должно быть закреплено договором. Технически они могут это сделать, т.к. являюся средним звеном цепи и у них есть договор и с рекламодателем и с рекламораспространителем. Т.е. у них есть реквизиты всех договоров, актов и статистика.
Но в многочисленных разъяснениях РКН они везде пишут, что ответственность в любом случае лежит на участнике, кто должен передавать эту информацию. Т.е. если вдруг выявится недостаточность информации - штраф будет блогеру.
Проверьте в ЕРИР, выполняют ли агентства взятые на себя обязательства - войдите через госуслуги в ерир, если там есть договоры, совпадают суммы, и договоры закрыты актами - все хорошо, тогда Вам ничего не нужно вносить дополнительно. Если например, договор есть, а акта нет (сроки опять же надо смотреть, может еще есть время) - то уже вопрос.
Сейчас многие агентства говорят "мы все сделаем", а по факту, не разобравшись до конца, получают токен, но вносят не всю информацию. Риски есть. А штрафы в статье описаны (14.3 КоАП РФ, пп.16): Штрафы при непредставлении данных или нарушениях сроков подачи (30 дней после рекламной кампании) в ЕРИР:

Физическим лицам (в т.ч. самозанятым) — от 10 до 30 тысяч руб.;

Юридическому лицу — от 200 до 500 тысяч рублей

На ИП или должностное лицо (если обязанность возложена должностной инструкцией на конкретное лицо) — от 30 до 100 тысяч рублей

Ответить
Развернуть ветку
6 комментариев
Елена

Можно пару вопросов. Веду группу от лица компании, периодически проводим вебинары и приглашем туда всех желающих (это один из видов нашей деятельности) Это является рекламой?
И второй вопрос. Я правильно понимаю, что если мы, как компания рекламодатель заключаем договор с агентством и прописываем их полную ответственность, то рекламодатель не должен ни регистрировать в ОРД креатив, ни свой договор на размещение рекламы, ни подавать статистику, все это делает за нас агентство?

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
Lily Fox
Автор

Александр, напишите свою статью. станьте популярным и там рекламируйтесь, пожалуйста, не нужно на мою аудиторию. Жаль поздно увидела. Не люблю таких умников. Бан

Ответить
Развернуть ветку
Елена

Добрый день. Благодарю. Нужна консультация по моему роду деятельности. Я- организатор , провожу на веб площадках встречи и приглашаю спикеров. Как быть в этом случае?
И еще вопрос. На емейл рассылки это все распространяется?
Немного в отчаянии. Прошу помощи)))

Ответить
Развернуть ветку
Lily Fox
Автор

Елена, Вы уже нашли ответы на свои вопросы? Если нет, я выше Вам написала контакт, напишите в ТГ @LProxx, поищем ответы вместе

Ответить
Развернуть ветку
Евгений Геннадьев

Здесь по теме https://youtu.be/YDzxLA1JjxY

Ответить
Развернуть ветку
Lily Fox
Автор

Евгений, Вы что хотите сказать этим видео? Здесь люди ищут информацию и ответы, потому что им работать в этой сфере. А поболтать о том, кому это выгодно и зачем это все, поделиться мемчиками - я думаю это не сюда

Ответить
Развернуть ветку
Евгений Бекленищев
Ответить
Развернуть ветку
Larisa Kolesnikova

А как быть сетевикам? Договора с компанией нет. Рекламодатель и рекламораспространитель, по-сути, одно лицо. Либо, рекламодатель -компания, а рекламораспространитель - сетевик. Но договора-тотнет! А любой пост или видео с рекомендацией продукции или компании может расцениваться как рекламный, т.к. нацелен на неопределенный круг лиц и выделяет товар или компанию. Как продвигаться через каналы и соцсети?

Ответить
Развернуть ветку
Lily Fox
Автор

Лариса, здравствуйте! Возможно, Вы уже нашли ответ на свой вопрос, но я все же напишу. Здесь немного по-другому. Такие посты - 100% реклама. Но в данном случае, при прямых продажах, получается, что заказчик рекламы - не компания, с которой Вы сотрудничаете, а Вы - как продавец товаров. Т.е. это по сути вариант саморекламы. Как если бы Вы рекламировали товары собственного производства, например. Такие договоры регистрируются "как сущность", условно № 1 от 01.01.24 (дата, с которой Вы начали публиковать такие посты, сторис и т.п.). В таком договоре обе стороны - это Вы, и рекламодатель и рекламораспространитель. Получаете токены и ежемесячно делаете отчет по охватам. вы же сами себе деньги не платите, отчета по доходным договорам в таком варианте нет.

Ответить
Развернуть ветку
Vyacheslav Karpov

Кто-то чё-то понял? Какой ещё договор? С кем? Как? Какой ещё креатив? Просмотры и показы считать и передавать? Да ну вы чё? И самое главное - сентябрь давно отменили?

Ответить
Развернуть ветку
Lily Fox
Автор

Вопросы, конечно, у многих есть, узкие, но общую информацию постаралась максимально понятно расписала. Вам совсем ничего не понятно?

Ответить
Развернуть ветку
Polina Kurant

Привет! Поддержка Яндекса очень долго отвечает, вдруг тут кто-то сможет подсказать.
Подаём акт отчётный в Адфоксе. Выдаёт ошибку: "идентификатор контрагента-заказчика не зарегистрирован в ЕРИР". Не понимаем, что это значит(

Ответить
Развернуть ветку
Евгения Вазенмиллер

Постоянно на форумах в комментариях нахваливают какой-то товар. По сути тоже реклама, но там нет реферальных ссылок, и автор не получает никаких гонораров за свою "сарафанную рекламу".
Ну, и, естественно, хочется создать кучу дутых аккаунтов и через них пиарить и пиариться на форумах.
И ещё обучающие платформы просят оставлять отзывы на "отзывочных площадках" типа "отзовик" и начисляют баллы за отзывы. По сути тоже реклама за вознаграждение.
Это всё ФАС вряд ли сможет отследить.

Ответить
Развернуть ветку
Евгения Вазенмиллер

Вопрос сразу возникает.
Я хочу написать статьи "Лучшие бесплатные курсы Python, PHP, HTML, CSS и т.д." и снять видео с обзорами.
Естественно, буду давать ссылки. Реклама или не реклама? Курсы-то бесплатные.
А если дам ссылку на сайт vc.ru, мол, отличный новостной канал, тоже реклама?

Ответить
Развернуть ветку
Евгения Вазенмиллер

В конце концов заставят получать токены на все товары в своём интернет-магазине.

Ответить
Развернуть ветку
Ренат Батыров

.

Ответить
Развернуть ветку
80 комментариев
Раскрывать всегда